Способы установки ставных неводов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 Ставные невода устанавливают на жестком каркасе, мягком каркасе и комбинированным способом.

Установка на жестком каркасе. Основу невода на жестком каркасе составляют деревянные сваи (рис. 4.20) диаметром (6-8) см, забиваемых в грунт на глубину до 1 м. Концы свай возвышаются над уровнем воды. Каждая свая раскреплена оттяжками. Концы оттяжек идут к забитым в грунт деревянным колышком (чипчиком) или якорям. Сваи крыла и ловушки соединяют между собой толстой проволокой или тонким стальным канатом. Сваи ловушки, соединенные проволокой или канатом, образуют жесткую раму, на которую подвешивают сетную часть ловушки. Верхняя подбора ловушки находится над поверхностью воды и не несет плава. Нижнюю часть ловушки подтягивают к сваям веревочными кольцами, которые проходят через петлю у основания сваи. Это позволяет во время переборки отдавать низы ловушки и поднимать их к поверхности воды, а после переборки снова подтягивать к сваям. К центральному тросу, соединяющему сваи крыла, подвешивают сетную часть крыла.

Рис. 4.20 - Установка ставного невода на жестком каркасе

1 - рама ловушки; 2 - свая; 3 - центральный трос; 4 - оттяжка крыла; 5 - оттяжка ловушки; 6 - якорь или балласт.

 

Ставные невода устанавливают на сваях, если глубина в месте установки не превышает (2,5-3) м.

На каменистых грунтах, где сваи забить сложно, концы свай свободно ставят на дно, подвязывая к ним груз. Такую установку применяют лишь в защищенных от ветра бухтах и заливах.

 Установка на мягком каркасе. Широко распространена установки ставных неводов на мягком каркасе (рис. 4.21), основой которого являете прочный трос, называемый центральным (становом) тросом. Его туго растягивают по линии установки невода на поверхности воды между берегом и центральным наплавом. Поддерживается он на плаву с помощью поплавков и наплавов. Мощный центральный наплав укрепляют с помощью оттяжек, идущие к якорям. На центральном тросе, укрепляемом с боков боковыми оттяжками крепят крыло, низы которого оснащены грузом. На морском конце троса растягивают раму, канат, охватывающий ловушку. Рама снабжена плавом и держится на поверхности воды. Углы рамы оттянуты к угловым наплавам с оттяжками, набитыми от угловых якорей. Внутрь пространства, охваченного рамой помещают ловушку, верх которой, снабженный плавом, подтягивают к раме. Низы ловушки свободно свисают и ложатся на дно. Иногда их оснащают количеством грузил до 10 % от величины плава.

Рис. 4.21 - Установка ставного невода на мягком каркасе с верхним креплением крыла

1 - центральный трос; 2 - центральный плав; 3 - тонек для крепления ловушки; 4 - угловой наплав ловушки; 5 - наклонные оттяжки; 6 - сетная часть ловушки; 7 - рама; 8 - наплав на крыле; 9 - крыло; 10 - наклонные оттяжки крыла

 

Установка на мягком каркасе применяется на любых глубинах, штормоустойчива, удобна в эксплуатации. Она широко применяется как за рубежом так и в России. К недостаткам ее нужно отнести выдувание и деформации: формы ловушки. Небольшие ловушки можно ставить без рамы, так как роль её может выполнить верхняя подбора.

Комбинированная установка. В этом случае ловушку устанавливают на сваях, а крыло — на плаву. Благодаря этому ловушка сохраняет правильную форму, а крыло лучше "открывается" на волне. При этом крыло часто устанавливают на донном креплении (рис. 4.22). При этом центральный трос растягивают между центральными якорями или сваями, а с боков закрепляют длинными оттяжками, идущими к якорям или чипчикам.

 

Рис. 4.22 Установка ставного невода на мягком каркасе с донным креплением крыла.

1 - центральный трос; 2 - крыло; 3 - тонек; 4 - якорь или балласт; 5 - донная оттяжка

Слабина центрального троса позволяет поднять его к поверхности без отдачи якорей и навязать и даже набить боковые оттяжки, а затем опустить снов на дно. Затем к нему подвязывают низы крыла, для чего трос снова поднимаю и, постепенно перебираясь по нему, вяжут крыловые бензели. Верхняя подбора крыла снабжена плавом. Такая система установки дает возможность притонут крылу от действия штормового течения и снизить опасность разрушения.

Лов ставными неводами состоит из следующих операций: выбор места лова, подготовка к установке и установка невода, обслуживание нево­да, снятие невода.

Выбор места невода

Ставные невода обычно устанавливают на длительное время, поэтому выбор места лова имеет первостепенное значение. Правильный выбор места установки неводов оказывает большое влияние на эффективность промысла. При этом следует соблюдать следующие условия:

1) путь движения рыбы должен проходить недалеко от берега;

2) дистанция между установками должна обеспечивать нормальный проход рыбы (минимальное расстояние между неводами - 2 км).

Песчаный грунт является лучшим для крепления ставных неводов. На нем невода хорошо удерживаются и меньше изнашиваются от трения. Установка на илистых грунтах не менее надежна. Здесь требуется большая удерживающая сила якорей. Не рекомендуется устанавливать невода на каменных грунтах. Схема крепления "мертвых" якорей приведена на рис. 4.23.

 

а)              б)                  в)

 

Рис. 4.23 - Схема крепления "мертвых" якорей

а - установка вертикальных оттяжек; б - крепление подъякорного каната к мешкам с балластом; в - крепление подъякорного каната к бетонным блокам.

 

 В месте установки невода производят промер глубин и измерение скорости течения. Промер глубин осуществляется у берега с помощью рей­ки, на больших изобатах - лотом. Замеры производятся через определенные интервалы. При пологом дне расстояние между замерами составляет от 30 до 50 м. При значительных перепадах глубин интервалы уменьшают до 5-10 м и замеры производят дважды.

Для определения направления и скорости течения применяется несколь­ко способов. Наиболее простым и доступным является поплавковый способ. Он позволяет определить направление и скорость течения не только у по­верхности, но и на глубине. Замеры производят с судна, стоящего на якоре. Поплавок опускают в воду и по его сносу и длине линя определяют направ­ление и скорость течения.

Более точно скорость и направление течений определяют с помощью гидрологических вертушек.

Подготовка к установке невода. Подготовка к постановке невода включает в себя подготовку центрального троса, сетной части крыла и ловушки, оттяжек, якорей, плавучести и загрузки.

Заблаговременно в удобном для погрузки месте, производят засып­ку мешков песком или галькой. Насыпав полмешка песка, одевают пояс из каната и мешок засыпается до полного, после чего зашивается нитками. Мешки с камнями формируют до необходимой массы (200-1000) кг. Также в качестве "мертвых" якорей используют бетонные блоки, а на каменистых грунтах эффективным является применение металлических якорей типа "адмиралтейский", многоразового пользования.

Раму ловушки и центральный трос оснащают наплавами, а нижнюю подбору крыла и в некоторых случаях низы ловушки - грузилами. В качестве плавучести применяются пенопластовые кошельковые наплава.

Маркируют центральный трос в местах крепления к нему рамы ло­вушки и якорных оттяжек крыла. Для крепления центрального троса на бере­гу за приливной полосой закапывается бревно на глубину до 2-3 м, к которо­му прикрепляется береговой соединительный конец длиной (30-50) м из стального каната диаметром (17-20) мм. Точку крепления центрального тро­са на берегу выбирают с таким расчетом, чтобы она находилась над уровнем моря и центральный трос при накате волн не мог касаться береговых пред­метов и интенсивно изнашиваться.

Для правильного расположения крыла невода, непосредственно за точкой его крепления на берегу, устанавливаются створы.

Высота створов должна обеспечивать их хорошую видимость с моря на расстоянии длины центрального троса.

Установка невода. Эта операция наиболее ответственный и трудоемкий процесс. Спо­собы и последовательность установки зависят от условий лова, типа вспомо­гательных судов, сложившихся традиций. Установка неводов на мягком кар­касе начинается с центрального троса.

Перед установкой центральный трос набирают бухтами на плашкоут или промысловую палубу с таким расчетом, чтобы при выметке наплава не цеплялись друг за друга, за борт судна. Коренной конец центрального троса прикрепляется к бую. К бую также привязываются две головные оттяжки. Первая, длиной 40 м и вторая - от 45 до 50 м. К коренной оттяжке на двух подъякорниках крепится 40 мешков. Вдоль каждого борта укладывается по 20 мешков, под пояс которых продеваются концы подъякорников и закреп­ляются на последнем мешке. Длинная оттяжка закрепляется на гаке судна.

Постановка центрального троса приурочивается ко времени затухания приливо-отливных течений в период малой воды. Постановку лучше произ­водить при штилевой погоде или при ветре не свыше двух баллов.

В начале постановки свободный конец центрального троса с помощью рабочей лодки передается на берег, где соединяется с береговым соедини­тельным канатом. Судно-постановщик, взяв курс по створам, двигается от берега. Центральный трос свободно сходит с кормы.

В местах, где имеются широкие песчаные пляжи, практикуется подго­товка центрального троса на берегу. Он раскладывается широкими шлагами. При постановке ходовой конец центрального троса передается на судно и он стягивается в воду.

После выметки центрального троса ставится буй. Трос натягивают хо­дом за короткую оттяжку до возможных пределов, затем сбрасывают подъякорник с мешками. Второй оттяжкой продолжают удерживать центральный трос в натянутом состоянии, пока якоря не лягут на грунт. Оттяжку вытрав­ливают под натяжением, выпрямляя возможный прогиб центрального троса. Одновременно вооружают мешками подъякорник и сбрасывают их в воду. Если возникла слабина у первой оттяжки, ее отвязывают от головного буя. Устранив слабину, вновь крепят к бую. После этого с обеих сторон от цен­тральных оттяжек головного буя делается дополнительное раскрепление центрального троса с помощью трех, четырех оттяжек.

После постановки головного буя приступают к раскреплению централь­ного троса по его длине. Предварительно на судне-постановщике оснащают мешками подъякорники, равномерно располагая их по каждому борту.

Раскрепление центрального троса начинают от берега. Первую пару от­тяжек крепят к центральному тросу на возможно близком расстоянии от бе­реговой линии, обеспечивающим безопасную работу плавсредств. Оттяжки оснащают загрузкой, состоящей из пяти, семи мешков. По мере удаления от берега постепенно увеличивают количество мешков до 12-15 у ловушки.

Постановку оттяжек производят с помощью рабочей лодки. С судна пе­редают конец оттяжки на лодку и, подтянув его к центральному тросу, кре­пят у марки. Оттяжки набивают перпендикулярно центральному тросу и сбрасывают подъякорники. Затем переходят на противоположную сторону центрального троса и у той же марки ставят вторую оттяжку. При этом на­блюдают за натягиванием оттяжки и прогибом центрального троса. В случае образования изгиба его устраняют изменением натяжения оттяжек.

После раскрепления первой пары наклонных оттяжек переходят к сле­дующей марке центрального троса и ставят вторую пару оттяжек аналогич­ным способом и т.д.

В первую очередь устанавливают оттяжки со сторон действия течения. В этом случае легче обеспечить прямолинейность центрального троса и уст­ранить образовавшиеся прогибы.

Крыло ставного невода должно быть установлено строго прямолинейно. В этом случае рыба идет вдоль крыла до входа в ловушку. Изгибы крыла за­ставляют ее уклоняться в сторону и отходить от крыла. Поэтому при уста­новке центрального троса необходимо делать сравнительно небольшие ин­тервалы между оттяжками и как можно туже натягивать центральный трос. Слабое натяжение центрального троса приводит к неравномерной работе якорных оттяжек, что может вызвать обрыв и разрушение всей установки.

При наличии сильных течений, помимо крепления наклонными оттяж­ками, посередине центрального троса устанавливают крестообразно распо­ложенные наклонные оттяжки.

Установку рамы ловушек производят по маркам на центральном тросе со стороны головного буя. В начале выметывают часть рамы по тече­нию. К углам рамы подвязывают угловые буи и производят "наживление", т.е. ставят по одной наклонной оттяжке на каждый буй. Затем вторую часть рамы натягивают против течения и раскрепляют так же, как и первую. Далее производят раскрепление рамы. На каждый угловой буй устанавливают не менее трех, четырех оттяжек на двойных подъякорниках с загрузкой по 20 мешков. Длина якорных оттяжек для раскрепления рамы ловушки в три, че­тыре раза превышает глубину в месте установки ловушки. После крепления угловых буев приступают к раскреплению рамы по ее периметру, выравни­вая возможные перекосы.

Полностью раскрепив каркас невода, навешивают сетную часть — крыло, ловушку, открылки, садки и т.д. Если невод небольших размеров, то крыло и ловушку навешивают одновременно. При установке больших нево­дов вначале навешивают ловушку, а затем крыло.

Подвешивание ловушки производится по течению. Ловушка набирается на кунгас таким образом, чтобы вход в ловушку располагался в сторону бе­рега. Кунгас подводят к раме со стороны действующего течения. Углы ло­вушки крепятся оттяжками к угловым буям. Затем, используя попутное тече­ние, кунгас сплывает, выметывая сетную часть. В случае слабого течения помогают растаскивать ловушку с помощью рабочей лодки. При подходе кунгаса к центральному тросу последний поднимается. Кунгас переводится под ним на другую сторону. Заканчивают выметку ловушки подвязкой углов сливной части оттяжки к угловым буям, предварительно натягивая верхнюю подбору. Затем ловушка подвязывается к центральному тросу посередине верхней подборы. Далее прикрепляют верхнюю подбору ловушки по пери­метру с помощью рамных оттяжек. После этого устанавливают внутренние подъемные дороги и входные открылки.

Установку невода заканчивают прикреплением к центральному тросу крыла и к раме ловушки.

Звенья крыла набирают последовательно, соблюдая соответствие высо­ты глубине места установки. Соединяя их шворкой по перечным кромкам. В первую очередь на кунгас набираются береговые звенья, а морские в послед­нюю.

Подвеску крыла начинают со стороны ловушки. Центральный трос под­нимают на борт и укрепляют так, чтобы он в процессе работы не мог со­скользнуть в воду. Постановочный кунгас заводят кормой в ворота ловушки и приступают к заделке конца крыла. Огон верхней подборы крыла крепится за центральный трос. Якорь вертикальной оттяжки спускают отвесно от точ­ки крепления и по оттяжке пропускают петли пожилины боковой кромки крыла. Затем вертикальная оттяжка закрепляется на центральном тросе. За­делав конец крыла, кунгас продвигают вперед, подтягиваясь за центральный трос, выметывая крыло. При этом на расстоянии 10-12 м от ловушки крыло садится со слабиной в 1,5-2 м с тем, чтобы конец крыла возможно больше подходил к ловушке. Последующая посадка крыла производится втугую.

 Для перетягивания переборочного кунгаса над ловушкой на кар­кас рамы устанавливают канаты, которые крепятся к угловым буям рамы па­раллельно берегу. Для стоянки плавсредств на рейде устанавливаются буи вблизи от невода. На оттяжку стояночного буя ставится по 50-60 мешков с песком.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 305.