Модель профессиональной деятельности психолога может служить определенным ориентиром, но предполагается формирование у каждого специалиста индивидуального стиля деятельности .
Стиль деятельности - это взаимосвязанная совокупность индивидуальных особенностей, способов и характера осуществления определенной деятельности, как правило, предполагающей взаимодействие с людьми и выступающей как динамический стереотип
Индивидуальный стиль деятельности обусловлен спецификой самой деятельности, индивидуально-психологическими и личностными особенностями ее субъекта (И В. Страхов, Н. Д. Мерлин, Е. А. Климов и др.)
В структуре индивидуального стиля деятельности Евгений Александрович Климов выделяет два компонента:
· "ядро" стиля включает качества человека, которые базируются на свойствах нервной системы и проявляются непроизвольно или без заметных усилий. В это ядро включаются две группы природных особенностей: одни благоприятствуют успешной деятельности, а другие мешают ее осуществлению. (пр. Для преподавательской деятельности более подходящими являются некоторые качества сангвиников и меланхоликов: общительность, отзывчивость, чувствительность. Затрудняют работу преподавателя медлительность, сухость, раздражительность.
· "пристройка" к ядру включает в себя качества, которые вырабатываются человеком в результате сознательных или стихийных поисков; пристройка к ядру также включает в себя две группы особенностей: одни связаны с использованием положительных возможностей субъекта, другие направлены на преодоление негативных качеств и имеют компенсаторный характер.
Т.е. индивидуальный стиль деятельности определяется природными, врожденными особенностями человека и прижизненно сложившимися качествами личности, возникшими в ходе взаимодействия человека с предметной и социальной средой. Эффективный индивидуальный стиль обеспечивает наибольший результат при минимальных затратах времени и сил. Главным аргументом в пользу найденных учителем индивидуальных способов осуществления педагогической деятельности будет личностное и умственное развитие его учеников. Именно выработка своего стиля с учетом, прежде всего, свойств собственной личности, а также специфики требований деятельности, ведет к тому, что учитель меньше напрягается и устает. Поскольку личностные свойства педагога представляют собой гибкую структуру, то и индивидуальный стиль деятельности может меняться.
Индивидуальный стиль деятельности проявляется:
-в темпераменте (время и скорость реакций, темп работы, эмоциональная откликаемость).
-Характере реакций на те или иные педагогические ситуации
-выборе методов обучения
-подборе средств воспитания
-стиле педагогического общения
-реагирования на поступки детей
-манере поведения
- предпочтении тех или иных видов поощерений и наказаний
-применении средств психолого-педагогического воздействия детей
Вклад Л.С. Выготского в развитие педагогической психологии.
Л. С. Выготского, знаменуется появлением первых экспериментальных работ в этой области. Л. С. Выготский подчеркивал соглашаясь с Г. Мюнстербергом, что педагогическая психология – продукт последних нескольких лет; что это новая наука, которая вместе с медициной, юриспруденцией и др. является частью прикладной психологии. Вместе с тем это самостоятельная наука. Экспериментальное изучение особенностей поведения научения, развития детской речи, развитие специальных педагогических систем Вальдорфской школы, школы М. Монтессори также оказали большое влияние на формирование этой отрасли психологической науки.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 191.