Феномен смерти всегда был для земного человечества основной проблемой. Люди настолько не понимают свою природу, что одним словом "смерть" обозначают десятки совершенно различных понятий и состояний. Например: 1. Уничтожение физического и тонких тел человека. 2. Трансформация тонких тел человека при уничтожении физического. 3. Временное переселение души из одного физического тела в другое. 4. Замедление физических процессов в материальном теле. 5. Рождение души человека на более тонком плане бытия. 6. Уничтожение тонких тел человека при сохранении физического. 7. Глубокий летаргический сон. И это перечисление можно продолжать долго. Я уже говорил, что сегодня примерно 5 % людей хоронят живыми, потому что современная медицина не способна констатировать смерть физического тела на все 100 %.
Большое заблуждение - считать смерть всегда одинаковым для всех феноменом. Мы привыкли рассматривать жизнь под множеством проявленных форм. Однако и смерть имеет столько же разнообразных проявленных форм, как и жизнь. Ибо любое рождение есть смерть, а любая смерть- рождение в другом качестве. Смерть не одно и то же для человека и животного, для растения и минерала.
Более того, на свете не было двух людей, у которых была бы одинаковая смерть. В царстве растений для отдельного дерева вообще не существует смерти в том смысле, который мы ей придаем. В этом виде она может быть смертью только для целого рода деревьев: бука, тополя, дуба. В животном мире смерть, как и жизнь, индивидуализированы. У высших животных смерть аналогична смерти человека. Но только аналогична, а не тождественна. По причине большей простоты их систем представлений, животные имеют между последовательными существованиями непрерывность сознания, которой не имеют люди. Молодая кошка или собака при своем рождении внезапно пробуждаются и вспоминают свои прошлые жизни и опыт, накопленный в предыдущих инкарнациях.
Смерть современного человека является исключительно сложным многогранным явлением. Без осознания индивидом своей смерти невозможно понимание жизни, ибо жизнь - всего лишь частное проявление смерти. Из всего прочитанного в книге мы узнали, что нечто, называемое человеческим существом, в действительности является симбиозом различных физических и психических сущностей. Смерть не переживается всем содружеством сущностей тотально, в виде одного удара, так как она является феноменом медленным и прогрессирующим. Она начинается задолго до того, как затронет ту систему представлений, которую мы называем нашим земным "Я". Некоторые органы и ткани могут умереть намного раньше нас, другие умирают после нас. Есть и такие, которые не умирают, а трансформируются, возвращаясь в то состояние, в котором они находились до симбиоза всех сущностей человека. Часто случается и такое: земное "Я" давно умерло, а физический организм все еще живет и работает. И мы ошибочно считаем этот земляной механизм человеком.
Однако с психической точки зрения смерть еще сложнее, чем с физической. Она является растворением старой системы представлений и заменой ее другой системой представлений. Такое случается при перемене личности. Психическая смерть может произойти, когда все физические органы остаются целыми. В этом случае физическое тело живет или без сознания, как робот, или же сознательная личность заменяется другой личностью. Изредка случается замена одной личности физического тела другой, значительно более развитой, по взаимной договоренности. Так было с Иисусом, в которого вошел Дух Христа.
Изменение способа символических представлений во время смерти аналогично тому, которое происходит во время сновидения. Человек переживает серию таких же феноменов, как при сознательном выходе в астрал. Зрительные и слуховые ощущения слегка трансформируются, мускульные, осязательные ощущения и ощущения силы тяжести исчезают. При этом человек еще не вполне мертв и не полностью отделен от своего трупа; он пребывает в промежуточном состоянии. Продолжительность такого состояния может быть продлена искусственно.
Здесь мы подошли к первому методу продления жизни. К такой технике прибегало человечество с незапамятных времен, чтобы отодвинуть смерть на неопределенное время. Восточные цивилизации, лучше знающие о законе реинкарнации и эволюции души, рассматривают как самое важное дело на Земле, чтобы старый человек умер совсем, как можно скорее и, по возможности, навсегда. С этой целью восточные народы сжигают своих мертвецов, чтобы разорвать связь между тонкими телами, душой человека и его трупом. Другие цивилизации, западные, наоборот, рассматривают состояние полусмерти как меньшее зло, и ищут возможности продлить его как можно дольше. Отсюда идут погребальные обычаи, назначение которых - продлевать искусственную жизнь трупа. Перед покойником раскладывают различные предметы быта, продукты питания, чтобы удержать душу умершего как можно дольше в астральном сне, продолжающем его земное существование. Бальзамирование трупов с целью на длительное время сохранить неизменной их форму, давало покойникам постоянную поддержку, играя для астрального двойника роль спящего тела.
Мумия является для души надежным якорем, удерживающим ее на Земле. В Древнем Египте довели эту процедуру до совершенства. Бесчисленные предметы ритуала: мебель, статуэтки, посуда, инструменты, сокровища-все эти вещи являлись диаграммами, предназначенными для того, чтобы снабдить мысль покойника пищей. Астральное тело, связанное с мумией, никогда не разлагалось и под действием ритуальной диаграммы бесконечно смотрело земной сон. В Советском Союзе таким образом сделали "бессмертным" астральное тело Ленина.
Однако бальзамирование не является истинным решением проблемы смерти. Это - искусственная попытка ее избегнуть, которая доступна лишь богатым. В нашем современном западном мире, где правилом является погребение, такое состояние полужизни встречается часто. Многие появления призраков и привидений следует приписать этому состоянию полусмерти. Трагическая сцена, убийство, самоубийство, поражая воображение жертвы, производят специфический монодеизм, который заменяет древнеегипетский ритуал и создает образную диаграмму. Нужно ли объяснять, что такое состояние полужизни тормозит развитие души, не дает ей продвигаться к Началу.
Другой, более простой способ избежать смерти заключается в следующем: адепт создает Тело Света и придает ему форму самого себя, каким он был в молодости. Затем он совмещает Тело Света со своим старым физическим телом и организм посвященного омолаживается до заданного состояния. Через некоторое время процесс повторяется. О том, как создать такое Тело Света подробно рассказывается в этой книге, в главе "Пятый метод". В Тибете и Гималаях встречаются люди, живущие не одну сотню лет.
Выглядят они очень молодо. Этих долгожителей можно распознать лишь только по одному физическому признаку - большому развитию ушей.
Против такой процедуры продления жизни можно выдвинуть следующее возражение: это отодвигает роковой срок, но не приближает нас к цели - слиянию с Богом. Это так, но иногда на человека возлагается некая космическая миссия, которую просто невозможно выполнить за одну жизнь. Или, ежедневно практикуя упражнения Хатха-йоги, адепт все-таки не успевает достичь Нирвикальпа-самадхи за одну инкарнацию. Тогда подобное продление жизни вполне оправдано.
Существует в магии еще и такая техника продления жизни: переселение души из одного тела в другое. Для этого посвященный кроме методов астральной проекции должен еще освоить гипноз. И когда маг достигает старости, он входит в тело заботливо выбранного молодого человека. Такую операцию ведун проделывает с помощью гипноза и идентификации. Но это-чистая магия, которая и вовсе не приближает к цели, а уводит нас в левую сторону. Неуместность такой процедуры настолько очевидна, что нет необходимости объяснять ее.
Есть и такой метод бесконечного существования: соединение настоящей жизни с той, которая последует, посредством непрерывной связи сознания. Для этого необходимо разобщить свою мысль от своей обычной системы символов и частично идентифицировать себя с человеком будущего. Нужно создать мысленный образ того, как вы рождаетесь и взрослеете в следующей жизни на Земле. Ежедневно концентрируясь на своей фантазии, следует погрузить этот образ в подсознание. Затем перенести в придуманного человека свою систему символических представлений. Тогда при следующем рождении вы будете помнить свою предыдущую жизнь и ваши накопленные знания не пропадут. Или можно достичь того же, если во время физической смерти находиться в рассудочном сознании.
Иногда, чтобы избежать отключения сознания в период смерти, маг, отправляясь в астральное путешествие, волевым усилием обрывает Серебряный Шнур и не возвращается более в свое старое тело.
Далее, летая над Землей, он сам выбирает в приглянувшейся стране своих будущих родителей и рождается на свет ребенком, имея полное непрерывное сознание. И так он путешествует по жизни в разных телах.
Все направления йоги описывают свои, отличные от других, способы бесконечного омоложения физического тела и избежания смерти. Например, Аватара-йога говорит о методе "кайя-кальпа", который приносит омоложение и дает бессмертие человеку в физическом теле. Метод заключается в следующем: на фоне голодания адепт должен четыре раза в сутки делать пранояму "анулема-вилема", по 2 часа за один подход. Голодание на одной воде проводится 40 суток. При этом йог сидит в позе "лотос" и медитирует на тот образ молодого человека, который он желает принять. Затем переносит сознание в объект медитации.
Примерно на 21 -й день наступает Самадхи. К 40-му дню даже к дряхлым старикам возвращается юношеский вид, исчезают морщины, вырастают новые волоаы и зубы.
Крийя-йога дает другую технику вечного омоложения: 1. Очищение организма от токсинов при помощи "ямы" и "ниямы". 2. Физическое обновление при помощи асан. 3. Психическое очищение при помощи праноям (Часть этих праноям мы рассмотрели в главе "Девятый метод". Другая часть праноям описана в конце книги). 4. Далее йог делает основное упражнение - Кхечари-мудру. Для этого он заранее должен вырастить длинный язык. Во время Кхечаримудры йог постепенно двигает язык к середине неба. Когда язык, завернутый назад, войдет в отверстие ноздрей, выходящих в горло, и закроет их, дыхание остановится. Взгляд йога при этом должен быть направлен на межбровье, мысль сконцентрирована на шишковидной железе. Это и есть Кхечари. Находясь в позе "лотос" при полном отсутствии дыхания, йог не испытывает никаких неудобств: с ним не может произойти ни обморок, ни голод, ни жажда, ни болезнь, ни старость, ни усталость, ни смерть. Йог достигает Самадхи, его тело при этом быстро омолаживается.
Длинный язык ученики йогов выращивают так: разрезают бритвой связку под языком и смазывают его свежим коровьим маслом. Затем, постоянно двигая языком, "доят" его каждый день рукой или вытягивают железными щипцами. За неделю язык немного удлиняется и связку под языком опять подрезают. Когда язык вытягивается настолько, что может достичь места между бровями, то ученик готов сделать Кхечари-мудру.
Но не нужно думать, что любой человек может при помощи йоги достичь бессмертия и вечной молодости за одну инкарнацию. В йоге существует десять законов, которые ученик должен все пройти последовательно и усвоить. Первый из них - закон Любви. Сначала человек должен научиться пылко любить сердцем всех людей, всех животных и насекомых, все растения и всех "хороших" и "плохих" бесплотных духов. Он должен осознать, что все вокруг него - Бог. Для этого ученик начинает свои занятия с концентрации на четвертой чакре.
Второй закон-закон ступенчатого развития. Мы уже говорили, что все люди различаются возрастом души, которая тысячи раз рождается в различных телах на пути к Творцу. Главное различие между людьми-количество инкарнаций в человеческом теле, то есть возраст души. Другое различие - качество обучения души в воплощенном состоянии. Одни люди были усердны, другие-ленивы, третьи - тупы, четвертые - больны и так далее. Именно из-за такого различия в просветленности душ на Земле существует множество непохожих духовных школ. Каждый человек должен выбрать для себя конкретную программу самосовершенствования, соответствующую личной эволюции.
Молодая душа, рождаясь в человеческом теле, всегда является ученицей. Человек в этом состоянии еще ничего не умеет созидать сам. Он только ломает то, что построили другие, он только учится на своих ошибках и помогает старым душам в качестве слуги. Затем, приобретя опыт и знания, душа рождается в теле домохозяина. Такой человек может содержать свою семью, родственников, поддерживать знакомых.
Развившись до состояния "большого домохозяина", душа возглавляет целое духовное направление, как Гаутама Будда или Кришна. И лишь тому, кто достиг среднего состояния развития между "домохозяином" и "большим домохозяином" полезно стать отшельником, затворником, йогом-одиночкой, практикующим "кайя-кальпу" или Кхечари-мудру. Все остальные люди, а их большинство, получат от подобных йоговских упражнений и отшельничества только большой вред.
В индуизме говорится о еще одной подобной разграничительной системе. Она хорошо изложена в Бхагаватгите - это ступени варн. Первая ступень аналогична стадии молодой души-ученицы. Социальная роль такой души может быть только вспомогательной. На этой ступени развития человек называется шудрой. Это рабочие и слуги. Следующая ступень - вайшья. Сюда причислены крестьяне, ремесленники, торговцы, то есть те души, которые научились успешно вести свое дело на Земле. Эти люди-домохозяева. Потом они становятся кшатриями-руководителями, лидерами, правителями. Пройдя на Земле три нижних ступени развития душа может стать членом варны брахманов, жрецов. Только на этой стадии она становится способной познать Бога и обрести все Его Качества. Другого пути развития на Земле у души нет. Вот почему для 99 % людей преждевременный уход от социальной активности пагубен.
Третий закон - закон трех направлений. Он говорит, что лишь тот адепт быстро и уверенно движется по духовному Пути, кто одновременно работает по трем направлениям. Первое направление - ежедневная работа по изменению себя. Второе направление-духовная помощь нескольким конкретным людям, ученикам. Третье направление - активная роль и ощущение своего членства в жизни жреческой школы, духовной общины, группы самопознания. Если какое-то одно из направлений не работает, то у адепта неизбежно наступает остановка в развитии.
Четвертый закон-закон синусоиды-гласит, что за каждым духовным подъемом неизбежно следует спад. Всегда после очередного достижения мы теряем через некоторое время набранную высоту. И если мы хотим сохранить утерянную высоту, то мы прилагаем сверхусилия, чтобы вернуться на покоренную вершину. Так мы закрепляемся на новых духовных ступенях. Через потерю приобретенного выясняется, насколько нам нужны в данный момент наши последние психические достижения.
Пятый закон-закон следования вглубь многомерного пространства. Мы уже говорили о том, что Бог присутствует везде-и внутри наших тел, и за их пределами. Лишь научившись погружаться вглубь многомерного пространства, концентрируясь на одной точке, можно достичь разряженной материи Божественного Сознания. Гаутама Будда говорил, что в каждой точке Вселенной заключена вся информация о Творце и всей Вселенной. Погружение в более тонкие планы бытия начинается с утончения своей эмоциональной сферы, с отказа от грубых чувств и желаний. А это невозможно без перехода на безубойное питание. Утончению эмоций способствует сонастройка с вибрациями восходящего Солнца, пением лесных птиц, плеском туманной реки, общение с духовно продвинутыми людьми и высокими произведениями классического искусства. В Раджа-йоге эта ступень постигается учениками концентрацией на четвертой чакре.
Шестой закон-закон интеллектуальной готовности. Высокие идеи и тонкие истины, о которых мы говорили, не могут быть поняты молодыми душами, проходящими начальные этапы своей эволюции в телах шудр и вайшьей. У каждого человека существует своя мера для вмещения новой порции духовных знаний. Если человек интеллектуально не готов принять сокровенную информацию, то преждевременное посвящение в космические истины принесет ему несомненный вред. Высокие знания можно сравнить с коробком спичек, который нельзя давать малым детям. Малыши, играя спичками, сожгут и себя, и дом, и родителей, которые дали им спички. Нет смысла учить первоклассников тому, что проходят в вузах. Для усвоения сокровенных истин требуется соответствующая зрелость ученика. Брахманом может стать только кшатрий.
Седьмой закон-закон силы в тонкости. Ученику важно понимать, почему на Земле следует развивать не грубую, а тонкую духовную силу. В Раджа-йоге обучают сначала утончению, а лишь потом-психической силе. Иными словами, сильными лучше делать не нижние слои ауры, а верхние.
Гармоничное развитие тонкой силы начинается с делания тела здоровым, чистым и физически крепким. Это достигается Хатха-йогой. Далее развиваются биоэнергетические структуры человека-чакры, нади, все слои ауры. Это ступень Раджа-йоги. Последняя ступень - Буддхи-йога - закрепляет силу тонких тел и приводит сознание ученика к Богу.
Восьмой закон-закон повернутости лицом к Богу. В индуизме есть образное сравнение наших чувств со щупальцами, которые называются индрии. Когда мы глядим на что-либо или на кого-либо, мы испускаем из глаз щупальцы-индрии, которыми касаемся объектов внимания. Когда мы слушаем - из ушей тоже выпускаем "щупальцы". Даже когда мы думаем о каком-то объекте - мы оплетаем его своими индриями, вырастающими из ума. На пути самосовершенствования наша задача состоит в том, чтобы направить индрии ума, а затем и всех сознаний на Бога. В итоге мы срастемся с Его Сознанием. Последнее совершается методами идентификации, техниками Буддхи-йоги.
Девятый закон-закон уничтожения своего "Я". Окончательная цель существования любой души - слияние с Творцом. Она может быть достигнута только через полное уничтожение своего "Я". Это достигается при помощи специальных дыхательных и медитативных техник йоги, ведущих к Нирвикальпа-самадхи. Высшая тибетская йога говорит о том, что человеческое сознание сначала должно развиться и вырасти до бесконечности и лишь затем быть уничтожено. То есть сначала адепт должен развить свою Любовь и Мудрость до космических масштабов, иначе он просто не сможет слиться с Богом.
Десятый закон - закон обрыва связей с материальным планом. К исполнению этого принципа приводит отказ от всех желаний и чувственных привязанностей, от всего "земного". Это состояние души называется Мукти. Нет никакого смысла пытаться оборвать связи с земным планом, не пройдя предварительно все предшествующие этапы духовной эволюции. Только став Мукти, человек может слиться с Творцом. Это и есть йогический метод полного бессмертия.
Намного более простой, чем предложенный в йоге, способ избежать смерти предлагают мировые эзотерические религий. Верующему человеку следует всего лишь освободиться от всех своих желаний, кроме одного - скорейшего слияния с Богом. То есть человек должен полностью разрушить свое эго, приковавшее его к колесу рождений и смертей. Тогда, после очередной смерти на Земле, он сможет создать для себя в астрале при помощи благих мыслей воображаемый рай. Отныне он будет продолжать свою эволюцию именно в этом индивидуальном раю, соответствующем его религиозным устремлениям. Мистическая любовь к божественым существам, которые его окружат, приведет верующего к его Высшему "Я". Прямое сознание просветит его. Пройдет еще немало времени, но в конце-концов его душа отделится от астрального и ментального тела и вознесется за кармический план бытия в настоящий рай. Нужно ли говорить, что такое бессмертие не вечно. Исчерпав свою карму на райской планете, душа через несколько тысяч лет будет вновь послана на Землю.
Я надеюсь, что из всего вышесказанного, вам, уважаемый читатель, стало ясно, что самый совершенный метод достижения физического и духовного бессмертия, и полного слияния с Творцом - метод йоги. Но 70 лет человеческой жизни для прохождения десяти ступеней эволюции души на Земле простому смертному явно недостаточно из-за прерывания памяти между инкарнациями. Поэтому мы должны сначала освоить методы сознательной проекции тонких двойников. И уже потом с помощью астрального тела обессмертить свой физический организм для дальнейшей духовной работы.
Далее, в черновом варианте этой книги, у меня следует глава "Методы психической защиты". Но из-за нее объем рукописи увеличивается наполовину. По разным техническим соображениям я решил изъять эту главу из работы "Сознательные выходы из тела" и опубликовать ее отдельной книгой. А пока тем, кто нуждается в подобной информации, я рекомендую приобрести в эзотерическом магазине книгу Дион Форчун "Современная психическая защита".
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
Ежедневный
комплекс упражнений для развития психической силы
В детстве я рос больным и хилым ребенком. В юношеском возрасте - "не вылазил из больниц" и переболел почти всеми распространенными заболеваниями. Болезни ходили за мной по пятам и в молодости, и в зрелом возрасте, пока я не попробовал улучшить свое здоровье при помощи упражнений Хатха-йоги. В 40 лет впервые я освоил "Марсианский комплекс", состоящий из восьми асан-и многие старые "болячки" начали покидать мое тело. Через пять лет я добавил к ежедневным упражнениям "Гимнастику Гермеса" и "Пранояму". Еще через три года эта зарядка пополнилась тремя "мудрами" и "Венерианским комплексом". Потом я добавил упражнение для пресса и стойку на голове. Каждый год что-то добавлялось или убиралось в списке асан и праноям. В итоге получился ежедневный комплекс упражнений, который я и предлагаю вам тоже осваивать постепенно. Эти упражнения мне помогли не только избавиться от всех физических болезней, но и подарили удивительную психическую силу, без которой длительные сознательные путешествия в тонких мирах просто немыслимы.
На утреннюю зарядку у меня уходит 2 - 2,5 часа. В 4 часа утра я начинаю занятия с дыхательных упражнений. Затем с 5 до 6 часов - "Марсианский комплекс", "Венерианский", асаны, мудры, "Гимнастика Гермеса"-и где-то около семи часов я выхожу из душа. Вечером, перед сном, я повторяю только упражнения праноямы. Для начала вы можете пользоваться не всеми, а только некоторыми упражнениями, распределяя время занятий по своему усмотрению.
Пранаяма
1. Ритмическое дыхание. Делать 10 минут.
2. Очистительное дыхание.
3. Анулема-вилема. Делать 30 минут.
4. Бхастрика. Делать 10 минут.
5. Анулема-вилема. Делать 20 минут.
6. Очистительное дыхание.
Асаны
1. Марсианский комплекс.
2. Венерианский комплекс.
Дыхательный комплекс "Ра"
Семь упражнений
МУДРЫ
l.Maxa-мудра
2. Маха-бандха
3. Маха-ведха
Гимнастика Гермеса
1. Крест
2. Топор
3. Дискобол
Упражнение для пресса Стойка на голове - "Ширшасана" Заканчиваем занятия контрастным душем.
КОММЕНТАРИИ К ЗАРЯДКЕ
Пранаяма
1. Первое упражнение называется "Ритмическое дыхание". Утром, после того как вы встали, ответили на нужды природы, очистили полость рта, зубы, язык, горло и ноздри, медленно выпейте стакан воды. Разомните позвоночник, сделав несколько плавных наклонов в разные стороны. Расстелите коврик на полу комнаты и сядьте на него лицом на север или на восток. Удобно расположившись в позе со скрещенными ногами, посылайте добрые мысли с пожеланием блага всем живым существам. Говорите: "Да будут все существа мирны и вечно счастливы". Посылайте эту добрую мысль на север, юг, восток и запад, вверх и вниз. Затем трижды произнесите "ОМ ШАНТИ" и приступайте к пранояме.
Рис.З. Падмасана
В первом упражнении утренней зарядки все делается также, как в пятом упражнении главы "Метод йога". Только сюда добавляется еще задержка дыхания на выдохе. Начинать нужно с 4 секунд вдоха, 2 секунд задержки, 4 выдоха и 2 секунд задержки после выдоха. По мере удаления шлаков из организма постепенно прибавляйте время по одной секунде и доведите его до 10-5-10-5 сек. Очень важно визуализировать прану, которую вы вдыхаете и выдыхаете. При задержке дыхания на вдохе концентрируйтесь на третьей чакре. При задержке на выдохе - концентрируйтесь на шестой чакре.
2. Второе упражнение называется "Очистительное дыхание". Этим упражнением заканчиваются все дыхательные упражнения йогов. Встаньте прямо, ноги на ширине плеч. Сделайте медленный, спокойный и полный вдох. В йоге такой вдох называется Пурака.
Задержите дыхание после вдоха на несколько секунд. Такая задержка называется Кумбхака. Сложите губы трубочкой, как при свисте, и с силой, прерывисто, с задержками на доли секунды, небольшими порциями выдыхайте воздух через рот, не раздувая при этом щек. Закончив выдох, сделайте спокойный, медленный вдох через нос. Это очистительное дыхание выполняется один раз.
Оно очищает лекгие от остаточного отработанного воздуха, активизирует все легочные альвеолы, тонизирует нервную систему, снимает усталость.
3. Техника исполнения упражнения "анулема-вилема" полностью описана в главе "Метод йога". Там оно идет под четвертым номером.
То, как начинать увеличивать время вдоха, задержки дыхания и выдоха подробно описано в пятом упражнении той же главы. Начинать "анулему-вилему" нужно со вдоха через правую ноздрю. Постепенно доводите время праноямы до 10-40-20 сек. Каждую секунду повторяйте про себя мантру "АУМ".
4. Четвертое упражнение зарядки называется "Бхаст-рика". В нем движение легких можно сравнить с работой кузнечных мехов. Сядьте на коврик в позу "лотос". Если "лотос" пока не получается, то можно сесть просто со скрещенными ногами. Спокойно выдохните. Сделайте 10 мощных вдохов-выдохов. Рот при этом держите закрытым. При выдохе резко втягивайте живот. При вдохе-расслабление мышц живота. Затем после десятого глубокого вдоха задержите дыхание на 10 секунд. Повторите упражнение три раза и отдохните.
Это упражнение требует осторожности. При малейших признаках утомления и ощущения дискомфорта его следует прекратить и перейти к следующему.
Когда вы освоите "Бхастрику", то начинайте постепенно наращивать количество вдохов-выдохов от 10 до 100 за один раз. Время задержки дыхания доведите до одной минуты. Во время таких задержек возможны выходы из тела в астральный мир. Будьте осторожны и внимательны. Делайте упражнение только сидя на полу, так как вы можете упасть.
5. Мы уже делали "анулему-вилему" в третьем упражнении.
Теперь делаем то же самое, но прибавив две секунды к вдоху, 8 секунд к задержке и 4 секунды к выдоху.
6. Очистительное дыхание поможет провентилировать легкие и равномерно распределить полученную энергию по всем чакрам.
Асаны
Перед началом "Марсианского комплекса" и по его окончании я делаю по десять наклонов корпусом вперед, стараясь руками достать свои пятки.
1. "Марсианский комплекс" включает в себя восемь асан, идущих одна за другой в следующем порядке:
А. Халасана. Лягте спиной на пол, положите руки по обеим сторонам тела ладонями вниз. Прижмите ладони к полу и зафиксируйте их в таком положении. Медленно вдохните и задержите дыхание. Теперь сомкните ноги и медленно поднимайте их, не сгибая в коленях до тех пор, пока пальцы ног не коснутся пола за головой. (См. рис. 4).
Прижмите подбородок к груди. Медленно сожмите анус и подтяните нижнюю часть живота к спине и далее вверх по направлению к голове. Для начала сохраняйте это положение около минуты. Затем постепенно увеличьте время до пяти минут. Дыхание в этой позе должно быть медленным и только через нос. Концентрируйте внимание на пятой чакре. Визуализируйте потоки праны. В конце упражнения сделайте глубокий вдох и задержите дыхание на одну минуту. Поднимите ноги и очень медленно верните их в исходное положение. Избегайте рывков.
Длительная и систематическая практика этой асаны сохраняет позвоночник очень пластичным и гибким, помогает удалять жировые отложения в нижней части живота, укрепляет спинномозговые нервы и мышцы спины. Халасана излечивает многие заболевания позвоночника, селезенки и печени, устраняет запор и геморрой, и многие другие заболевания.
Б. Пашчимоттанасана. Сядьте, выпрямившись, на коврик или покрывало. Вытяните перед собой ноги и соедините их вместе. Медленно выдохните. Сожмите медленно анус и подтяните нижнюю часть живота назад к спине и вверх. Также неторопливо вытяните руки, наклоняя туловище вперед, и ухватите руками большие пальцы ног: правой рукой палец правой ноги, левой-палец левой ноги.
Затем, избегая рывков и резких движений, медленно продолжайте наклонять туловище до тех пор, пока не коснетесь лбом коленей. Задержите дыхание на выдохе и сохраняйте позу до тех пор, пока вы в состоянии удерживать дыхание. Концентрация внимания - на третьей чакре (рис. 5).
Эта асана при длительной и регулярной практике усиливает желудочный огонь в организме, улучшает аппетит, устраняет запор, уменьшает жировые отложения на животе, лечит селезенку и печень, гастрит и прострелы, укрепляет почки и помогает сохранить мышцы живота в здоровом состоянии.
В. Симхасана-поза льва. Встаньте на колени на коврике так, чтобы ноги были сведены вместе, а носки оттянуты назад. Медленно опуститесь на пятки. Ладони свободно положите на колени. Если ягодицы не достигают пяток, то можно подложить под них валик. Постепенно толщину валика уменьшать. Спина, шея и голова должны находиться на одной прямой линии. Сделайте полный вдох, нажав кончиком языка на небо. Все тело расслаблено, глаза закрыты. Как только вдох закончится, откройте глаза. Резко откройте рот, крикните "Ха" и с напряжением вытяните язык, пытаясь достать кончиком языка подбородок. В это время производите выдох через щель в горле, можно с хрипящими звуками "А-а-а". При этом глаза нужно вытаращить, руки и плечи напрячь, пальцами обхватить колени с максимальным напряжением. По окончании выдоха остаться с высунутым до предела языком. Задержите дыхание на выдохе на одну минуту. Все внимание при этом сосредоточьте на корне языка. Затем расслабьтесь, сделайте спокойный вдох (рис. 6).
Эта асана при длительной и регулярной практике вылечивает ангины, тонзиллит, омолаживает организм, разглаживает морщины на лице.
Г. Йога мудра. Сядьте на пятки, положите руки на колени. Голова, шея и туловище должны быть на од-ной прямой. Затем откиньте руки назад и левой рукой обхватите запястье правой. Вдохните. При выдохе начинайте медленно наклоняться вперед, стремясь коснуться пола лбом. Ягодицы от пяток не отрывайте. В этом положении задержите дыхание на выдохе, не дышите сколько сможете. Концентрируйте свое внимание на третьей чакре (рис. 7).
Эта асана лечит болезни позвоночника, помогает избавиться от жировых накоплений.
Д. Бхуджангасана. Лягте на коврик лицом вниз. Подбородок, грудь, живот и ноги должны касаться пола. Согните руки в локтях и поместите их по обеим сторонам тела так, чтобы ладони и локти касались пола. Медленно вдохните, задержите дыхание и, опираясь на ладони, медленно поднимите голову и верхнюю часть тела, насколько возможно. Выполняя это упражнение, следите за тем, чтобы нижняя часть тела от пупка до пальцев ног была расслаблена и не отрывалась от пола. Отведите голову назад. При этом вы, естественно, прогнетесь назад и в позвоночнике. Задержите на это время дыхание в легких на вдохе. Удерживая свое дыхание, оставайтесь в этом положении так долго, как сможете. Затем медленно расслабьтесь, опустите голову и верхнюю часть тела на пол и выдохните. Немного отдохните и опять, опираясь на руки, приподнимите голову и верхнюю часть тела. Постарайтесь повернуть голову так, чтобы увидеть через левое плечо правую пятку. При повороте выдохните и зафиксируйте позу, насколько хватит задержки дыхания. Затем вдохните, расслабьтесь, опустите голову и верхнюю часть туловища на пол. Отдохните и повторите то же самое, только смотрите уже через правое плечо на левую пятку.
При задержках дыхания концентрируйте внимание на четвертой чакре. Не забывайте визуализировать потоки праны во время дыхания, (рис. 8)
Эта асана при регулярном и длительном выполнении уменьшает запор, устраняет боли в спине и прострелы, усиливает желудочный огонь, значительно улучшает кровообращение.
Е. Дханурасана. Лягте ничком на коврик, вытянувшись и расположив руки по обеим сторонам тела. Согните ноги в коленях, так чтобы вы могли ухватить руками лодыжки. Левую лодыжку сожмите левой рукой, правую - правой. Сделайте глубокий вдох и, задержав дыхание, поднимите туловище и бедра от пола, так чтобы вес тела пришелся на брюшные мышцы. Попробуйте раскачиваться взад-вперед, подобно качелям. При задержке дыхания на вдохе нужно стремиться "качнуться" десять раз. Концентрируйте внимание на второй чакре (рис. 9).
Эта асана увеличивает гибкость позвоночника, вылечивает многие заболевания внутренних органов, укрепляет брюшные и поясничные мышцы.
Ж. Шалабхасана. Лягте ничком на коврик, полностью вытянувшись. Ноги держите прямо, руки - вдоль тела ладонями вверх. Сожмите руки в кулаки. Пусть подбородок, рот и нос касаются пола. Сделайте медленный и глубокий вдох, задержите дыхание, напрягите мышцы ног и поднимите ноги вверх, насколько возможно, так чтобы вес всего тела приходился на грудь и на кулаки. Опустите ноги и вновь поднимите. Во время задержки дыхания нужно постараться десять раз поднять и опустить ноги, не сгибая их. Концентрируйте внимание на четвертой чакре. Затем опустите ноги и выдохните (рис. 10).
Это упражнение лечит легкие, сердце, позвоночник. Укрепляются брюшные органы и диафрагма.
3. Ардха-матсьендрасана. Сядьте на коврик, выпрямив ноги. Согните правую ногу и поместите ступню в промежности, прижав ее пяткой. Пятку нужно прижать к промежности так, чтобы она расположилась между анальным отверстием и гениталиями. Не сидите на пятке. Теперь, согнув левую ногу, поднимите ее руками и поставьте стопу на пол с внешней стороны правого бедра.
Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Теперь заведите вытянутую правую руку за колено с внешней стороны ноги и крепко ухватите ею левую ступню. После этого заведите левую руку за спину и ухватите ею правое бедро. Добившись устойчивого натяжения, поворотом туловища скрутите позвоночник в сторону левого плеча, одновременно повернув к нему и голову. Грудь подайте вперед и держите прямой. Задержав дыхание, оставайтесь в этой позе, сколько сможете. Потом расслабьтесь и медленно выдохните. Повторите то же самое, скручивая теперь позвоночник вправо, изменив соответствующим образом положение рук и ног. Концентрируйтесь в этой позе на пятой чакре (рис. 11).
Эта поза помогает сохранить позвоночник гибким, укрепляет спинномозговые нервы и усиливает кровообращение. Данная асана устраняет запор, несварение, лечит селезенку и печень.
На этом "Марсианский комплекс" заканчивается. Когда вы получше освоите упражнения, то делайте их все при задержке дыхания на выдохе. Единственное из этих упражнений, в котором сохраняется задержка дыхания на вдохе-Дханурасана.
Теперь сделайте десять наклонов и переходите к "Венерианскому комплексу".
1. Станьте прямо, руки разведите в стороны.
Венерианский комплекс
Пальцы вместе, ладони открыты и обращены вниз. Сделайте полный оборот по часовой стрелке, не меняя положения рук. Повтортите медленный оборот восемь раз без перерыва. Резко остановитесь. Если у вас закружится голова, то можно сесть на пол. По мере освоения упражнения, медленно и постепенно увеличивайте количество оборотов до 100. Пробуйте вращаться в разные стороны: 10 оборотов-по часовой стрелке, 10-против часовой и 10- по часовой. Всегда заканчивайте вращением по часовой стрелке. После остановки сядьте на пол, сделайте резкий вдох через нос и задержите дыхание на одну минуту. Набор энергии и выход тонкого тела происходит во время резкой остановки физического тела, в то время, как тонкие тела продолжают вращаться. Упражнение опасное, можно упасть, "поэтому будьте предельно осторожны и не переусердствуйте. Во время вращения дышите ритмично и спокойно. Постепенно наращивайте скорость вращения (рис. 12).
2. Расстелите на полу коврик, лягте на него спиной. Вытяните ноги так, чтобы щиколотки касались друг друга. Руки вытяните вдоль тела - ладонями на пол (рис. 13а). Сделайте вдох через нос и поднимите ноги вверх чуть больше, чем на 90 градусов. Одновременно поднимите голову, коснувшись подбородком груди. При этом поясница не должна отрываться от пола (рис. 136). Выдохните носом и верните голову и ноги в первоначальное положение. Расслабьтесь. Повторите упражнение восемь раз без перерыва, вдыхая при подъеме ног и головы и выдыхая при их опускании на пол. Закончив упражнение, встаньте прямо, ноги вместе, руки на бедрах. Сделайте три глубоких вдоха-выдоха, вдыхая носом и выдыхая ртом. При выдохе губы сложите буквой "О".
3. Станьте на колени так, чтобы подушечки пальцев ног касались пола. Колени должны быть разведены примерно на 10 сантиметров. Расположите ладони на задней стороне бедер, сразу под ягодицами.
Спина должна быть при этом прямой, а подбородок прижат к груди (рис. 14а). Вдыхайте через нос и при этом выгибайтесь дугой назад от поясницы. Голову запрокиньте назад, насколько возможно. Ваши руки должны служить опорой при прогибе назад (рис. 146). Затем выдохните носом и вернитесь в исходное положение. Повторите это упражнение восемь раз. Закончив, встаньте и сделайте три вдоха-выдоха, как при окончании второго упражнения.
4. Сядьте на коврик прямо и вытяните ноги перед собой. Положите ладони плашмя на пол возле бедер. Прижмите подбородок к груди (рис. 15а). Вдыхая через нос, согните ноги в коленях, тем самым поднимая бедра и туловище параллельно полу. Вы будетепохожи на стол, где руки и ноги-ножки стола (рис. 156). Запрокиньте голову назад. Возвращаясь в исходное положение, выдыхайте носом.
Повторите упражнение восемь раз. Следите за тем, чтобы подошвы ног не скользили по полу. До конца упражнения стопы должны оставаться в неизменном положении. Руки тоже не должны сгибаться и менять положение. Движение производится за счет плеч.
Закончив, встаньте прямо и сделайте три вдоха-выдоха, как во втором упражнении.
5. Лягте на пол лицом вниз.
Обопритесь на руки и прогните голову и туловище назад, как в асане "Бхуджангасана" (рис. 16а). Теперь, опираясь на подушечки пальцев ног, приподнимите ноги параллельно полу. Это исходное положение пятого упражнения. Далее, не сгибая рук и ног, сделайте вдох через нос, одновременно поднимая ягодицы и касаясь подбородком груди. Ваше согнутое тело должно быть похоже на правильный треугольник, если смотреть с боку (рис. 166). Выдохните через нос и опуститесь в исходное положение. Ваше тело должно касаться пола только ладонями и подушечками пальцев ног, руки и ноги не должны сгибаться в течение всего упражнения. Повторите упражнение восемь раз.
Закончив пять упражнений, сделайте "Шавасану". Эта асана предназначена для расслабления и отдыха, ее всегда следует выполнять после упражнений.
"Шавасана" делается так: лягте на спину на коврик. Разомкните слегка ноги. Положите руки по обеим сторонам тела ладонями вниз. Расслабьте все мускулы. Пусть ум, чувства и все органы тела успокоятся и расслабятся. Оставьте все мысли. Вспомните упражнение по расслаблению тела, описанное выше: сначала расслабляем глаза, потом лоб, потом кончики пальцев ног, наполняем водой стопы и так далее. Пусть каждый мускул и каждая часть вашего тела будут расслаблены. Медленно вдыхайте и выдыхайте в течение пяти минут. Регулярная и систематическая практика "Шавасаны" излечивает многие заболевания. А в нашем случае она равномерно распределяет полученную Космическую энергию по чакрам и нади тела.
Со временем, когда вы хорошо освоите этот комплекс и почувствуете избыток физических и духовных сил, начинайте делать 2,3,4 и 5 упражнения при задержке дыхания на выдохе, с концентрациями внимания на чакрах.
ДЫХАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС РА
Далее идут семь упражнений дыхательной гимнастики.
1. Встаньте прямо, ноги на ширине плеч, сделайте полный йоговский вдох и задержите дыхание. Протяните руки вперед, ослабив мышцы рук. Затем медленно отведите руки к плечам, при этом постепенно сжимая мускулы. Когда руки будут совсем раздвинуты, то ваши кулаки должны быть сжаты со всей силы и в мышцах рук чувствоваться дрожь. Затем, по-прежнему держа мышцы рук напряженными, медленно раскройте сжатые кулаки, а затем быстро сожмите их. Повторите это движение столько раз, насколько хватит задержки дыхания. Потом выдохните воздух через рот и проделайте очистительное дыхание.
2. Встаньте прямо. Сделайте "Бхастрику" из 10 вдохов-выдохов. Задержите дыхание на вдохе. При этом сильно сожмите кулаки, держа руки по швам. Сжимайте кулаки, насколько хватит дыхания. Затем с силой выдохните воздух через рот. Проделайте очистительное дыхание. Если во время упражнения у вас закружится голова, то сядьте на пол и не делайте больше "Бхастрику".
3. Встаньте прямо. Сделайте медленный вдох и задержите дыхание. Ударяйте по груди кончиками пальцев. Ударять нужно по разным местам легких, наращивая силу ударов. Выдохните и проделайте очистительное дыхание. Со временем, когда освоите это упражнение, ударяйте ребрами ладоней и кулаками, постепенно наращивая силу ударов.
4. Встаньте прямо. Прижмите ладони рук к сторонам груди, насколько возможно выше к подмышкам. Выдохните и делайте медленный вдох, одновременно сжимая руками свою грудь что есть силы. Задержите дыхание на вдохе, продолжая сжимать руками грудь. На выдохе также сжимайте свою грудь руками. Проделайте десять таких вдохов - выдохов. Закончите очистительным дыханием.
5. Встаньте прямо. Сделайте полный вдох. Задержите дыхание на вдохе. Вытяните обе руки вперед и держите оба кулака сжатыми на уровне плеч. Затем резко отведите руки назад. Начните быстро махать руками вперед-назад. Кулаки держите сжатыми, а мышцы напряженными. Машите руками, пока хватит сил на задержку дыхания. Затем резко выдохните через рот и проделайте очистительное дыхание.
6. Встаньте прямо. Сделайте полный вдох и задержите дыхание.Наклонитесь вперед и возьмите с пола палку за два конца. Крепко сожмите палку кулаками, постепенно вкладывая всю силу в руки. Поднимите палку над головой и затем опустите ее на пол. Повторите так несколько раз, пока хватит задержки дыхания. Закончите очистительным дыханием.
7. Встаньте прямо. Приподнимите голову, расправьте грудную клетку, втяните живот, отведя плечи назад. Руки прямые, прижаты к бокам со сжатыми кулаками. Медленно поднимитесь на пальцах ног, очень медленно делая полный вдох. Задержите дыхание на 30-40 секунд, стоя на носках и сжимая кулаки изо всех сил. Медленно опуститесь в первоначальное положение, выдыхая воздух через нос. Затем проделайте очистительное дыхание.
Когда вы освоите это упражнение, делайте его после 10 вдохов-выдохов "Бхастрики".
МУДРЫ
Маха-мудра
Расстелите на полу коврик, сядьте на него, ноги разведите пошире. Согните левую ногу и поместите пятку в промежность между анусом и половыми органами, а ступню поверните вдоль правого вытянутого бедра. Угол между ногами должен быть прямым или тупым. Сделайте вдох через нос и с выдохом наклоните корпус вперед, возьмитесь руками за большой палец правой ноги. Медленно сожмите анус и подтяните нижнюю часть живота к спине и вверх, а подбородок прижмите к груди. Задержите дыхание, находитесь в позе столько, сколько сможете. Со вдохом возвратитесь в исходное положение. Расслабьте мышцы, отдохните и повторите позу, поменяв положение ног. Концентрация внимания на горловой чакре (рис. 17).
Это упражнение тонизирует печень, почки, селезенку, надпочечники, желудочно-кишечный тракт.
Маха-бандха
Скрестите ноги. Левую пятку подтяните к промежности, правую - к лобку. Медленно выдохните, сокращая мышцы промежности, втягивая живот и прижимая подбородок к груди (рис. 18). Задержите дыхание так долго, как сможете. Поменяйте ноги и повторите то же самое в другую сторону.
Маха-ведха
Сядьте в Падмасану. Сделайте глубокий вдох через нос, прижмите подбородок к яремному углублению, сожмите мышцы ануса, втяните живот. Задержите дыхание. Приподнимете тело, уперев руки в пол по сторонам тела и резко отпустите его, стараясь мягко ударить копчиком о коврик. Повторяйте так, пока хватит дыхания. Медленно выдохните, расслабьтесь.
ГИМНАСТИКА ГЕРМЕСА
Крест
Встаньте прямо, ноги на ширине плеч, руки опустите вдоль тела и максимально расслабьтесь, дыхание свободное. Плавно выдохните через нос и очень резко-мгновенно вдохните, стараясь заполнить воздухом лишь одну четверть легких. Одновременно со вдохом сожмите пальцы рук в кулаки и резко выбросите руки в стороны на уровне плеч, отведя их за спину. Тело максимально прогните назад, голову запрокиньте, все мышцы напрягите до предела. Задержите дыхание на 4 секунды.
Выдох-мгновенный, шумный, всей грудью через рот в виде буквы "о". Тело броском согните вперед, так чтобы вытянутые руки почти касались пола. Взмахните руками крест-накрест для снятия напряжения и возвращайтесь в исходное положение.
Топор
Наклонитесь вперед, чтобы руки висели, как плети, почти касаясь пола. Все тело расслаблено. Медленно выдохните из легких весь воздух через нос и как можно резче вдохните-шмыгните носом, чтобы легкие мгновенно наполнились на одну четверть. При вдохе резко выпрямите спину, а руки, сцепленные в замок, с силой поднимите вверх по кругу через правую сторону, словно при взмахе топором, и запрокиньте их в сторону, за голову, туловище максимально прогните назад, запрокиньте голову, полностью напрягите все тело. Задержите дыхание на 4 секунды. Выдох мгновенный, шумный через рот, с облегчением, сбрасывая все напряжение.
Стремительно отпустите руки по кругу - с поворотом через левую сторону. Тело наклоните вперед, руки расцепите, пусть они свободно свисают вниз. Постарайтесь максимально расслабиться.
Повторите упражнение в другую сторону, взмахивая "топором" через левую сторону.
Дискобол
Встаньте прямо, ноги на ширине плеч, руки висят, тело расслаблено. Не спеша выдохните весь воздух и резко сделайте мгновенный вдох-хлопок носом. Одновременно стремительно разверните тело, как при броске диска. Пальцы рук сожмите в кулаки, правую руку, слегка согнутую, резко выбросите вперед - на уровень лба, а левую отведите назад, за спину, голова поворачивается в сторону воображаемого броска. Прогнитесь назад-так, чтобы при повороте голова, шея, руки и корпус образовали отрезок винтовой линии. Примите позу человека, замершего в момент броска. Все мышцы напрягите до предела, ноги от пола не отрывать. Задержите дыхание на 4 - 8 секунды.
Шумно выдохните через рот, сложенный в виде буквы "о", и плавно разверните тело в исходное положение. Максимально расслабьтесь. Повторите упражнение в другую сторону.
Общие указания к Гимнастике Гермеса
Во время выполнения старайтесь больше прогибаться и поворачиваться, при этом движения рук, ног и туловища должны быть очерчены плавными, мягкими линиями. Очень важно при вдохе делать хлопок носом, пальцы сжимать в кулаки и максимально напрягать все мышцы. При задержке дыхания концентрируйтесь на том, что в ваше тело стремительным потоком устремляется прана, она с силой врывается в вас через кожу, прижимая к поверхности кожи волоски эфирного тела. Особенно сильный поток праны в районе груди.
Упражнение для пресса
Расстелите на полу коврик, лягте на него спиной. Руки вытяните вдоль тела. Дыхание свободное, почувствуйте расслабление во всех частях тела. Приподнимайте ноги и энергично скрещивайте их в горизонтальной плоскости, продолжая плавное поднятие. При каждом перекрещивании ног делайте резкий вдох-выдох носом. Отсчитав десять таких перекрещиваний-вдохов и подняв ноги до прямого угла, начинайте их плавное опускание, не прекращая движения ног крест-накрест. Выполняйте, пока не почувствуете усталость. Верните ноги в исходное положение, расслабьте мускулатуру, особенно мышцы живота и ног, выдохните из легких весь воздух, плавно вдохните и задержите дыхание на одну минуту. Потом можете встать и выполнить десять наклонов.
ШИРШАСАНА
Встаньте на колени возле стены. Положите предплечья на коврик так, чтобы локти были расставлены на ширину плеч. Сложите ладони так, чтобы они образовали "чашу". Нагнитесь вперед, поставьте макушку головы на коврик так, чтобы затылок касался сложенных ладоней. Поднимите таз и бедра, выпрямите ноги, затем, согнув их в коленях, плавно оторвите от коврика, поддерживая равновесие на голове и руках. Медленно поднимите ноги вверх и станьте на голову в строго вертикальном положении. Тело, ноги и голова должны образовать прямую линию (см. рис. 19). В этом положении расслабьтесь. Находитесь в позе столько, сколько сможете без перенапряжения. Согните бедра и колени, затем медленно опуститесь на коврик. В согнутом положении немного отдохните, чтобы нормализовать кровообращение. Начинающим можно разучивать позу у стенки или прибегнуть к помощи другого лица.
Постелено наращивайте время нахождения в позе от 1-2 минут до получаса.. Поза отлично тренирует тонус кровеносных сосудов головного мозга, надежно предотвращает инсульты и обеспечивает клетки мозга дополнительным питанием. Асана улучшает слух, зрение, благотворно влияет на работу сердечно-сосудистой и нервной систем, предотвращает и лечит расстройства желудочно-кишечного тракта, варикозное расширение вен. Воздействует практически на все чакры. При ежедневной практике асаны происходит общее омоложение организма. Не секрет, что у современных людей работают всего 5% клеток головного мозга. 95% клеток мозга спят, подобно тому, как спят деревья зимой. Это происходит по многим причинам. Одна из них - недостаточное питание клеток головного мозга кровью. Ширшасана увеличивает приток питательных веществ к голове. Ум человека начинает расцветать, как засохшее дерево после теплого дождя. Улучшается память, зрение, быстрота понимания. Кроме того, лимфа начинает циркулировать по всему телу, вымывая шлаки и мусор из клеток. Известно, что лимфа не имеет своего сердца, она движется только благодаря мышечным сокращениям. Современные люди редко трудятся физически целыми днями. Поэтому лимфа у большинства людей застаивается, что ведет к болезням и преждевременному старению. Ширшасана заставляет циркулировать лимфу с утроенной энергией по всему организму.
Здесь важно сказать, что находясь в Ширшасане менее 10 минут, человек переворачивает всего одно свое тело из восьми, а именно - физическое. Поэтому польза от таких непродолжительных асан минимальная. Стоя на голове перед зеркалом, я пытался опытным путем установить, через какие промежутки времени начинают переворачиваться тонкие тела. И вот что я увидел своими физическими глазами: эфирное тело частично переворачивается сразу, но большая его часть встает на голову лишь через 15 минут. Витальное тело начинает переворачиваться минут через 10-15 после физического и полностью встает в Ширшасану минут через 30-40.
Астральное тело не переворачивается с ног на голову даже частично. Из чего я сделал вывод, что астральное и более тонкие тела человека при выполнении перевернутых йоговских поз не переворачиваются вслед за физическим. Это важное открытие объяснило мне причину жжения энергетического пучка в области солнечного сплетения и повышение кислотности желудочного сока после того, как я стал практиковать Ширшасану по 30 минут в день. Стоя на голове, мы не меняем направления тока пяти основных пран. Апана как текла сверху вниз, питая энергией пищевод, желудок, кишечник и выделительные органы, так и продолжает течь сверху вниз и в позе Ширшасана. То есть апана в Ширшасане течет от ног к желудку. Прана, как текла снизу вверх, так и продолжает течь в перевернутом теле. То есть прана уже течет от головы к желудку. В районе между третьей и четвертой чакрой апана смешивается с праной, питающей легкие, сердце и кровеносную систему. Образуется много саманы-вайю. Излишки энергии складируются организмом в пранические резервуары, напоминающие мини-чакры. Эти склады энергии находятся в районе между солнечным сплетением и пупком. Другие праны также начинают течь не к голове, а к третьей чакре и переполняют резервуары тонкой энергии. Организму требуется время, чтобы адаптироваться и перераспределить энергетические потоки. Поэтому вначале усиленной практики Ширшасаны (и других перевернутых поз) излишки энергии в животе стимулируют работу желудка и органов пищеварения. У человека просыпается волчий аппетит, повышается кислотность желудочного сока, растет физическая активность. В это время рекомендуется ч'асто есть фрукты или каши, или через каждые три часа выпивать стакан молока, чтобы снизить кислотность. Иначе можно нажить язву желудка или двенадцатиперстной кишки. За полгода усиленной диеты организм практикующего перестроится, каналы Нади очистятся иутол-щатся. Организм начнет бесперебойно направлять излишки праническои энергий на строительство и уплотнение тонких тел. По мере снижения кислотности желудочного сока от частого употребления пищи можно постепенно отвыкать.
Медленно увеличивайте время нахождения в асане. Когда вы сможете находиться в позе без перенапряжения в течение 5 минут, начинайте петь мантру "АУМ" про себя. Осваивайте ритмическое дыхание Анулома-Вилома в позе Ширшасана, используя для попеременного закрытия ноздрей язык. Сначала длины языка будет не хватать, но вы все равно подгибайте его к небу и тяните к выходам ноздрей. Со временем язык удлинится настолько, что вы сможете выполнять это упражнение. Только осваивайте все это очень медленно и осторожно.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 307.