Д ЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА «СТОЛИЦА»
(ГБПОУ ОКГ «Столица»)
Задания и инструктивно - методические рекомендации по выполнению домашней контрольной работы для студентов-заочников по дисциплине ОП.04 «Основы геодезии»
Специальность 08.02.01 «Строительство и эксплуатация
Зданий и сооружений».
Москва
2018
ОДОБРЕНА Методическим объединением «Техника и технологии строительства» отделения «Волжское» Протокол № 1 от «____»___________2018 г. Председатель МО ____________/ Липовка Т.М. | Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений ». |
Составитель (автор): Мелёхина Нина Александровна, преподаватель
Рецензент: __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
ФИО, ученая степень, звание, должность, наименование организации
Пояснительная записка
Учебная дисциплина «Основы геодезии» предусматривает изучение теоретических основ производства инженерно-геодезических измерений при выполнении строительно-монтажных работ, а также получение практических навыков в работе с основными геодезическими инструментами, ознакомление с современными геодезическими инструментами и методами выполнения геодезических работ, получение навыков в составлении основных геодезических документов и чертежей.
По данной дисциплине предусмотрено выполнение одной домашней контрольной работы, охватывающей все разделы рабочей программы.
Материал, выносимый на установочные и обзорные занятия, а также перечень выполняемых практических занятий и лабораторных работ определяются учебным планом.
На установочных занятиях студенты знакомятся с программой дисциплины, методикой работы над учебным материалом и даются разъяснения по выполнению домашней контрольной работы.
Варианты домашней контрольной работы составлены применительно к действующей рабочей программе по дисциплине.
Обзорные лекции проводятся по сложным для самостоятельного изучения темам программы.
Запланированные 6 практических занятий предусматривает целью закрепление теоретических знаний и приобретение практических умений по программе учебной дисциплины.
Выполнение домашней контрольной работы определяет степень усвоения студентами изученного материала и умение применить
полученные знания при решении практических задач.
Учебный материал рекомендуется изучать в той последовательности, которая дана в методических указаниях:
-ознакомление с тематическим планом и методическими указаниями по темам;
-усвоение программного материала по рекомендуемой литературе;
-составление ответов на вопросы для самоконтроля, приведённые после каждой темы.
При изложении материала необходимо придерживаться единой терминологии, обозначений, единиц измерения в соответствии
с действующими стандартами.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
суть основных геодезических понятий, задачи геодезии; знать основные сведения о Земле и систему высот; знать, как изображается рельеф, как измеряются углы и расстояния; назначение геодезических сетей, их виды и методы их съёмки; назначение и виды теодолитных ходов; сущность и методы геометрического и тригонометрического нивелирования; назначение геодезических сетей и методы их прокладки, основы геодезических вычислений.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
определять координаты точек на топографической карте, азимуты и румбы линий, пользоваться масштабом карты и решать задачи на масштабы; определять отметки точек, читать ситуацию по карте, составлять профиль, уметь работать с геодезическими инструментами, измерять горизонтальные и вертикальные углы, проводить линейные измерения; работать с геодезическими инструментами, измерять
и откладывать углы, измерять превышения, измерять, провешивать и откладывать линии, производить разбивочные работы, обрабатывать данные полевых съёмок, вычислять объёмы земляных работ.
ОБЩИЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ раздела, темы | Наименование разделов и тем | Максимальное количество часов | Общее количество часов | В том числе (в часах) | Самостоятельная работа | ||
Теоретические занятия | Лабораторные и практические занятия | Курсовая работа (проект) | |||||
1. | Общие сведения. План и карта | 8 | 2 | 2 | 6 | ||
1.1.Предмет и задачи геодезии. Оформление и содержание карты. Отличие карты от плана. Измерения и построения на карте и плане. | 2 | ||||||
2. | Ориентирование направлений. | 10 | 2 | 2 | - | 8 | |
2.1. Ориентирование на местности. Положение точки на земной поверхности. | 2 | ||||||
3. | Отметки точек. | 10 | 2 | 2 | 8 | ||
3.1 Определение высот точек. Абсолютная, относительная высоты. | 2 | ||||||
4. | Угловые измерения. | 10 | 2 | 2 | - | 8 | |
4.1. Виды измерений. Приборы для угловых измерений на местности. | 2 | ||||||
5. | Линейные измерения. | 10 | 2 | 2 | - | 8 | |
5.1 Измерение линий на местнос- ти. Приборы для линейных измерений. | 2 | ||||||
6. | Геодезические сети | 10 | 2 | 2 | - | 8 | |
6.1 Геодезические сети. Способы создания плановых и высотных геодезических сетей. | 2 | ||||||
7. | Вертикальные съёмки. Горизонтальные съёмки. | 10 | 2 | 2 | - | 8 | |
7.1.Геометрическое нивелиро- вание. Теодолитные ходы. | 2 | ||||||
8. | Геодезические работы при подготовке площадки под застройку. | 10 | 2 | 2 | - | 8 | |
8.1 Подготовка топографической основы площадки. | 2 | ||||||
9. | Раздел 9. Инженерно – геодезические работы на стройплощадке. | 10 | 2 | 2 | 8 | ||
Тема 9.1 Технология выноса в натуру углов сооружения, методы контроля | 2 | ||||||
10. | Раздел10. Геодезический контроль при установке конструкций в проектное положение | 10 | 2 | 2 | 8 | ||
Тема10.1 Передаче проектных отметок. | 2 | ||||||
11. | Раздел11.Геодезические работы при возведении каркасных, крупнопанельных и кирпичных зданий | 10 | 2 | 2 | 8 | ||
Тема11.1Особенности геодезических работ при возведении различных сооружений. | 2 | ||||||
12. | Раздел12. Геодезические работы на линейных сооружениях. | 12 | 4 | 2 | 2 | - | 8 |
Тема12.1 Трассирование линейных сооружений. | 2 | ||||||
Тема12.2 Трассирование линейных сооружений. | 2 | ||||||
13. | экзамен | ||||||
Всего: | 120 | 26 | 20 | 6 | - | 94 |
3. Информационное обеспечение обучения.
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
1. М. И. Киселёв, Д. Ш. Михелев «Геодезия» 7-е издание стереотипное. Москва. Издательский центр «Академия». 2010 г.
2. Г. Д. Курошев, Л. Е. Смирнов «Геодезия и топография» 2-е издание Москва. Издательский центр «Академии». 2008 г.
3. Е. А. Чурилова, Н. Н. Колосова «Картография с основами топографии. Практикум. Москва. Издательство «Дрофа». 2010 г.
4. Н. Н. Колосова, Е. А. Чурилова, Н. А. Кузьмина «Картография с основами топографии» 2-е издание. Москва. Издательство «Дрофа». 2010 г.
5. Условные знаки для топографических карт масштабов 1:5000; 1:2000; 1:500.Москва. Картгеоцентр. Геоиздат.2005 г.
6. В. Н. Баландин «Определение площадей земельных участков». Москва. 2005 г.
Дополнительные источники:
1.Л. А. Фокина «Картография с основами топографии». Москва,
Гуманитарный центр. «Владос», 2005 г.
2. В. Д. Фельдман Д. Ш. Михелёв «Основы инженерной геодезии».
Москва, «Высшая школа».
3. В. С. Кусков «Основы геодезии, картографии и космоаэросъёмки».
Москва. Издательский центр «Академия». 2009 г.
4.М.Е.Пискунов, Крылов В.Н. «Геодезия при строительство газовых, водопроводных и канализационных сетей и сооружений»» - Москва, Стройиздат, 2001 г.
5.СНиП 3.01.03-84 «Геодезические работы в строительстве»
6.Практикум по прикладной геодезии. Геодезическое обеспечение
строительства и эксплуатации инженерных сооружений - Москва,
Недра, 2004 г.
Интернет-ресурс:
1.http:/www atlas2007.
4. Методические указания по темам и вопросы для самоконтроля.
Данное методическое пособие разработано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом СПО по специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация
зданий и сооружений».
Методическое пособие имеет практическую направленность и рассчитано на максимальную нагрузку 97 часов. Из них 12 часов отведено на практические занятия.
В содержание программы входят следующие разделы:
1. Общие сведения.
2. План и карта.
3. Ориентирование направлений.
4. Отметки точек.
5. Угловые измерения.
6. Линейные измерения.
7. Геодезические съёмки.
8. Угловые измерения - современные технологии.
9. Высотные измерения.
10. Горизонтальные съёмки.
11. Геодезические работы при подготовке площадки под застройку.
12. Геодезические работы на линейных сооружениях
Настоящее методическое пособие по изучению дисциплины, которая входит в обязательную часть циклов основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО, определяет объём знаний, подлежащих усвоению студентами, способствует формированию у студентов умению работать с топографическими планами, картами и геодезическими инструментами. Выполнять линейные, угловые и высотные измерения.
Степень усвоения студентами изученного материала и умение применять полученные знания при решении практических задач определяет выполнение домашней контрольной работы, по которой студент получает зачёт.
Данное методическое пособие используется при изучении дисциплины «Основы геодезии» студентами-заочниками для специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация
зданий и сооружений».
Раздел 1. Общие сведения.
Вопросы для самоконтроля.
1.Дать определение Геодезии как науки.
2.Чем занимается наука Геодезия?
3.Какова роль геодезии в строительстве?
4.Время возникновения происхождение названия науки Геодезия.
5.Когда началось бурное развитие Геодезии?
6.В каком веке начались геодезические работы в России?
7.С какими науками связана Геодезия?
8.На какие научные дисциплины подразделяется Геодезия
9.Чем занимается каждая отдельная отрасль Геодезии?
10.На какие части подразделяется инженерная геодезия по видам работ?
11.Что составляет основу полевых и камеральных геодезических работ?
Раздел 2. План и карта.
Тема 2.1. Оформление и содержание карты. Изображение поверхности на сфере и на плоскости.
Выяснить эволюцию представлений людей о форме и размерах Земли. Знать современные воззрения на форму и размеры Земли. Усвоить определения плана и карты. Проработать метод проекций в геодезии, а также влияние кривизны Земли на измерения и изображение на плоскости горизонтальных и вертикальных расстояний.
Вопросы для самоконтроля.
1.Как представляли себе древние люди форму Земли?
2.Когда опытным путём подтвердилась версия о шарообразности Земли?
3.Что такое «Уровенная поверхность и в чём заключается её главное свойство?
4.Какая объёмная фигура наиболее подходит к фигуре геоида?
Какую фигуру принимают для упрощения расчётов в инженерной геодезии?
5.Сколько процентов поверхности Земли занимает океан и сколько – суша?
6.Каков наклон оси вращения Земли?
7.Как изобразить объёмную фигуру Земли на плоскости и какие виды проекций Вы знаете?
8.В виде чего представлены на глобусе геодезические координаты?
9.Какая проекция применяется в топографии?
10.Что такое Зона и на сколько зон разбивается земной эллипсоид в проекции Гаусса-Крюгера?
11.Сколько градусов по долготе занимает зона и откуда начинается нумерация зон?
12.Что служит осями Х и Y в плоской системе координат?
13.Как называется сетка, которой покрывают каждую зону?
14.Что такое карта и чем она отличается от плана?
15.В чём суть терминов: наглядность, измеряемость, информативность и содержание карты?
16.Что такое «Номенклатура карт»? Для чего она нужна?
17.Опишите оформление топографических карт.
18.Что такое план и что такое профиль?
19.Как в номенклатуре карт обозначаются колонны и как обозначаются пояса?
20.На сколько частей делится лист миллионного масштаба для получения листа топографической карты масштаба 1 : 100 000 и как он обозначается в номенклатуре карт?
21.Какие карты относятся к общегеографическим, какие – к тематическим, какие – к специальным, а какие карты относятся к топографическим?
Измерения и построения на карте и плане.
Определить сущность измерений и факторы на них влияющие. Ознакомиться с масштабами, их видами и способами работы с ними.
Вопросы для самоконтроля.
1.Что такое масштаб, какие виды масштабов Вы знаете, что такое графическая точность масштаба?
2.Что показывает знаменатель числового масштаба?
3.Какие масштабы у строительных планов и какие – у топографических карт?
4.Какое арифметическое действие надо произвести, если необходимо найти длину линии в поле?
5.Какое арифметическое действие надо произвести, если требуется найти длину линии на плане?
6.Для чего используется при работе с картой и планом транспортир, а для чего – циркуль-измеритель?
7.Что такое курвиметр и для чего он используется?
Вопросы для самоконтроля.
1.Что означает термин «Ориентирование»?
2.Что такое азимут и сколько градусов в нём может быть?
3.Что такое румб и сколько градусов в нём может быть? Назвать четверти румба.
4.Откуда ведётся отсчёт азимутов при ориентировании на местности?
Какие виды азимутов Вы знаете?
5.Почему истинный азимут отличается от дирекционного угла?
6.Что такое сближение меридианов и как определить его при работе с топографической картой? В каком месте Зоны сближение равно нулю?
7.Что такое магнитный азимут и почему он отличается от истинного?
8.Что такое склонение магнитной стрелки и как оно определяется на топографической карте?
9.Назвать знаки приращений в различных четвертях румба.
10.Что значит сориентировать план или карту?
11.Для чего используется при работе с картой и планом транспортир, а
для чего - циркуль-измеритель?
Положение точки на земной поверхности.
Усвоить характеристики положения точки на поверхности земли. Усвоить особенности зональных геодезических координат и прямоугольных. Как находятся приращения в прямоугольных координатах. Усвоить методику решения прямой и обратной геодезических задач.
Вопросы для самоконтроля.
1.Чем определяется положение точки на земном шаре. Какие системы координат существуют?
2.Что называется геодезической широтой и геодезической долготой?
3.Где на топографической карте изображены параллели и меридианы?
4.Как на топографической карте определить геодезические координаты (широту и долготу), используя минутную рамку?
5.В чём суть прямоугольных координат?
6.Что определяется в ходе решения прямой геодезической задачи?
7.Что определяется в ходе решения обратной геодезической задачи?
8.Как проверяется правильность вычисления приращений координат и координат точек полигона?
9.Что такое «Зона» в цилиндрической проекции Гаусса-Крюгера? Как в этой проекции выглядит экватор? На сколько зон разбивается земной эллипсоид в этой проекции?
10.Что служит осями Х и Y в плоской системе координат зоны?
11.В виде чего на топографической карте представлена километровая сетка и как с её помощью определить прямоугольные координаты точки?
Раздел 4. Отметки точек.
Тема 4.1. Высоты точек.
При изучении материала данной темы, нужно уяснить, в зависимости от чего высоты разделяются на три системы (абсолютные, условные и относительные). Понять методику определения абсолютных высот на топографической карте.
Понять, что такое рельеф, его основные формы и какими способами он изображается на топографических картах? Научиться определять превышения и уклоны. Уяснить методику построения профиля. Выучить условные знаки топографических карт.
Вопросы для самоконтроля.
1.Что называется высотой точки? Откуда отсчитывается абсолютная высота?
2.Что такое уровенная поверхность и каково её главное свойство?
3.Что такое превышение и как оно находится?
4.Что такое условная высота и от чего она отсчитывается?
5.Какая система высот применяется на территории России?
6.Как определить отметку точки, лежащей на горизонтали?
7.Как определить отметку точки, лежащей между горизонталями?
8.Что такое рельеф местности и как он изображается на топографических картах?
9.Что называется горизонталью и каковы её свойства?
10.Что такое высота сечения и как её определить на топографической карте?
11.Что такое заложение?
12.Назвать три типа рельефа и перечислить положительные и отрицательные формы рельефа.
13.По какой формуле вычисляется уклон и в каких единицах он выражается?
14.Что такое профиль и для чего он строится?
15.Как построить профиль по заданному на топографической карте маршруту?
16.Что такое ситуация?
17.На какие категории делятся условные знаки?
Вопросы для самоконтроля.
1.Какими приборами можно измерить расстояние?
2.Какова методика измерений линий с помощью мерного комплекта на основе стальной 20м ленты?
3.Как измерить расстояние с помощью нитяного дальномера теодолита?
4.Какие поправки в измеренную линию вводятся при измерении расстояний лентой?
5.Как можно определить расстояние до недоступной точки?
Вопросы для самоконтроля.
1.Государственная Геодезическая Сеть и её необходимость для решения геодезических задач в строительстве.
2.Какими способами создаётся плановая Государственная 3.Геодезическая Сеть? Описать метод триангуляции, трилатерации и полигонометрии.
4.Виды геодезических сетей.
Описать сети 1 класса, 2 класса, 3 и 4 классов. Как выглядят знаки их закрепления?
5.Какими методами создаётся высотная Государственная Геодезическая Сеть?
6.На сколько классов делится высотная ГГС и какими опорными знаками она закрепляется на местности?
7.Для чего нужен репер на строительной площадке?
Вопросы для самоконтроля.
1.Порядок действий при центрировании теодолита с оптическим центриром.
2.Порядок действий при установке места нуля в память теодолита.
3.Как заснять ситуацию и рельеф электронным теодолитом марки ТЭО-210?
Вопросы для самоконтроля.
1.Сущность геометрического нивелирования.
2.Способы геометрического нивелирования.
3.Назначение и устройство нивелиров.
4.Как выполняются поверки нивелира?
5.Подготовка нивелира к работе и порядок работы при нивелировании на станции нивелирования.
6.Порядок заполнения журнала нивелирования.
7.Как замерить расстояние до нивелирной рейки по нитяному дальномеру нивелира?
Вопросы для самоконтроля.
1.Что такое – «теодолитный ход»?
2.Для чего прокладываются теодолитные ходы?
3.Перечислить виды теодолитных ходов.
4.Какой ход называют «замкнутым»?
5.По какой формуле вычисляется теоретическая сумма внутренних углов в замкнутом теодолитном ходе?
6.Какой теодолитный ход называют «разомкнутым»?
7.В каких случаях прокладывается замкнутый теодолитный ход, а в каких случаях предпочтителен разомкнутый теодолитный ход?
8.Перечислить полевые работы при прокладке теодолитного хода.
9.Перечислить камеральные работы при обработке теодолитного хода?
10.Что называется плановым съёмочным обоснованием?
11.Перечислить этапы организации съёмки теодолитного хода.
12.Что учитывается при рекогносцировке теодолитного хода на местности?
13.Что входит в камеральную подготовку материалов?
14.Из чего состоит этап полевых измерений?
15.Как измерить горизонтальные углы полным приёмом?
17.Как произвести контроль всех измеренных горизонтальных углов теодолитного хода?
18.Как измеряются теодолитом вертикальные углы?
19.Назвать формулу для вычисления теоретической суммы горизонтальных углов теодолитного хода
20.Назвать 3 формулы для введения трёх поправок в длину измеренной линии.
21.Назвать формулы связи между азимутами и румбами.
22.Назвать формулу, по которой находят абсолютную погрешность.
23.Как вычисляются координаты точек теодолитного хода?
24.Как нанести по координатам точку теодолитного хода на координатную сетку?
25.Какими инструментами производится тахеометрическая съёмка?
26.В чём состоит особенность тахеометрической съёмки?
27.Перечислить этапы полевой части тахеометрической съёмки.
28.Перечислить основные этапы камеральной обработки тахеометрического хода.
29.Назвать основную тахеометрическую формулу.
30.Перечислить основные этапы работы на тахеометрической станции.
Раздел 11. Геодезические работы при подготовке площадки под застройку.
Тема 11.1. Подготовка топографической основы площадки.
При изучении данного раздела прежде всего следует уяснить, для чего нивелируют поверхность., а также порядок выполнения нивелирных работ при нивелировании поверхности.
Вопросы для самоконтроля.
1.Как готовят площадку к нивелированию?
2.Для чего необходимо знать рельеф местности в районе, где предполагается построить сооружение?
3.Как разбить на местности участок большого размера на квадраты?
4.Для чего участок под застройку разбивают на квадраты?
5.Как при помощи рулетки отложить прямой угол?
6.В чём заключается порядок нивелирования участка по квадратам?
7.В чём заключаются камеральные работы по обработке полевой схемы нивелирования площадки под застройку по квадратам?
8.Назвать формулу, по которой вычисляется расстояние от точки до горизонтали при расчёте рельефа?
9.Где на горизонтали принято писать её высоту?
10.В какую сторону обращено основание оцифровки высоты горизонтали?
11.Участок, с каким рельефом выбирают для нивелирования под застройку?
12.Каким прибором производят разбивку участка большой площади
на квадраты?
Вопросы для самоконтроля.
1.Что такое трасса?
2.Как составляется проект трассы?
3.Перечислить комплекс работ перед строительством трассы.
4.Как происходит закрепление трассы на местности?
5.Как происходит разбивка пикетов?
6.Как происходит съёмка ситуации в полосе трассы.
7.Порядок нивелирования трассы.
8.Как происходит разбивка главных точек круговой кривой на поворотах трассы?
9.Что такое тангенсы и откуда они откладываются?
10.Что такое домер, как его найти и что с ним делать?
11.Как происходит вынос пикета на кривую поворота?
12.Какими методами производят детальную разбивку кривой?
13.От чего зависит выбор радиуса поворота?
14.Назначение профиля и выбор масштабов для его построения.
14.Порядок построения профиля.
15.Проектирование полотна дороги и подсчёт объёмов земляных
работ.
Примеры решения типовых задач.
Задача 1. Определить отметку точки на плане с горизонталями аналитическим способом если высота сечения h = 5 метров, Масштаб плана 1 : 200
.
250
245
Решение.
Так как цифра высоты горизонтали основанием обращена вниз, то нижняя горизонталь будет меньше на величину высоты сечения h. То есть на 5 метров. Замеряем линейкой в сантиметрах заложение d (расстояние между горизонталями по кратчайшей через точку) и умножаем на метровый масштаб (2м). Получаем значение d в метрах. После этого замеряем расстояние от меньшей горизонтали до искомой точки b и умножаем на метровый масштаб. Получаем значение b в метрах.
Вычисляем превышение по формуле ∆h = (b ˟ h) ׃ d
Полученное превышение прибавляем к высоте меньшей горизонтали, то есть к 245 м, и получаем высоту неизвестной точки.
Нмг + (b ˟ h ׃ d)
Задача 2. Определить уклон линии на плане с горизонталями в градусах и промилях если:
высота сечения горизонталей h = 2.5 метра, заложение (расстояние между горизонталями) через первую точку d1 = 37.5 метров, расстояние от меньшей горизонтали до первой точки b1 = 30 метров заложение через вторую точку d2 = 40 метров,
расстояние от меньшей горизонтали до второй точки b2 = 8 метров, расстояние между точками L = 100 метров.
Н1 . L = 100 м Н2.
150
Решение.
Так как цифра высоты горизонтали головой обращении вверх, то верхняя горизонталь будет по высоте больше на величину высоты сечения h. То есть на 2.5 метра.
Чтобы найти высоту первой точки, надо к высоте меньшей горизонтали (150 метров) прибавить превышение. Его можно найти по формуле ∆h1 =b1 ˟ h ׃ d1.
Таким образом, высота первой точки Н1 находится по формуле
Нмг + (b1 ˟ h ׃ d1) = 150 + (30 ˟ 2.5 ׃ 37.5) = 152
Аналогично находим высоту второй точки Н2.
Нмг + (b2 ˟ h ׃ d2) = 150 + (8 ˟ 2.5 ׃ 40) = 150.5
Так как уклон находится делением разницы высот (превышения) на расстояние между точками, то необходимо сначала найти превышение между точками ∆h1-2.
Уклон находим по формуле ∆h1-2 ׃ L = 1.5 ׃ 100 = 0.015
Чтобы выразить уклон в промилях, надо полученную величину умножить на 1000. Получим 15‰. Чтобы выразить уклон в градусах, надо найти тангенс 0.015. Он будет равен 0° 51' 34".
Задача 3. Определить румб линии 1-2, если азимут её равен 152°43'
С
Ю
Решение. Величина азимута говорит, что линия расположена во второй четверти ЮВ, так как азимут второй четверти от 90° до 180°
Исходя из формулы связи второй четверти R = 180° - A.
Таким образом, румб линии 1-2 равен 180° - 152°43' = 27°17'.
Задача 4. Определить отметку последующей точки через отметку предыдущей двумя способами: через превышение и через горизонт инструмента.
Данные:
Способ нивелирования из середины.
Отметка начальной точки - Н1 = 29,750 м
Отсчёт по задней рейке – З = 2810
Отсчёт по передней рейке – П = 1630
Решение.
1.Определяем высоту точки через превышение между точками.
∆h = 2810 – 1630 = + 1180.
То есть - превышение между точками = = 1080 мм (+ 1м 180мм) (точка 2 будет выше первой на 1м 180мм ниже). Таким образом, высота последующей, второй, точки будет равна
Н2 = 29,750 + 1,180 = 30,93
2.Определяем высоту последующей точки через горизонт инструмента. Так как горизонт инструмента находится прибавлением отсчёта по рейке к отметке на которой она стоит, то ГИ = Н1 + З = 29,750 + 2,810 = 32,56
Н2 = ГИ – П = 32,56 – 1,630 = 30,93м.
Задача 5. Определить расстояние до точки нулевых работ между пикетами профиля если рабочая отметка пикета 2 ПК2 = 0,78м, а рабочая отметка пикета 3 ПК3 = 0,15м. Расстояние между пикетами 100м.
Решение.
Расстояние до точки нулевых работ находят по формуле:
Предыдущая рабочая отметка, делённая на сумму предыдущей плюс последующей и умноженная на расстояние между рабочими отметками. Рабочая отметка в районе пикета 2 означает, что в этом месте необходимо насыпать до проектной отметки полотна дороги 0,78 метра, а в районе пикета 3 – необходимо срезать грунт на о,15 метров.
Рассчитываем расстояние от пикета 2 до точки нулевых работ
0,78 ׃ (0,78 + 0,15) ˟ 100 = 83, 87 м
Задача 6. Определить координаты последующей точки (т.2) через координаты предыдущей (т.1) по следующим данным:
Координаты первой точки – Х1 = 4250м; Y1 = 6730м
Расстояние до следующей точки L1-2 = 120,10м
Направление линии 1-2 (её дирекционный угол) = 148° 30'
Решение.
Такая задача называется прямой геодезической задачей.
Для решения задачи сначала нужно найти румб линии. Азимут линии находится во второй четверти (ЮВ от 90° до 180°) По формуле связи второй четверти находим румб 180° - ДУ =
180° - 148° 30' = 31°30'
Находим приращения координат
∆Х = cos R ˟ L = 0.85264 ˟120,10 = 102.402м
∆Y = sin R ˟ L = 0.52325 ˟ 120.10 = 62.842м
Теперь необходимо определить знаки приращений в данной четверти. ∆Х с минусом, ∆Y с плюсом. Следовательно, для нахождения Х второй точки надо от Х первой точки отнять приращение по иксу Х2 = Х1 - ∆Х = 4250 – 102.402 = 4147.598м
Для нахождения Y второй точки надо прибавить приращение по игреку Y2 = Y1 + ∆Y = 6730 + 62.842 = 6792.842м.
Задача 7. Вычислить погрешность вертикального круга
(места нуля МО) и подсчитать величину вертикального угла.
Отсчёты по вертикальному кругу следующие:
КЛ = 16°46'
КП = 163°16'
Решение.
1. Вычисляем место нуля. МО = (КЛ + КП + 180°) ׃ 2 .
Надо помнить, что если отсчёт по вертикальному кругу слева КЛ
меньше 90°, то необходимее к нему прибавить 360°.
Таким образом, МО = (360° + 16°46' + 163°16' + 180°) ׃ 2 =
720°02' ׃ 2 = 360°01'
Для теодолита 3Т5КП место нуля надо искать по формуле:
(КЛ + КП) ׃ 2
2. Рассчитываем величину вертикального угла по формуле:
КЛ – МО
(360° + 16°46') - 360°01' = +16°45'
Либо (КЛ – КП) ׃ 2 = (360° + 16°46') - 163°16' = 33°30' ׃ 2 = 16°45'
Для других марок теодолитов место нуля и вертикальный угол считать по формулам, приведённым в паспорте данного теодолита.
Задача 8. Найти расстояние между двумя точками и направление этой линии (румб, азимут), если известны координаты начала линии и координаты конца линии.
Координаты начала линии: Х1 = 320.50м; Y! = 780.20м
Координаты конца линии: Х2 = 230.70м; Y2 = 900.10м
Решение.
1. Определяем приращения координат как разницу.
∆Х = Х2 – Х1 = 230.70 – 320.50 = -89.80
∆Y = Y2 – Y1 = 900.10 – 780.20 = +119.90
Знаки приращений говорят, что линия расположена во второй четверти.
2. Величину румба определяем по формуле: ∆Y ׃ ∆Х
R = 119.90 ׃ 89.80 = 1.3352
Определяем по таблице Брадиса тангенс этого числа = 53°10'
Это значение и будет румбом.
3. Находим расстояние между точками с проверкой тремя способами по формулам:
∆Х ׃ cosR = 89.80 ׃ 0.5995 = 149.79
∆Y ׃ sin R = 119.90 ׃ 0.8004 = 149.80
√∆Х2 + ∆Y2 = √ (8064.04 + 14376.01) = √22440.05 = 149.80
4. Уточняем расстояние, найдя среднее значение из трёх
(149.79 + 149.80 + 149.80) ׃ 3 = 149.797
Задача 9. Подготовить данные для построения картограммы земляных работ, то есть подсчитать чёрные отметки, красную проектную отметку и рабочие отметки по следующим данным нивелирования поверхности площадки:
1359 5. 1430 | 1490 6. 1510 | 1570 1700 7.1590 8.1720 |
9.1470 | 10. 1540 | 11. 1610 12.1750 |
Отметка репера Нрп = 18.700
Отсчёт по рейке на репере арп = 1300
Решение.
1. Для определения чёрных отметок (абсолютных высот) необходимо сначала найти горизонт инструмента.
ГИ = Нрп + арп = 18.700 + 1.300 = 20.00
Чёрные отметки находятся путём вычитания из горизонта инструмента отсчётов по рейкам на каждом колышке.
Н1 = 20.00 – 1.350 = 18.65
Н2 = 20.00 – 1.490 = 18.51
Н3 = 20.00 – 1.570 = 18.43
Н4 = 20.00 – 1.700 = 18.30
Н5 = 20.00 – 1.430 = 18.51
Н6 = 20.00 – 1.510 = 18.49
Н7 = 20.00 – 1.590 = 18.41
Н8 = 20.00 – 1.720 = 18.28
Н9 = 20.00 – 1.470 = 18.53
Н10 = 20.00 – 1.540 = 18.46
Н11 = 20.00 – 1.610 = 18.39
Н12 = 20.00 – 1.750 = 18.25
2. Красная (проектная) отметка подсчитывается по формуле:
Нкр = (∑Н1 + 2˟∑Н2 +4˟ ∑Н4) ׃ 4˟ n
Где:
Н1 – отметки точек, принадлежащих к одному квадрату (они находятся в углах площадки). Это точки 1, 4, 9, 12.
Н2 – отметки точек, принадлежащих к двум квадратам (они находятся по краю площадки между углами). Это точки 2, 3, 8, 11, 10, 5.
Н4 – отметки точек, принадлежащих к четырём квадратам (они находятся в середине площадки). Это точки 6 и 7.
n – количество квадратов на площадке.
Таким образом, Нкр = (73.73 + 2˟110.64 + 4˟36.90) ׃ 4 ˟ 6 = 18.40
3. Рабочие отметки подсчитываются по формуле: Нр = Нкр - Нч
Нр1 = 18.40 – 18.65 = -0.25
Нр2 = 18.40 – 18.51 = -0.11
Нр3 = 18.40 – 18.43 = -0.03
Нр4 = 18.40 – 18.30 = +0.10
Нр5 = 18.40 – 18.57 = -0.17
Нр6 = 18.40 – 18.49 = -0.09
Нр7 = 18.40 – 18.41 = -0.01
Нр8 = 18.40 – 18.28 = +0.12
Нр9 = 18.40 – 18.53 = -0.13
Нр10 = 18.40 – 18.46 = -0.06
Нр11 = 18.40 – 18.39 = +0.01
Нр12 = 18.40 – 18.25 = +0.15
Данные для построения картограммы земляных работ готовы.
Задача 10. Найти проектные отметки промежуточных точек линии заданного проектного уклона.
Проектный уклон i = -0.002
Точки расположены на расстоянии L = 25 метров друг от друга.
Длина линии 250 метров
Проектная отметка начальной точки (Т1) Нпр н = 42.100м.
Решение.
Вначале находим проектную отметку конечной точки по формуле: Нпр к = Нпр н – (i ˟ L) = 42.100 – (0.002 ˟ 250) = 41.6 м
где i – заданный проектный уклон
L – расстояние до точки в метрах.
Находим проектную отметку первой промежуточной точки.
42.100 – (0.002 ˟ 25) = 42.050
Находим проектную отметку второй промежуточной точки.
42.100 – (0.002 ˟ 50) = 42.000
Находим проектную отметку третьей промежуточной точки.
42.100 – (0.002 ˟ 75) = 41.950
Находим проектную отметку четвёртой промежуточной точки.
42.100 – (0.002 ˟ 100) = 41.900
Находим проектную отметку пятой промежуточной точки.
42.100 – (0.002 ˟ 125) = 41 850
Находим проектную отметку шестой промежуточной точки.
42.100 – (0.002 ˟ 150) = 41.800
Находим проектную отметку седьмой промежуточной точки.
42.100 – (0.002 ˟ 175) = 41.750
Находим проектную отметку восьмой промежуточной точки.
42.100 – (0.002 ˟ 200) = 41.700
Находим проектную отметку девятой промежуточной точки.
42.100 – (0.002 ˟ 225) = 41.650
Для проверки находим проектную отметку десятой конечной точки.
42.100 – (0.002 ˟ 250) = 41.600
VI. Задания на контрольную работу.
Вариант 1.
1.Понятия о географических и прямоугольных координатах.
2.Назначение и устройство теодолита (Т – 30). Виды теодолитов. Геометрическая схема.
3.Геометрическое нивелирование способом из середины.
4.Геодезическое сопровождение при монтаже ленточных фундаментов.
Задача. Определить отметки точек на плане масштаба 1 : 500 с горизонталями, если высота сечения горизонталей h = 2.5 метров,
.
200 .
Вариант 2.
1. Что такое отметка точки, превышение, абсолютная и относительная отметки?
2. Как установить теодолит в рабочее положение?
3. В чём суть нивелирования способом «вперёд», его схема.
4. Геодезическое сопровождение при монтаже столбчатых фундаментов (фундаментов стаканного типа).
Задача.
Определить уклон линии на плане с горизонталями в градусах и промилях если:
высота сечения горизонталей h = 10 метра, заложение (расстояние между горизонталями) через первую точку d1 = 48.2 метров, расстояние от меньшей горизонтали до первой точки b1 = 37 метров. Заложение через вторую точку d2 = 46 метров,
расстояние от меньшей горизонтали до второй точки b2 = 10 метров, расстояние между точками L = 50 метров.
Н1 . L = 50 м Н2.
---------------------------------------------------------------------------------------------------
150
Вариант 3.
1. Определить сущность измерений и факторы на них влияющие.
2. Как выполняются основные поверки и юстировки теодолита Т-30?
3. В чём суть геодезического обоснования. Виды геодезического обоснования.
4. Геодезическое сопровождение при монтаже колонн в стаканы фундаментов?
Задача.
Определить румб линии 1-2 по известному азимуту
А1-2 = 168° 27'
R1-2 = ?
с
ю
Вариант 4.
1. Масштабы, применяемые для составления геодезических чертежей.
2. Как измеряется горизонтальный угол с помощью теодолита?
3. Порядок нивелирования трассы, ведение полевого журнала нивелирования.
4. Геодезическое сопровождение при монтаже подкрановых балок.
Задача.
Определить отметку последующей точки через отметку предыдущей точки при способе нивелирования «из середины» по следующим данным (решить двумя способами).
Н1 = 12.830
З = 2570
П =1285
Н2 = ?
Вариант 5.
1. Перечислите основные виды условных знаков для топографических планов. Дайте их характеристику.
2. Как с помощью теодолита измеряется вертикальный угол?
3. Для чего делается нивелирование поверхности? Как выполняется эта работа? Как вычисляются чёрные, красные и рабочие отметки площадки?
4. Геодезическое сопровождение при монтаже ферм (балок) покрытия.
Задача.
Определить расстояние до точки нулевых работ между пикетами профиля если рабочая отметка пикета 2 ПК2 = 1.25м, а рабочая отметка пикета 3 ПК3 = 0,20м. Расстояние между пикетами 100м.
Вариант 6.
1. Что такое рельеф? Основные типы и формы рельефа. Как изображается рельеф на топографических планах и картах?
2. Как с помощью теодолита построить заданный горизонтальный угол?
3. В чём суть способов выноса на местность основных точек сооружения (полярный, прямоугольный и засечек)?
4. Геодезическое сопровождение при сооружении кирпичных зданий.
Задача.
Определить координаты последующей точки (т.2) через координаты предыдущей (т.1) по следующим данным:
Координаты первой точки – Х1 = 3280м; Y1 = 8150м
Расстояние до следующей точки L1-2 = 280,70м
Направление линии 1-2 (её дирекционный угол) = 177° 30'
Вариант 7.
1. Какие знаки применяются для закрепления опорных точек на местности?
2. Как определить магнитный азимут линии на местности?
3. Как делается разбивка осей сооружения? Для чего устраивается обноска и как на неё выносятся оси сооружения?
4. Геодезическое сопровождение при монтаже стеновых панелей многоэтажных бескаркасных зданий.
Задача.
Вычислить погрешность вертикального круга
(места нуля МО) и подсчитать величину вертикального угла.
Отсчёты по вертикальному кругу следующие:
КЛ = 18°28'
КП = 161°34'
Вариант 8.
1. Порядок измерения расстояний на местности мерным комплектом на основе стальной 20 метровой мерной ленты.
2. Назначение нивелиров и их виды. Устройство нивелира. Установка нивелира в рабочее положение.
3. Как передаются разбивочные оси сооружения на дно котлована и на монтажные горизонты?
4. Геодезическое сопровождение при монтаже многоэтажных каркасных зданий.
Задача.
Найти расстояние между двумя точками и направление этой линии (румб, азимут), если известны координаты начала линии и координаты конца линии.
Координаты начала линии: Х1 = 200.70м; Y! = 350.20м
Координаты конца линии: Х2 = 142.8м; Y2 = 420.30м
Вариант 9.
1. Что такое азимут? Какие виды азимутов бывают? Что такое румб линии? Назвать формулы связи между азимутами и румбами в четвертях.
2. Как проверить круглый уровень нивелира? Краткие сведения о нивелирных рейках.
3. Как разбить на местности линию с заданным проектным уклоном?
4. Как определить высоту недоступной точки при помощи теодолита?
Задача.
Подготовить данные для построения картограммы земляных работ, то есть подсчитать чёрные отметки, красную проектную отметку и рабочие отметки по следующим данным нивелирования поверхности площадки:
1230 5. 1315 | 1370 6. 1390 | 1450 1585 7.1470 8.1600 |
9. 1350 | 10. 1420 | 11.1495 12.1630 |
Отметка репера Нрп = 29.300
Отсчёт по рейке на репере арп = 1270
Вариант 10.
1.В чём суть прямой геодезической задачи?
2.Как передают на строящиеся сооружения проектные отметки?
3.Как выполняется поверка цилиндрического уровня нивелира?
4.Геодезическое сопровождение при монтаже металлических конструкций.
Задача.
Найти проектные отметки промежуточных точек линии заданного проектного уклона.
Проектный уклон i = +0.005
Точки расположены на расстоянии L = 10 метров друг от друга.
Длина линии 70 метров
Проектная отметка начальной точки (Т1) Нпр н = 29.450м.
ЛИТЕРАТУРА.
1.М.И. Киселев, Д.Ш. Михелев «Геодезия» - Учебник для сред. проф.
образования - Академия, Москва, 2010 г.
2.А.В. Маслов « Геодезия »- Недра, Москва, 1993 г.
В.Д. Фельдман, Михеев Д.Ш. «Основы инженерной геодезии» -
Москва, Высшая школа, 1999 г.
3.М.Е.Пискунов, Крылов В.Н. «Геодезия при строительство
газовых, водопроводных и канализационных сетей и сооружений»
Москва, Стройиздат, 2001 г.
4.СНиП 3.01.03-84 «Геодезические работы в строительстве»
5.Практикум по прикладной геодезии. Геодезическое обеспечение
строительства и эксплуатации инженерных сооружений - Москва,
Недра, 2004 г.
Д ЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА «СТОЛИЦА»
(ГБПОУ ОКГ «Столица»)
Задания и инструктивно - методические рекомендации по выполнению домашней контрольной работы для студентов-заочников по дисциплине ОП.04 «Основы геодезии»
Специальность 08.02.01 «Строительство и эксплуатация
Зданий и сооружений».
Москва
2018
ОДОБРЕНА Методическим объединением «Техника и технологии строительства» отделения «Волжское» Протокол № 1 от «____»___________2018 г. Председатель МО ____________/ Липовка Т.М. | Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений ». |
Составитель (автор): Мелёхина Нина Александровна, преподаватель
Рецензент: __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
ФИО, ученая степень, звание, должность, наименование организации
Пояснительная записка
Учебная дисциплина «Основы геодезии» предусматривает изучение теоретических основ производства инженерно-геодезических измерений при выполнении строительно-монтажных работ, а также получение практических навыков в работе с основными геодезическими инструментами, ознакомление с современными геодезическими инструментами и методами выполнения геодезических работ, получение навыков в составлении основных геодезических документов и чертежей.
По данной дисциплине предусмотрено выполнение одной домашней контрольной работы, охватывающей все разделы рабочей программы.
Материал, выносимый на установочные и обзорные занятия, а также перечень выполняемых практических занятий и лабораторных работ определяются учебным планом.
На установочных занятиях студенты знакомятся с программой дисциплины, методикой работы над учебным материалом и даются разъяснения по выполнению домашней контрольной работы.
Варианты домашней контрольной работы составлены применительно к действующей рабочей программе по дисциплине.
Обзорные лекции проводятся по сложным для самостоятельного изучения темам программы.
Запланированные 6 практических занятий предусматривает целью закрепление теоретических знаний и приобретение практических умений по программе учебной дисциплины.
Выполнение домашней контрольной работы определяет степень усвоения студентами изученного материала и умение применить
полученные знания при решении практических задач.
Учебный материал рекомендуется изучать в той последовательности, которая дана в методических указаниях:
-ознакомление с тематическим планом и методическими указаниями по темам;
-усвоение программного материала по рекомендуемой литературе;
-составление ответов на вопросы для самоконтроля, приведённые после каждой темы.
При изложении материала необходимо придерживаться единой терминологии, обозначений, единиц измерения в соответствии
с действующими стандартами.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
суть основных геодезических понятий, задачи геодезии; знать основные сведения о Земле и систему высот; знать, как изображается рельеф, как измеряются углы и расстояния; назначение геодезических сетей, их виды и методы их съёмки; назначение и виды теодолитных ходов; сущность и методы геометрического и тригонометрического нивелирования; назначение геодезических сетей и методы их прокладки, основы геодезических вычислений.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
определять координаты точек на топографической карте, азимуты и румбы линий, пользоваться масштабом карты и решать задачи на масштабы; определять отметки точек, читать ситуацию по карте, составлять профиль, уметь работать с геодезическими инструментами, измерять горизонтальные и вертикальные углы, проводить линейные измерения; работать с геодезическими инструментами, измерять
и откладывать углы, измерять превышения, измерять, провешивать и откладывать линии, производить разбивочные работы, обрабатывать данные полевых съёмок, вычислять объёмы земляных работ.
ОБЩИЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ раздела, темы | Наименование разделов и тем | Максимальное количество часов | Общее количество часов | В том числе (в часах) | Самостоятельная работа | ||
Теоретические занятия | Лабораторные и практические занятия | Курсовая работа (проект) | |||||
1. | Общие сведения. План и карта | 8 | 2 | 2 | 6 | ||
1.1.Предмет и задачи геодезии. Оформление и содержание карты. Отличие карты от плана. Измерения и построения на карте и плане. | 2 | ||||||
2. | Ориентирование направлений. | 10 | 2 | 2 | - | 8 | |
2.1. Ориентирование на местности. Положение точки на земной поверхности. | 2 | ||||||
3. | Отметки точек. | 10 | 2 | 2 | 8 | ||
3.1 Определение высот точек. Абсолютная, относительная высоты. | 2 | ||||||
4. | Угловые измерения. | 10 | 2 | 2 | - | 8 | |
4.1. Виды измерений. Приборы для угловых измерений на местности. | 2 | ||||||
5. | Линейные измерения. | 10 | 2 | 2 | - | 8 | |
5.1 Измерение линий на местнос- ти. Приборы для линейных измерений. | 2 | ||||||
6. | Геодезические сети | 10 | 2 | 2 | - | 8 | |
6.1 Геодезические сети. Способы создания плановых и высотных геодезических сетей. | 2 | ||||||
7. | Вертикальные съёмки. Горизонтальные съёмки. | 10 | 2 | 2 | - | 8 | |
7.1.Геометрическое нивелиро- вание. Теодолитные ходы. | 2 | ||||||
8. | Геодезические работы при подготовке площадки под застройку. | 10 | 2 | 2 | - | 8 | |
8.1 Подготовка топографической основы площадки. | 2 | ||||||
9. | Раздел 9. Инженерно – геодезические работы на стройплощадке. | 10 | 2 | 2 | 8 | ||
Тема 9.1 Технология выноса в натуру углов сооружения, методы контроля | 2 | ||||||
10. | Раздел10. Геодезический контроль при установке конструкций в проектное положение | 10 | 2 | 2 | 8 | ||
Тема10.1 Передаче проектных отметок. | 2 | ||||||
11. | Раздел11.Геодезические работы при возведении каркасных, крупнопанельных и кирпичных зданий | 10 | 2 | 2 | 8 | ||
Тема11.1Особенности геодезических работ при возведении различных сооружений. | 2 | ||||||
12. | Раздел12. Геодезические работы на линейных сооружениях. | 12 | 4 | 2 | 2 | - | 8 |
Тема12.1 Трассирование линейных сооружений. | 2 | ||||||
Тема12.2 Трассирование линейных сооружений. | 2 | ||||||
13. | экзамен | ||||||
Всего: | 120 | 26 | 20 | 6 | - | 94 |
3. Информационное обеспечение обучения.
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
1. М. И. Киселёв, Д. Ш. Михелев «Геодезия» 7-е издание стереотипное. Москва. Издательский центр «Академия». 2010 г.
2. Г. Д. Курошев, Л. Е. Смирнов «Геодезия и топография» 2-е издание Москва. Издательский центр «Академии». 2008 г.
3. Е. А. Чурилова, Н. Н. Колосова «Картография с основами топографии. Практикум. Москва. Издательство «Дрофа». 2010 г.
4. Н. Н. Колосова, Е. А. Чурилова, Н. А. Кузьмина «Картография с основами топографии» 2-е издание. Москва. Издательство «Дрофа». 2010 г.
5. Условные знаки для топографических карт масштабов 1:5000; 1:2000; 1:500.Москва. Картгеоцентр. Геоиздат.2005 г.
6. В. Н. Баландин «Определение площадей земельных участков». Москва. 2005 г.
Дополнительные источники:
1.Л. А. Фокина «Картография с основами топографии». Москва,
Гуманитарный центр. «Владос», 2005 г.
2. В. Д. Фельдман Д. Ш. Михелёв «Основы инженерной геодезии».
Москва, «Высшая школа».
3. В. С. Кусков «Основы геодезии, картографии и космоаэросъёмки».
Москва. Издательский центр «Академия». 2009 г.
4.М.Е.Пискунов, Крылов В.Н. «Геодезия при строительство газовых, водопроводных и канализационных сетей и сооружений»» - Москва, Стройиздат, 2001 г.
5.СНиП 3.01.03-84 «Геодезические работы в строительстве»
6.Практикум по прикладной геодезии. Геодезическое обеспечение
строительства и эксплуатации инженерных сооружений - Москва,
Недра, 2004 г.
Интернет-ресурс:
1.http:/www atlas2007.
4. Методические указания по темам и вопросы для самоконтроля.
Данное методическое пособие разработано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом СПО по специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация
зданий и сооружений».
Методическое пособие имеет практическую направленность и рассчитано на максимальную нагрузку 97 часов. Из них 12 часов отведено на практические занятия.
В содержание программы входят следующие разделы:
1. Общие сведения.
2. План и карта.
3. Ориентирование направлений.
4. Отметки точек.
5. Угловые измерения.
6. Линейные измерения.
7. Геодезические съёмки.
8. Угловые измерения - современные технологии.
9. Высотные измерения.
10. Горизонтальные съёмки.
11. Геодезические работы при подготовке площадки под застройку.
12. Геодезические работы на линейных сооружениях
Настоящее методическое пособие по изучению дисциплины, которая входит в обязательную часть циклов основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО, определяет объём знаний, подлежащих усвоению студентами, способствует формированию у студентов умению работать с топографическими планами, картами и геодезическими инструментами. Выполнять линейные, угловые и высотные измерения.
Степень усвоения студентами изученного материала и умение применять полученные знания при решении практических задач определяет выполнение домашней контрольной работы, по которой студент получает зачёт.
Данное методическое пособие используется при изучении дисциплины «Основы геодезии» студентами-заочниками для специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация
зданий и сооружений».
Раздел 1. Общие сведения.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 252.