Все епископы получили от Христа Спасителя равные права – управлять, учить и священнодействовать в Его Церкви. И апостолы, поставляя предстоятелей – епископов разных церквей, сообщали им всем одинаковые иерархические права. Отсюда и все частные христианские церкви были равны между собой. При таком равенстве апостолов, церквей, основанных ими, предстоятелей их, соборная форма управления всей Христианской Церковью была единственно возможной, вполне законной и соответствующей заповеди Спасителя о равенстве и братстве как всех верующих в Него, так и лиц, назначенных на иерархическое служение. Поэтому апостолы, совершенно чуждые мысли о главенстве и первенстве кого-либо из своей среды, сами положили начало соборной форме управления по делам, касающимся всех или многих церквей. Собор Иерусалимский, на котором присутствовали некоторые из апостолов и представители от других церквей, был высшим выражением церковной власти. Власть собора была уже не властью отдельных лиц, даже не властью вообще людей, но властью Святого Духа, всегда пребывающего в Церкви и руководящего ее пастырями, как это засвидетельствовал тот же Иерусалимский собор (Деян. 15, 28). Апостолы положили, чтобы на будущие времена, подобно составленному им Собору, епископы непременно составляли соборы ежегодно по два раза.
На таких основаниях, заповеданных Господом Иисусом Христом и апостолами, и установились во времена послеапостольские взаимные отношения между церквами и их епископами. Все поместные церкви и их епископы были равны между собой, и каждый епископ в управлении внутренними делами своей церкви был независим от другого. По делам же, касавшимся всех или нескольких церквей, хотя и возникавшим в церкви поместной, епископы собирались на соборе, где и решали их общим голосом.
С половины II века, когда начинают появляться исторические свидетельства, соборы входят в большое употребление, так что в III веке становятся явлением повсеместным. На них разбирались дела о еретиках; составлялись общие правила в руководстве всеми церквами известной области; разбирались недоразумения и несогласия между епископами по управлению своими епархиями. Но равенство и независимость церквей и их епископов не вела за собою разъединения их. Напротив, постоянное и полное общение составляет характерную черту в отношениях между церквами и их епископами в первые века. Сами по себе соборы служили прекрасным средством к общению: здесь епископы входили в теснейшее единение друг с другом, раскрывая свои недоумения по управлению церковными делами и разрешая их после общего совещания. Кроме того, общение поддерживалось посланиями и грамотами.
Послания были разного рода: одних церквей к другим, например, церкви Смирнской1 о гонении, бывшем здесь при Марке Аврелии, к церкви Филадельфийской и «всем повсюду святым и кафолическим церквам»; послания предстоятелей церквей по разным поводам, например, по вопросу о времени празднования Пасхи, о крещении еретиков, и вообще по делам еретиков; послания соборов к церквам и епископам о соборных определениях, особенно относящихся к еретикам и т.п.
Из грамот особенно в большом употреблении в Церкви были грамоты представительные. Они давались епископами всем клирикам и мирянам, отправляющимся в пределы других церквей; в них заключалось свидетельство об их православии, честности, общении с Церковью и в особенности о незапрещении клирикам священнослужения, а мирянам – причащения Святых Тайн. Без этих грамот никого принимать не дозволялось.
Постоянное общение между церквами и их епископами производило то, что все поместные церкви составляли в своей совокупности единую Христову Церковь.
Церковное законодательство
Относительно правил или узаконений, которыми руководствовалась Церковь в своем управлении в первые века, следует заметить немногое.
Первыми законодателями Церкви были Основатель её Господь Иисус Христос и апостолы. В Евангелиях и писаниях апостольских изложены все основные законы, данные ими Церкви, относительно веры, совершения таинств, устройства церковной иерархии, относительно церковного благочиния, церковного суда. Затем, большая часть правил церковного устройства и управления предана была устно самими апостолами разным церквям. Этими то правилами, заключающимися в Священном Писании и сохранившимися по преданию в Церквях, основанных апостолами, и руководствовалась Церковь в своем управлении.
За решением возникавших в какой-либо церкви спорных вопросов, на которые не находилось указания в Священном Писании, обращались к основанным апостолами церквям, предстоятели которых хранили, по преемству, правила, преподанные апостолами устно. Доказательством возможности сохранять эти правила и руководствоваться ими служит то, что во второй половине II века были еще живы ученики апостолов, например, св. Поликарп, епископ Смирнский.
Впрочем, в первые же века предстоятели церквей стали заботиться о том, чтобы сохранить в письменном виде апостольские наставления касательно устройства церковного управления. Таким образом, как полагают, в конце II века или начале III века, в Церкви появились «Правила Апостольские», которые послужили основанием для канона Вселенских церковных законов.
Кроме того, в силу преемственной от апостолов власти, отцы Церкви сами составляли правила церковного благочиния и христианской жизни, которые были подробным раскрытием того, что преподано Церкви Иисусом Христом и апостолами. Таковы принятые в канон правила святых отцов Церкви:
4 правила Дионисия Александрийского (265 г.);
12 правил Григория Неокесарийского (269 г.);
15 правил Петра Александрийского (304 г.).
Правила Дионисия Александрийского и Григория Неокесарийского касаются нравственной жизни христиан. Полное же и окончательное определение церковных узаконений принадлежит IV и последующим векам – эпохе Вселенских и поместных Соборов.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Аджинджал Е.К. Из истории христианства Абхазии. – Сухум: Изд-во «Стратофил», Сухумо-Абхазская епархия, 2000. – 144 с.
2. Асмус В.В., прот. История Церкви. – М.: Православный Свято-Тихоновский богословкий институт, 1998. – 84 с.
3. Бобринский А. Свидетельства нехристианских писателей первого и второго веков о Господе нашем Иисусе Христе и христианах. - Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002. - 54 с.
4. Болотов В.В. Болотов В. В. Лекции по истории Древней Церкви. В 4-х тт. М.: Мартис, 2000-2003.
5. Васечко В.Н., свящ. Сравнительное богословие. Сравнительное богословие. Курс лекций. – М.: ПСТБИ, 1998. – 65 с.
6. Дворкин А.Л. Очерки по истории Православной Церкви. – Н. Новгород, «Братство св. Александра Невского», 2003. – 816 с.
7. Епифанович С.Л. Преп. Максим Исповедник и Византийское богословие. – М., 2002.
8. Зноско-Боровский М., прот. Православие, римо-католичество, протестантизм и сектантство. Сравнительное богословие. М.: Артос-Медиа, 2003. – 256 с.
9. Иисус Христос в документах истории. Составление, статья и комментарии Б.Г. Деревенского. Изд. 4-е, исправленное и дополненное – СПб.: Алетейя, 2001. – 574 с. (Античное христианство. Источники).
10. История Православной Церкви до разделения церквей (для детей и юношества). – СПб.: Сатис, 1994. – 248 с.
11. Карташев А.В. Вселенские Соборы. – М.: Христианская жизнь, 2004. – 800 с.
12. Кассиан (Безобразов), еп. Христос и первое христианское поколение. 4-е изд., испр. и доп. – М.: ПСТБИ; Русский путь, 2003. – 574 с.
13. Лебедев А.П. Очерки внутренней истории Византийско-Восточной Церкви в IX, X и XI веках. Изд. 2-е, доп.– М.: «ДиК», 1997. –382 с. (Репринт 1902 г.).
14. Лебедев А.П. Эпоха гонений на христиан. – М., 1994.
15. Мейендорф Иоанн. История Церкви и Восточно-христианская мистика / Сост. И общ. ред. И.В. Мамаладзе. – М.: Институт ДИ-ДИК, 2000. – 576 с.: илл. – Серия «Древо».
16. Огицкий Д., Козлов М., свящ. Православие и западное христианство. – М.: МДА; Отчийдом, 1995. – 176 с.
17. Поснов М.Э.. История Христианской Церкви. – Брюссель, «Жизнь с Богом», 1964.
18. Сидоров А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. – М.: Православный паломник, 1998.–528 с. (Серия «Православное монашество и аскетика в исследованиях и памятниках»).
19. Скворцев К.И. Философия отцов и учителей Церкви (период апологетов). – Киев: Общество любителей православной литературы Издателей имени святителя Льва, папы Римского, 2003. – 472 с.
20. Скурат К.Е. Золотой век святоотеческой письменности (IV-Vвв.). Учебное пособие по патрологии для студентов духовных академий. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Московская Духовная Академия, 2003. – 320 с.
21. Скурат К.Е. Отцы Церкви. – М., 2000.
22. Смирнов Е.И. История Христианской Церкви. Изд-е 10-е. – СТСЛ, 1997. – 462 с. (репринт 1915 г.).
23. Тальберг Н. История Христианской Церкви. – М.: ПСТБИ, 2000. – 520 с.
24. Шмеман Александр, прот. Исторический путь православия. – М., «Православный паломник», 2003.
1 По оценкам современных специалистов, Рождество Христово относится к 4-5 гг. до н.э.
[1] Евсевий, еп. Кесарийский. Церковная история. Кн. 5, гл. 20
1 Именем назареев не уверовавшие во Христа иудеи превоночально называли всех христиан из иудеев, как это видно из Деян. 24:5.
2 Евиониты названы этим именем или от бедности их общества, или от бедности умственной, духовной.
1 Символ чистоты и невинности.
[2] Существо, напоминающее о воде жизни-крещения. Кроме того, буквы, составляющие греческое слово icioz (рыба) – это начальные буквы имен Спасителя: Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель.
[3] Символ, спасающий всех людей Церкви.
[4] Символ уловления людей в духовную жизнь.
[5] Символ будущего обновления и воскресения людей.
6 Образ Иисуса Христа (Ин. 1,29).
1 Хлеб был обыкновенный, употреблявшийся в жизни, следовательно, квасной.
1 Исповедники – это христиане, заключенные во время гонений в темницы, претерпевшие мучения за веру, но оставшиеся в живых.
1 Евсевий, еп. Кесарийский. Церковная история. Кн. 4, гл.15.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 213.