Содержание
Введение ………………………………………………………………………... 1 Цели и задачи социального воспитания по А.В. Мудрику 2 Понятия «принцип» и «правило»……………………………………………. 3 Роль принципа природосообразности в социальном воспитании................. 3. 1. Теория воспитания Ж. Ж. Руссо……………………………………….. 3.2. Принцип природосообразности в трудах Я.А. Коменского………….. 3. 3. И.Г. Песталоцци о принципе природосообразности…………………. 3. 4. Принцип природосообразности К.Д. Ушинского…………………….. Заключение ……………………………………………………………………... Список использованных источников …………………………………………. | 3 4 5 6 8 9 10 11 12 13 |
Введение
Природосообразность – принцип социальной педагогики, согласно которому социальный педагог в своей практической деятельности руководствуется факторами естественного, природного развития ребенка. Характеристики принципа природосообразности можно встретить в трудах педагогов, психологов, философов, которые отражали те или иные его аспекты. Приведем примеры.
Принцип природосообразности был сформулирован впервые Я.А. Коменским в его главном сочинении «Великая дидактика». Он считал, что человек как часть природы подчиняется ее главнейшим, всеобщим законам, действующим как в мире растений и животных, так и в человеческом обществе. Он писал о том, что там, где рождаются люди, требуется воспитание, чтобы дары природы из возможных стали действительными. Я.А. Коменский опирался не только на общие законы природы, но и на психологию личности ребенка. Он выдвигает, обосновывает и строит свою систему воспитания и обучения детей, опираясь на возрастные характеристики детей, подростков и юношей.
Немецкий ученый-педагог Адольф Дистервег (1790-1866) считал этот принцип важнейшим принципом воспитания. В своих трудах он писал о том, что нужно следовать за процессом естественного развития человека, учитывать в процессе обучения и воспитания возрастные и индивидуальные особенности школьника. А. Дистервег утверждал, что «принцип природосообразности вечен и неизменен, как неизменны назначение и природа человечества».
Развитие принципа природосообразности можно проследить и в трудах советских педагогов П.П. Блонского, С.Т. Шацкого, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Ю.К. Бабанского, Г.И. Щукиной, Т.И. Ильиной и др. Основное внимание при воспитании и обучении детей советские ученые уделяли учету возрастных и индивидуальных особенностей школьников.
Говоря о принципе природосообразности применительно к социальной педагогике, прежде всего следует помнить, о какой категории детей идет речь: обычный, нормальный ребенок или ребенок, имеющий отклонения в психическом, физическом или социальном развитии. Поэтому социальный педагог, следуя принципу природосообразности, в своей деятельности должен придерживаться следующих правил:
· учет возрастных особенностей детей;
· учет половых особенностей детей:
· учет индивидуальных особенностей детей, связанных с их отклонением от нормы;
· опора на положительное в ребенке, на сильные стороны его личности;
· развитие инициативы и самостоятельности ребенка.
Заключение
Принцип природосообразности воспитания наиболее глубоко был обоснован и разработан Я.А. Коменским. Принцип природосообразности занимал значительное место в педагогических системах И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского и др. При различных трактовках самого понятия природы их объединял подход к человеку как к её части и утверждение необходимости его воспитания в соответствии с объективными закономерностями развития человека в окружающем мире.
Коменский считал, что порядок школы надо заимствовать от природы и исходить из наблюдений над природными процессами. Согласно Руссо, в воспитании надо следовать природе ребёнка, его возрастным особенностям, создавать условия для естественного развития его врождённых свойств и способностей. Песталоцци, понимая природосообразность, как и Руссо, подчёркивал, что усилия, свершаемые природой для развития человеческих сил, без помощи человека медленно освобождают людей от «чувственно-животных свойств». Ушинский, следуя принципу природосообразности, придавал исключительно большое значение формированию привычек поведения.
Современная трактовка принципа природосообразности исходит из того, что воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, формировать у него ответственность за эволюцию ноосферы и самого себя. Содержание, методы и формы воспитания должны учитывать необходимость возрастной и половой дифференциации образования, организации социального опыта человека и индивидуальной помощи ему. У человека необходимо культивировать стремление к здоровому образу жизни и умение выживать в экстремальных условиях. Особое значение имеют развитие планетарного мышления и воспитание природоохранного поведения.
Мудрик, А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.
Содержание
Введение ………………………………………………………………………... 1 Цели и задачи социального воспитания по А.В. Мудрику 2 Понятия «принцип» и «правило»……………………………………………. 3 Роль принципа природосообразности в социальном воспитании................. 3. 1. Теория воспитания Ж. Ж. Руссо……………………………………….. 3.2. Принцип природосообразности в трудах Я.А. Коменского………….. 3. 3. И.Г. Песталоцци о принципе природосообразности…………………. 3. 4. Принцип природосообразности К.Д. Ушинского…………………….. Заключение ……………………………………………………………………... Список использованных источников …………………………………………. | 3 4 5 6 8 9 10 11 12 13 |
Введение
Природосообразность – принцип социальной педагогики, согласно которому социальный педагог в своей практической деятельности руководствуется факторами естественного, природного развития ребенка. Характеристики принципа природосообразности можно встретить в трудах педагогов, психологов, философов, которые отражали те или иные его аспекты. Приведем примеры.
Принцип природосообразности был сформулирован впервые Я.А. Коменским в его главном сочинении «Великая дидактика». Он считал, что человек как часть природы подчиняется ее главнейшим, всеобщим законам, действующим как в мире растений и животных, так и в человеческом обществе. Он писал о том, что там, где рождаются люди, требуется воспитание, чтобы дары природы из возможных стали действительными. Я.А. Коменский опирался не только на общие законы природы, но и на психологию личности ребенка. Он выдвигает, обосновывает и строит свою систему воспитания и обучения детей, опираясь на возрастные характеристики детей, подростков и юношей.
Немецкий ученый-педагог Адольф Дистервег (1790-1866) считал этот принцип важнейшим принципом воспитания. В своих трудах он писал о том, что нужно следовать за процессом естественного развития человека, учитывать в процессе обучения и воспитания возрастные и индивидуальные особенности школьника. А. Дистервег утверждал, что «принцип природосообразности вечен и неизменен, как неизменны назначение и природа человечества».
Развитие принципа природосообразности можно проследить и в трудах советских педагогов П.П. Блонского, С.Т. Шацкого, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Ю.К. Бабанского, Г.И. Щукиной, Т.И. Ильиной и др. Основное внимание при воспитании и обучении детей советские ученые уделяли учету возрастных и индивидуальных особенностей школьников.
Говоря о принципе природосообразности применительно к социальной педагогике, прежде всего следует помнить, о какой категории детей идет речь: обычный, нормальный ребенок или ребенок, имеющий отклонения в психическом, физическом или социальном развитии. Поэтому социальный педагог, следуя принципу природосообразности, в своей деятельности должен придерживаться следующих правил:
· учет возрастных особенностей детей;
· учет половых особенностей детей:
· учет индивидуальных особенностей детей, связанных с их отклонением от нормы;
· опора на положительное в ребенке, на сильные стороны его личности;
· развитие инициативы и самостоятельности ребенка.
Цели и задачи социального воспитания по А.В. Мудрику
На первый план в работах А.В. Мудрика выходит процесс социализации-интеграции, в основе которого лежит творческий поиск своего «Я». В связи с этим к середине 90-х годов XX века в работах А.В. Мудрика появляется новая педагогическая концепция - концепция социального воспитания, в которой ученый рассматривает социализацию как процесс спонтанный и непрерывный, так как человек на протяжении всей своей жизни постоянно взаимодействует с социумом, а воспитание - как процесс дискретный, планомерный, институциональный, ограниченный определенным местом и временем. Социальное воспитание понимается А.В. Мудриком как планомерное создание условий для целенаправленного и относительно контролируемого развития человека в процессе его социализации; более узко - как процесс специально организованного включения школьников в разнообразные социальные связи и ситуации, позволяющие формирующейся личности накапливать опыт социального взаимодействия в обществе.
Исследуя проблему социального воспитания в общеобразовательных учреждениях, А.В. Мудрик определяет ряд необходимых условий ее решения. Эти условия, по А.В. Мудрику, создаются в процессе взаимодействия социальных, групповых и индивидуальных субъектов в трех взаимосвязанных неразрывных сферах: образовании, организации социального опыта человека и индивидуальной помощи ему. Подобный взгляд очень важен для определения современных подходов в решении задачи социального воспитания школьников в образовательном процессе.
Мы опираемся на концепцию А.В. Мудрика как важную и наиболее современную в решении проблем социализации современного школьника и выступаем за расширение содержательной сущности поля понятия «социализация личности» в условиях школьного образования. Мы исходим из понимания социального воспитания учащихся в образовательном учреждении как сложного и многофакторного процесса, позволяющего личности формировать «Я-концепцию» с учетом своих реальных сил и возможностей и реализовывать стремление к творческому самоутверждению не только в решении проблем школьной жизни, но и социально-значимых проблем «открытого» ближнего (село, город, регион) и дальнего (страна, планета) социума наравне со взрослыми.
Таким образом, социальное воспитание - это системный процесс, направленный на разнообразные виды взаимодействия воспитательной системы школы с широким кругом социума через сотрудничество школьных коллективов с различными социальными институтами, в основе которого лежит взаимодействие детей и взрослых на равных партнерских началах в решении социально значимых проблем современного мира.
А.В. Мудрик с самых разных сторон подходит к проблеме вовлеченности человека, пассивной или активной, по сути, в процесс собственного преобразования. Он добавляет к двум ракурсам рассмотрения человека в процессе социализации (как объект социализации, как субъект социализации) третий, который обычно как-то ускользает, теряется между двумя названными, хотя, на самом деле, является вполне самостоятельным, не входящим в два других. Это -- человек как жертва, приносимая социуму.
С одной стороны, - жертва самого процесса социализации (нарушается степень приспособленности человека к обществу и обособленности от него); с другой, -- жертва неблагоприятных условий социализации (инвалиды; люди, выросшие и пребывающие в тяжелых жизненных условиях, повлиявших на их психическое состояние и акцентуацию характера люди, которые не смогли реализовать заложенные в них задатки из -- за объективных обстоятельств социализации). Сами названия разделов меняют читательский ракурс восприятия проблемы; "Человек как объект социализации", "Человек как субъект социализации", "Человек как жертва процесса социализации", "Человек как жертва неблагоприятных условий социализации" и т.д.
Автор называет составные элементы социального воспитания, которыми оно обладает как всякий социальный институт: определенные функции в общественной жизни, в том числе и латентные; ресурсы, организации и группы, необходимые для реализации воспитанием присущих ему функций; набор социальных ролей, необходимых для реализации функций воспитания, набор определенных санкций (поощрительных и осуждающих) и т.д.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 1671.