История создания, особенности сюжета, система образов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Разработка уроков

По поэме Н.В. Гоголя

«Мертвые души»

 

Цель, задачи темы.

Цель темы: изучить систему образов поэмы «Мертвые души» через событийную основу произведения и текстуальный анализ центральных эпизодов.

 

Задачи темы:

 образовательные:

1. познакомить с творчеством Н.В.Гоголя и его поэмой «Мертвые души»;

2. выявление в произведении конкретно-исторического и общечеловеческого содержания;

3. продолжить работу по теории литературы;

4. познакомить с особенностями жанра «поэмы» у Н.В.Гоголя;

5. подробно познакомить с текстом и героями поэмы;

6. продолжить работу по формированию правильной монологической речи учащихся, письменных и специальных умений и навыков;

7. продолжить формирование умения сравнивать, умения обосновывать свой ответ;

8. актуализация знаний учащихся, умение вычленять ведущие идеи в учебном материале;

9. развитие навыков коллективной работы;  

развивающие:

1. развивать эмоциональное восприятие художественного текста;

2. развивать образное и аналитическое мышление, творческое воображение;

3. развивать читательскую культуру и понятия авторской позиции Н.В.Гоголя;

4. формировать потребности в самостоятельном чтении художественного произведения;

5. развивать устную и письменную речь учащихся;

 воспитательные:

1. воспитание духовного развития личности;

2. формирование гражданского сознания, любви и уважения к литературе и ценностям   

отечественной культуры.

 

 

Обоснование выбора темы проекта.

Творчество великих писателей значимо для нас не только тем, что они своими художественными творениями приобщают нас к познанию сложной природы человека, они также учат нас понимать язык художественной литературы.

Сближение Н.В.Гоголя, как писателя, с девятиклассниками, по моему убеждению, может проходить в следующих направлениях.

Во- первых, следует открыть школьникам «живую стихию гоголевского смеха», что требует анализа стиля Н.В.Гоголя.

Во- вторых, в литературном анализе необходимо укрупнить сюжет, более чётко прочертить его, сделать увлекательным для школьников.

В- третьих, необходим более тесный контакт учащихся с поэмой. Этой цели может служить сопоставление гоголевского текста с иллюстрациями художников П.М.Боклевского, А.А.Агина, Кукрыниксов.

И конечно же ещё одно направление, которое может содействовать постижению гоголевской поэмы школьниками — последовательное прослеживание линии автора в «Мёртвых душах» - от первой до последней глав.

За время работы в 9 классе я обратила внимание на то, что учащиеся сталкиваются с трудностью вхождения в мир гоголевских образов. Поэтому я попыталась через детали, пейзажные и портретные зарисовки вызвать у учащихся зрительные образы героев поэмы, которые представлялись ребятам лишь галереей социальных типов. И ещё, преодоление этих свойств восприятия требует пристального рассмотрения текста, обнаружения многогранных связей характеров и событий.

Как вы уже обратили внимание, благодаря тому, что Гоголь построил произведение до седьмой главы как галерею портретов, мы, опираясь на анализ образов, вместе с тем следовали в разборе за авторской последовательностью текста.

Из всего вышесказанного следует, что разнообразие приёмов работы, которые вы увидите далее, увлекательность процесса анализа становятся задачей первостепенной важности.

Интересна эта поэма для детей ещё и тем, что именно на её страницах Н.В.Гоголь впервые вывел на сцену тип нового человека - дельца - предпринимателя. Актуальность темы в том, что на современном этапе развития общества такие люди не единичны. Разве мало среди нас таких дельцов, которые строят для «достопочтенных граждан» «воздушные замки»? Разве мало среди нас маниловых, плюшкиных, коробочек?

Мы не рассматриваем в данной работе две темы: тему лирических отступлений и тему «живой Руси». Их рекомендуют по новым программам рассматривать в 10 классе.

 

Структура темы:

 

№ урока по порядку Наименование темы урока
1(Бессалько, Курбанова) Н.В.Гоголь «Мёртвые души». История создания, особенности сюжета, система образов.
2(Жуков, Герасимов) «В губернском городе NN». (Урок-экскурсия).  
3 - 5 уроки «Не ревизские — мёртвые души, а ...»  
3 (Филенко, Юлдашева)  «Рыцарь пустоты» Манилов и «скопидомка» Коробочка  
4 (Кистанов, Овинников, Щипачёв, Жеглова) «Рыцарь кутежа» Ноздрёв и «чёртов кулак» Собакевич.  
5 (Ильина, Щагина, Чекурова) Плюшкин — «прореха на человечестве».  
6 (Кугубаев, Даниелян, Дегтев) «Кто же он? Стало быть, подлец?» (образ Чичикова в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»)  
7 (Гасанова, Землякова,Жабина) «Следующая станция – «Мёртвые души». . .(урок обобщения и систематизации знаний)  

 

 

 

 

                        

 

Урок № 1.

Тема:                             Н.В. Гоголь «Мёртвые души».

План лекции:

Жанровое своеобразие поэмы.

Запись в тетрадь: Гоголь определения жанр «Мёртвых душ» как поэму, подчеркнув тем самым равноправие эпического (повествовательного) и лирического начал в своём произведении.

Общая зала и обед.

З. Улица и городской сад.

Визиты.

План рассказа:

1. Портрет Ноздрёва.

2. Его поведение с Чичиковым.

З. Отношение Ноздрёва к другим персонажам поэмы. (Собакевича он называл «жидомор», Чичикова в глаза называл мошенником и говорил, что повесил бы его на первом дереве).

- Ученик даёт характеристику образу Ноздрёва и заканчивает своё выступление словами:

- Учитывая, что Ноздрёв своим поведением, как прожигатель жизни, должен быть исключён в поэме из круга помещиков, передаю дело в суд.

                      I V. Суд над Ноздрёвым:

Судья: Приняв к сведению заявление, объявляю судебное разбирательство открытым. Слово прокурору (обвинителю).

Прокурор: Почему мы считаем Ноздрёва «мёртвой душой»? Да потому, что за ним числится ряд смертных грехов, а именно:

1. Подсудимый своей беспутной жизнью довёл до смерти жену, оставив сиротами детей, которых «подкинул» на воспитание смазливой няньке.

2. В образе Ноздрёва Гоголь наглядно показывает все противоречия между интересами крестьян и помещиков.  Все вырученное от выгодной продажи произведённого крестьянами товара он проигрывает в карты и пропивает.

З. Ноздрёв оскорбительно ведёт себя с Чичиковым, грозя повесить его на первом дереве. Это прямая угроза жизни главного героя.

4. Он неуважительно отзывается о помещиках — соседях и чиновниках города.

5. Он постоянно дерётся в общественных местах. Недаром Гоголь зовёт его «историческим человеком», «разбитным малым».

Считаю, что Ноздрёв заслуживает высшей меры наказания — изгнания его из русской литературы.

Судья: Слово защите.

Адвокат (защитник):

Господин судья, господа присяжные заседатели. Мы выслушали прокурора, но я прошу глубже разобраться в причинах, побудивших моего подзащитного к подобным поступкам.

Ноздрёв стал Ноздрёвым из- за губительного воздействия крепостного права в России. Жизнь за счёт крепостных, их труда, бездействие, вседозволенность родовитых помещиков, достаток и много свободного времени, которые некуда деть, кроме посещения балов, пирушек, званых обедов, - всё это и привело Ноздрёва на скамью подсудимых. Прошу быть к нему снисходительным.

Судья: Что скажут присяжные?

Присяжные: Мы достаточно хорошо разобрались в той ситуации, которая раскрылась перед нами. От имени присяжных заседателей хочу обратить ваше внимание на подсудимого. (обращаясь к портрету Ноздрёва).

Перед нами красавец, изображённый художником Боклевским. Человек приятной наружности, высокий, с пышной шевелюрой и длинными, в завитушках, усами. Жизнерадостный, полный энергии, пышущий здоровьем, обожающий животных.

Разве можно такого «героя» выбросить из литературы? По его виду можно предположить, что этот герой выдержит критику ещё не одного поколения учащихся.

Мы решили оставить Ноздрёва в литературе для дальнейшего изучения.

Судья: Приговор вынесен. На этом судебное заседание считаю закрытым.

                    V. Встреча с Собакевичем.

Учитель: А мы продолжим работу над образом следующего героя поэмы. С ним вас познакомит ...  Он получил визитку от Собакевича. В ней говорится следующее:

Помещик Собакевич Михайло Семёнович- ненавистник просвещения, крепкий хозяин, неустойчивый в торгах, будет рад «облить грязью» всех знакомых за обильным ужином в своём доме.

Ученик: Новая ступень морального поведения человека — «чёртов кулак» Собакевич.

«Казалось, - писал Гоголь, - в этом теле совсем не было души, или она у него была, но вовсе не там, где следует, а как у бессмертного кощея, где-то за горами...» У Собакевича тяготение к старым крепостническим формам хозяйства, вражда к городу и просвещению сочетаются со страстью к наживе, хищному накоплению. Страсть к обогащению толкает его на плутовство, заставляет его изыскивать разные средства наживы. В отличие от других помещиков, Собакевич, помимо барщинной, принимает и денежную оброчную систему. Так, например, один Еремей Сорокоплёхин, торговавший в Москве, приносил Собакевичу пятьсот рублей оброку.

                VI. Экскурсия в галерею:

 Проводит ученик.

Перед вами портрет типичного представителя помещичьей России. Нарисован он русским художником Александром Алексеевичем Агиным, одним из родоначальников русской реалистической иллюстрации.

Какую характеристическую деталь образа Собакевича подчёркивает художник?

Вспомним текст: «Когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича, он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины медведя...»

А вот портрет уже знакомого вам художника П. М. Боклевского. Подумайте сами над тем, какие черты характера Собакевича подчёркивает он в  портрете?

                  VII. Лексическая характеристика героя:

Запишем лексическую характеристику Собакевича:

«Патриот русского желудка», ненавистник культуры и просвещения. Грубая сила и напористость, беспредельная наглость. Настоящий помещик — торгаш и скопидом.

                  VIII. Подведение итогов урока:

         Рассуждая о характере Собакевича, Гоголь подчёркивает широкое обобщающее значение этого образа. «Собакевичи, - говорит он, - бывали не только в помещичьей, но и в чиновничьей среде и в среде учёной».

           И везде они проявляли качества «человека — кулака»: корыстолюбие, узость интересов, косность.

Но к нашему разговору мы ещё вернёмся на следующем уроке. А пока...

                IХ. Организация д/з:

дома я попрошу вас стать на некоторое время художниками. Придумайте и нарисуйте гербы, которые могли бы принадлежать каждому из помещиков.

                Х.И вновь аукцион.

Учитель:

Напоминаю, что за каждый правильный ответ я даю вам по два балла. И вновь — пять вопросов.

1.  Назовите греческих полководцев, портреты которых висели в гостиной Собакевича.

(Маврокордато, Миаули, Канари и греческая героиня Бобелина).

2.  Как звали жену Собакевича?

(Федулия Ивановна).

3.  Имя слуги Чичикова?

(Петрушка).

4. А кучера?

(Селифан).

5. Любимое занятие губернатора?

(Вышивание по тюлю).

 

 

                      

 

                                  Урок № 5.

 

Тема:                         Плюшкин-  прореха на человечестве
Цель:    подведение итогов в работе над образами помещиков.                   
Задачи:
образовательные:

  • выявление в произведении конкретно- исторического и общечеловеческого    

содержания;
   • раскрытие образа помещика, морально падшего в своей скупости;
 • продолжить работу по отработке правильной монологической речи учащихся;
  • подвести итог в работе над образами помещиков;
 развивающие:
  • развивать эмоциональное восприятие художественного текста;

 • развивать образное и аналитическое мышление, творческое воображение;
  • развивать читательскую культуру и понятие авторской позиции Н.В.Гоголя;
   • формирование потребности в самостоятельном чтении художественного    

  произведения;
 • развивать устную и письменную речь учащихся;

воспитательные:
   • воспитание духовно развитой личности;
  • формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
Оборудование: 1. Портрет Н.В.Гоголя;
                                2. На доске- слова Н.В.Гоголя «Мысли мои, мои труды, мое имя будут принадлежать народу».
                               З. Эпиграф к уроку < Не ревизские — мертвые души, а все эти    

                                   Ноздревы, Маниловы и все прочие».

                                  А.И. Герцен
                               4. Таблица — опора А.И. Фогельсона
                               5. Рисунки гербов, созданные учащимися.
                               6. Репродукции портретов Плюшкина художников А.А.Агина и

                                  П. М.Боклевского.

                               7. По ходу урока- мультимедийная презентация.

 

Структура урока:
                                    1. Орг. момент -  1  минута
                                    2. Сообщение темы урока, постановка целей - 2  минуты
                                    З. Литературная разминка – 5 минут
                                    4. Лексическая находка –  4  минуты
                                    5. Новая ситуация – 7 минут
                                    6. Экскурсия в картинную галерею -3 минуты
                                    7. Работа с опорной таблицей Фогельсона - 10 минут
                                    8. Свободная дискуссия - 6 минут
                                    9. Обобщение учителя —2 минуты
                                   10. Подведение итогов урока — 2 минуты
                                   11. Организация домашнего задания – 3 минуты

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Организационный момент: II . Сообщение темы урока, постановка целей: III . Литературная разминка     IV . Лексическая находка   V . Новая ситуация (работа над образом Плюшкина)     VI . Экскурсия в картинную галерею.   V II. Обобщение по образу Плюшкина   I X . Работа с опорной таблицей Фогельсона. (см. приложение) Систематизация знаний учащихся. IХ. Свободная дискуссия   X . Обобщение учителя XI . Подведение итогов урока ХII. Организация домашнего задания. Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста. Вот и снова настало время встречи с героями поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»   К сожалению, на предыдущем уроке мы с вами не успели попрощаться с Михайло Семеновичем Собакевичем. Поэтому в самом начале урока еще раз о нем поговорим. Основной же разговор поведем о Степане Плюшкине, помещике, морально падшем в своей скупости. И закончим урок подведением итогов нашей с вами совместной работы над образами помещиков.   Начнем урок с литературной разминки, которую проведет (...).     Молодец! Очень хороший, подробный и обстоятельный рассказ. Давайте же обобщим рассказ и запишем в тетрадь нашу «лексическую находку».   Последний из представителей «Мертвых душ», помещиков- крепостников - Плюшкин. Давайте начнем наш разговор с импровизированного диалога с Плюшкиным. Его подготовили ваши одноклассники.   Все это так, но в одиночестве его бережливость превратилась в скупость с волчьим аппетитом. Посмотрим на его дом: развалины в грязи, в пыли, в копоти. Более подробно с Плюшкиным вас познакомит (...).     (элементы лингвистического анализа текста, работа над выразительным чтением учащихся).     (межпредметные связи с целью активизации познавательной деятельности учащихся)   Вот мы и познакомились с Плюшкиным, которого нам показал Гоголь. Образно вы уже представляете себе его. А как реально выглядит этот человек? В этом нам помогут художники П.М. Боклевский и А.А. Агин. Сегодня экскурсию в картинную галерею проведу я.   Перед нами - два портрета Плюшкина. Первый портрет написан русским живописцем П.М.Боклевским, с которым вы уже знакомы по его портретам других героев «Мертвых душ». Особенность его иллюстраций заключается в своеобразном восприятии героя художником. Перед нами остросатирический портрет Плюшкина. Подозрительность, недоверие к людям запечатлено на этом портрете. Острый, презрительный взгляд выражен на лице этого человекоподобного существа.  А вот произведение другого русского художника. Как же здесь изображен наш герой? Александр Александрович Агин (1817-1 875)— русский художник, один из родоначальников русской реалистической иллюстрации. В 1841г. появились его первые рисунки, вскоре он иллюстрирует произведения М. Ю. Лермонтова, А. С. Пушкина, Н.В. Гоголя. Художник не любит отвлеченных портретов, а показывает героев в действительности. И вот он - Плюшкин! Вспомните текст: «Никак бы нельзя было сказать, чтобы в комнате сей обитало живое существо... Но перед ним стоял нищий, пред ним стоял помещик».  «И выдал ему деньги, которые тот принял в обе руки и понес их к бюро с такою же осторожностью, как будто бы нес какую-то жидкость, ежеминутно боясь расхлестать ее».  Жадность, накопительство превратили Плюшкина в подобие человеческое. Какое-то отвращение рождается в душе от этого скряги.   Вот и настало время прочитать визитку Плюшкина, которая лишний раз характеризует этого помещика.  Помещик Степан Плюшкин -жестокий крепостник, скупой, подозрительный, недоверчивый ко всему – не желает видеть вас в своем имении и не собирается угощать даже прошлогодним куличом. Это была последняя визитка, одна из тех, с которыми мы знакомились на протяжении нескольких уроков.     У вас на партах таблица, в которой лаконично отражена суть каждого помещика. Как вы думаете, какой герб мог бы иметь каждых помещик?     Нравятся ли вам эскизы гербов? Вот и подходит к концу наш урок. И в завершении его я бы хотела вызвать вас на свободную дискуссию. Я буду критиком, а вы — моими оппонентами. Как вы уже могли заметить, Гоголь, рисуя портрет помещиков, дает картину экономического распада натурального хозяйства и морального вырождения господствующего тогда класса. Каждый помещик своеобразен и не похож на других. Однако все они- помещики - крепостники, и поэтому у них есть общие, массовые черты, порожденные крепостническим строем. Эти черты следующие: 1. паразитизм, жизнь за счет крепостного крестьянина; 2. низменные, животные интересы, отсутствие общественно-полезной деятельности; 3. отсутствие идейных побуждений, пошлость, притупление всех человеческих чувств, грубый эгоизм. А может я не права?   Однако, раскрывая внутренний облик Манилова, его характер и отношение к хозяйству, Гоголь показал полнейшую пустоту и никчемность этого существа.     Но это же не живой человек, а пародия на него! Умственный кругозор ее ограничен. Гоголь подчеркивает ее тупость и называет ее «дубинноголовая». Я не думаю, что она позаботится о других и бескорыстно поможет кому-либо. А зачем нам такие люди? Ведь они-«мертвые души».     Да знаете ли вы, что сила и прочность Собакевича ведут к скованности, неуклюжести, грубости — ведь он ни о ком доброго слова не скажет! Все вещи уподобляются своему хозяину. А это и говорит о его мертвенности.   Нет, это страсть к накопительству и подозрительность к людям сделали его «прорехой на человечестве»   Мне нравится, что вы в своих ответах и выступлениях сумели показать свое личное отношение к героям поэмы. И еще раз подтвердили слова А. И. Герцена: «Не ревизские -мертвые души, а все эти Ноздревы, Маниловы и все прочие…» А где же живые души? Они, по выражению Герцена, « позади мертвых душ- это народ». Но это, как говорят, уже другая история…     Оценивание работы учащихся на уроке. Ребята, тема следующего урока: «Кто же он? Стало быть, подлец?» Как вы уже догадались, речь пойдет о Чичикове. Обратите внимание на вопросы, которые даны на переносной доске. Эти вопросы являются основными для диспута, на котором мы всесторонне рассмотрим образ нашего героя: 1. Какими чертами наделил своего героя Гоголь? 2. Почему деятельность Чичикова не была созидательной? З. При каких условиях могла появиться такая личность? 4. Насколько интересен такой герой сегодня? Желаю вам успехов в подготовке и спасибо за работу на уроке.       (развитие познавательного интереса, сообщение учащихся) - Мне было дано задание : сделать сообщение о Собакевиче по следующему плану: 1. Портретная характеристика Собакевича 2. Описание дома, гостиной. 3.Чичиков и Собакевич. 4. Отзывы Собакевича о других помещиках и чиновниках. Но я начну свой рассказ с описания деревни Собакевича. «Деревня показалась ему довольно велика; два леса, березовый и сосновый , как два крыла, одно темнее, другое светлее, были у ней справа и слева ; посреди виднелся деревянный дом с мезонином, крашеной крышей и темно-серыми ...стенами.., Было заметно, что... зодчий был педант и хотел симметрии, хозяин — удобства а, как видно, вследствие того заколотил на одной стороне все отвечающие окна и провертел на место их одно маленькое двор окружен был крепкою и непомерно толстою деревянною решеткой. Помещик, казалось, хлопотал много о прочности. На конюшни, сараи и кухни были употреблены полновесные и толстые бревна, определенные на вековое стояние деревенские избы мужиков то срублены были на диво (...), все было пригнано плотно и как следует даже колодец был обделан в такой крепкий ду6, какой идет только на мельницы да на корабли. Словом, все, на что ни глядел он, было упористо, без пошатки, в каком-то крепком и неуклюжем порядке» Из этого описания мы видим, что Собакевич - хозяин, все у него прочно. Внешне Собакевич показался Чичикову «весьма похожим на средней величины медведя». Природа недолго мудрила над его лицом: « хватила топором раз — вышел нос, хватила в другой — вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и не, обскобливши, пустила на свет сказавши: «живет !». Дом Чичикова я уже описал выше, а что касается гостиной, то Чичиков сразу же заметил, что мебель в ней такая же тяжелая, как и хозяин: и «пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах: совершенный медведь. Стол, кресла, стулья — все было самого тяжелого и беспокойного свойства». Они как бы говорили: « И я тоже очень похож на Собакевича!» А картины, которые висели на стенах, на которых изображены греческие полководцы. «Хозяин... казалось, хотел, чтобы и комнату его украшали тоже люди крепкие и здоровые».  О чем же беседовали Чичиков и Собакевич? Конечно же, о «мертвых душах». Михайло Семенович быстро раскусил затею Чичикова, понял выгоду и заломил по сто рублей за душу. Прижимистый помещик сбыл мертвых душ с выгодой для себя, да еще и надул Чичикова, подсунув ему одну особу женского пола. « Кулак, кулак, да еще и бестия в придачу!» - так характеризует его Чичиков. А как же сам Собакевич характеризует окружающих его людей? Председателя он называет «масоном и дураком, какого свет не производил». Губернатор - «первый разбойник в мире…и лицо у него разбойничье…Он да еще вице-губернатор- Гога и Магога». Почмейстер- «мошенник».«Один там только и есть порядочный человек-прокурор, да и тот свинья». Собакевич не любил ни о ком хорошо отзываться. Вот такой он был- Михайло Семенович Собакевич.   (Идет запись в тетради. В результате появляется следующая запись: Собакевич — «патриот «русского желудка», похож на средней величины медведя, враг культуры и просвещения, сильный, грубый, напористый, наглый.)   (Эвристическая беседа) - Как живете, господин Плюшкин? - Беднею, господа. Грабители в разор вводят. Хотя бы Прошка, вор эдакий. Кругом издержки. - А ведь когда-то вы были прекрасным хозяином, соседи ездили к Вам учиться мудрой скупости, разумной бережливости. Фабрики работали, станки, прядильни, плуги, косы.       Хозяйка была приветливая, славилась хлебосольностью. - Да, все это было. Но теперь хозяйка умерла, старшая дочь выскочила замуж. Сын уехал. Младшая дочь умерла. Остался я одни.   (развитие познавательного интереса через сообщение учащихся). Мне было дано задание подготовить рассказ о Плюшкине по следующему плану: 1. Деревья и сад Плюшкина. 2. Портрет Плюшкина. З. Его жизнь до того состояния, в котором он находится теперь. 4. Гоголь о Плюшкине. И я хочу отметить, что пределом морального падения человека  является Плюшкин. Все человеческое умерло в нем: это, в полном смысле этого слова, “мертвая душа”. К такому выводу ведет нас Гоголь с самого начала и до конца 6-й главы, развивая и углубляя тему духовной гибели человека. Выразительно описание села ГIлюшкина, с его пришедшей в полную негодность бревенчатой мостовой с « особенной ветхостью деревенских изб»: «Бревно на избах было темно и старо; многие крыши сквозили, как решето; на иных оставался только конек вверху да жерди по сторонам в виде ребр». Окна в избенках были без стекол, иные были заткнуты тряпкой или зипуном». А каков же господский дом?  «Каким-то дряхлым инвалидом глядел сей странный замок, длинный, длинный непомерно местами был он в один этаж, местами в два. На темной крыше торчали два бельведера, один против другого, оба уже пошатнувшиеся, лишенные когда-то покрывавшей их краски». Все страшно, невыразительно. Один только сад был живописно красив, но эта красота- красота заброшенного кладбища, И вот на этом фоне предстает перед Чичиковым странная фигура: «Лицо его не представляло ничего особенного ... один подбородок только выступал очень далеко вперед (...); маленькие глазки еще не потухли и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши… Гораздо замечательнее был наряд его: никакими средствами и стараниями нельзя было докопаться, из чего состряпав был его халат: рукава и верхние полы до того засалились и залоснились, что походили на юфть, какая идет на сапоги; назади вместо двух болтались четыре полы, из которых охлопьями лезла хлопчатая бумага. На шее у него тоже было повязано что-то такое, которого нельзя было разобрать: чулок ли, подвязка ли или набрюшник, только никак ни галстук». Но не нищий стоял перед Чичиковым, а богатый помещик, владелец тысячи душ, у которого кладовые и амбары полны всякого добра. Однако все это добро превращалось в труху, так как охватившая ГIлюшкина скупость затмила практический ум когда-то хорошего хозяина.  Отношения Плюшкина с откупщикам, хождение по селу за сбором всякой дряни говорили о том, что скряжничество привело Плюшкина к бессмысленному накопительству, приносящему его хозяйству одно разорение. Все пришло в полный упадок, крестьяне мрут, как мухи, десятками числятся в бегах. Вещи для него дороже людей, в которых он видит лишь мошенников и воров. «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! » - восклицает Гоголь.  В образе Плюшкина воплощена бессмысленность накопительства и скупости.     Идет обсуждение гербов, нарисованных учениками дома. Ппримерные эскизы см. в приложении.     Гербы крепятся к опорной схеме, сопоставляются характеристики на схеме с визитками помещиков.   Первый оппонент: Позвольте возразить Я хочу выступить в защиту помещика Манилова. Он, на мой взгляд, был человек видный, черты лица его были не лишены приятности». Раньше он служил в армии, где считался скромнейшим и образованнейшим офицером. «Живя в поместье, он иногда приезжает в город, чтобы увидеться с образованнейшими людьми». На фоне обитателей города и поместий он кажется «весьма обходительным и учтивым помещиком».   Второй оппонент: Хорошо, вам не нравится Манилов, но Коробочка?! Ведь это -воплощение настоящей хозяйственности. У нее- то ни одна копейка не пропадет даром, да и в хозяйстве — полный порядок. Она одна может прокормить тем, что у нее в имении производится, не только большой город, но и всю губернию. Лучшей рачительной хозяйки, я думаю, трудно найти. Ведь сейчас, в наше время, мы могли бы положиться на таких, как Коробочка. Чем не прообраз нашего фермера? Третий оппонент: Вот вы называете их «мертвыми душами», а Собакевич — это воплощение силы и прочности! Природа, создавая его, «рубила со всего плеча». Он неотступен в осуществления желаний. У него богатырский аппетит, степенность. Его поместье доходно, изобильно. Он обдуманно немногословен. Разве может кто-нибудь назвать его «мертвой душой»?     Четвертый оппонент: Мне, например, интересен Плюшкин. Очень жаль его. Ведь он был хорошим хозяином, умным и экономным. Он же не виноват, что после смерти жены дочь его бросила. Вот он и сломался. С горя стал таким и довел свое хозяйство до разорения.  

 

 

Урок № 6

Тема:              Кто же он? Стало быть, подлец?

(образ Чичикова в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»).

Цель: выявить особенности образа Чичикова.

Задачи:

 образовательные:

- раскрытие образа Чичикова через деталь, портрет, биографию героя;

- продолжить работу по отработке правильной монологической речи учащихся;

- - через форму работы «диспут» подвести общий итог в работе над образом Чичикова;

  развивающие:

-  развивать образное и аналитическое мышление;

- формировать потребности в самостоятельном чтении художественного произведения;

  воспитательные:

- воспитание духовно развитой личности;

-  формирование любви и уважение к литературе.

Оборудование:  портрет Н. В. Гоголя, репродукция П. Боклевского «Чичиков».

Ход урока:     

                           Предварительная работа:

учащимся были даны следующие вопросы, которые помогали им в раскрытии образа Чичикова:

• Какими чертами наделил своего героя Гоголь?

• Почему деятельность Чичикова не была созидательной?

• При каких условиях могла появиться такая личность?

• Насколько интересен такой герой сегодня?

Учащиеся были предупреждены, что при обсуждении вопросов во время диспута обязательным является использование текста, цитирование, ссылки на мнение автора.

                                1.  Орг. момент:

                              II.  Диспут:

1. Учитель совместно с учениками обсуждает правила ведения диспута на литературную тему.

Предварительно они записаны учителем на переносной доске.

2. План раскрытия образа Чичикова

• Композиционная роль образа (связующая роль сюжета).

• Средства раскрытия образа

а). деталь:

б). портрет;

в). одежда (Чичиков очень заботился о своей внешности);

г). манера. речь;

д). биография:      

                    - происхождение («Темно и скромно происхождение нашего героя. Родители его были дворяне, но столбовые или личные — Бог ведает»).

                    - «жизнь при начале взглянула на него как-то кисло-неприятно ... ни друга, ни товарища в детстве»;

                   - наставление отца:

                   - учеба в училище;

                   - служба.

е). характеристика другими персонажами;

ж). «Говорящая фамилия» (фамилия Чичиков напоминает чириканье воробья, создается эффект подпрыгивания. пощелкивания).

з). Отношение Чичикова с дамами.

                     III. Подведение итогов диспута: оценивание работы.

                     I V. Организация д/з:

Еще раз пересмотреть текст произведения и подготовиться к уроку обобщения.

 

 

 

 

 

           

 

 

 

 

Урок № 7

Тема:              Следующая станция -« Мертвые души». 

Цель: систематизация знаний учащихся  

Задачи:

 образовательные:

- систематизация и обобщение материала по прочитанному;

 - проверка ЗУН учащихся по изученному произведению;

  развивающие:

- развивать образное и аналитическое мышление, творческое воображение;

- развивать устную и письменную речь учащихся;

  воспитательные:

- формирование любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.

Оборудование: маршрутные листы.

Ход урока:     

                               1.  Орг. момент:

                               II. Вступительное слово учителя:

  Вот мы и закончили изучение поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души», свое мнение о прочитанном произведении вы изложите в домашних сочинениях.

Ну а сегодня на уроке- итоговый зачет по прочитанному, где вы покажете свое знание текста.

Я предлагаю вам попутешествовать.

Точно так, как когда-то путешествовал Чичиков во время прогулки по городу NN, так и мы сегодня немного попутешествуем.

Перед вами 5 станций:

• «Гардеробная»

• «Малая картинная галерея»

• «Стол находок»

• «Найди меня»

• «Ресторация»

У каждого из вас на столе лежит путевой лист, в который я буду выставлять оценки за знания, которыми вы «блеснете» на каждой из станций. Ну что ж, начнем.

Желаю всем удачи!

                            III. Путешествие по станциям:

1. Гардеробная:

В левом столбике даны портреты персонажей поэмы. Назовите их имена и дополните эти портретные характеристики названием предмета одежды, выбран нужное из первого столбика. Свой выбор обоснуйте.

  А Лицо его не представляло ничего особенного... один подбородок только выступал очень далеко вперед.. маленькие глазки еще не потухли и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши . .. Гораздо замечательнее был наряд его... На шее у него ... было повязано что-то такое, которого никак нельзя было разобрать: чулок ли. подвязка ли, или набрюшник, только никак не галстук.   Смокинг, бархатный сюртучок, шерстяная радужных цветов косынка, засаленный халат.  
      Б     «Еще вовсе человек не пожилой, имевший глаза сладкие, как сахар, и щуривший их всякий раз, когда смеялся...»   Зеленый шалоновый сюртук, шинель на больших медведях, полосатый архалук, красная рубаха.
  В Рукава длинны, панталоны длинны, ступнями ступал он и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги. Цвет лица имел каменный, горячий, какой бывает на медном пятаке.... шеей не ворочал вовсе и в силу такого неповорота редко глядел на того, с которым говорил, но всегда или на угол печки, или на дверь. Белые канифасовые панталоны, фрак с покушеньями на моду, фрак совершенно медвежьего цвета, серая куртка с голубым стоячим воротником  

 

Ответы: а). Плюшкин засаленный халат;

           б). Манилов — зеленый шалоновый сюртук

            в). Собакевич — сюртук совершенно медвежьего цвета.

2. Малая картинная галерея:

Определите, кому из героев поэмы  принадлежит то или иное собрание картин.

Как сюжеты картин связаны с происходящими на их фоне событиями?

Как сам набор картин характеризует их владельца?

А).  Портрет Маврокордато «в красных панталонах и мундире»,  «с очками на носу, с толстыми ляжками и неслыханными усами»;

  портрет Багратиона. «тощего, худенького, с маленькими знаменами и пушками внизу»;

  портрет греческой героини Бобелины, «которой одна нога казалась больше всего туловища тех щеголей, которые наполняют нынешние гостиные».

Б). «Длинный пожелтевший гравюр какого-то сражения. с огромными барабанами, кричащими солдатами в треугольных шляпах и тонущими конями»;

«огромная почерневшая картина... изображавшая цветы, фрукты, разрезанный арбуз, кабанью морду и висевшую головой вниз утку»;

В). Картина с какими-то птицами;

   портрет Кутузова;

  «писанный масляными красками какой-то старик с красными обшлагами на мундире»

Ответ: а).  Собакевича

        б). Плюшкина

        в).  Коробочки

З. «Стол находок»:

Раздайте предметы, приведенные в списке, их владельцам, персонажам «Мертвых душ». Каковы художественные функции перечисленных предметов в поэме?

• «пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах, совершенный медведь».

• «отломленная ручка кресел»;

• «турецкие кинжалы, на одном из которых по ошибке было вырезано: «Мастер Савелий Сибиряков»;

• «Ларчик красного дерева с штучными выкладками из карельской березы»;

• Портрет Колокотрони;

• клетка, из которой глядел дрозд темного цвета с белыми крапинками;

• сломанный стул;

• шарманка красного дерева, игравшая «не без приятности»;

• сапожные колодки;

• « чубук с янтарным мундштуком, недавно выигранный»;

• рюмка с какою-то жидкостью и тремя мухами»;

• чемодан из белой кожи;

• «графинчик, который был весь в пыли, как в фуфайке»;

• «два ружья- одно в триста, а другое в восемьсот рублей».
































Ответы:

Чичиков- «ларчик красного дерева. . », сапожные колодки, чемодан из белой кожи. Собакевич – «пузатое ореховое бюро... », портрет Колокотрони; клетка, из которой

глядел дрозд… »,

Ноздрев - «турецкие кинжалы»; шарманка красного дерева; «чубук с янтарным мундштуком» ; «два ружья — одно в триста, другое в восемьсот рублей»;

Плюшкин - отломленная ручка кресел; сломанный стул; «рюмка с какою-то жидкостью и тремя мухами»; «графинчик, который был весь в пыли, как в фуфайке»,

Художественные функции этих вещей: эти вещи позволяют зримо представить прагматичность Собакевича, агрессивную «легкость в мыслях» Ноздрева, скаредность Плюшкина

4. «Найди меня»

В списке персонажей гоголевских произведений найдите персонажей «Мертвых душ»

 В каких эпизодах они появляются в поэме?

Какова их роль в сюжете и композиции «Мертвых душ»?

Григорий Доезжай-не-доедешь, Панько Рудый, Кифа Мокиевич,  Свиньин, Копейкин, Башмачкин, трактирщик Влас, Иван Антонович кувшинное рыло, Трепакин, Тряпичкин, дама приятная во всех отношениях, Коробочка, Земляника, Степан Пробка, Максим Телятников.

Ответ: Григорий Доезжай-не-доедешь, Степан Пробка, Максим Телятников- «мертвые души»;

Свиньин, Трепакин - помещики, соседи Коробочки;

Кифа Мокиевич, Копейкин-  персонажи вставных композиций;

Иван Антонович кувшинное рыло-  чиновник гражданской палаты;

Дама, приятная во всех отношениях — персонаж главы девятой, один из «авторов» сплетни о женитьбе Чичикова.

5. «Ресторация»

Ниже дан список блюд, которыми угощали Чичикова в домах помещиков.

Составьте из этих блюд меню обеда в доме

а). Ноздрева; б). Собакевича в). Плюшкина

«бальзам, носивший такое имя, которое даже трудно было припомнить»;

• сухарь из кулича, который привезла Александра Степановна,

• «индюк ростом в теленка, набитый всяким добром : яйцами, рисом, печенками и невесть чем»;

• «лимон весь высохший, ростом не более лесного ореха»;

• «славный ликерчик ... козявки и всякая дрянь было напичкались туда, но я весь сор-то повыкинул, и теперь вот чистенькая»;

• «мадера, лучше которой не пивал сам фельдмаршал»;

• «няня, известное блюдо, которое подается к щам и состоит из бараньего желудка, начиненного гречневой кашей, мозгом и ножками»;

• «ватрушки, из которых каждая была гораздо больше тарелки»;

• бутылка, которая была «и бургоньон и шампаньон вместе»

 Ответ: а). у Ноздрева - бутылка, которая была «и бургоньон и шампаньон вместе»; «бальзам ... »; «мадера...»

б). у Собакевича варенье - ни груша, ни слива... »; индюк ростом в теленка»; « няня, известное блюдо... »; «ватрушки ...»

в). у Плюшкина — сухарь из кулича, «лимон, весь высохший»; «славный ликерчик...»

                     I V. Подведение итогов:

Молодцы! Вот и закончилось наше путешествие. Я очень рада, что многие из вас внимательно читали «Мертвые души» Н.В.Гоголя (оценивание работы учащихся)

Если вам кажется, что вы могли бы заработать балл выше, я дам такую возможность.

Я предлагаю вопрос на «5». Это вопрос повышенной трудности, но и оценка за него очень высокая.

Из приведенного списка литературоведческих понятий выберите те, которые позволяют наиболее точно охарактеризовать художественный мир «Мертвых душ»: лиризм, героика, ирония, фантастика, мелодраматизм, сентиментализм, гротеск, сатира.

Ответ: ирония, сатира, неявная фантастика, гротеск, лиризм.

                V. Заключительное слово учителя:

Вот мы и закончили чтение бессмертной поэмы Н. В.Гоголя «Мертвые души». И в конце я

бы хотела обратиться к словам Герцена : перед нами прошли « угодливые невольники власти и безжалостные тираны своих рабов, пьющие кровь и жизнь народа с той же естественностью и простодушием, с каким ребенок сосет грудь своей матери».

Быть именам Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина нарицательными, обозначающими человеческие пороки.

И сегодня праздного фантазера, мечтателя, не умеющего и не желающего заниматься полезным делом, мы называем Маниловым; лгуна, дебошира, хвастуна — Ноздревым; жадного скрягу Плюшкиным.

Но не Ноздревы, Маниловы, Коробочки — будущее России, а умный народ, которому Гоголь посвятил самые задушевные слова : (один из учеников читает наизусть отрывок «И какой же русский не любит быстрой езды»)

Пусть всегда в ваших юных душах, как напутствие, звучат гоголевские слова : «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымайте потом!»

                VI. Организация д/з:

дома вы работаете над сочинением.

Темы сочинений :

• «Особенности жанра и композиции поэмы Гоголя «Мертвые души». Художественные особенности поэмы».

• «Смешного бояться — правды не любить» (И.С.Тургенев) (размышления над страницами поэмы «Мертвые души»).

• Город в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».

• «Размышления над прочитанной книгой».

• Помещики -«расточители» и помещики- «накопители»  в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»

 

 

Разработка уроков

По поэме Н.В. Гоголя

«Мертвые души»

 

Цель, задачи темы.

Цель темы: изучить систему образов поэмы «Мертвые души» через событийную основу произведения и текстуальный анализ центральных эпизодов.

 

Задачи темы:

 образовательные:

1. познакомить с творчеством Н.В.Гоголя и его поэмой «Мертвые души»;

2. выявление в произведении конкретно-исторического и общечеловеческого содержания;

3. продолжить работу по теории литературы;

4. познакомить с особенностями жанра «поэмы» у Н.В.Гоголя;

5. подробно познакомить с текстом и героями поэмы;

6. продолжить работу по формированию правильной монологической речи учащихся, письменных и специальных умений и навыков;

7. продолжить формирование умения сравнивать, умения обосновывать свой ответ;

8. актуализация знаний учащихся, умение вычленять ведущие идеи в учебном материале;

9. развитие навыков коллективной работы;  

развивающие:

1. развивать эмоциональное восприятие художественного текста;

2. развивать образное и аналитическое мышление, творческое воображение;

3. развивать читательскую культуру и понятия авторской позиции Н.В.Гоголя;

4. формировать потребности в самостоятельном чтении художественного произведения;

5. развивать устную и письменную речь учащихся;

 воспитательные:

1. воспитание духовного развития личности;

2. формирование гражданского сознания, любви и уважения к литературе и ценностям   

отечественной культуры.

 

 

Обоснование выбора темы проекта.

Творчество великих писателей значимо для нас не только тем, что они своими художественными творениями приобщают нас к познанию сложной природы человека, они также учат нас понимать язык художественной литературы.

Сближение Н.В.Гоголя, как писателя, с девятиклассниками, по моему убеждению, может проходить в следующих направлениях.

Во- первых, следует открыть школьникам «живую стихию гоголевского смеха», что требует анализа стиля Н.В.Гоголя.

Во- вторых, в литературном анализе необходимо укрупнить сюжет, более чётко прочертить его, сделать увлекательным для школьников.

В- третьих, необходим более тесный контакт учащихся с поэмой. Этой цели может служить сопоставление гоголевского текста с иллюстрациями художников П.М.Боклевского, А.А.Агина, Кукрыниксов.

И конечно же ещё одно направление, которое может содействовать постижению гоголевской поэмы школьниками — последовательное прослеживание линии автора в «Мёртвых душах» - от первой до последней глав.

За время работы в 9 классе я обратила внимание на то, что учащиеся сталкиваются с трудностью вхождения в мир гоголевских образов. Поэтому я попыталась через детали, пейзажные и портретные зарисовки вызвать у учащихся зрительные образы героев поэмы, которые представлялись ребятам лишь галереей социальных типов. И ещё, преодоление этих свойств восприятия требует пристального рассмотрения текста, обнаружения многогранных связей характеров и событий.

Как вы уже обратили внимание, благодаря тому, что Гоголь построил произведение до седьмой главы как галерею портретов, мы, опираясь на анализ образов, вместе с тем следовали в разборе за авторской последовательностью текста.

Из всего вышесказанного следует, что разнообразие приёмов работы, которые вы увидите далее, увлекательность процесса анализа становятся задачей первостепенной важности.

Интересна эта поэма для детей ещё и тем, что именно на её страницах Н.В.Гоголь впервые вывел на сцену тип нового человека - дельца - предпринимателя. Актуальность темы в том, что на современном этапе развития общества такие люди не единичны. Разве мало среди нас таких дельцов, которые строят для «достопочтенных граждан» «воздушные замки»? Разве мало среди нас маниловых, плюшкиных, коробочек?

Мы не рассматриваем в данной работе две темы: тему лирических отступлений и тему «живой Руси». Их рекомендуют по новым программам рассматривать в 10 классе.

 

Структура темы:

 

№ урока по порядку Наименование темы урока
1(Бессалько, Курбанова) Н.В.Гоголь «Мёртвые души». История создания, особенности сюжета, система образов.
2(Жуков, Герасимов) «В губернском городе NN». (Урок-экскурсия).  
3 - 5 уроки «Не ревизские — мёртвые души, а ...»  
3 (Филенко, Юлдашева)  «Рыцарь пустоты» Манилов и «скопидомка» Коробочка  
4 (Кистанов, Овинников, Щипачёв, Жеглова) «Рыцарь кутежа» Ноздрёв и «чёртов кулак» Собакевич.  
5 (Ильина, Щагина, Чекурова) Плюшкин — «прореха на человечестве».  
6 (Кугубаев, Даниелян, Дегтев) «Кто же он? Стало быть, подлец?» (образ Чичикова в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»)  
7 (Гасанова, Землякова,Жабина) «Следующая станция – «Мёртвые души». . .(урок обобщения и систематизации знаний)  

 

 

 

 

                        

 

Урок № 1.

Тема:                             Н.В. Гоголь «Мёртвые души».

История создания, особенности сюжета, система образов.

Цель: познакомить с особенностями сюжета и системой образов поэмы «Мёртвые души».

Задачи:

 образовательные:

- выявление в произведении конкретно - исторического и общечеловеческого содержания; - дать представление об истории создания и образной системе поэмы;

  развивающие:

- развивать эмоциональное восприятие художественного текста;

- развивать читательскую культуру и понятие авторской позиции Н.В .Гоголя;

  воспитательные:

- формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, любви и уважения к литературе и культурным ценностям Отечества.

Тип урока: лекция учителя.

Оборудование: портрет Н.В.Гоголя, презентация.

Ход урока:          

                        I. Орг. момент:

                       II Лекция учителя:

по ходу работы ведётся запись учащимися в тетрадь основных понятий, отдельных пунктов лекции.

План лекции:

Дата: 2019-02-19, просмотров: 335.