Состояние артикуляционного аппарата изучается в трех основных аспектах: строения, двигательных функций, речевого дыхания, голосообразования и просодических компонентов речи. В задачу логопеда входит тщательный сбор и оформление всех знаков, свидетельствующих о нарушении артикуляционного аппарата.
Блок В. Дополнительная информация
Блок дополнительной информации включает в себя различные сведения, которые могут быть полезны с точки зрения диагностики речи.
Особенности доречевого развития
В этой рубрике содержатся анамнестические сведения о раннем, доречевом периоде развития ребенка, которые логопед получает от родителей или из медицинской документации. Основными сведениями о доречевом развитии ребенка являются: время появления и качественные характеристики крика, гуления, лепета.
Особенности речевой среды, в которой воспитывался и воспитывается ребенок
В этой рубрике приводятся сведения, которые могут содержать дополнительную информацию при определении речевого статуса ребенка. Например, информация о том, что ребенок в ранний период своего развития длительное время был на госпитализации или перенес какую-либо травму (находился в неблагоприятных социальных условиях: изоляции, насилия и др.), о наличии двуязычия в семье и пр.
Специфические особенности речи и речевого поведения
В этой рубрике отражаются наблюдения за речевым поведением ребенка в различных ситуациях: при общении со сверстниками, на учебных занятиях, в процессе проведения диагностической процедуры и др. При этом отмечается речевая активность (гиперактивность/пассивность), адекватность речевого поведения и пр.
Неврологический статус и состояние сенсорно-перцептивных органов и систем
Эта рубрика заполняется на основе сведений, полученных из медицинской документации.
Сведения о настоящих и перенесенных заболеваниях
Эта рубрика заполняется на основе сведений, полученных из медицинской документации, а также от родителей.
Блок Г. Психолого-педагогическое заключение
Психолого-педагогическое заключение делается на основе анализа совокупных данных об основных линиях развития ребенка, в первую очередь речевом и познавательном развитии.
Структура и содержание речевой карты ребенка среднего и старшего дошкольного возраста (форма № 2)
Блок А. Формальные сведения.
Блок Б. Основное содержание логопедического обследования:
Общие представления ребенка об окружающем мире.
2. Речеязыковая компетенция:
2.1. Уровень сформированности лексикона:
— Объем словаря;
— Системная организация словаря.
2.2. Уровень сформированности грамматической компетенции:
— Словоизменительные навыки и умения;
— Словообразовательная деятельность;
— Синтаксические навыки и умения.
2.3. Понимание и самостоятельное продуцирование/репродуцирование текста повествовательного характера в соответствии с предложенным сюжетом (рассказ/пересказ):
— Понимание текста;
— Продуцирование текста;
— Репродуцирование текста.
2.4. Уровень сформированности фонетико-фонологической компетенции:
— Состояние фонематического слуха;
— Сформированность навыков звукового анализа и синтеза;
— Слоговая структура слова;
— Звукопроизношение.
3. Состояние артикуляционного аппарата:
3.1. Строение артикуляционного аппарата;
3.2. Двигательные функции артикуляционного аппарата;
3.3. Речевое дыхание и голосообразование.
4. Просодическое оформление речи.
5. Двигательное развитие:
5.1. Развитие двигательных навыков и координаторной сферы;
5.2. Сформированность целенаправленных движений (праксис).
6. Психологическая база речи:
6.1. Вербальная память;
6.2. Речевое внимание;
6.3. Мышление (вербальный и невербальный интеллект).
Блок В. Дополнительная информация:
Дата: 2019-02-19, просмотров: 240.