Учебно-методическое пособие
Для слушателей курсов гражданской обороны города Серпухова
Тема №17
Действия руководителей гражданской обороны и РСЧС организаций при приведении органов управления и сил гражданской обороны и РСЧС в готовность.
Нормативные и правовые документы:
«Основы единой государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2020 года» от 3 сентября 2011 год ПР № 2613.
Федеральные законы
1. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21. 12.94 г. №68-ФЗ.
2. «О гражданской обороне» от 12.02.98 г. №28-ФЗ.
Постановления правительства
1. «О единой Государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС» от 30.12.03 г. №794.
2. «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников) специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны» от 10.07.99 г. №782.
3. «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 08.11.2013 №1007.
4. «Об утверждении Положения о приведении в готовность ГО РФ и выполнении первоочередных мероприятий по ГО» от 03.06.11 г. №437-13 .
Документы МЧС
1. «Об утверждении Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций» приказ МЧС от 23.05.2017 №230.
2. «Об утверждении Положения об организации и ведении ГО в муниципальных образованиях и организациях МЧС России» приказ МЧС от 14.11.2008 №687.
Законы Московской области
«О защите населения и территорий Московской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 04.05.2005 г. №110/2005-03.
Постановления Правительства Московской области
Общие положения
Перевод ГО с мирного на военное время состоит в своевременном и организованном выполнении комплекса мероприятий, направленных на обеспечение защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, сохранении объектов, необходимых для функционирования экономики и выживания населения в военное время, и приведение в готовность к действиям органов управления, сил и средств гражданской обороны для ликвидации последствий применения противником современных средств поражения.
Военное время – период времени, который наступает с момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий.
Военное время истекает с момента объявления о прекращении военных действий, но не ранее их фактического прекращения.
Первый учебный вопрос.
Приведение органов управления и сил гражданской обороны
В готовность
Органы управления, силы РСЧС, а также население должны информироваться через средства массовой информации и по иным каналам связи о введении на конкретной территории соответствующих режимов функционирования органов управления и сил единой системы, а также мерах по обеспечению безопасности населения.
При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения на соответствующих территориях режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации, руководители соответствующих уровней отменяют установленные режимы функционирования органов управления и сил единой системы, о чем так же сообщается населению.
(см. текст в предыдущей редакции)
Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами РСЧС, являются:
а) в режиме повседневной деятельности:
· изучение состояния окружающей среды и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;
· сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
· разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;
· планирование действий органов управления и сил единой системы, организация подготовки и обеспечения их деятельности;
· подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
· пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
· руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
· проведение в пределах своих полномочий государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
· осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов страхования;
· проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению и возвращению соответственно в места постоянного проживания либо хранения, а также жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях;
· ведение статистической отчетности о чрезвычайных ситуациях, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению причин подобных аварий и катастроф;
б) в режиме повышенной готовности:
· усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий;
· введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил единой системы на стационарных пунктах управления;
· непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование населения о приемах и способах защиты от них;
· принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях;
· уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и иных документов;
· приведение при необходимости сил и средств единой системы в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;
· восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
· проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;
в) в режиме чрезвычайной ситуации:
· непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций и их последствий;
· оповещение руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникших чрезвычайных ситуациях;
· проведение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
· организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннему обеспечению действий сил и средств единой системы, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций;
· непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и в ходе проведения работ по ее ликвидации;
· организация и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;
· проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях.
При введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в пункте "а" статьи 3 Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении" №3ФКЗ от 30.05.2001г. в частности (попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления), для органов управления и сил соответствующих подсистем РСЧС устанавливается режим повышенной готовности,
При введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в пункте "б" указанной статьи (чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ), - режим чрезвычайной ситуации.
В режиме чрезвычайного положения органы управления и силы единой системы функционируют с учетом особого правового режима деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.
При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в зависимости от факторов, влияющих на безопасность жизнедеятельности населения и требующих принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации, устанавливается один из следующих уровней реагирования на чрезвычайную ситуацию:
- объектовый уровень реагирования;
- местный уровень реагирования;
- региональный (межмуниципальный) уровень реагирования;
- федеральный уровень реагирования;
Ликвидация чрезвычайных ситуаций:
- локального характера осуществляется силами и средствами организации;
- муниципального характера осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления;
- межмуниципального и регионального характера осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации;
- межрегионального и федерального характера осуществляется силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.
При недостаточности указанных сил и средств привлекаются в установленном порядке силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
Полная готовность - это такое состояние органов управления и сил ГО, при котором они способны в установленные сроки приступить к выполнению поставленных задач и успешно выполнить их в любых условиях обстановки.
Доведение распоряжения о вводе Планов ГО и защиты населения в действие осуществляется установленными сигналами по техническим средствам связи.
Уточнение задач по переводу гражданской обороны на военное время может проводиться, в зависимости от обстановки, на совещаниях руководящего состава, письменными распоряжениями или путем направления в организации представителей соответствующих органов ГО.
При вводе в действие Планов ГО и защиты населения в полном объеме главное внимание обращается на быстрейшее выполнение первоочередных мероприятий, которые рассмотрены выше. Если проведение ряда мероприятий было начато до ввода Планов ГО и защиты населения в действие, но выполнено не полностью, то принимаются меры к их завершению в кратчайшие сроки.
Важнейшей обязанностью руководителей и всех органов ГО (территориальных, ведомственных) в этот период является приведение в полную готовность систем управления, оповещения и связи. При этом, особое внимание должно обращаться на приведение в кратчайшие сроки и скрытно в готовность запасных пунктов управления, развертывание по полной схеме во всех звеньях систем оповещения и связи, на подготовку состава оперативных групп и расчетов органов управления и обеспечение своевременного занятия ими установленным порядком пунктов управления. Одновременно должны быть приняты также меры по повышению готовности органов управления ПУ-дублеров.
Для обеспечения организованного выполнения всех мероприятий ГО предусматривается первоочередное, опережающее приведение в готовность системы управления.
Большое значение при переводе ГО на военное время имеет заблаговременная и тщательная подготовка органов управления и отдельных исполнителей. Для этого, в мирное время до подчиненных органов управления и отдельных исполнителей доводятся задачи, вытекающие из Планов ГО и защиты населения на военное время, устанавливаются объем и сроки проведения запланированных мероприятий, оформляются заявки на все виды обеспечения, наряды, ордера, накладные, проекты приказов, распоряжений и другие документы. Уточняется календарный план основных мероприятий. Руководитель ГО, органы управления ГО, руководители и специалисты отделов ГОЧС организаций, руководители спасательных служб изучают личные планы-графики работ по периодам оперативной готовности, в их рабочих папках должны находиться проекты отдаваемых приказов, распоряжений, формализованные документы и справочные материалы, необходимые для работы.
Второй учебный вопрос.
Учебно-методическое пособие
Для слушателей курсов гражданской обороны города Серпухова
Тема №17
Действия руководителей гражданской обороны и РСЧС организаций при приведении органов управления и сил гражданской обороны и РСЧС в готовность.
Нормативные и правовые документы:
«Основы единой государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2020 года» от 3 сентября 2011 год ПР № 2613.
Федеральные законы
1. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21. 12.94 г. №68-ФЗ.
2. «О гражданской обороне» от 12.02.98 г. №28-ФЗ.
Постановления правительства
1. «О единой Государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС» от 30.12.03 г. №794.
2. «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников) специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны» от 10.07.99 г. №782.
3. «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 08.11.2013 №1007.
4. «Об утверждении Положения о приведении в готовность ГО РФ и выполнении первоочередных мероприятий по ГО» от 03.06.11 г. №437-13 .
Документы МЧС
1. «Об утверждении Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций» приказ МЧС от 23.05.2017 №230.
2. «Об утверждении Положения об организации и ведении ГО в муниципальных образованиях и организациях МЧС России» приказ МЧС от 14.11.2008 №687.
Законы Московской области
«О защите населения и территорий Московской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 04.05.2005 г. №110/2005-03.
Постановления Правительства Московской области
Общие положения
Перевод ГО с мирного на военное время состоит в своевременном и организованном выполнении комплекса мероприятий, направленных на обеспечение защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, сохранении объектов, необходимых для функционирования экономики и выживания населения в военное время, и приведение в готовность к действиям органов управления, сил и средств гражданской обороны для ликвидации последствий применения противником современных средств поражения.
Военное время – период времени, который наступает с момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий.
Военное время истекает с момента объявления о прекращении военных действий, но не ранее их фактического прекращения.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 284.