Развитие познавательной сферы в раннем возрасте
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

К началу ран. возраста ребенок начин. воспринимать св-ва окруж. предметов, улавливать простейшие связи между предметами и использовать эти связи в своих манипуляциях. Это создает предпосылки для дальнейшего умств. развития, кот. происходит в связи с овладением предметной деят-стью (а позднее – игровой и рисованием) и речью. Основа умств. развития в ран. возрасте - это формирующиеся у ребенка новые виды д-вий восприятия и мыслит. д-вий. Восприятие: а) у ребенка формир-ся предметное восприятие – центральная познават. функция – ребенок может подбирать предметы, б) развив-ся восприятие цвета, формы, в) продолжает развитие зрительное и слуховое восприятие. Особенно интенсивно разв-тся фонематич. слух и, как правило, к концу 2-го года жизни дети уже воспринимают все звуки родного языка. Особенности восприятия ран. возраста: его аффективный хар-р, страстность; восприятие непоср-но связано с д-вием, определяет поведение; возникает единство между сенсорн. и моторн. ф-циями. Мышление возникает на основе восприятия и развив-ся в предметной деят-сти. М. проявл-тся в использовании связи между предметами для достижения к-либо цели (напр, ребенок притягивает подушку, на кот. лежит привлекательный предмет, чтобы достать его). Основная форма мышления – наглядно-действенное (направлено на отыскание связей между предметами и д-виями, дающих возможность получить опред. резул-т). У ребенка появл-ся первые мыслител. операции: сравнение, соотнесение, группирование, обобщения. Особенность: мыслител. операции ограничены ситуацией. К 3 годам: а) у ребенка начин. складываться наглядно-образное мышление (это М., в кот. решение задачи осущ-тся посредством внутрен. действий с образами); б) формируется знаково-символич. функция сознания. Память. Преобладающие виды– двигательная, эмоциональная и частично образная. Количеств. изменения: развивается интенсивно; возрастает объем и прочность сохранения материала. Качеств. изменения: преобладает двигател. и образная память; формир-ся образная память; появл-ся новый мнемический процесс- воспроизведение. Доминирует непроизвольная память! Преобладает механическое запоминание! К 3 годам начинает интенсивно развиваться словесно-смысловая память. Внимание. Развитие Вн. происходит параллельно развитию речи. Количеств. изменения: трудности в переключении внимания; небольшой объем внимания; слабо концентрировано, неустойчиво. Качеств. изменения: формирование произвольного внимания. Воображение. Предпосылки - представления, кот. появл-ся на 2 г. жизни. Складывается отсроченное подражание как предпосылка воображения. В. появл-ся в игре, когда возникает воображаемая ситуация. В. функционирует только с опорой. Достижение: к 3 годам появл-ся первые сочинительства (рассказы) ребенка. РЕЧЬ. Развитие речи идет в 2 направлениях: пассивная речь - совершен-тся понимание речи взрослых; активная речь - формир-ся собственная активная речь. Развитие речи связано непосредственно с общением со взрослыми и включено в практич. деят-сть по освоению предметов. Формир-ся активная речь. Развив-ся коммуникативная и обобщающая ф-ция речи, формир-ся регулирующая ф-ция речи. С 1 года до 1.5 лет – переходная фаза от доречевого этапа к собственно речевому. 2 года – появл-ся ситуативная речь, понять кот. можно из контекста той ситуации, в кот. произошла речь. К 2-2,5 годам – ребенок понимает почти все обращенные к нему слова и названия действий. Формир-ся описательная речь. На 3-м году жизни понимание и активное использование речи существенным образом измен-тся. К концу 3-х лет: словарный запас достигает 1200-1500 слов, в нем встреч-ся все части речи. Высшее достижение в развитии речи ребенка: 1 - Понимание литерат. произведений. 2- Понимание рассказа другого ч-ка. Общение со взрослыми: 1-2.5 лет – ситуативно-деловое; 2.5-3 лет –внеситуативно-познавательное; до 2.5 лет ведущие – деловое мотивы, проявл-тся в ходе удовлетв-я потребности в активной деят-сти, как резул-т необходимости; к 3 годам в процессе удовлетв-я потребностей в новых впечатлениях возника. познавател. мотивы общения: «Почему?». Особенность: 1. Протекание общения на фоне практич. взаимод-вия ребенка и взрослого. 2. Связь коммуникатив. деят-сти с практич. взаимод-вием. Общение со сверстниками: 2 года – при приближении сверстника ощущает беспокойство, может прервать свои занятия и броситься под защиту матери. 2.5 года – ребенок общается с др. детьми, чувства симпатии, любопытства переносятся и на них. 3 года – спокойно играет рядом с др. ребенком, но моменты общей игры кратковременны. Сочетание и взаимодействие 3-х мех-мов объясняет речевое развитие: 1) подражание; 2) образование условнорефл. ассоциаций (т.е. поощрения взрослых); 3) постановка и опытная проверка эмпирич. гипотез.

Проблема кризиса трех лет.

Кризис 3 лет - граница между ранним и дошкольным детством - один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «я». Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Изменение позиции ребенка, возрастание его самостоятельности и активности, требуют от близких взрослых своевременной перестройки. Если же новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, у ребенка возникают собственно кризисные явления, проявляющиеся в отношениях с взрослыми (и никогда - со сверстниками).

К трем годам резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, что и находит свое выражение в кризисе трех лет. Этот кризис внешне обычно проявляется в негативизме, упрямстве, строптивости, своеволии ребенка в общении с близкими взрослыми. Новое видение «Я» через призму своих достижений кладет начало бурному развитию детского самосознания. Становление такой системы «Я», где точкой отсчета является достижение, оцененное окружающими, знаменует собой переход к дошкольному детству.

На подходе к кризису присутствует четкая когнитивная симптоматика:

острый интерес к своему изображению в зеркале;

ребенок озадачивается своей внешностью, заинтересован тем, как он выглядит в глазах других. У девочек отчетливо проявляется интерес к нарядам; мальчики же начинают проявлять озабоченность своей эффективностью (например, в конструировании) и остро реагируют на неудачу.

Кризис 3-х лет относится к числу острых. Поведение ребенка в этом периоде почти не поддается коррекции. Период труден как для взрослого, так и для самого ребенка. Основные проявления периода называют семизвездием кризиса 3 лет.

Негативизм выражается в том, что ребенок выдает реакцию не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых и стремится сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию.

Упрямство. Ребенок настаивает на чем-то не потому, что хочет, а потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением.

Строптивость. Она безлична, направлена против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет.

Своеволие. Стремится все делать сам.

Протест-бунт. Ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающими.

Симптом обесценивания проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей.

Деспотизм. Ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность.

Кризис трех лет протекает, как кризис социальных отношений и связан со становлением самосознания ребенка: появляется позиция "Я сам",ребенок познает различие между "должен" и "хочу".

Если кризис протекает вяло, это говорит о задержке в развитии аффективной и волевой сторон личности. У детей начинает формироваться воля, которую Э.Эриксон назвал автономией (независимостью, самостоятельностью). Дети перестают нуждаться в опеке со стороны взрослых и стремятся сами делать выбор. Чувство стыда и неуверенности вместо автономии возникают тогда, когда родители ограничивают проявления независимости ребенка, наказывают или высмеивают всякие попытки самостоятельности.

Зона ближайшего развития ребенка состоит в обретении "могу": он должен научиться соотносить свое "хочу" с "должен" и "нельзя" и на этой основе определить свое

"могу". Кризис затягивается, если взрослый стоит на позиции "хочу" (вседозволенность) или "нельзя" (запреты). Следует предоставить ребенку сферу деятельности, где бы он мог проявлять самостоятельность.

Эта сфера деятельности – в игре. Игра с ее особыми правилами и нормами, которые отражают социальные связи, служит для ребенка тем "безопасным островом, где он может развивать и апробировать свою независимость, самостоятельность" (Э. Эриксон).

В раннем детстве ребенок активно познает мир окружающих его предметов, вместе с взрослыми осваивает способы действий с ними. Его ведущая деятельность - предметно-манипулятивная, в рамках которой возникают первые примитивные игры. К трем годам появляются личные действия и сознание «я сам» - центральное новообразование этого периода. В три года поведение ребенка начинает мотивироваться не только содержанием ситуации, в которую он погружен, но и отношениями с другими людьми. Хотя его поведение остается импульсивным, появляются поступки, связанные не с непосредственными сиюминутными желаниями, а с проявлением «я» ребенка.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 298.