Цель изучения безопасности жизнедеятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ РЕЧНОЙ И МОРСКОЙ ГИДРОЛОГИЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ:КЛАССИФИКАЦИЯ,ХАРАКТЕРИСТИКА,ХАРАКТЕР ЯВЛЕНИЙ,СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ.

ОТВЕТ

 

Наводнение – затопление водой местности, прилегающей к реке, озеру или водохранилищу, морю (нагонные явления – перемещение морской воды под воздействием сильного, длительного ветра). В результате наводнений причиняется значительный материальный ущерб, наносится вред здоровью людей, включая их гибель.

Основным критерием наводнения является максимальный уровень воды за время его действия. Важными характеристиками являются площадь и продолжительность затопления, скорость подъема уровня воды.

Первичными последствиями наводнения являются затопление и подтопление прилегающей территории. Вторичными последствиями наводнения являются утрата прочности различного рода сооружений в результате размыва и подмыва, загрязнение ими обширных территорий, осложнение санитарно-эпидемиологической обстановки, заболачивание местности и др.

Наводнения наносят прямой и косвенный экономический ущерб. Прямой – гибель и ранения людей и животных, различные разрушения. Косвенный – нарушение режима хозяйственной деятельности вне зоны ЧС из-за перерыва в работе различных коммуникаций, отвлечения сил и средств для ликвидации последствий ЧС.

Существуют различные способы борьбы с наводнениями, к ним относятся:

1) уменьшение максимального расхода воды в реке путем перераспределения стока во времени;

2) регулирование паводкового стока с помощью гидротехнических сооружений (водохранилищ);

3) сооружение ограждающих дамб (валов);

4) спрямление русла реки, дноуглубительные работы с помощью земснарядов.

Сели (селевые потоки) – временный стремительный горный поток смеси воды с большим содержанием камней, песка, глины и других частиц (снега, льда).

Вся площадь зарождения и воздействия селя называется селевым бассейном. Вид селевого потока определяется составом селеобразующих пород.

В результате селей происходят разрушение зданий и сооружений, уничтожение дорог, населенных пунктов, сельскохозяйственных угодий, перекрытие русел рек, изменение ландшафта, гибель людей, животных.

Профилактические мероприятия по защите от селей можно подразделить на пассивные и активные.

К пассивным мероприятиям относятся:

1) запрещение проведения взрывных работ в зоне возможных селевых потоков (при прокладке автомобильных и железных дорог);

2) запрещение карьерных разработок по добыче песка, глины, камня в селеопасной зоне с проведением взрывных работ;

3) запрещение гражданского и военно-технического строительства зданий и сооружений в селеопасной зоне;

4) наблюдение за состоянием склонов;

5) охрана горных пастбищ, лесных насаждений (деревьев, кустарников) и травы на склонах;

6) установка в селеопасной зоне и вблизи нее предупредительных знаков, надписей.

К активным относятся мероприятия по высадке деревьев и кустарников с мощной корневой системой непосредственно в селеопасной зоне и по периметру ее верхней части, а также сооружение специальных инженерных и гидротехнических объектов, которые либо задерживают массы пород, либо отводят их в сторону от построек и дорог.

Цунами – волна большой высоты и огромного разрушительного действия. Оцениваются цунами от 1 до 6 баллов. Цунами – катастрофическое явление, когда на берег выбрасываются суда, повреждаются волноломы, разрушаются здания, опустошается побережье, а суша бывает затоплена далеко в глубь побережья.

Разрушительным фактором является воздушная волна, которая идет перед водяным валом, она сносит крыши и дома, а на людей действует как взрывная волна.

Причина возникновения цунами – землетрясение под толщей моря или океана, которое называют моретрясением. Если оно достаточно сильно, на водной поверхности возникают громадные волны, названные японцами цунами. Они являются порождением ударных сейсмических волн, охватывающих всю толщу воды. Обычно высота цунами не превышает 1 м, но при сильных моретрясениях достигает 30 м и более. За последние 2500 лет в Тихом океане зарегистрировано 308 цунами (японскими специалистами). Наиболее часто ударам цунами подвергается Япония.

В зонах, где возможны цунами, работают станции национальных служб, которые входят в Международную службу предупреждения о цунами. Прогнозы службы предупреждения помогают заранее оповестить население об опасности и времени прибытия волны. Однако участки берега, куда она обрушится и с какой силой, точно прогнозировать пока не удается. Такие прогнозы оправдывают себя лишь на 20%.

 

 

 

ПОЖАРЫ :

Огонь является одной из наиболее грозных природных стихий.

Пожар — это неконтролируемое горение вне специального кострища (очага), которое распространяется во времени и в пространстве. Пожары наносят огромные убытки.

Серьезную опасность для природной среды, экономики и человека представляют массовые лесные, степные и торфяные пожары.

Важной составной частью природных богатств Луганской области являются леса, поэтому чаше всего в нашей области возникают лесные пожары

Подземный (торфяной) пожар - это загорание высохшего торфяника вследствие природных причин или вызванное искусственно. Он характеризуется беспламенным горением, накоплением большого количества тепла, низкой скоростью продвижения кромки пожара (до нескольких метров в сутки).

Степной пожар — это пожар на степной территории, который возник природным путем илн вызван искусственно. Они возникают на открытой местности при наличии сухой травы или созревших хлебов в пожароопасный период. При сильном ветре скорость степного пожара достигает 25 - 30 км/час, а пожара зерновых культур - в 2 - 3 раза меньше.

Лесной пожар - это неконтролируемое горение лесного фонда. Наиболее благоприятный период для лесных пожаров - лето. Возникновению лесных пожаров способствует засуха.

Лесные пожары происходят по различным причинам. До 80% их возникает из-за нарушения человеком правил пожарной безопасности в лесу. Причиной лесных пожаров также бывают молнии и самовозгорание находящихся в лесу торфяников.

Действия до ЧС: -соблюдайте инструкции, запрещающие разводить костры и курить в лесах, садах, сельскохозяйственных постройках, деревянных домах и др., во время засушливой или ветреной погоды; -очищайте ваш сад и его окрестности (в радиусе, как минимум, 50 м) от кустарника, мертвых деревьев, бумаги, соломы и горючих материалов; -храните спички и зажигалки вне досягаемости детей и учите детей осторожному обращению с огнем; -

помните телефонные номера службы спасения «01», милиции «02»; -

проверьте крышу дома - отвалившаяся или неплотно лежащая черепица может стать причиной возгорания крыши, если фронт огня пройдет поблизости. Очистите крышу и водостоки от опавших листьев и хвои; -проверьте состояние всех отверстий - плотно ли закрываются двери и ставни, полностью ли ставни прилегают к окнам?

Действия во время ЧС:

Если возник огонь: -тушите огонь снизу; -

используйте воду, а если ее нет, бейте по нему веткой или затушите его одеждой или материей; -известите спасательные службы, милицию и людей, живущих поблизости; -откройте ворота, чтобы облегчить доступ спасательных служб на место происшествия; -

закройте газовые баллоны и уберите их из дома.

Если вы в доме: -занесите в дом садовые шланги - они пригодятся, чтобы загасить остаточные возгорания, когда основное пламя будет потушено; -

укройтесь в доме; -закройте ставни и створки окон, законопатьте щели в них и все вентиляционные отверстия мокрыми тряпками: -не делайте ничего, что могло бы вызвать сквозняк; сохраняйте спокойствие, если дым стал проникать в помещение,

несмотря на запечатанные окна и двери -не покидайте дом, если власти или спасатели не дали распоряжения оо эвакуации (наилучшее убежище - хорошо защищенный дом).

Если Ты вне дома: -никогда не приближайтесь к зоне огня; -

двигайтесь прочь от огня в направлении, откуда дует ветер; -

если же огонь перекрыл вам пути к отступлению, то:

° Ни в коем случае не снимайте одежду (избегайте одежды из синтетики);

° найдите объект, заслоняющий вас от огня (скалу, стену, земляной вал);

° если у вас есть вода, намочите одежду и закройте рот и нос мокрой тряпкой для зашиты от дыма и жара.

Если вы в машине. -ехать надо медленно; -

если позволяет время, найдите чистое открытое пространство и остановите машину там; -

если фронт огня проходит мимо, не покидайте машину; -

проверьте, плотно ли закрыты окна и дверцы машины, -

всегда храните в машине запас воды, чтобы смочить тряпку и закрыть ею нос и рот.

Фронт проходит мимо быстро (за 60 - 90 секунд).

Действия после ЧС: -

покидайте дом только если ваше тело полностью защищено: -

осмотрите дом, если где-то найдете огонь, погасите его; -

осмотрите крышу и чердак, не проникли ли туда тлеющие уголья, загасите их; -полейте водой окрестную растительность и загасите огонь там.

где его обнаружите; -

помогите соседям и окажите помощь пострадавшим, используя аптечку первой помощи; -следуйте инструкциям властей и спасательных служб.

 

 

Гидродинамические аварии.

Гидродинамическая авария - это чрезвычайное событие, связанное с выводом из строя (разрушением) гидротехнического сооружения или его части и неуправляемым перемещением больших масс воды, несущих разрушения и затопление обширных территорий.

 

Гидротехническое сооружение - народно-хозяйственный объект, находящийся на или вблизи водной поверхности, предназначенный для:

 

использования кинетической энергии движения воды с целью преобразования в другие виды энергии;

 

охлаждения отработавших паров ТЭС и АЭС;

 

мелиорации;

 

защиты прибрежной территории воды;

 

забора воды для орошения и водоснабжения;

 

осушения;

 

рыбозащиты;

 

регулирования уровня воды;

 

обеспечения деятельности речных и морских портов, судостроительных и судоремонтных предприятий, судоходства;

 

подводной добычи, хранения и транспортировки (трубопроводы) полезных ископаемых (нефти и газа).

 

Разрушение (прорыв) гидротехнических сооружений происходит в результате действия сил природы (землетрясения, ураганы, размывы плотин) или воздействия человека, а также из-за конструктивных дефектов или ошибок проектирования.

К основным гидротехническим сооружениям относятся: плотины, водообразные водосборные сооружения, запруды.

 

Плотины - гидротехнические сооружения (искусственные плотины) или природные образования (естественные плотины), ограничивающие сток, создающие водохранилища и разницу уровней воды по руслу реки.

 

Водохранилища могут быть долговременными (как правило, образованными гидротехническими сооружениями; временными и постоянными) и кратковременными ( за счет действия сил природы; оползней, селей, лавин, обвалов, землетрясений и т.п.).

 

Проран - повреждение в теле плотины, образовавшееся в результате ее размыва.

 

Устремляющийся в проран поток воды образует волну прорыва, имеющую значительную высоту гребня и скорость движения и, обладающую большой разрушительной силой. Волна прорыва образуется при одновременном наложении двух процессов: падения вод водохранилища из верхнего в нижний бьеф, порождающего волну и резкого увеличения объема воды в месте падения, что вызывает перетек воды из этого места в другие, где уровень воды ниже.

 

Поражающие факторы гидродинамических аварий.

 

 

Основные поражающие факторы гидродинамических аварий, связанные с разрушением гидротехнических сооружений:

 

волна прорыва, затопление местности.

 

Поражающее действие волны прорыва проявляется в виде ударного воздействия на людей и сооружения массы воды, движущейся с большой скоростью, и перемещаемых ею обломков разрушенных зданий и сооружений, других предметов.

 

Затопление – это покрытие территории водой.

 

 

Меры по уменьшению последствий аварий на гидродинамически опасных объектах

Безопасность населения при катастрофическом затоплении обеспечивается заблаговременным осуществлением мер, направленных на его предотвращение или ограничение его масштабов.

 

Эти меры:

 

- правильный выбор места размещения плотины и населенных пунктов;

- ограничение строительства жилых домов и объектов экономики в местах, подверженных действию возможной волны прорыва;

- обвалование населенных пунктов и сельскохозяйственных угодий;

- создание надежных дренажных систем;

- проведение берегоукрепительных работ для предотвращения оползней и обрушений;

- устройство гидроизоляции и специальных укреплений на зданиях и сооружениях;

- насаждение низкоствольных лесов (из тополей, ольхи и березы), способных уменьшить скорость волны прорыва.

 

В случае опасности прорыва искусственных плотин принимают следующие меры: регулирование стока воды; плановый сброс воды из водохранилища в период весеннего паводка; своевременный спуск воды.

Если существует опасность прорыва естественного водохранилища, принимают меры по укреплению стенок плотин.

С целью защитить население при катастрофических затоплениях, предотвратить или максимально уменьшить степень его поражения осуществляют комплекс организационных, инженерно-технических и специальных мер.

26) Аварии на транспорте

Сегодня любой вид транспорта представляет потенциальную опасность. Технический прогресс одновременно с комфортом и скоростью передвижения снизил степень безопасности жизнедеятельности человека.

Транспортная авария (ТА) — авария на транспорте, повлекшая за собой гибель людей, причинение пострадавшим тяжелых телесных повреждений, уничтожение и повреждение транспортных сооружений и средств или ущерб окружающей природной среде.

Обычно ТА различают по видам транспорта:

— железнодорожная авария;

— авиационная катастрофа;

— дорожно-транспортное происшествие (ДТП);

— аварии на водном транспорте;

— авария на магистральном трубопроводе и др.

 

ТРАНСПОРТНЫЕ АВАРИИ

В настоящее время любой вид транспорта представляет потенциальную угрозу здоровью и жизни человека. Технический прогресс одновременно с комфортом и скоростью передвижения принес и значительную степень угрозы. В зависимости от вида транспортной аварии возможно получение множественных травм и ожогов, в том числе опасных для жизни человека.

 

АВАРИИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

 

Основными причинами аварий и катастроф на железнодорожном транспорте являются неисправности пути, подвижного состава, средств сигнализации, централизации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов.

 

Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах. Тем не менее, ехать в поезде примерно в три раза безопаснее, чем лететь на самолете, и в 10 раз безопаснее, чем ехать в автомобиле.

 

ОСНОВНЫЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА

 

Знайте, что с точки зрения безопасности самые лучшие места в поезде – центральные вагоны, купе с аварийным выходом-окном или расположенное ближе к выходу из вагона, нижние полки.

 

Как только Вы оказались в вагоне, узнайте, где расположены аварийные выходы и огнетушители. Соблюдайте следующие правила: - при движении поезда не открывайте наружные двери, не стойте на подножках и не высовывайтесь из окон; - тщательно укладывайте багаж на верхних багажных полках; - не срывайте без крайней необходимости стоп-кран; - запомните, что даже при пожаре нельзя останавливать поезд на мосту, в тоннеле и в других местах, где осложниться эвакуация; - курите только в установленных местах; - не возите с собой горючие, химически- и взрывоопасные вещества; - не включайте в электросеть вагона бытовые приборы; - при запахе горелой резины или появлении дыма немедленно обращайтесь к проводнику.

 

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ АВАРИИ

 

При крушении или экстренном торможении закрепитесь, чтобы не упасть. Для этого схватитесь за поручни и упритесь в стену или сиденье ногами. Безопаснее всего опуститься на пол вагона. После первого удара не расслабляйтесь и держите все мышцы напряженными до тех пор, пока не станет окончательно ясно, что движения больше не будет.

 

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПОСЛЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ АВАРИИ

 

Сразу после аварии быстро выбирайтесь из вагона через дверь или окна – аварийные выходы (в зависимости от обстановки), так как высока вероятность пожара. При необходимости разбивайте окно купе только тяжелыми подручными предметами. При покидании вагона через аварийный выход выбирайтесь только на полевую сторону железнодорожного пути, взяв с собой документы, деньги, одежду или одеяла. При пожаре в вагоне закройте окна, чтобы ветер не раздувал пламя, и уходите от пожара в передние вагоны. Если не возможно – идите в конец поезда, плотно закрывая за собой все двери. Прежде чем выйти в коридор, подготовьте защиту для дыхания: шапки, шарфы, куски ткани, смоченные водой. Помните о том, что при пожаре материал, которым облицованы стены вагонов – малминит – выделяет токсичный газ, опасный для жизни.

 

Оказавшись снаружи, немедленно включайтесь в спасательные работы: при необходимости помогите пассажирам других купе разбить окна, вытаскивайте пострадавших и т.д.

 

Если при аварии разлилось топливо, отойдите от поезда на безопасное расстояние, т.к. возможен пожар и взрыв.

 

Если токонесущий провод оборван и касается земли, удаляйтесь от него прыжками или короткими шажками, чтобы обезопасить себя от шагового напряжения. Расстояние, на которое растекается электроток по земле, может быть от двух (сухая земля) до 30 м (влажная).

 

В настоящее время любой вид транспорта представляет потенциальную угрозу здоровью и жизни человека. Технический прогресс одновременно с комфортом и скоростью передвижения принес и значительную степень угрозы. В зависимости от вида транспортной аварии возможно получение множественных травм и ожогов, в том числе опасных для жизни человека.

 

АВАРИИ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ

Около 75% всех аварий на автомобильном транспорте происходит из-за нарушения водителями правил дорожного движения. Наиболее опасными видами нарушений по-прежнему остаются превышение скорости, игнорирование дорожных знаков, выезд на полосу встречного движения и управление автомобилем в нетрезвом состоянии. Очень часто приводят к авариям плохие дороги (главным образом скользкие), неисправность машин (на первом месте – тормоза, на втором – рулевое управление, на третьем – колеса и шины).

Особенность автомобильных аварий состоит в том, что 80% раненых погибает в первые три часа из-за обильных кровопотерь.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ НЕИЗБЕЖНОСТИ СТОЛКНОВЕНИЯ

 

Сохраняйте самообладание – это позволит управлять машиной до последней возможности. До предела напрягите все мышцы, не расслабляйтесь до полной остановки. Сделайте все, чтобы уйти от встречного удара: кювет, забор, кустарник, даже дерево лучше идущего на Вас автомобиля. Помните о том, что при столкновении с неподвижным предметом удар левым или правым крылом хуже, чем всем бампером. При неизбежности удара защитите голову. Если автомашина идет на малой скорости, вдавитесь в сиденье спиной, и, напрягая все мышцы, упритесь руками в рулевое колесо. Если же скорость превышает 60 км/ч и Вы не пристегнуты ремнем безопасности, прижмитесь грудью к рулевой колонке.

Если Вы едете на переднем месте пассажира, закройте голову руками и завалитесь на бок, распростершись на сидении. Сидя на заднем сидении, постарайтесь упасть на пол. Если рядом с Вами ребенок – накройте его собой.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПОСЛЕ АВАРИИ

Определитесь, в каком месте автомобиля, и в каком положении Вы находитесь, не горит ли автомобиль и не подтекает ли бензин (особенно при опрокидывании). Если двери заклинены, покиньте салон автомобиля через окна, открыв их или разбив тяжелыми подручными предметами.Выбравшись из машины, отойдите от нее как можно дальше – возможен взрыв.

27) Аварии на коммунально-энергетических сетях

К числу ЧС техногенного характера вызванных авариями на коммунально-энергетических сетях следует отнести аварии связанные с нарушением водоснабжения, канализации, газоснабжения, электро– и тепло снабжения населенных пунктов.

Водоснабжение. Наиболее часто аварии происходят на разводных сетях в населенных пунктах, на насосных станциях и водонапорных башнях, а также водозаборах и в резервуарах с чистой водой. Подача воды населению прекращается в силу следующих обстоятельств:

1) физическое разрушение водопровода;

2) отключение электроэнергии, с помощью которой работают водо-перекачивающие насосы.

Физическое разрушение водопроводов происходит в результате их старения под воздействием коррозии, во время землетрясения, оползневых явлений.

Канализация. Чаще всего аварии происходят на коллекторах и канализационных сетях. Эти аварии грозят попаданием фекальных вод в водопровод, что может привести к различным инфекционным и другим заболеваниям. Прорывы происходят из-за движения масс земли в результате землетрясений, оползней, селевых потоков. В отдельных случаях аварии могут быть вызваны: отсутствием энергоснабжения на станциях перекачки в этом случаях происходит переполнение резервуара сточной жидкости, подъем ее уровня и излив наружу.

Газоснабжение. Особую опасность представляет на сегодняшний день разрушения и разрывы на газопроводах, в разводящих сетях жилых домов и промышленных предприятий. Аварии на компрессорных и газорегуляторных станциях, газгольдерах происходят несколько реже. Подобные аварии, как правило, в случае их несвоевременного устранения, приводят к взрывам, гибели людей, материальных ценностей.

Электроснабжение. ЧС геологического, гидрологического, метеорологического характера являются причиной нарушения электроснабжения. При наводнениях, землетрясениях, оползнях, снежных лавинах, ураганах, бурях, смерчах страдают воздушные линии электропередач, силовые подземные кабели, трансформаторы и распределительные станции. Эти явления приводят к обрыву высоковольтных проводов, коротким замыканиям, что, в конечном счете, вызывает появление пожаров, нарушение условий жизнедеятельности людей, авариям и катастрофам на промышленно-опасных объектах.

Теплоснабжение. Аварии на теплотрассах, в котельных, на ТЭЦ, разводящих сетях приводят к нарушению жизнедеятельности людей, особенно в зимний период, к остановке некоторых видов промышленно-опасных объектов, к гибели животных на мясомолочных фермах и т.д.Основной причиной этих аварий является физический износ теплосетей, машин, механизмов на ТЭЦ, а также антропогенный.

28.Чрезвычайные ситуации связанные с изменением состояние суши:

Относятся:

1. Катастрофические просадки, оползни, обвалы земной поверхности вследствие природных процессов и вызванные человеческой деятельностью (проявляются при добыче полезных ископаемых подземным способом, при эксплуатации открытых глубоких разработок и т.д.).

2. Химическое загрязнение почв тяжелыми металлами.

Значительную роль в химическом загрязнении играет транспорт: сухопутный, водный, воздушный, использующий в качестве источника энергии нефтепродукты. К наиболее опасным химическим загрязнителям относятся тяжелые металлы: пестициды, канцерогенные и радиоактивные вещества, оксид углерода, оксид серы, оксид азота и др. Загрязнения почв происходит в результате аварий на химически-опасных объектах. Так самая крупная авария ХХ в. произошла в 1984 г. в Бхопале (Индия). В результате утечки химического вещества (метилизоцианата) на заводе американской компании «Юнион Карбайд» 3000 человек погибли и 200000 получили отравления различной степени тяжести.

3. Интенсивная деградация почв, опустынивание на обширных территориях из-за эрозии, засоления и других процессов.

Деградация почвы – постепенное ухудшение свойств почвы под влиянием естественных причин (природные изменения условий почвообразования) или хозяйственной деятельности человека.

Деградация почвы происходит:
- при неправильном применении удобрений и пестицидов;
- в процессе проведения мелиоративных работ;
- при лесозаготовках повреждается или уничтожается подлесок, травянистый покров, подстилка и верхний гумусовый слой почвы (особенно большой вред наносят тракторные волоки и устройство временных дорог);
- при раскорчевке леса;
- в результате лесных пожаров

Деградация почвы включает процессы эрозии.

Под эрозией понимают разнообразные процессы разрушения почв и подстилающих пород под действием различных природных и антропогенных факторов.

Различают следующие эрозии:

1. Природная: водная, ветровая (дефляционная), ледниковая, оползневая, речная, биологическая и т.д.
2. В результате антропогенных факторов:
- химическая эрозия (накопление в почве ядохимикатов)
- механическая эрозия (перемещение почвы со склонов машинами и агрегатами)
- засоление почв при орошении (накопление растворимых солей в почве)
- переувлажнение и заболачивание

Опустынивание – уменьшение или уничтожение биологического потенциала земельного пространства, сопровождающееся сокращением его водных ресурсов, исчезновением сплошного растительного покрова, обеднением и перестройкой фауны и возникновением других условий, близких или аналогичных условиям пустыни.

Факторы, приводящие к опустыниванию:

1. деградация растительного покрова и сопутствующая ей эрозия почвы в результате чрезмерного выпаса скота

2. усиление эрозии и дефляции засушливых земель при их интенсивном и нерациональном использовании

3. отсутствие рациональных соотношений между земледелием и животноводством

4. уничтожение растительного покрова при заготовке топлива

5. разрушение растительного и почвенного покрова при дорожном и индустриальном строительстве.

 

29.Чрезвычайные ситуации связанные с изменением свойств воздушной среды:

Относятся:

1. Резкое изменение климата.

Существует две стороны проблемы изменения климата:

6. резкое изменение погоды или климата в результате антропогенного фактора (вырубка и выжигание леса, распахивание земель, создание новых водохранилищ, изменение русел рек, осушение болот – все это влияет на изменение теплового баланса и на газовый обмен с атмосферой);

7. процесс изменения климата как эволюционный, происходящий в весьма медленном темпе.

По данным Национального агентства США по аэронавтике и исследованию космического пространства, на планете стало теплее за столетие на 0,8 0С. Температура подледной воды в районе Северного полюса возросла почти на 20С, вследствие чего началось таяние льда снизу и происходит постепенное повышение уровня Мирового океана. По оценкам ученых, средний уровень океана к 2100 году может повыситься на 20-90 см. Все это может вызвать катастрофические последствия для стран с территориями на уровне моря (Австралия, Нидерланды, Япония, отдельные районы США).

2. Превышение ПДК вредных примесей в атмосфере(выбросы промышленные, ТЭЦ, автотранспорта приводит к непрерывному повышению среднего содержания двуокиси углерода в атмосфере.

Происходит потепление климата вследствие так называемого «парникового эффекта». Уплотненный слой двуокиси углерода будет свободно пропускать солнечную радиацию к поверхности земли и в то же время задерживать излучение земного тепла в космос.

На основе расчетов с использованием компьютерных моделей установлено, что если сохранится нынешняя скорость поступления парниковых газов в атмосферу, то за 30 лет температура в среднем по земному шару повысится примерно на 10С. При этом глобальное потепление будет сопровождаться увеличением количества осадков (к 2030 году на несколько процентов) и повышением уровня Мирового океана (к 2030 году – на 20 см., к концу столетия – на 65 см).

Опасные последствия глобального потепления климата:

1. повышение уровня Мирового океана создаст опасную ситуацию для жизнедеятельности около 800 млн. человек.

2. овышение среднегодовых температур вызовет сдвиг всех климатических зон от экватора к полюсам, что может лишить сотни миллионов людей привычного ведения хозяйства.

3. рост температуры приведет к ускорению размножения кровососущих насекомых и вредителей леса, и они выйдут из под контроля своих естественных врагов (птиц, лягушек и т.п.), тропические и субтропические виды кровососов будут распространяться на север, а вместе с ними в умеренные широты придут такие болезни, как малярия, тропические вирусные лихорадки и др.


- глобальное потепление на планете неизбежно вызовет оттаивание больших участков вечной мерзлоты. К концу ХХI века южная граница вечной мерзлоты в Сибири может тогда отодвинуться к северу до 55-й параллели, в результате ее таяния будет нарушаться хозяйственная инфраструктура. Наиболее уязвимыми окажутся объекты добывающей промышленности, энергетических и транспортных систем, коммунального хозяйства. Значительно возрастут в этих районах риски возникновения ЧС техногенного характера.

- возможное глобальное потепление климата отрицательно скажется на здоровье человека, усилит факторы воздействия окружающей среды на него, повлияет на временной и сезонный ход заболеваний во многих странах.

3. Температурные инверсии над городами.

Температура в тропосфере, начиная от земли, по высоте снижается на 5-6 градусов на каждый километр. Теплые нижележащие слои воздуха, как более легкие, движутся к верху, обеспечивая циркуляцию воздуха над землей, образуя восходящие вертикальные, а так же горизонтальные потоки воздуха, ощущаемые нами как ветер. Однако иногда при антициклонах и при штилевой погоде может произойти так называемая температурная инверсия, при которой расположенные выше слои атмосферы окажутся более нагретыми, чем нижележащие. Тогда прекращается нормальная циркуляция воздуха и слой теплого воздуха как одеялом покрывает участки земли. Если это происходит над городом, то вредные выбросы от промышленных предприятий, автотранспорта задерживаются под этим «воздушным одеялом» и создают опасные для населения загрязнения атмосферы, вызывающие заболевания.

4. Острый недостаток кислорода над городами

В крупных городах наземная растительность в процессе фотосинтеза выделяет в атмосферу меньше кислорода, чем его потребляется промышленность, транспортом, людьми и животными. В связи с этим общее количество кислорода в околоземной оболочке биосферы ежегодно уменьшается.
Недостаток кислорода в воздушной среде городов способствует распространению легочных и сердечнососудистых заболеваний.

5. Значительное превышение предельно допустимого уровня городского шума.

Основные источники шума в городах:
- транспорт. Удельный вес транспортного шума города составляет не менее 60-80% (Пример: Москва – днем и ночью транспортный шум...)
- внутриквартальные источники шума,- возникают в жилых кварталах (игры спортивные, детские на площадках; хозяйственная деятельность людей…)
- шумы в зданиях. Шумовой режим в жилых кварталах складывается из проникающего внешнего шума и шума, образующего при эксплуатации инженерно и санитарно-технического оборудования зданий: лифтов, насосов подкачки воды, мусоропроводов и т.д.
Высокие уровни шума способствуют развитию заболеваний неврологического, сердечнососудистого характера и других.


6. Образование зон кислотных дождей.

Кислотные дожди – результат промышленного загрязнения воздуха. Большая доза в загрязнении воздуха принадлежит окислам азота, источниками образования которых являются выхлопные газы двигателей, а также сжигания всех видов топлива. 40% всех окислов азота выбрасывают в атмосферу тепловые электростанции. Эти окислы преобразуются в азот и нитраты, а последние взаимодействуя с водой, дают азотную кислоту.
Кислотные осадки представляют серьезную опасность для растительного и живого мира на земле.

7. Разрушение озонового слоя атмосферы.

Озон обладает способностью поглощать ультрафиолетовые излучения солнца и, следовательно, предохранять от их губительного воздействия все живые организмы на Земле.

Количество озона в атмосфере не велико. Наиболее существенное влияние на разрушение озона оказывают реакции с соединениями водорода, азота, хлора. В результате деятельности человека резко возрастает поступление веществ, содержащие такие соединения.

Огромные масштабы разрушения озонового слоя наблюдаются в отдельные периоды. Так, например, в весенние месяцы над Антарктидой наблюдалось постепенное разрушение стратосферного слоя озона, иногда достигающее 50 % от его общего количества в атмосфере региона наблюдения.

Разрыв озоносферы диаметром, превышающим 1000 км, возникающий над Антарктидой и перемещающийся к населенным районам Австралии, называли «озоновой дырой».

Сокращение озонового слоя на 25% и повышенное воздействие доз коротковолнового ультрафиолетового излучения Солнца приводит к:

- уменьшению биологической продуктивности многих растений, снижается урожайность сельскохозяйственных культур;
- болезням человека: резко возрастает вероятность заболеванием рака кожи, ослабляется иммунная система, увеличивается количество заболеваний катарактой глаз, возможна частичная или полная потеря зрения.

8. Значительные изменения прозрачности атмосферы.

Прозрачность атмосферы в значительной степени зависит от процентного содержания в ней аэрозолей (понятие «аэрозоль» в данном случае включает пыль, дым, туман).

Увеличение содержания аэрозолей в атмосфере уменьшает количество приходящей к поверхности Земли солнечной энергии. В результате этого возможно охлаждения поверхности Земли, что вызывает понижение средней планетной температуры и, в конечном счете, начало нового ледникового периода.

 

30.Чрезвычайные ситуации связанные с изменением состояния гидросферы:

Относятся:

1. Истощения водных ресурсов.

Сокращение водных ресурсов обусловлено тремя основными причинами:

- истощение водных ресурсов, происходящие под влиянием человеческой деятельности на биосферу (например, обмеление водоемов, исчезновение малых рек, высыхание озер и т.д. ) происходят вследствие истребления лесов, нерегулируемого выпаса скота, непродуманного развития мелиоративной сети и т.д.

- резкое возрастание потребности в воде (потребление воды промышленностью в связи с темпами ее развития увеличивается ежегодно на 5-7%, увеличивается расход воды на бытовые нужды и в сельском хозяйстве).

- массированное загрязнение водных источников.

Наибольшую опасность среди веществ, загрязняющих Мировой океан и внутренние водные бассейны, представляют нефтяные углеводороды, отходы химического производства и ядерных установок, пестициды, тяжелые металлы и различные пластмассы. Пленка и пятна нефтяного происхождения покрывают 25% поверхности Мирового океана.

2. Загрязнения морской среды.

Основной процент загрязнения морской воды связан с деятельностью человека (например: добыча нефти и газа, загрязнения с судов, аварии, умышленный слив загрязненных и т.д.).

 

31.Чрезвычайные ситуации связанные с изменением состояния биосферы:

Биосфера включает в себя верхнюю часть Земли и нижнюю часть атмосферы, где происходит существование живого вещества.
За истекший ХХ век темпы исчезновения животных и растений резко возросло. Причиной этому является:

4. ускоренное расселение человека по прежде необитаемым зонам;

5. токсическое и химическое загрязнение природы.

В среднем ежегодно исчезает 1 вид. Около 1000 видов птиц и животных в настоящее время находятся под угрозой вымирания. Исчезновение какого-либо из растений, может привести к вымиранию других растений, от10 до 30 видов насекомых, высших животных.

Наибольшую опасность для растений представляет сернистый газ, фтористые соединения, хлор и окислители.

Наука, изучающая условия существования живых организмов, их взаимосвязь между собой и средой, в которой они обитают, называется экологией.
Экологическое прогнозирование – это научное предвидение возможного состояния природных экологических систем, определяемого естественными и антропогенными экологическими факторами.

Биосфера подвержена постоянному мониторингу государственными структурами.

Мониторинг окружающей среды – система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов.

Основные задачи экологического мониторинга:
- текущий учет и измерение происходящих изменений в окружающей среде с точки зрения ее качества;
- оценка измеренных величин и выявление чрезвычайных ситуаций;
- прогноз этих изменений и связанных с ними экологических последствий.

32.Терроризм как дестабилизирующий фактор современности:

Терроризм-деятельность,осуществляемая в целях нарушения общественной безопасности,устрашения населения,либо оказания воздействия на принятие решений органами власти.Терроризм одна из форм экстремизма.                                                         Современный терроризм выступает в форме международного терроризма (терро­ристические акты, имеющие международный масштаб) и внутриполитического тер­роризма (террористические действия, направленные против правительства, каких- либо политических группировок внутри страны или имеющие цель дестабилизации внутренней обстановки).

Носителями (субъектами) современного терроризма выступают политические организации, спонтанно возникающие экстремистские группировки, отдельные лица, отрицающие легальную оппозиционную деятельность, а также криминальные структуры и лица, борющиеся за раздел и передел сфер своего влияния. Однако в современных условиях терроризм в любых его формах приобретает политическое звучание, так как он:

- подрывает систему государственной власти;

- криминализует общество;

- оказывает негативное морально-психологическое воздействие на население.                                                            Факторы терроризма: Внешние,внутренние. К внешним факторам терророгенности (подверженности терроризму)следует отнести следующие-геополитическое положение,участие миротворческих войск в различных регионах мира;-усиление миграционных потоков,особенно из терророгенных регионов (Ирак,Афганистан,Таджикистан,Пакистан, и.т.д.)                                                                     К внутренним факторам можно отнести:социально-экономическое расслоение общества по уровню доходов,усугубившееся финансовым кризисом;-неэффективную деятельность законодательной,исполнительной и судебной власти;-искусственное обострение региональных конфликтов,политическое противостояние.

33.Правила поведения и оказания первой помощи при террористических актах.Правила безопасности при угрозе террористического акта

При угрозе теракта

Всегда контролируйте ситуацию вокруг себя, особенно, когда находитесь на объектах транспорта, культурно-развлекательных, спортивных и торговых центрах.

При обнаружении забытых вещей, не трогая их, сообщите об этом водителю, сотрудникам объекта, службы безопасности, органов полиции. Не пытайтесь заглянуть внутрь подозрительного пакета, коробки, иного предмета.

Не подбирайте бесхозных вещей, как бы привлекательно они не выглядели. В них могут быть закамуфлированы взрывные устройства (в банках из-под пива, сотовых телефонах и т.п.). Не пинайте на улице предметы, лежащие на земле.

Если вдруг началась активизация сил безопасности и правоохранительных органов, не проявляйте любопытства, идите в другую сторону, но не бегом, чтобы Вас не приняли за противника.

При взрыве или начале стрельбы немедленно падайте на землю, лучше под прикрытие (бордюр, торговую палатку, машину и т.п.). Для большей безопасности накройте голову руками.

Случайно узнав о готовящемся теракте, немедленно сообщите об этом в правоохранительные органы.

Если вам стало известно о готовящемся или совершенном преступлении, немедленно сообщите об этом в органы ФСБ или МВД.

 

























Цель изучения безопасности жизнедеятельности

Цель изучения безопасности жизнедеятельности — формирование и пропаганда знаний, направленных на снижение смертности и потерь здоровья людей от внешний факторов и причин. Создание защиты человека в техносфере от внешних негативных воздействий антропогенного, техногенного и естественного происхождения. Объектом защиты является человек.

Предмет исследования безопасности жизнедеятельности — опасности и их совокупность, а также средства и системы защиты от опасностей.

Причины возникновения дисциплины БЖД в России:

§ Высокая смертность (особенно среди мужчин репродуктивного возраста)

§ Низкие показатели средней продолжительности жизни (характеры для мужской части населения)

§ Ежегодное снижение средней общей численности населения

Значение и решение данных проблем очень важной для нашей страны, так как по прогнозам, России в обозримом будущем грозит вымирание. Важнейшая задача, стоящая перед государством — стабилизация численности населения.

Для решения демографической проблемы необходимо:

§ Увеличить рост ВВП

§ Модернизировать государственную систему защиты человека

§ Сформировать научный потенциал, направленный на развитие учения о безопасности жизнедеятельности населения

§ Всеобщее обучение жителей страны основам безопасности жизнедеятельности

2.Понятие биосферы и техносферы:

 

 

§ Биосфера — область распространения жизни на Земле, включающая нижний слой атмосферы высотой 12–15 км, всю водную среду планеты (гидросферу) и верхнюю часть земной коры (литосферу глубиной 2–3 км). Верхняя граница биосферы находится на высоте 15–20 км от поверхности Земли в стратосфере. Активная техногенная деятельность человека привела к разрушению биосферы во многих регионах планеты и созданию нового типа среды обитания — техносферы.

§ Техносфера — это регион биосферы в прошлом, преобразованный людьми в технические и техногенные объекты, т. е. среда населенных мест.

§

3.Физиология труда и оптимальные условия труда:

Физиология труда — это наука, изучающая изменения функционального состояния организма человека под влиянием его трудовой деятельности и обосновывающая методы и средства организации трудового процесса, направленные на поддержание высокой работоспособности и сохранение здоровья работающих.

Основные задачи физиологии труда: •

исследование физиологических параметров организма человека при различных видах работ; •

изучение физиологических закономерностей организма в процессе трудовой деятельности; •

разработка практических рекомендаций и мероприятий, направленных на оптимизацию трудового процесса, снижение утомляемости человека, сохранение здоровья и высокой работоспособности в течение продолжительного времени. Исходя из этих задач физиология труда обосновывает режимы

труда и отдыха в зависимости от интенсивности, экстенсивности, сложности и значимости трудовой деятельности; выясняет оптимальные и предельные возможности человека по приему, переработке и выдаче информации (например, наилучшие способы подачи зрительной, слуховой и другой информации на табло и щитах управления); определяет наиболее экономичные и наименее утомляющие виды рабочих движений. Физиология труда определяет, оценивает и прогнозирует функциональное состояние организма человека до, во время и после трудовой деятельности; разрабатывает способы и режимы тренировки и обучения; обосновывает мероприятия по рационализации труда, ведущие к повышению работоспособности человека и сохранению его здоровья.

Оптимальными условиями труда являются условия труда, при которых воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда и принятые в качестве безопасных для человека, и создаются предпосылки для поддержания

4.Классификация чрезвычайных ситуаций:

4. Классификация ЧС

ЧС можно классифицировать по значительному числу признаков:

- по типам и видам чрезвычайных событий, лежащих в основе этих ситуаций: стихийного бедствия, техногенных катастроф, социально-политических конфликтов;

- скорости распространения опасности: внезапные, быстро распространяющиеся, умеренные, плавные;

- масштабу распространения с учетом последствий (локальные, объектовые, местные, региональные, национальные, глобальные).Для практических нужд классификацию ЧС наиболее целесообразно строить по типам и видам лежащих в их основе чрезвычайных событий:

- сопровождающиеся выбросом опасных веществ в окружающую среду;

- связанные с возникновением пожаров, взрывов и их последствиями;

- на транспортных коммуникациях;

- вызванные стихийными бедствиями;

- военно-политического характера.

Базовая классификация ЧС, построенная по группам, типам и видам чрезвычайных событии, инициирующих ЧС:

1. ЧС техногенного характера:

1.1. Транспортные аварии.

1.2. Пожары, взрывы, угроза взрыва (пожары в зданиях, на коммуникациях и технологическом оборудовании, на объектах добычи и переработки горючих и взрывчатых веществ и т.д.).

1.3. Аварии с выбросом химически опасных, биологически опасных и радиоактивных веществ (при производстве, переработке или хранении; на транспортных средствах; при испытании, эксплуатации химических и ядерных боеприпасов).

1.4. Внезапное обрушивание зданий, сооружений социально-бытового, культурного и производственного назначения.

1.5. Аварии на энергетических системах;

1.6. Аварии в коммунальных системах жизнеобеспечения (в канализационных системах, тепловых сетях, системах водоснабжения, коммунальных газопроводах).

1.7. Аварии на очистных сооружениях (очистки сточных вод или промышленных газов).

1.8. Гидродинамические аварии (прорыв плотин, дамб, шлюзов с образованием волн и затоплений; смыв плодородной почвы).

2. ЧС природного характера

2.1. Геологически опасные явления (оползни, обвалы, лавины, просадка земной поверхности, эрозия почвы, пыльные бури).

2.2. Геофизические опасные явления (землетрясения, извержение вулканов).

2.3. Метеорологические опасные явления (бури 9 – 11 баллов, ураганы 12 – 15 баллов, смерчи, вертикальные вихри, крупный град, ливень, сильный снегопад, гололед, мороз, туман, сильная засуха).

2.4. Морские гидрологические явления (цунами, ветровой напор воды, напор льдов и т.д.).

2.5. Гидрологические опасные явления (наводнения, дождевые паводки, ледоход).

2.6. Природные пожары (лесные, степные, торфяные пожары, пожары горючих ископаемых).

2.7. Инфекционные заболевания населения, животных, растений.

3. ЧС экологического характера

3.1. Связанные с изменением состояния суши (просадки, оползни, обвалы земной поверхности, накопление тяжелых металлов в почве, эрозия, засоление, заболачиваемость почв).

3.2. Связанные с изменением состава и свойств атмосферы (превышение предельно допустимой концентрации вредных примесей в атмосфере, кислородный голод в городах, кислотные осадки, разрушение озонового слоя атмосферы).

3.3. Связанные с изменением состояния гидросферы (нехватка питьевой воды из-за загрязнения источников; истощение водных ресурсов и пресной воды).

3.4. Связанные с изменением состава биосферы (исчезновение видов животных, растений, массовая гибель животных; гибель растительности на обширной территории и т.д.).

4. ЧС социального характера:

4.1. Забастовки.

4.2. Бунты.

4.3. Межнациональные конфликты.

  

 9. Условия возникновения ЧС

0. Наличие потенциальных опасных и вредных производственных факторов при развитии тех или иных процессов.

0. Действие факторов риска

• высвобождение энергии в тех или иных процессах;

• наличие токсичных, биологически активных компонентов в процессах и т.д.

0. Размещение населения, а также среды обитания.

 

 10.Причины возникновения ЧС

В основе чрезвычайных ситуаций (ЧС) лежат внутренние и внешние причины.

К внутренним относятся: 1) сложность технологии; 2) недостаточная квалификация и некомпетентность обслуживающего персонала; 3) проектно-конструкторские недоработки в механизмах и оборудовании; 4) физический и моральный износ оборудования и механизмов; 5) низкая трудовая и технологическая дисциплины и др. Внешние причины: 1) стихийные бедствия; 2) неожиданное прекращение подачи электроэнергии, газа, технологических продуктов; 3) терроризм; 4) войны.

по причинам возникновения чрезвычайные ситуации делятся на:

Техногенные: происхождение которых связано с техническими объектами-пожары, взрывы, аварии на химически опасных объектах, выбросы радиоактивных веществ, обрушение зданий.

К природным относят ЧС, связанные с проявлением стихийных сил природы.

К экологическим ЧС относятся аномальное природное загрязнение атмосферы, разрушение озонового слоя земли и т.д.

К биологическим ЧС относятся эпидемии, эпизоотии, эпифитотии.

К социальным ЧС относятся события, происходящие в обществе-межгациональные конфликты, терроризм, грабежи, войны.

Антропогенные ЧС являются следствием ошибочных действий людей.

 

11.Стадии(фазы)развития ЧС

Исследования в области чрезвычайных ситуаций позволяют сделать вывод, что основная масса экстремальных событий возникает в результате:

• воздействия природного фактора (природные процессы вследствие гравитации, земного вращения, разницы температур и др.);

• воздействия природной среды на сооружения и технику (коррозия, изменение технических показателей и т.п.);

• возникновения или развития по вине человека (например, при нарушении правил эксплуатации) отказов и дефектов в сооружениях, машинах и т.п.;

• воздействия технологических процессов (температур, вибрации, агрессивных паров и жидкостей, повышенных нагрузок и пр.) на сооружения, машины, механизмы и т.п.;

• военной деятельности и др.

 

Независимо от классификационной принадлежности, в развитии чрезвычайных ситуаций выделяют четыре стадии.

1 Зарождения - возникновение условий или предпосылок для чрезвычайной ситуация (усиление природной активности, накопление деформаций, дефектов и т.п.). Установить момент начала стадии зарождения трудно. При этом возможно использование статистики конструкторских отказов и сбоев, анализируются данные сейсмических наблюдений, метеорологические оценки и т.п.

2 Инициирования - начало чрезвычайной ситуации. На этой стадии важен человеческий фактор, поскольку статистика свидетельствует, что до 70% техногенных аварий и катастроф происходит вследствие ошибок персонала. Более 80% авиакатастроф и катастроф на море связаны с человеческим фактором. Для снижения этих показателей необходима более качественная подготовка персонала. Так, например, в США для подготовки оператора для АЭС затрачивается до 100 тыс. долларов. Необходимо поднимать престиж работы диспетчера и оператора.

3 Кульминации - стадия высвобождения энергии или вещества. На этой стадии отмечается наибольшее негативное воздействие на человека и окружающую среду вредных и опасных факторов чрезвычайной ситуации. Одной из особенностей этой стадии является взрывной характер разрушительного воздействия, вовлечение в процесс токсичных, энергонасыщенных и других компонентов.

4 Затухания - локализация чрезвычайной ситуации и ликвидация ее прямых и косвенных последствий. Продолжительность данной стадии различна, возможны дни, месяцы, годы и десятилетия.

 

В качестве примера предлагается следующая последовательность событий:

• наступление пожароопасного периода в лесу можно оценить как стадию зарождения чрезвычайной ситуации;

• оставленный не затушенным костер в лесу вызвал стадию инициирования чрезвычайной ситуации;

• лесной пожар - это стадия кульминации чрезвычайной ситуации;

• стадия затухания начинается с момента взятия под контроль пожара, т.е. его локализации (ограничения). Окончание стадии затухания связано с тушением пожара и дальнейшими работами по рекультивации земель и восстановлению лесных посадок.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 236.