Философия как тип мировоззрения и система знания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ПРОГРАММА

вступительного экзамена в адъюнктуру

по дисциплине «ФИЛОСОФИЯ»

 

ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА

 

Целью вступительного экзамена по философии в адъюнктуру Военного университета является определение уровня знаний кандидатов по философским наукам, их умения применять философские знания для анализа явлений и событий социальной и военно-социальной действительности, а также проведения научного исследования.

На вступительном экзамене кандидату в адъюнктуру предлагается раскрыть две проблемы:

а) мировоззренческую, предполагающую рассмотрение содержания одной из многих актуальных проблем философского и военно-философского знания;

б) методологическую, предполагающую осуществление научно-теоретического анализа обозначенной философской проблемы.

 

СОДЕРЖАНИЕ ВОПРОСОВ

 

Философия как тип мировоззрения и система знания.

Философия в системе культуры. Философия как познавательная деятельность, как познавательное отношение, как форма общественного и индивидуального сознания. Философия как мировоззрение.

Философия как наука: объект, предмет, структура, методы, функции. Основная проблематика философского знания: возникновение, сущность, содержание, структура и закономерности развития явлений и процессов окружающего человека мира во всем многообразии. Специфика философского знания.

Становление и развитие предметной области философского знания в истории философии. Современное представление о предметной области философского знания.

Роль философии в формировании мировоззрения военных кадров.

 

История философии как наука: предмет, этапы и закономерности развития.

Проблема войны в истории философской мысли

Проблема генезиса философии и ее истории. Концепции генезиса философии: за и против. Объективные и субъективные предпосылки формирования и развития истории философии. Основные методы истории философии. Проблемы и задачи истории философии.

Предмет и закономерности истории философии (характеристика закономерностей). Периодизация, функции, направления и методы истории философии. Понятие исторического типа (формы) истории философии (и военно-философской мысли): древняя и средневековая философия, философия эпохи Возрождения и Нового времени, немецкая классика, неклассические формы философствования XIX века, современная философия ХХ – XXI веков.

Проблемы войны, мира и армии в историко-философских воззрениях прошлого.

 

Отечественная философия: основные проблемы, характер их постановки и решения

Характерные черты отечественной философской мысли. Особенности ее становления, развития и периодизации.

Отечественная средневековая мысль: основные темы, проблемы и представители. Русская философия эпохи европеизации и просвещения: проблематика, основные течения и направления, тенденции развития.

Пробуждение национального самосознания в русской философии: западники и славянофилы. Реализм и радикализм в философской мысли России в середине XIX века.

Философия и социология народничества. Философские идеи в русской литературе XIX века (Достоевский и Толстой). Метафизика всеединства B.C. Соловьева. Русский религиозный ренессанс: основные течения и представители. Русский марксизм как феномен духовной культуры. Развитие философии в советский период.  

Проблемы и тенденции развития отечественной философии на современном этапе.

Вопросы вступительного экзамена по философии

 

Раздел I. Теоретические вопросы

1. Философия как тип мировоззрения и система знания

2. История философии как наука: предмет, этапы и закономерности развития. Проблема войны в истории философской мысли

3. Отечественная философия: основные проблемы, характер их постановки и решения

4. Бытие как философская проблема. Онтологические основы военного дела

5. Проблема сознания в философии. Сознание и воинская деятельность

6. Проблема развития в философии. Военное дело как развивающийся процесс

7. Познание в философии. Истина и ее значение для деятельности военных кадров

8. Проблемы метода и методологии в философии. Методология военной науки

9. Философские проблемы взаимодействия общества и природы. Природа и военное дело

10. Философия общества. Общество и война

11. Проблема цивилизации в философии: возникновение и основные подходы к разрешению. Война и исторические судьбы цивилизации

12. Логика как философская наука: предмет, формы мышления и основные законы

13. Теория и практика аргументации, ее особенности в военной сфере

14. Этика как философская наука. Нравственное в воинской деятельности

15. Философия религии. Религиозный фактор в войне

16. Философия национальной безопасности: содержание и проблемы развития

17. Военная безопасность как социальное явление

18. Философия войны: содержание, основные законы и их классификация

19. Философия армии: возникновение, сущность и классификация

20. Проблема деятельности в философии. Особенности воинской деятельности

 

Раздел II. Методологические проблемы

21. Покажите роль истины и заблуждения в деятельности военных кадров

22. Опираясь на категории «причина» и «следствие», раскройте методологию анализа состояния воинской дисциплины в подразделении (части)

23. Раскройте методологию познавательной деятельности офицера применительно к анализу современной военно-политической обстановки

24. Проанализируйте основные противоречия развития воинского коллектива и обоснуйте направления их разрешения

25. Раскройте содержание основных форм военно-научного познания

26. Раскройте диалектику нравственных и правовых основ в процессе укрепления воинской дисциплины в подразделении (части)

27. Раскройте взаимосвязь религии и эстетики в воспитании военных кадров

28. Раскройте особенности применения законов логики в воспитательной работе с военнослужащими армии и флота

29. Примените принцип диалектического отрицания к анализу процесса реформирования Вооруженных Сил РФ

30. Раскройте диалектику качественных и количественных изменений в содержании военной мощи государства

31. Раскройте взаимосвязь религии и воспитания военнослужащих в современных условиях

32. Оцените процесс реформирования Вооруженных Сил РФ с позиций категорий «сущность» и «явление»

33. Раскройте методологию учета религиозности и атеизма военнослужащих в процессе их воспитания

34. Рассмотрите взаимодействие необходимости и случайности в служебно-боевой деятельности военных кадров

35. Раскройте диалектику общего, особенного, единичного в воспитании военнослужащих Российской армии

36. Раскройте диалектику содержания и формы в процессе патриотического воспитания воинов армии и флота

37. Рассмотрите взаимодействие возможности и действительности в процессе обеспечения военной безопасности государства

38. Раскройте методологию формирования общественного сознания воинского коллектива

39. Раскройте методологию анализа и содержание проблемы познания в философии

40. Раскройте методологию использования форм мышления в деятельности военных кадров

 

Рекомендуемая литература:

а) основная:

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник. М., 2013.

2. Гайденко В.П., Громов М.Н., Мотрошилова Н.В. История философии: Запад-Россия-Восток: в 4 кн. М.: Академический проспект, 2012.

3. Философские проблемы науки и военно-научного познания: учебник. М.: Воен. ун-т, 2015.

4. Подопригора С.Я. Философский словарь. Ростов н/Дону: Феникс, 2013. 

5. Философия: учебник /под ред. проф. Б.И. Каверина. М.: Воен. ун-т, 2011.

б) дополнительная:

1. Бачешкина Т.И., Каверин Б.И. Культура и цивилизация: монография. М.: МГТА, 2008.

2. Горелов А.А. Философия. М.: Кнорус, 2012.

3. Дайер Г. Климатические войны. М.: АСТ: Астрель, 2011.

4. Добреньков В.И., Агапов П.В. Война и безопасность России в XXI веке. М.: Юрайт, 2011.

5. Каверин Б.И., Чижик П.И. Социально-философские проблемы мира, войны и армии: учебное пособие. М.: Воен. ун-т, 2008.

6. Кара-Мурза С.Г. Россия и Запад: Парадигмы цивилизаций. М.: Академический Проект, 2011.

7. Леонов Н.С. Холодная война против России. М.: Эксмо, Алгоритм, 2010.

8. Миронов В.В. Философия: учебник. М.: Проспект, 2012.

9. Петрий П.В. Синергия общества и армии в аксиологическом пространстве современной России: монография. М.: Воен. ун-т, 2013.

10.Петрий П.В., Бойко С.В., Каверин Б.И. Логика: учебное пособие. М.: Воен. ун-т, 2013.

11.Петров Ю.В. Лекции по истории классической немецкой философии. СПб.: Питер, 2010.

12. Ранкс К. Мировая война XXI века. М.: Эксмо, 2011.

13. Рассел Б. История западной философии: в 3 кн. М.: Академический проект, 2009.

14. Религиоведение: учебное пособие /под общ. ред. П.В. Петрия. М.: Воен. ун-т, 2008.

15. Тюшкевич С.А. Отечественная военная наука: страницы истории, проблемы, тенденции. М.: ИД «Критерий», 2013.

16. Философская энциклопедия: в 4 т. М.: Мысль, 2010.

17. Штоль В.В. Армия «Нового мирового порядка». М.: ОГИ, 2010.

18. Эстетика: учебное пособие / Т.И. Бачешкина, Б.И. Каверин, М.М. Курочко, П.В. Петрий. М.: Воен. ун-т, 2012.

19. Корень В.Л., Петрий П.В. Этика военной деятельности: учебное пособие. М.: Воен. ун-т, 2015.

 

 

ПРОГРАММА

вступительного экзамена в адъюнктуру

по дисциплине «ФИЛОСОФИЯ»

 

ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА

 

Целью вступительного экзамена по философии в адъюнктуру Военного университета является определение уровня знаний кандидатов по философским наукам, их умения применять философские знания для анализа явлений и событий социальной и военно-социальной действительности, а также проведения научного исследования.

На вступительном экзамене кандидату в адъюнктуру предлагается раскрыть две проблемы:

а) мировоззренческую, предполагающую рассмотрение содержания одной из многих актуальных проблем философского и военно-философского знания;

б) методологическую, предполагающую осуществление научно-теоретического анализа обозначенной философской проблемы.

 

СОДЕРЖАНИЕ ВОПРОСОВ

 

Философия как тип мировоззрения и система знания.

Философия в системе культуры. Философия как познавательная деятельность, как познавательное отношение, как форма общественного и индивидуального сознания. Философия как мировоззрение.

Философия как наука: объект, предмет, структура, методы, функции. Основная проблематика философского знания: возникновение, сущность, содержание, структура и закономерности развития явлений и процессов окружающего человека мира во всем многообразии. Специфика философского знания.

Становление и развитие предметной области философского знания в истории философии. Современное представление о предметной области философского знания.

Роль философии в формировании мировоззрения военных кадров.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 175.