Буквы, обозначающие гласные звуки на письме (их 10)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Буквы, обозначающие гласные звуки на письме (их 10)

А я о ё ы и э е у ю

Буквы ё е я ю обозначают два звука:

[ й'о][й'э][й'а][й'у]

· после гласных

· после ъ и ь

· в начале слова

 

                          Согласные звуки

Звонкие парные              Звонкие непарные

[б] [в] [г] [д] [ж] [з]           [р] [л] [м] [н] [й]

Глухие парные                  Глухие непарные

[п] [ф] [к] [т] [ш] [с]         [х] [ц] [ч] [щ]

Твердые парные

[б] [п] [в] [ф] [г] [к] [д] [т] [з] [с] [л] [м] [н] [р] [х]

Мягкие парные

[б′] [п′] [в′] [ф′ [г′] [к′] [д′] [т′] [з′] [с′] [л′] [м′] [н′] [р′] [х′]

Твердые непарные      Мягкие непарные

[ж] [ш] [ц]                          [ч′] [щ′] [й′]

 


                                  Звуки

Гласные                                  Согласные

(это звуки, при                                 (это звуки, при образовании  образовании которых                       которых встречается


Воздух свободно проходит            преграда (губы, зубы, язык)

Через полость рта, не встречая

 никакой преграды.

     
 


ударные       безударные                твёрдые              мягкие

                                                                   а                        я

                                                                   о                        ё

                                                                   у                        ю

                                                                   ы                       и

                                                                   э                         е

                                                                                                   ь

                                                

                                                       звонкие              глухие

                                              произносятся            произносятся

                                             с голосом и шумом     с шумом

гласные               |  согласные звонкие

а о у ы э н м л р й б в г д ж з Ъ
я ё ю и е п ф к т ш с х ц ч щ ь

                         |  согласные  глухие


Всегда твёрдые: Ш, Ж, Ц

Всегда мягкие: Ч, Щ, й

Все остальные: могут быть твёрдыми и мягкими

Ь и Ъ – звука не имеют

Схема фонетического разбора слова

1. Запиши слово.

2. Раздели на слоги.

1. Поставь ударение.

2. Сделай транскрипцию.

3. Запиши в столбик буквы, рядом –звуки.

4. Охарактеризуй каждый звук:

 а) гласный или согласный

 б) если гласный, то ударный или безударный

 в) если согласный, то твердый или мягкий (парный\непарный)

                                  звонкий или глухой (парный\непарный)

7.Посчитай количество букв и звуков.

 

Мяч-1слог - мяч - [ м' а ч']

м- [ м'] -согл., мягк.,парн. [м ],звонк., непарн.

я- [ а ] -гласн., ударн.

ч- [ ч'] -согл., мягк.,непарн., глух., непарн.

Б., 3зв.

Семья-2 слога, семь-я, [ с' э м' й' а ]

с- [с'] -согл.,мягк.,парн. [ с ] , глух., парн.[ з' ]

е- [ э ] -гласн., безуд.

м- [ м' ] -согл.,мягк.,парн. [ м ] .звонк., непарн.

ь- [ - ]

я- [ й' ] -согл.,мягк., непарн., звонк., непарн.

-  [ а ]  -гласн., ударн.

5б., 5зв.                                                                                                                     

Разбор слова по составу

                        настольный

Найди и выдели окончание и основу. Для этого измени форму слова:

      настольный, настольного, настольным, о настольном.

Окончание –ый, основа настольн-

Выдели корень. Для этого подбери к слову однокоренные слова:

            стол, столик, столовая.

 Общая часть слов – стол-. Это корень.

Выдели суффикс и докажи, что такой же суффикс есть и в других словах.

Суффикс –н-, такой суффикс есть в словах школьный, классный.

 

Выдели приставку и докажи, что такая приставка есть в других словах.

Приставка –на-.

Такая приставка есть в словах наручный, настенный

             Предложение

                 1. По цели высказывания

    Повеств.         Вопросит.          Побудит.

      О чем-либо          содержит                   содержит

     или о ком-либо     вопрос                       просьбу,

       сообщается,                                                  приказ

       говорится

   .       ?           . !

                 2. По интонации

          восклиц.                    невосклиц.

                 3.По структуре

       простое                         сложное

      1 грамматич. основа          2 и более грамматич. основ   

         4.По строению грамматич. основы

        односоставные               двусоставные

          1 главный член                          есть и подлежащее и

          член (или подлежа-                   сказуемое

         щее или сказуемое)

Определи интонацию.

Образец.

С юга потянул тёплый ветер.

 

Предложение повествовательное, невосклицательное, грамматическая основа – ветер потянул, простое, двусоставное, распространенное, однородных членов нет.

Предложение- это группа слов, которая выражает законченную мысль.   Грамматическая основа ( главные члены предложения)   Подлежащее-это главный член предложения, который связан со сказуемым, показывает о ком или о чем говорится в предложении и отвечает на вопросы именительного падежа (кто? или что?)   Сказуемое-это главный член предложения, который связан с подлежащим, показывает что о нем говорится и отвечает на вопросы: что делать? что сделать?             Что происходит с предметом?              Каков он? Как найти в предложении грамматическую основу. 1. Найди слово, которое называет то, о ком или о чём говорится в предложении. 2. Проверь, отвечает ли это слово на вопросы КТО? ЧТО? 3. Найди слово, которое называет, что делает или каков тот, о ком сообщается в предложении. 4. Проверь, отвечает ли слово на вопросы что делает? что делал? что будет делать? каков?   Второстепенные члены предложения Дополнение - второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет. Обозначает, на какой предмет или явление направлено действие и отвечает на вопросы кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о чём?   Подчеркивается - - - - -   Определение - второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? какая? какое? чей? и обозначает признак предмета. (Поясняет подлежащее и другие члены предложения.)   Подчеркивается ~~~~~~~~~~~   Обстоятельство - второстепенный член предложения, который обозначает признак действия или признак признака. (Поясняет сказуемое или другие второстепенные члены предложения.) Обозначает место, время, причину, цель, образ действия и отвечает на вопросы где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? Подчеркивается - . - . - . - .                 Члены предложения
     
 


главные                 второстепенные

подлежащее              дополнение

сказуемое                   определение

                                        обстоятельство                                   

 

                      Части речи

     
 


 самостоятельные     служебные

имя существительное      предлог

имя прилагательное         союз

глагол                                   частица

местоимение

числительное

  наречие

 

                                         № 1

     Оформление предложения.

· Начало предложения пишется с большой буквы.

· В конце предложения ставится . ? !

· Слова в предложении пишутся отдельно.

 

 

       Работа над ошибками

 

· Выпиши предложение .

· Придумай и напиши еще одно предложение.

· Подчеркни заглавную букву.

Выпал снег. Дети рады.

 

 

                       

№ 2

Пропуск, замена и вставка букв.

Когда пишешь слово – диктуй его по слогам, медленно тяни каждый звук.

       Работа над ошибками

 

· Запиши данное слово 3 раза

· Подчеркни букву, где была допущена ошибка

· Запомни это слово

                 № 3

Заглавная буква в именах собственных.

Фамилии, имена, отчества, клички живот-ных, названия рек, городов, деревень, морей, планет, гор, названия газет, журналов называются именами собственными . Имена собственные пишутся с большой (заглавной буквы).

Александр Сергеевич Пушкин, город Серов, река Нева, кошка Мурка.

       Работа над ошибками

 

· Запиши данное слово.

· Подчеркни большую букву.

· Напиши ещё 3 слова на это правило, подчеркни в них большую букву.

                 № 4

     Гласные после шипящих.

ЖИ – ШИ пиши с буквой И,

ЧУ – ЩУ пиши с буквой У,

ЧА – ЩА пиши с буквой А.

Живу, пушистый, прячу, ищу, чашка, щавель.

       Работа над ошибками

 

· Выпиши слово.

· Придумай и запиши еще 3 слова на эту орфограмму.

Малыши, карандаши, ширина, ушиб.

 

                    № 5

         Перенос слов.

1. Слово переносится с одной строки на другую по слогам.

     можно                              нельзя

   про-смотр                   просмо-тр

                                            стр-ах

2. Нельзя оставлять в конце строки и переносить на другую строку 1 букву.

     можно                              нельзя

      ака –ция                    а-кация

                                              акации-я

 

        Работа над ошибками

 

· Выпиши слово, подчеркни гласные буквы, цифрой обозначь количество слогов.

· Раздели слово на слоги.

· Подумай, как можно перенести (или нельзя)

· Придумай ещё 2 слова на это же правило

Осиа, мали-на, май-ка, яго-да

                   № 6



Спр.                                             1 спр.

+                                                    +

Терпеть                                           брить

Вертеть                                           стелить

Обидеть

Зависеть

Ненавидеть

Видеть

Смотреть

    Гнать   Дышать

    Слышать Держать

                   № 27

Правописание Ь после шипящих.

 

 

                       Ь

         
 


                Ь            Ь


Сущ. 3 скл.               1. сущ. м. р

Глаг. Н. ф.                 2. сущ. мн. ч.

 3. глаг. 2л., ед.ч.         3. крат. прил.

 4. глаг. повел. накл.

 5. нареч.                              

Исключения

             уж

         замуж

         невтерпеж

 

 

                 № 28

М. р.      Ср. р.            Ж.р.

(он, мой) (оно, моё)   (она, моя)          

· Изменяется по числам и падежам

· Бывают собственные и нарицательные

(Москва, Волга, Европа; кукла, школа, стол)

· Делятся на одушевлённые и неодушевлённые

Одушевлённые существительные отвечают на вопрос Кто? и называют предметы живой природы.

Неодушевлённые существительные отвечают на вопрос Что? и называют предметы неживой природы.

 

         

     Склонение существительных

1 скл. 2скл. 3скл.
Ж.р. М.р. М.р. Ср.р. Ж.р.
-а -я  [] -о -е …ь

 

    

        Прилагательное

· Часть речи

· Обозначает признак предмета

· Отвечает на вопросы Какой? Какая? Какое?

                                           Чей? Чья? Чьё?

· Изменяется по числам, родам, падежам

· В предложении – чаще определение

      Прилагательные бывают

· Качественные      

1. указывают на качество предмета – цвет, размер, свойство

2. можно подобрать антонимы

3. может быть краткая форма

4.от кач. прил. можно образовывать прил. с приставкой не

5. можно подставить слова «более – менее»

6. образуются при помощи суффиксов –оват-,  -еват-, -еньк, -оньк-

7. Имеют степени сравнения: сравнительную и превосходную.

Прош. в.   Наст. в.   Буд. в.

|                 |___________|

Что делал?    изменяется

Что сделал?    |         |

|              по лицам по числам

изменяется   | | |    |     |

По               1л. 2л. 3л. ед.ч мн. ч.

числам         |__________________|

|              |           спряжение

 ед.ч     мн. ч.         |           |

|      |     |                   1 спр.           2 спр.

М.р. ж.р. ср.р.                    [] ударн.

                                                  |                   |

                                        Е              И                                                

                                            [] безударн.

                                                              |

                                                По н.ф.

                                                  |  |

                                           -ить  остальные

                                                |          |

                                            2 спр.   1 спр.

Как определить вид глагола

1. Чтобы определить вид глагола, необходимо задать к нему во­просы.

2. Если глагол отвечает на вопросы что делать? что делает? что делал? что будет делать? — это глагол несовершенного вида.

3. Если глагол отвечает на вопросы что сделать? что сделал? что сделает? — это глагол совершенного вида.

 

Прочитал — вопрос что сделал? Глагол совершенного вида. Рисовал — вопрос что делал? Глагол несовершенного вида.

 

Глаголы-исключения:

И зависеть, и вертеть,

А ещё смотреть, терпеть.

 

Член предложения.

 

 

У наречия нет окончания.

             На поляну выбежал заяц.

1. (На) поляну – имя существительное.

2. Начальная форма – поляна.

Начальная форма – высокий

Приставки

1. – о, от                  опечатал, отнёс

-вы, по, в             выход, поход, вход

-пере, при            переход, приходить

-у, за, на              улетел, зашёл, находка

-про, с                 пробежал, спел

 до, об, под,…    дописал, объезд, подъём

 

2. Приставки –вз (-вс), -воз (-вос), -из (-ис),

-через (-черес), -раз (-рас), -без (-бес)

· Если корень начинается со звонкого согласного, пишется З.

Безлюдный, известный

· Если корень начинается с глухого согласного - С .

Рассказ, беспокойный

Приставки с гласной а: за-, на-, над-.

 

3.  Приставки с гласной о: от-, ото-, под-, подо-, по-, до-, об-, про-, о-.

 

 Приставки з- не бывает, есть приставка с-.

  1. Приставки пре-, при-
       При-          Пре-
1. приближение прибежал 1. в значении «очень» прекрасный
2.присоединение пришил 2. сходна с приставкой пере –
3. нахождение около придорожный
4. незаконченность прилетает
5. неполное действие приоткрыл

    

Суффиксы

1. – ик-, - ок-, - ек- – придают слову уменьшительно-ласкательный оттенок

· Чтобы правильно писакть слова с суффиксами –ик, -ек, нужно изменить слово.

· Если гласный не выпадает, то в суффиксе нужно писать букву И.

Садик – садики.

· Если гласный выпадает, то в суффиксе нужно писать букву Е.

Замочек – замочки.

2. – очк-, -ечк-            козочка, книжечка

-еньк-, -оньк-         серенький, лисонька

-ушк-, -юшк-          дедушка, полюшко 

(-ышк-)                   солнышко

-к-                            машинка

-онок-, -енок-         волчонок, львёнок

3. Указывают на принадлежность к профессии.

-ист-, -тель-                машинист, строитель

-чик-, -щик-,               часовщик, лётчик

-ник-, -арь-                 лесник, пекарь

Д

Т                                  остал.

З          -чик-          согл.     –щик-

С

Ж

 

лётчик                         сварщик

5. Суффиксы глаголов

-а-, -я-                        бежать, стрелять

-и-, -л-                        входить, уехал

-е-, -о-                        увидеть, построить

 

6. Суффиксы прилагательных

-н-, -нн-                     больной

-ан-, -ян-, -енн-             

-ев-, -ов-                   грушевый, сливовый

 

7. Реже

-в-, -ск-, -ек-, -очек-, -иц-, -ец-, -ищ-, -ёр-,

-инк-,

 -лив-

-анин-, -янин-, -евн-, -евич-, -ич-, -овн-,

-ович-, -иничн-, -ость-

Как проверить

 безударное окончание?

Определи часть речи.

                         Окончание

Существ. Прилаг. Глагол
1.Определяем падеж   2.Определяем склонение   3.Вспоминаем окончание сущ. в данном падеже (или подставляем слово-помощник)   1.Находим существительное, к которому относится данное прилагательное.   2.Задаём вопрос от существитель-ного к прилага-тельному.   3.По вопросу определяем окончание прилагательного. 1.Подбираем неопределённую форму глагола.   2.Если в неопределённой форме –-ить-, то в безударном окончании пишем букву И.   3.В остальных случаях пишем Е.
Смотреть правило № 22 Смотреть правило № 25 Смотреть правило № 26

 

 

 

                         

 

 

Знаки препинания

Буквы, обозначающие гласные звуки на письме (их 10)

А я о ё ы и э е у ю

Буквы ё е я ю обозначают два звука:

[ й'о][й'э][й'а][й'у]

· после гласных

· после ъ и ь

· в начале слова

 

                          Согласные звуки

Звонкие парные              Звонкие непарные

[б] [в] [г] [д] [ж] [з]           [р] [л] [м] [н] [й]

Глухие парные                  Глухие непарные

[п] [ф] [к] [т] [ш] [с]         [х] [ц] [ч] [щ]

Твердые парные

[б] [п] [в] [ф] [г] [к] [д] [т] [з] [с] [л] [м] [н] [р] [х]

Мягкие парные

[б′] [п′] [в′] [ф′ [г′] [к′] [д′] [т′] [з′] [с′] [л′] [м′] [н′] [р′] [х′]

Дата: 2019-02-19, просмотров: 239.