И. Кант: «критический» период творчества. Этика Канта
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основные проблемы: механизмы познавательной деятельности, этика, проблемы социальной философии и антропологии.

Коперниковский поворот от исследования объекта познания на субъекта познавательной деятельности (не что познается, а с помощью чего и как познается). Кант писал, что до него философы исследовали мир, с помощью разума, но не исследовали сам разум (как инструмент познания). До него философия догматически и слепо верила в способности разума, хотя эти способности и границы разума никто не проверял.

Задача: провести критический анализ всей предшествующей ему философии. Фундаментальные труды:

  • «Критика чистого разума» (проблемы познания).
  • «Критика практического разума» (этическое учение, проблемы нравственности). Ответ на вопросы: какой должна быть мораль?, что есть моральное (нравственное поведение?.
  • «Критика способности суждения» (эстетика, как учение о прекрасном и возвышенном и идея всеобщей целесообразности).

Основные идеи:

1. Уяснить границы и возможности познавательной деятельности.

Систематизация категорий

Выделяя три группы категорий, И.Кант утверждал, что все категории имеют априорный (доопытный) характер. Это исходные, конструктивные схемы, предшествующие опыту. Это «понятийная сетка», которую познающий «набрасывает» хаос чувственных впечатлений. Они помогают связывать разнородные впечатления в единое целое, осмысливать их.

Априорные категории не требуют опытного доказательства, например – «человеческая жизнь протекает во времени», «все тела имеют массу». Любое из этих положений очевидно.

Таких категорий три группы:

Категории чувственности Категории рассудка Категории разума
  • пространство
  • время
  • количество
  • качество
  • модальность
  • отношение
  • идеи, выходящие за границы опыта – душа, мир, Бог, свобода воли, «вещь-в-себе».
Они характеризуют нашу способность обобщать и осмысливать показания органов чувств. Это очки, через которые человек смотрит на мир. Благодаря априорным формам созерцания, доказывал Кант, мы имеем дело уже с упорядоченным опытом, а не с хаосом внешних впечатлений. Имеют объективное и общее содержание, благодаря чему опыт имеет значение всеобщности и необходимости. Мы не можем достоверно знать, что Бог существует, поскольку идея эта не получает опытного подтверждения. Существуют и утверждения, истинность или ложность которых мы не можем не подтвердить, не опровергнуть никаким опытом. Такие утверждения Кант называет антиномиями. «Вещь в себе» - абсолютно не может быть понята разумом. Это только представление о вещи, о которой мы не можем сказать ни то, что она возможна, ни то, что она не возможна.

Всякое научное знание возможно только в пределах возможного опыта. А там, где оно выходит за эти пределы, неизбежны пустое фантазерство или противоречия, которые Кант называет антиномиями чистого разума.

Антиномии: «Антиномия» буквально переводится с греческого как «противоречие с законом».

  • Бог есть – Бога нет,
  • Мир конечен во времени и пространстве – Мир бесконечен во времени и пространстве,
  • В мире все целесообразно - В мире нет ничего целесообразного.

Ограничение Кантом разума получило впоследствии название агностицизма. Сам термин «агностицизм» появился в середине XIX века, т. е. после Канта, но в современной литературе он часто употребляется для характеристики именно кантовской философии. Нам известно греческое слово «гносис», т. е. «знание», от которого с приставкой «а» образовано слово «агностицизм» для обозначения «учения о непознаваемости мира». Обычно агностицизм Канта характеризуют в том смысле, что познание «вещи-в-себе», согласно его учению, невозможно. Но что такое «в себе» и что такое «для нас»?

  • Картина мира никогда не будет соответствовать самой действительности. Внешний мир, утверждает Кант, воздействует на наши чувства, наполняя их хаосом впечатлений. Но после того, как этот хаос упорядочивается при помощи форм созерцания и категорий, мы уже имеем дело с собственным опытом.

И он свидетельствует не только о существовании внешнего мира, но и об устройстве наших познавательных способностей, о всеобщих правилах и формах познавательного процесса. Таким образом, открыв всеобщие, а в его терминологии «трансцендентальные», предпосылки познавательного процесса, Кант противопоставил наши знания действительности, определив первое как феномен, а второе — как ноумен.

Сфера трансцендентального, по Канту, отделяет субъекта от объекта. В наших знаниях (феномен) никогда не будет адекватно отражен мир вещей (ноумен). В этом суть кантовского агностицизма.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 316.