Психофизиология - междисциплинарная область психологии, изучающая роль всей совокупности биологических свойств, и прежде всего свойств нервной системы, в детерминации психической деятельности и устойчивых индивидуально-психологических различий. Эта наука включает в себя несколько областей исследования. Например, психофизиология ощущений и восприятий изучает нервные процессы в анализаторах, начиная с рецепторов и кончая корковыми отделами. Установлены специфические аппараты цветового зрения, специфические рецепторы и проводящие пути тактильной и болевой чувствительности, открыты нейроны, реагирующие на отдельные свойства зрительных и слуховых стимулов.
Интерес к проблемам психофизиологии в современном понимании этого термина (как взаимодействия психического и физиологического отражения) проявляли, прежде всего, врачи и философы. Первая попытка выделить психофизиологию в самостоятельный раздел психологии связана с именем немецкого врача-физиолога В. Вундта, который ввел в психологию экспериментальный метод. В. Вундт выделил в психологии два направления исследований. Первое - физиологическая психология. Ее объектом являются простейшие психические процессы, а методом - психофизиологический эксперимент. Второе направление - "психология народов". Это область высших психических функций, изучаемых методом анализа культурно-исторических продуктов - языка, мифов, искусства, обычаев и др.
Кладезем открытий стал Э.Г. Вебер. Главным предметом его научных интересов стала физиология чувств. Именно в этой области научных исследований он сделал самые выдающиеся открытия. Один из вкладов Вебера в новую психологию заключался в экспериментальном определении точности тактильных ощущений, а именно расстояния между двумя точками кожного покрова, при котором человек ощущает два отдельных касания. Еще один существенный научный вклад Вебера заключается в разработке математических методов измерения в психологии.
Вклад в развитие психофизиологии так же внесли такие великие ученые, как И.П. Павлов и П.К. Анохин. В современной психофизиологии доминирующей концепцией является теория условных рефлексов, предложенная И.П. Павловым. Однако уже начиная с 30-х годов 20-го столетия, предпринимаются попытки создания альтернативной психофизиологической концепции. Одной из наиболее удачных альтернатив учению Павлова следует признать теорию, разработанную учеником И.П. Павлова - П.К. Анохиным. Впервые предложенная в середине 30-х годов, эта концепция до сих пор занимает существенное место в науке. Следуя материалистическому мировоззрению, Иван Петрович рассматривал мысль как функцию мозга, был убежден в единстве психического и физиологического, полагал, что развитие науки о функциях мозга приведет к исчерпывающему познанию природы психических процессов. Его исследования простых и сложных условных рефлексов позволили выявить индивидуальные особенности проявления аналитико-синтетической деятельности у разных животных, установить четыре типа высшей нервной деятельности, совпавших с классификацией Гиппократа о четырех темпераментах. Развитие психофизиологии Павловым было продолжено открытием второй сигнальное системы - речи; Павлов считал, что речевые сигналы представляют собой отвлечение от действительности, позволяют обобщение, что составляет специфически человеческое, высшее мышление.
Что касается П.К. Анохина, то его вклад в развитие психофизиологии был сопровожден мнением ученого, что невозможно описать психику человека или животного в отрыве от описания всего остального организма и окружающей его среды. Основные исследования Анохина посвящены изучению нейрофизиологических механизмов высшей нервной деятельности. Разработанная им теория функциональных систем как основы физиологических процессов в организме внесла существенный вклад в развитие системного подхода в биологии и кибернетике. Под функциональной системой понимается совокупность всех процессов и механизмов, протекающих в организме и направленных на достижение какой-либо цели.
Термин "физиологическая психология" получил широкое распространение на Западе. П. Милнер известный своими работами в области психофизиологии влечения, опубликовал учебник "Физиологическая психология" (1970). В нем он представил новые для того времени данные о принципах строения и функциональной организации мозга, о физиологических механизмах мотивации и эмоций, включая опыты по самораздражению мозга, результаты исследований памяти, двигательной и сенсорной систем.
Получил известность и другой популярный учебник того времени - "Введение в физиологическую психологию" Ричарда Томпсона, известного своими работами в области изучения как системных, так и нейронных механизмов памяти и обучения. Во введении к книге Р. Томпсон отмечал, что фундаментальные проблемы физиологической психологии - по существу те же проблемы, которые волнуют и психологов. Но акцент в физиологической психологии смещен на биологические системы и процессы, которые лежат в основе поведения и психических явлений. В его книге большое внимание уделено рассмотрению биологических основ различных видов поведения, роли генетических и средовых факторов, кратковременной и долговременной памяти, физиологии речи, языка.
В 70-е годы в США появился новый журнал "Психофизиология" - издание американского "Общества психофизиологов", в котором публикуются работы, связанные одновременно с психологией и физиологией. С этого времени термин "психофизиология" вводится в употребление и создается практическая база для выделения психофизиологии в самостоятельную дисциплину.
Однако, как новое направление, психофизиология получила официальный статус лишь в мае 1982 г., когда в Монреале состоялся Первый Международный конгресс психофизиологов. На нем была создана Международная психофизиологическая ассоциация и положено начало международным конгрессам по психофизиологии. Международная психофизиологическая ассоциация представлена в Организации Объединенных Наций. Одна из задач ассоциации - развитие международного сотрудничества. На первом конгрессе был учрежден новый журнал - "Международный журнал психофизиологии". Одним из трех главных редакторов журнала, представлявших страны Восточной Европы, стала Н.П. Бехтерева - известный нейрофизиолог из Санкт-Петербурга. Членом редколлегии является Е.Н. Соколов. В первом номере журнала, вышедшем в августе 1983 г., нашла отражение дискуссия о предмете психофизиологии, состоявшаяся на Первом Международном конгрессе психофизиологов.
Сегодня в сферу интересов психофизиологов входят такие проблемы, как нейронные механизмы ощущений, восприятия, памяти и обучения, мотивации и эмоций, мышления и речи, сознания, поведения и психической деятельности, а также межполушарные отношения, диагностика и механизмы функциональных состояний, психофизиология индивидуальных различий, принципы кодирования и обработки информации в нервной системе и др.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что психофизиология сегодня находится на пути становления, как полноценной науки, однако, на первых этапах были сделаны немаловажные открытия, которые на сегодняшний день являются либо основополагающими для других теорий, либо взаимодополняющими.
3. Исторический аспект проблемы соотношения мозга и психики.
Известная многовековая проблема соотношения тела и души продолжает существовать в науках о человеке, видоизменив лишь терминологию. Так, представители физиологического направления исследований психики человека убеждены в том, что все ответы по вопросам ее функционирования находятся именно во взаимодействии биофизических и биохимических реакций. Материалистическая по своей сути позиция, обеспечивающая доступ к получению знаний конкретных процессов, все же пасует перед целым рядом явлений, реально наблюдаемых в организме человека. Сторонники психологической концепции, защищая свои взгляды, заостряют внимание исследователей на явлениях, не имеющих материальной основы (вплоть до тех, которые носят еще название аномальных).
Суть проблемы состоит даже не в самом различии методологических ориентаций исследователей, а в объективно существующей трудности перекинуть мостик от физиологических процессов к психологическим и наоборот. Здесь противостоят два принципа:
- психофизиологического взаимодействия;
- психофизиологического параллелизма.
Первый допускает постоянное взаимодействие психологического и физиологического. Второй отрицает их причинное взаимодействие. К сожалению, оба принципа не могут найти научной базы для объяснения многих феноменов, наблюдаемых в жизни. Так, первый принцип противоречит всеобщему закону сохранения энергии, действие которого подтверждается во всех других областях человеческого знания. Действительно, признание факта порождения физиологических явлений из психологических дает основание говорить, что «из идеального ничего» (психологического) возникает «материальное все» (физиологическое). Признание обратной причинности приводит к утверждению о возможности исчезновения материи.
Примеры:
- состояния страха, неуверенности, тревоги (идеальное) сопровождаются повышением в крови «гормона тревоги» - адреналина (материальное);
- участник деловых переговоров хочет «материализоваться» — принять более непринужденную позу («развалиться» в кресле, забросить руки за голову и др.), но этические соображения (идеальное) заставляют его отказаться от этих намерений.
Не расширяет возможности по преодолению противоречий и гипотеза о существовании особой, «психологической» энергии, так как остается неопределенным механизм превращения «нейрофизиологической энергетики» в психологическую и наоборот. Очевидно, наиболее прогрессивной в сложившихся условиях следует считать позицию представления о физиологическом и психологическом как компонентах единой системы. Усилия в этом направлении прикладываются. Свидетельством тесной взаимосвязи физиологических и психологических процессов послужили результаты работ Н. А. Бернштейна, П. К. Анохина, А. Р. Лурия и др.
По мнению Н. А. Бернштейна, любой двигательный, а тем более поведенческий акт сопровождается психическими процессами на уровне сознания и бессознательного (последний случай характерен для автоматизмов).
В модель регуляции поведения П. К. Анохина (или модели функциональной системы) включены психомоторные, эмоциональные, волевые и познавательные процессы.
Внешние стимулы (обстановочная афферентация) порождают ориентировочную реакцию и стимулируют активность человека. На основе ощущений и восприятия у него формируется образ текущей ситуации. Но сам образ не может породить действий. В сознании человека на основе цели действий (акцептор результата действия), познавательных и моти-вационных процессов (памяти, потребностей и др.) формируется план действий, принимается решение о его реализации, подключаются эмоционально-волевые компоненты. Начало действия совпадает с действием цепи обратной связи (обратная афферентация), назначение которой - формирование установки по отношению к реализуемому действию. В зависимости от «знака» эмоций действие может либо завершиться (положительные эмоции), либо корректироваться (негативные эмоции).
В модель взаимосвязи психики и мозга, предложенную А. Р. Лурия, включены три относительно автономных блока головного мозга.
Названия блоков отображают их функциональное предназначение. Все вышеизложенные модели и подходы достаточно условны и требуют дальнейших исследований.
В заключение можно отметить, что дальнейшая разработка проблем психики и мозга интенсивно проводится в рамках таких наук, как физиология, психофизиология, нейробиология, нейрофизиология. Целью физиологии являются органические процессы головного мозга и соответствующие им телесные реакции. Психофизиология исследует анатомо-физиологические основы психики. Предметом нейробиологии являются молекулярные, клеточные, биохимические механизмы нервных процессов. Нейрофизиология сосредоточила внимание на механизмах работы нервных клеток мозга.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 572.