Иллюзии зрения: общая характеристика
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Принято считать, что зрительные иллюзии (обманы зрения, если исходить из этимологии термина) можно подразделить на несколько видов:

  • искажения размера;
  • пространственные;
  • вызываемые движением фона;
  • возникшие вследствие перемещения объекта;
  • последствия перспективы и отдаленности;
  • портретные;
  • цветовые.

Однако в большинстве случаев причины возникающего обмана зрения действуют в совокупности и дают сочетанный эффект. Возможность выделения определенного доминирующего фактора воздействия не означает, что он присутствует в единственном варианте. Приводимые классические примеры искусственно вырваны из реального контекста и носят экспериментальный характер. Не стоит забывать и о том, что человеческое сознание способно одновременно воспринимать информацию всех органов осознания действительности, и, к примеру, слуховые иллюзии могут воздействовать и на восприятие зрительного образа. Психика — это не реальное явление, которое можно ощупать и описать, а эфемерная и сложная субстанция биохимической активности мозга.

Классический пример цветового искажения — черные и белые цветовые вариации. Свойства этих двух цветов, которые влияют на пространственные ощущения и искажают восприятие человеческого глаза, основаны на несовершенстве хрусталика как оптического прибора (белые квадраты на черном фоне кажутся визуально крупнее, чем черные на белом).

Черно-белые цветовые погрешности — это не единственная возможность воздействия с помощью цвета. Черный предмет, изображенный на зеленом фоне, кажется красноватым, на красном — зеленоватым, а яркие тона делают предметы визуально выпуклыми. Существует довольно много подобных цветовых обманов, с помощью которых можно воздействовать на психическое состояние человека. В то время, когда эти явления начали использовать, никто еще не задумывался о том, что они являются всего лишь результатом преломления лучей света в хрусталике человека. Кстати, по этой же причине большинству людей вертикальные линии кажутся длиннее горизонтальных.

Пространственные иллюзии давно замечены. Например, широко известная иллюзия луны состоит в том, что на горизонте она кажется больше, чем, когда находится в зените, а расстояния на море видятся меньшими из-за визуальной неразделенности пространства. Характерным примером исследуемого психологией явления обычно становится параллакс, объясняемый движением глаз людей. Из-за этого кажется, что предметы, расположенные у обочины, движутся быстрее, чем те, что удалены от перемещающегося объекта. Однако все это относится не столько к предмету исследования психологического аспекта, сколько к физиологическим особенностям человеческого зрения и природе преломления света.

Больше к психологическим аспектам относится портретная иллюзия, при которой оптические эффекты, достигнутые помещением зрачков в центр глаз изображенного на портрете человека, создают ощущение, что нарисованный субъект смотрит в любую точку комнаты, в которой висит картина. Для человека с неустойчивым типом психики, впечатлительного и эмоционального, воссоздается иллюзия восприятия, благодаря которой ему кажется, что портрет за ним наблюдает.

Весь мир — иллюзия, или майя

Согласно великим духовным традициями Индии, окружающая человека действительность есть просто иллюзия, которую создает его субъективное ощущение пространства, получаемое обманом органов внешнего восприятия. Майя — великая иллюзия, или нереальность, и осознание этого является краеугольным камнем индуизма, основой йоги и медитации. Идеологическая презентация окружающей реальности как индивидуального заблуждения человеческой психики была воспринята европейцами в качестве духовной слабости индусов, исповедовавших столетиями философское восприятие майя. Современный мир, между тем, как раз и есть наглядная демонстрация того, как можно навязать человеку восприятие окружающей действительности с помощью информационных технологий.

Восприятие мира, навязанное с помощью информационных инноваций человеку с неустойчивой психикой, по мнению приверженцев майя, представляет собой наглядную иллюстрацию знаменитой притчи о слоне и слепых, когда общее представление о большом животном составлялось ощупыванием ноги или хобота. Наука, согласно философии майя, раскладывает человеческое тело на химические реакции, мир — на субатомные частицы, а медиа-коммуникации искажают существующее представление об окружающем человека пространстве. Адепты учения майя считают окружающий мир изменяющейся видимостью, а эту видимость — изменяющейся внешней реальностью. И в этом случае не имеет никакого значения ни заблуждение отдельной личности, ни внешняя презентация, которую ему навязывают.

Интересное представление об информационных технологиях, которые создают вокруг субъекта видимые волны, по мнению учения майя, требует исследования глубины этих окружающих человека волн, а также расширения зрительной духовной сферы до восприятия пространства в глобальных масштабах, игнорирования того, что навязывается, как черно-, бело-, негативное или позитивное, но чужое восприятие.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 233.