Тема 1 Физиология растений – наука о функциях растительного организма
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Пояснительная записка

 

Учебная программа по дисциплине государственного компонента «Физиология растений» составлена в соответствии с требованиями образовательного стандарта высшего образования первой ступени специальности 1-31 01 01-02 «Биология (научно-педагогическая деятельность)».

Курс «Физиология растений» относится к числу фундаменталь­ных биологических дисциплин. Физиология растений – наука о жизнедеятельности растительного организма, которая изучает основные физиологические функции растительной клетки, тканей и органов; процессы взаимодействия растительных организмов с внешней средой, механизмы устойчивости растительных организмов.

Физиология растений является наукой, которая интегрирует данные молекулярной биологии и генетики, биохимии и биофизики, экологии растений и на их основе создает целостное представление о физиологических функциях растений, их организации и управлении. Физиология растений является теоретической основой растениеводства и ряда новых направлений биотехнологии.

Целью дисциплины является овладение студентами основами современных представлений о физиологических процессах, протекающих в клетках, в отдельных тканях, органах, а также в растительном организме в целом, механизмах регуляции этих процессов и закономерностях роста, развития растений и их взаимодействия с окружающей средой.

Задачами дисциплины являются:

− ознакомление с общими принципами организации и механизмами действия регуляторных систем в клетке и в целом организме, с экологическими пробле­мами физиологии растений; проблемами и достижениями в области физиологии растений;

− усвоение современных представлений о природе основных физиологических процессов зеленого растения – энергообмена, ассимиляции веществ, дыхания, роста, развития и размножения, механизмах их регуляции и молекулярных основах процессов, основных закономерностях взаимоот­ношений растительного организма с внешней средой;

− анализ роли физиологии растений в решении задач практического земледелия и биотехнологии;

− овладение методами теоретического и экспериментального исследования в физиологии растений;

− формирование умений и навыков работы с научной, учебной и популярной литературой.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

− основные понятия, закономерности функционирования метаболических систем, механизмы их регуляции в растительном организме;

− основные физиологические процессы растительной клетки: механизмы фотосинтеза, дыхание, водообмен, рост и развитие растений, устойчивость растений к неблагоприятным факторам;

− физико-химические подходы и методы изучения растительного организма на разных уровнях организации;

− историю и методологию физиологии растений, место в системе научных знаний, вклад выдающихся ученых в становление и развитие основных научных направлений;

− проблемы, достижения в области физиологии растений и перспективы их использования для повышения продуктивности растений.

уметь:

− использовать основные закономерности функционирования растительных организмов в качестве научной основы земледелия, растениеводства и биотехнологии;

− использовать методы теоретического и экспериментального исследований в физиологии растений;

− проводить поиск и систематизировать научную информацию по отдельным разделам физиологии растений.

владеть:

− основными приемами обработки экспериментальных данных;

− методами оценки показателей физиологических процессов на разных уровнях организации.

Дисциплина «Физиология растений» изучается студентами 2 курса специальности 1−31 01 01–02 «Биология (научно–педагогическая деятельность)». Общее количество часов для студентов очной формы обучения – 210 (5 зачетных единиц); аудиторных – 112, из них: лекции – 60, в том числе – УСР – 18, лабораторные занятия – 52. Форма отчетности – экзамен. Общее количество часов для студентов заочной формы обучения – 210 (5 зачетных единиц); аудиторных – 28, из них: лекции – 16, лабораторные занятия – 12. Форма отчетности – экзамен.

 

 



СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

ВОДНЫЙ ОБМЕН РАСТЕНИЙ

Тема 7 Транспирация

Лист как орган транспирации. Устьичная и кутикулярная транспирации. Физиологическое значение транспирации. Физиология устьичных движений. Устьичное и внеустьичное регулирование транспирации. Количественные показатели транспирации: интенсивность, продуктивность, транспирационный коэффициент. Зависимость транспирации от внешних условий и внутреннего состояния растений. Влияние внешних факторов на интенсивность транспирации (света, температуры, влажности воздуха и почвы). Суточный ход транспирации.

 

МИНЕРАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ

ФОТОСИНТЕЗ

ДЫХАНИЕ РАСТЕНИЙ

РОСТ И РАЗВИТИЕ РАСТЕНИЙ

Тема 26 Развитие растений

Основные закономерности онтогенеза. Продолжительность онтогенеза и его типы. Этапы онтогенеза. Возрастные изменения. Ювенильный этап развития. Прорастание семени. Формирование вегетативных органов. Цветение, опыление и оплодотворение. Влияние внешних условий на зацветание. Гормоны цветения. Гормональная теория зацветания растений М.Х. Чайлахяна. Формирование мужских и женских цветков. Развитие и созревание плодов и семян. Влияние внешних условий на созревание и качество плодов и семян. Образование клубней и луковиц. Старение и смерть. Физиология старения растений. Возрастные изменения у растений и их проявления. Причины и механизм старения. Влияние внешней среды на процесс старения. Старение и омоложение растений в онтогенезе.

ФИЗИОЛОГИЯ ФИТОСТРЕССА

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Основная

1  Физиология растений: Учеб. пособие / В.М. Юрин. – Мн., 2010. – 455с.

2  Физиология растений: Учебник / Вл.В. Кузнецов, Г.А. Дмитриева. – М., 2006. – 742 c.

3  Физиология растений: Учебник / Под ред. И.П. Ермакова. – М., 2005. – 640 с.

4  Физиология и биохимия сельскохозяйственных растений: Учебник / Под ред. Н.Н. Третьякова. – М., 2005. – 655 с.

5  Физиология растений Учеб. Пособие / Н.И. Якушкина. – М., 2005. – 464 с.

6  Физиология растений: Учебник / С.С. Медведев. – СПб., 2004. – 336 с.

 

Дополнительная

7 Физиология растений / В.В. Полевой. – М. : Высш. шк., 1989.

8 Физиология растений: учеб. пособие / П.С. Беликов, Г.А. Дмитриева. – М. : Изд-во Росс. ун-та дружбы народов, 1992.

9 Физиология растений: учеб. пособие / С.И. Лебедев. – М.: МГУ, 1986.

10 Физиология растений / Э.М. Либберт, – Мир, 1976..

11 Избранные главы физиологии растений: учеб. пособие / В.Ф. Гавриленко [и др.]. – М.: МГУ, 1986.

12 Введение в биохимию растений. В 2 т. / Т. Гудвин, Э. Мерсер. – М.: Мир, 1986.

13 Фотосинтез: физиолого-экологические и биохимические аспекты / А.Т. Мокроносов, В.Ф. Гавриленко. – М.: МГУ, 1992.

14 Фитогормоны / В В. Полевой. – Л. : ЛГУ, 1982.

15 Физиология роста и развития растений / В. В. Полевой, Т.С. Саламатова. – Л.: ЛГУ, 1991.

16 Физиология растительной клетки / Т.С. Саламатова. – Л. : ЛГУ, 1983.

17 Физиология выделения веществ растениями / Т.С. Саламатова, О.А. Зауралов. – Л. : ЛГУ, 1991.

18 Лекции по эволюционной физиологии растений / А.Г. Юсуфов. – М.: Высш.шк., 1986.

 

 

Пояснительная записка

 

Учебная программа по дисциплине государственного компонента «Физиология растений» составлена в соответствии с требованиями образовательного стандарта высшего образования первой ступени специальности 1-31 01 01-02 «Биология (научно-педагогическая деятельность)».

Курс «Физиология растений» относится к числу фундаменталь­ных биологических дисциплин. Физиология растений – наука о жизнедеятельности растительного организма, которая изучает основные физиологические функции растительной клетки, тканей и органов; процессы взаимодействия растительных организмов с внешней средой, механизмы устойчивости растительных организмов.

Физиология растений является наукой, которая интегрирует данные молекулярной биологии и генетики, биохимии и биофизики, экологии растений и на их основе создает целостное представление о физиологических функциях растений, их организации и управлении. Физиология растений является теоретической основой растениеводства и ряда новых направлений биотехнологии.

Целью дисциплины является овладение студентами основами современных представлений о физиологических процессах, протекающих в клетках, в отдельных тканях, органах, а также в растительном организме в целом, механизмах регуляции этих процессов и закономерностях роста, развития растений и их взаимодействия с окружающей средой.

Задачами дисциплины являются:

− ознакомление с общими принципами организации и механизмами действия регуляторных систем в клетке и в целом организме, с экологическими пробле­мами физиологии растений; проблемами и достижениями в области физиологии растений;

− усвоение современных представлений о природе основных физиологических процессов зеленого растения – энергообмена, ассимиляции веществ, дыхания, роста, развития и размножения, механизмах их регуляции и молекулярных основах процессов, основных закономерностях взаимоот­ношений растительного организма с внешней средой;

− анализ роли физиологии растений в решении задач практического земледелия и биотехнологии;

− овладение методами теоретического и экспериментального исследования в физиологии растений;

− формирование умений и навыков работы с научной, учебной и популярной литературой.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

− основные понятия, закономерности функционирования метаболических систем, механизмы их регуляции в растительном организме;

− основные физиологические процессы растительной клетки: механизмы фотосинтеза, дыхание, водообмен, рост и развитие растений, устойчивость растений к неблагоприятным факторам;

− физико-химические подходы и методы изучения растительного организма на разных уровнях организации;

− историю и методологию физиологии растений, место в системе научных знаний, вклад выдающихся ученых в становление и развитие основных научных направлений;

− проблемы, достижения в области физиологии растений и перспективы их использования для повышения продуктивности растений.

уметь:

− использовать основные закономерности функционирования растительных организмов в качестве научной основы земледелия, растениеводства и биотехнологии;

− использовать методы теоретического и экспериментального исследований в физиологии растений;

− проводить поиск и систематизировать научную информацию по отдельным разделам физиологии растений.

владеть:

− основными приемами обработки экспериментальных данных;

− методами оценки показателей физиологических процессов на разных уровнях организации.

Дисциплина «Физиология растений» изучается студентами 2 курса специальности 1−31 01 01–02 «Биология (научно–педагогическая деятельность)». Общее количество часов для студентов очной формы обучения – 210 (5 зачетных единиц); аудиторных – 112, из них: лекции – 60, в том числе – УСР – 18, лабораторные занятия – 52. Форма отчетности – экзамен. Общее количество часов для студентов заочной формы обучения – 210 (5 зачетных единиц); аудиторных – 28, из них: лекции – 16, лабораторные занятия – 12. Форма отчетности – экзамен.

 

 



СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

Тема 1 Физиология растений – наука о функциях растительного организма

Предмет физиологии растений. Физико-химический, экологический и эволюционный аспекты физиологии растений. Объект физиологии растений, его особенности. Разнообразие объектов, характеризующихся фототрофным образом жизни. Проблемы современной физиологии растений. Специфика задач физиологических исследований. Задачи физиологии растений. Этапы развития физиологии растений, ее связь с общим развитием биологии и практикой.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 223.