Эволюция подходов к экологическому аудиту
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Место и роль экологического аудита в Британском стандарте BS 7750

Особенностями стандарта BS 7750 состоит в соответствии стандартам серии ISO 9000 по менеджменту качества, а также в том, что в нем не закреплены конкретные требования к природоохранной деятельности предприятий. В большей степени BS 7750 содержит рекомендации по созданию экотехнической системы и проведению Compliance-Audit. Стандарт описывает отдельные элементы системы экологического менеджмента, которые являются обязательными для любых организаций.

Такая система должна позволить предприятиям создать эффективный метод для разработки экологической политики и экологических целей, обеспечить их выполнение и документально зафиксировать успехи. С этой целью стандартом предусмотрена процедура сертифицирования. Кроме определения требований к системе экологического менеджмента, BS 7750 предлагает также руководство по осуществлению и проверке. Так как данный документ представляет собой дополнение к соответствующим нормам по управлению качеством ISO 9000 и стандарту BS 5750, то в нем используется та же терминология и содержатся сходные требования и процедуры. Стандарт BS 7750 может успешно использоваться в качестве дополнения к «Руководству по экологическому менеджменту и экоаудиту ЕС», особенно на этапе организации экологического управления. Структура стандарта и одновременно схема проведения аудита представлены на рис 2.:

 

Рис.2. Элементы экотехнической системы (BS 7750)

Цели и задачи экологического аудита

Согласно МС ИСО 19011:2002 целями аудита могут быть:

1) подтверждение соответствия требованиям стандарта системы менеджмента в целях прохождения сертификации;

2) подтверждение соответствия требованиям законодательства, контракта;

3) получение и поддержание уверенности в возможностях поставщика;

4) содействие улучшению системы менеджмента и экологической результативности деятельности предприятия.

Задачи, которые решаются посредством аудита, могут включать:

  • получение информации о степени соответствия организации установленным экологическим требованиям (как законодательным, так и разработанным самой организацией);
  • анализ рисков, внутреннее расследование причин аварии или нештатной ситуации, которая привела (или могла привести) к экологическим последствиям, а также к ущербу для здоровья людей;
  • получение информации о возможностях совершенствования экологической результативности, сокращения затрат, связанных с использованием природных ресурсов, сырья, энергии и пр.;
  • оценку исходной ситуации или оценку соответствия при разработке, внедрении и сертификации системы экологического менеджмента;
  • выполнение условий финансовых организаций, страховых компаний (предоставление заключения экологического аудита при получении кредита, страховании и пр.);
  • получение информации, которая может повлиять на стоимость компании при купле – продаже (в том числе о загрязнении окружающей среды и изменениях в природных ресурсах, которые являются результатом прошлой деятельности);
  • получение объективной оценки экологической деятельности экономического субъекта или уровня экологической безопасности предприятия;
  • выявление приоритетов решения экологических проблем предприятия и подготовка обоснованных рекомендаций по стратегии и тактике развития предприятия в экологической сфере;
  • выявление полноты и достоверности документации и отчетности предприятия;
  • определения эффективности выполнения природоохранных мероприятий и предписаний органов государственного надзора;
  • оценка уровня организационной работы, нормативно-правового обеспечения, степени подготовленности персонала.

 

Классификации аудитов

Аудиты могут быть классифицированы по виду, по стадиям, по объекту и по методу проведения (рис. 6).

 

 

Рис. 6. Классификация аудитов

 

 

Виды аудитов

По видам аудиты могут быть внутренними и внешними (рис. 6).

Аудит первой стороной (внутренний аудит). Это аудит, проводимый организацией у себя же, т. е. внутренняя проверка, требующая от организации обследования ее собственных систем, процедур и работ, чтобы удостовериться в их адекватности и соответствии. Он представляет руководству информацию о том:

  • выполняются ли его приказы, распоряжения, директивы;
  • так ли система действенна и результативна, как ей следует быть;
  • где система дает сбои.

Организация руководит своей внутренней проверкой и демонстрирует, что ее система менеджмента соответствует требованиям применимого стандарта. Однако можно ожидать, что результаты внутреннего аудита будут рассматриваться с определенным скептицизмом сторонними организациями. Тем не менее, внутренние аудиты можно использовать в процессе подготовки к сертификации для определения, как продвигается организация к проверке второй и третьей стороной.

Аудит второй стороной. Это проверка организации от имени потребителя или другой заинтересованной стороны. Цель аудита второй стороной – получить достаточную информацию о системе менеджмента организации для обеспечения уверенности потребителя в том, что его специфические требования будут выполняться гарантировано и стабильно.

Важно, чтобы аудит проводился профессионально и достоверно отражал результативность системы менеджмента организации. Необходимо помнить, что результаты аудита повлекут коммерческие решения, которые могут повлиять на будущее обеих организаций. Поэтому он должен быть проведен квалифицированным обученным персоналом, что является гарантией получения достоверной информации.

Неудобством для небольших организаций будет являться то, что они могут в течение короткого периода времени подвергаться нескольким проверкам, проводимыми второй стороной. Часто могут иметь место различные интерпретации или различия в требованиях.

Аудит второй стороной может проводиться независимой организацией (например, органом по сертификации или консалтинговой компанией), но это будет аудит от имени заинтересованной стороны, если эта сторона выступает в роли заказчика аудита и, соответственно, получает от проверяющей организации отчет по результатам проверки.

Аудит третьей стороной. Это проверка, проводимая внешней независимой организацией (третьей стороной). Чаще всего оценка третьей стороной применяется с целью выявления соответствия стандарту и выхода на сертификацию.

Как и аудит второй стороной, аудит третьей стороной предъявляет особые требования, как к аудитору, так и к проверяемой организации. Аудитор должен быть профессиональным и компетентным, чтобы результаты аудита точно и справедливо отражали состояние системы менеджмента.

 

 

Стадии проведения аудита

По стадиям аудиты разделяются на две стадии:

  • проверка адекватности;
  • проверка соответствия.

Проверка адекватности определяется степень, с которой документированная система адекватна требованиям применимого стандарта.

Проверка адекватности может выполняться путем:

  • рассмотрения требований соответствующего стандарта с определением тех частей документированной системы, которые относятся к данным требованиям;
  • проработки пункт за пунктом документированной системы и сопоставление с применимыми требованиями стандарта.

У всех проверок третьей стороной и многих проверок второй стороной следующая стадия проверки зависит от результатов первой стадии, поскольку, если документация системы менеджмента неадекватна требованиям применимого стандарта, то нет смысла проверять соответствует ли деятельность на местах требованиям, установленным в этой документации.

Проверка соответствия. Эта проверка, признанная установить степень, с которой документированная система понимается, внедрена и поддерживается работниками.

В тех случаях, когда применимый стандарт не требует для осуществления той или иной деятельности разрабатывать документированную процедуру, проверка соответствия производится относительно применимых требований стандарта.

 

 

Объекты аудита

Объектами аудита могут быть продукция, процессы или системы менеджмента.

Проверка продукции применима и к техническим средствам, программным средствам, перерабатываемым материалам, услугам.

Наиболее распространенными являются проверки специальных процессов (сварки, литья, термической обработки и т. п., а также большинство процессов оказания услуг), т. е. процессов, недостатки которых не могут быть выявлены последующим измерением продукции (результата процесса), а выявляются только после начала использования продукции.

Согласно требованиям стандарта ИСО 9001, организация должна систематически проверять результативность функционирования системы менеджмента. Международные стандарты ИСО серий 9000 и 14000 рассматривают аудиты как инструмент менеджмента для обеспечения мониторинга и верификации результативности внедрения политики организации в области качества и/или экологического менеджмента, для оценки соответствия при сертификации и регистрации.

Проверки системы менеджмента качества и/или системы экологического менеджмента планируются для достижения одной или нескольких целей:

а) определение соответствия или несоответствия системы менеджмента требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и/или ГОСТ Р ИСО 19011-2003 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента»;

б) определение эффективности внедренной системы менеджмента с точки зрения соответствия поставленным целям;

в) обеспечение возможности улучшения системы менеджмента;

г) получения разрешение на регистрацию системы менеджмента проверяемой организации для последующей сертификации (сертификационный аудит).

Проведение экологического аудита возможно представить как в горизонтальном, так и вертикальном разрезе. При горизонтальном рассмотрении экоаудит проводится на уровне:

  • государственных структур;
  • транснациональных корпораций;
  • отраслей;
  • территорий (регионов);
  • муниципальных образований;
  • предприятий (организаций).

При этом отраслевой уровень экоаудита подразделяется на два типа:

  • структурный аудит оценивает соответствие общему экологическому курсу отрасли;
  • проблемный аудит оценивает состояние решения конкретных экологических проблем отрасли.

При вертикальном рассмотрении возможностей проведения процедуры экологического аудита выделяются следующие уровни:

  1. Уровень предприятия (организации) в целом, а также отделений и дочерних предприятий (внутренний аудит).
  2. Уровень, выходящий за рамки предприятия (внешний аудит).

Отдельные мероприятия по улучшению экологической ситуации могут рассматриваться и вне проведения аудита.

 

Эволюция подходов к экологическому аудиту

Возникшая в США методология стала широко использоваться в европейских странах, прежде всего благодаря транснациональным корпорациям, однако в несколько иной форме, в соответствии с экологической политикой отдельных государств.

Так, в Великобритании экологический аудит рассматривается, в первую очередь, как управленческий инструмент инициативного контроля на предприятиях и может применяться также для облегчения коммуникации между промышленным и финансовым сектором. Принцип добровольности выражается при этом в предоставлении предприятию возможности самостоятельно выбирать принципы и средства его осуществления. Комплексные органы не обладают правом вмешиваться в механизм проведения экоаудита, который в соответствии с таким подходом обеспечивает проверку действенности системы экологического менеджмента, соблюдение всех экологических норм (для этого существует самостоятельный инструмент – compliance audits) или улучшение показателей экологичности предприятия.

Такая интерпретация принципа добровольности и целевое использование британской промышленностью экоаудита как исключительно внутреннего инструмента и средства public relation во многом отличается, например, от трактовки и принципов использования данного инструмента в Германии. Британский подход, однако, нашел свое отражение в «Руководстве по экологическому менеджменту и экологическому аудиту ЕС», где экологический аудит рассматривается как новый подход к природоохранной деятельности.

При проведении экоаудита в Германии на первый план выходит противопоставление правил экологических служб и экологического права, с одной стороны, и экологического менеджмента и экологического аудита на предприятиях – с другой. Такой подход опирается на опыт инициативного промышленного контроля и деятельности государственных инспекторов по охране окружающей среды на предприятиях, предусмотренный германским законодательством. Обязательным при этом считается выполнение всех экологических норм и правил, что также закреплено в «Руководстве по экологическому менеджменту и экологическому аудиту ЕС». Внедрение на предприятиях систем экологического менеджмента и их периодической независимой проверки уполномоченными на это экспертами-экоаудиторами рассматривается как альтернатива государственному инспекционному контролю со стороны экологических служб. Позиция Германии и Франции заключается в том, что экологический менеджмент и экоаудит предполагается использовать для упрощения процедуры обязательной проверки предприятий.

Во Франции экологический аудит проводится в целях проверки экобезопасности производства и оказания помощи властям в принятии мер по изучению рисков и обеспечению безопасности. Проведение экологический аудит во Франции связано с повышенным риском аварий, подпадающих под действие закона 1976 г. и циркуляра по Севезо об экологическом аудировании, принятого Францией как страной – членом ЕЭС во исполнение директивы ЕЭС по Севезо № 67\ 548 от 1982 г., которая появилась после 2-х крупных аварий на химических объектах во Фликсборо (Великобритания,1974) и Севезо (Италия,1976).

В Норвегии экологический аудит используется для усиления экологической деятельности в государственном и частном секторах в дополнение к традиционным инспекционным проверкам.

Экологический аудит получил широкое распространение в промышленно развитых странах – Канада, Великобритания, США, Нидерланды, Швеция, страны ЕС и Восточной Европы. В числе первых компаний разработавших собственные программы экологического аудита, были US Steel, Occidental Petrolium, Allied Chemical. Международные финансовые корпорации используют экологический аудит для определения характера и масштабов всех возможных экологических проблем, включая вопросы охраны здоровья и обеспечения безопасности на существующих объектах или в рамках корпоративной политики.

 

1.2. Экологический аудит в международных стандартах
1.2.1. Взаимосвязь экологического аудита и экологического менеджмента

Попытка объединить существующие различные подходы к экоаудиту и создать стандартную методику, которую бы смогли использовать сотрудники предприятия, ответственные за его проведение, была впервые предпринята < палатой Торговой>в 1989 году. Международная Торговая палата разработала и опубликовала «Рекомендации по проведению экологического аудита», где были подробно представлены методические основы и схема его проведения.

В это же время нормированием экологического менеджмента и экоаудита и созданием специальных институциональных структур занимались различные организации, как на международном, так и на национальном уровне. При этом процессе создания норм опирался на существующий опыт в области менеджмента и аудита качества. Особенно ярко это проявилось с принятием Британского стандарта (British Standard) 5750, основой для разработки которого послужили стандарты Международной организации по стандартизации (International Organization for Standardization) серии ISO 10011.

На институциональном уровне следует отметить создание Координационной службы по охране окружающей среды (Koordinierungsstelle Umweltschutz) при Германском институте по стандартизации (Deutsches Institut fur Normung, DIN), а также организацию внутри ISO Стратегической группы по охране окружающей среды (Strategic Advisory Group on Environment, SAGE). Последняя учредила при Германском институте по стандартизации Комитет по нормированию в области охраны окружающей среды (Normenausschuss Grundlagen des Umweltschutzes, NAGUS), задачей которого являлась разработка национальных норм и участие в разработке международных стандартов.

Первый значительный результат этого процесса был представлен Британским институтом по стандартизации (British Standards Institution) в форме стандарта BS 7750, принятого 16 марта 1992 года. За основу при создании нормативного документа, озаглавленного как Спецификация систем экологического менеджмента (Specification for Environmental Management Systems), были приняты принципы менеджмента качества, что проявляется в его сходстве со стандартом BS 5750 и серией ISO 9000.

В середине 1993 года два события определили направление процесса создание единых норм: в организации ISO был создан Технический комитет по экологическому менеджменту 207 (Technical Committee 207), задачей которого становится разработка стандарта по экологическому менеджменту, а 13 июля 1993 года во всех странах-членах ЕС вступает в силу Руководство (Правила) Европейского союза № 1836/93 от 29 июня 1993 года о добровольном участии промышленных компаний в общеевропейской системе экологического менеджмента и экологической проверки предприятий.

 


Дата: 2019-02-25, просмотров: 392.