ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВОГО ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Образовательная программа для повышения квалификации

32 часа

Цель курса – раскрытие роли группового проектного обучения в развитии профессиональной деятельности преподавателя и студента вуза.

Задачей курса является создание условий становления у преподавателей проектной компетентности, обеспечивающей построение группового проектного обучения в образовательном процессе.

Формы образовательной деятельности:

лекции – 6 часов,

проектные семинары – 14 часов,

консультационное сопровождение разработки методических материалов – 12 часов.

Форма итогового контроля: защита / представление проектного продукта.

Проектный продукт слушателей: разработка методических материалов для студентов по организации групповой проектной работы.

 

В результате изучения курса слушатели должны иметь представление:

· об основах социального проектирования в образовании;

· о методике социального проектирования как группового образовательного действия;

· о возможности социального проектирования для реализации компетентностного подхода в образовании;

В результате изучения курса слушатели должны уметь:

· выстраивать разные формы группового социального проектирования в образовательном процессе;

· разрабатывать методические материалы для группового проектного обучения;

· управлять разработкой групповых социальных проектов в образовании.

Содержание теоретической части программы

Раздел 1. Методика групповой разработки социальных проектов в образовательной деятельности (12 часов)

Тема 1. Социальное проектирование: задачи, содержание, этапы, объекты. Методологические основания социального и технологического проектирования: проблемы организации обучения.

Тема 2. Логико-структурный подход к разработке социальных проектов: общая характеристика.

История создания технологии ЛСП. Место технологии в содержании деятельности менеджера. Условия реализации технологии в организациях разных типов. Этапы управления разработкой проектов: аналитическая фаза и фаза планирования.

Тема 3. Методика управления на этапах аналитической фазы.

Этап 1. Анализ заинтересованных сторон. Содержание, цели и задачи этапа: идентификация групп, отдельных лиц и учреждений, интересы которых проект может затронуть, определение их основных ключевых проблем, ограничений и возможностей. Разработка карты анализа заинтересованных сторон. Методика «обследования» заинтересованных сторон, организация совместного семинара.

Этап 2. Анализ проблем социального проекта: формулировка проблем партнеров, определение причинно-следственных связей и построение дерева проблем.

Этап 3. Анализ целей (задач) социального проекта: выведение задач из определенных проблем; определение отношения «средства достижения – конечный результат», объединение целей в группы и определение стратегии проекта.

Тема 4. Методика управления фазой планирования.

Этап 1. Определение содержания участия каждого в групповом проекте: определение составных частей проекта, проверка его внутренней логики, корректировка задач с точки зрения возможностей их измерения.

Этап 2. Разработка способов анализа продуктов, разработанных проектной группой; определение средств диагностики образовательных результатов студентов.

Этап 3. Составление графика действий проектной группы: установление последовательности и взаимозависимости действий, указание их предполагаемой продолжительности; распределение функций.

Этап 4. Разработка программы мониторинга проекта. Описание показателей, сроков их достижения и способов экспертизы качества.

Тема 5. Оформление проектной документации.

Определение структуры проектного текста. Оформление материалов в соответствии со структурой, требованиями заказчика и возможностями используемой технологии.

Раздел 2. Формы групповой проектной деятельности в образовательном процессе вуза (4 часа)

Тема 1. Учебный проект – форма организации проектной деятельности по решению учебных задач.

Тема 2. Образовательный проект – форма организации проектной деятельности по постановке и решению образовательных проблем.

Тема 3. Проектирование образовательного профиля в вузе – форма организации профессионального развития. Проблемы и идеи профессионального и личностного самоопределения как возможное проблемно-тематическое пространство для порождения замысла образовательного профиля.

Тема 4. Модификации технологии управления разработкой проектов: управление разработкой учебного, образовательного проекта, технология проектирования образовательного профиля.

Раздел 3. Содержание и диагностика образовательных результатов групповой проектной деятельности (4 часа)

Проектная компетентность как образовательный результат реализации проектных технологий в образовании. Стратегия развития проектной компетентности в образовании: от участника к организатору проектной деятельности. Содержание и этапы становления проектной компетентности. Диагностика проектных компетенций. Методы разработки модели проектной компетентности.

Перечень вопросов для обсуждения

Характеристики социального проектирования: этапы, методы, субъект проектирования, результаты. Возможности и границы применения данного вида проектирования в образовании.

Характеристика основных методов социального проектирования. Возможности их использования в образовании.

Основания изменения содержания образования в компетентностном подходе. Функции проектирования в изменении содержания образования.

Возможности организации группового проектного обучения в рамках учебной темы.

Возможности организации социальных проектов (группового проектного обучения) в пространстве учебного курса.

Возможности проектирования образовательного профиля на факультете.

Проектирование и возможности изменения образовательного пространства в вузе.

Консультирование как содержание образовательной поддержки группового проектного обучения преподавателем вуза.

 

Рекомендуемая литература (основная)

1. Балабанов П.И. Методологические проблемы проектировочной деятельности. – Новосибирск: Наука СО, 1990.

2. Громыко Ю.В. Проектирование и программирование развития образования. – Москва, 1996.

6. Дворецкий С., Пучков Н., Муратова Е. Формирование проектной культуры // Высшее образование в России. – 2003. – № 4. – С. 138–144.

7. Джонс Дж.К. Методы проектирования: Пер. с англ. – 2-е изд., доп. – М.: Мир, 1986. – 326 с.

8. Ильин Г.Н. Проективное образование и становление личности // Высшее образование в России. – 2001. – № 4. – С. 15–22.

9. Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование: Учеб. пособие. – Ростов н/Д, 2001. – 416 с.

10. Луков В.А. Социальное проектирование: Учеб. пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Моск. гуманитарно-социальной академии; Флинта, 2003. – 240 с.

11. Малкова И.Ю. Логико-структурный подход к разработке проектов: Метод. пособие. – Электронный вариант. – Томск, 2006.

12. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров / Под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2003. – 272 с.

13. Раппапорт А.Г. Границы проектирования // Вопросы методологии. – 1991. – № 1.

14. Сидоренко В.Ф. Генезис проектной культуры // Вопросы философии. – 1984. – № 10.

15. Хилл П. Наука и искусство проектирования. Методы проектирования, научное обоснование решений. – Москва, 1973.

16. Чечель С.И. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула / Директор школы. 1998. – № 4. – С. 3–10.

 

Разработчик – к.п.н., доцент Томского государственного университета И.Ю. Малкова.



Приложения

Приложение 1

Логико-структурный подход

Логико-структурный подход – новый для отечественной практики подход для разработки проектов и программ. Он был создан и успешно применяется в последние десятилетия во многих развитых странах и международных организациях. Например, его использование является обязательным при разработке проектов и программ в Агентстве США по международному развитию (ЮСЭЙД / USAID), немецкой GIZ, канадской CIDA, Всемирном банке, Комиссии Европейского сообщества (ЕЭС / CES).

Его достоинствами являются:

1. формулирование четких целей и принятие четко выраженных, понимаемых и количественно и качественно измеряемых характеристик достижения целей проекта (программы), а также изложение гипотез, заложенных в программе;

2. четкое однозначное определение того, за что должен отвечать руководитель и члены группы в процессе достижения поставленных задач и почему;

3. выделение ключевых элементов проекта и определение их взаимосвязи, так чтобы это способствовало облегчению анализа, реализации и оценки.

 



Литература

 

1. Appendix I to BEng (Hons) / MEng Module Descriptors. – Glasgow: Caledonian University, 1999. – 268 p.

2. Self-study report for review of the program leading to the degree of Bachelor of Science in Engineering by the ABET. – Colorado School of Mines, 2001. – 165 p.

3. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Парадигмальный подход к разработке содержания ключевых педагогических компетенций / Педагогика. – 2004.– № 10.

4. Дворецкий С., Пучков Н., Муратова Е. Формирование проектной культуры // Высшее образование в России. – 2003. – № 4. – С. 138–144.

5. Дитрих Я. Проектирование и конструирование. Системный подход. – М., 1981. – 454 с.

6. Дубровский В.Я., Щедровицкий Л.П. Проблемы системного инженерно-психологического проектирования. – М., 1971. – 94 с.

7. Ильин Г.Н. Проективное образование и становление личности // Высшее образование в России. – 2001. – № 4. – С. 15–22.

8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров / Под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2000.

9. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2000. – № 2, 3.

10. Розин В.М. Проектирование как объект философско-методологического исследования // Вопросы философии. – 1984. – № 10. – С. 101–111.

11. Сидоренко В.Ф. Генезис проектной культуры // Вопросы философии. – 1984. № 10. – С. 87–99.

12. Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию: Материалы семинара / Под ред. А.В. Великановой. – Самара: Профи, 2001. – 60 с.

13. Хилл П. Наука и искусство проектирования. М., 1973. – 264 с.

14. Чечель И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула / Директор школы. – 1998. – № 4. – С. 3–10.

15. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http :// www . abet . org, свободный.

16. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http :// www . egr . msu . edu / ece / courses / syllabi / ece 480_ syllabus . html, свободный.

17. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http :// www . eng . bham . ac . uk, свободный.

18. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http :// www . ensmp .&/ Fr / Fonnatiori /2 emgCycle / IngCivil / Enseignement / Ens - Acte - 5. html, свободный.

19. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http :// www . see . ed . ac . uk, свободный.

20. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http :// www . see . ed . ac . uk /~ mzaiser /4 thyear / BEngSynopsesAllQ 304. htm, свободный.

21. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http :// www . utm . edu / research / iep / d / dewev . htm, свободный.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 281.