Теории происхождения государства.
Древнейшей из всех является теологическая теория, возникшая с первыми рабовладельческими государствами. Ее представители (в Средние века - Фома Аквинский, в наше время - Д. Эйве, Ж. Маритэн) исходят из того, что источником государственной власти является божественная воля: государство существовало всегда, оно вечно и народ должен во всем ему повиноваться. Основанием этой теории является вера в бога, божественное начало всего сущего. Однако и в других современных теориях не отрицается, что в возникновении государства определенную роль сыграли жрецы,
храмы, религия, церковь. Государство есть некая часть универсального порядка, создателем и правителем которого является бог. Цель и оправдание государства - предоставить человеку удовлетворительные средства существования, дать основу для морального и умственного развития.
Одной из известных с древних времен является патриархальная теория. Ее родоначальником является Аристотель, который объяснял происхождение государства разрастанием семьи и трансформацией отеческой власти над детьми в государственную власть монарха над своими подданными, обязанными ему подчиняться, а он должен проявлять о них отеческую заботу. Патриархальная теория трактует государство как большую семью, в которой отношения монарха и его подданных отождествляются с отношениями отца и членов семьи. Государство, согласно этой концепции, возникает в результате соединения родов в племена, племен в общности, государства. Монарх должен заботиться о своих подданных, а те, в свою очередь, должны повиноваться правителю.
Понятие, признаки и функции государства
Государство– это суверенная территориальная организация политической власти, обеспечивающая с помощью права и специально созданного государственного аппарата управление делами всего общества.
Признаки государства:
1) представительство и управление делами всего общества на основании согласования многообразных интересов;
2) наличие права, которое юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т. п.;
3) управление осуществляется с помощью специально созданных государственных органов, находящихся в иерархической зависимости;
4) объединение в рамках государственных границ людей разных национальностей, расовой и религиозной принадлежности;
5) суверенитет.
Функции государства– это основные направления деятельности государства, в которых выражается его сущность и назначение в жизни общества. К признакам функций государства относятся:
1) устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства в важнейших сферах общественной жизни;
2) непосредственная связь между сущностью государства и его социальным назначением, которая реализуется в деятельности государства;
3) направленность деятельности государства на выполнение крупных задач и достижение целей, встающих на каждом историческом этапе развития общества;
4) определенные формы реализации функций государства, связанные с применением особых, в том числе властно-принудительных, методов.
Признаки правового государства.
Правовое государство - это государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует.
Идея правового государства направлена на ограничение власти (силы) государства правом; на установление правления законов, а не людей; на обеспечение безопасности человека в его взаимодействиях с государством.
Принцип разделения властей.
Разделе́ние власте́й — политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от друга (но при необходимости контролирующими друг друга) ветвями: законодательной, исполнительной и судебной.
Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства.
Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполнительной власти, судебная власть — судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы.
Принцип разделения властей заключается в том, чтобы властные полномочия были распределены и сбалансированы между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол.
Причины возникновения права
Возникновение права, как и государства, занимало целые эпохи, испытывало различные внешние влияния. Истоки зарождения права уходят в эпоху первобытного общества.
В первобытном обществе нормативным социальным регулятором были нормы-обычаи — правила поведения, вошедшие в привычку в результате многократного повторения в течение длительного времени. Нормы-обычаи были основаны на естественно-природной необходимости и имели значение для всех сторон жизни общины, рода, племени, для регламентации хозяйственной жизни и быта, семейных и иных взаимоотношений членов рода, первобытной морали, религиозно-ритуальной деятельности. Их целью было поддержание и сохранение кровнородственной семьи. Мононормы не давали преимуществ одному члену рода перед другим, закрепляли «первобытное равенство», жестко регламентируя их деятельность в условиях противостояния суровым силам природы, необходимости обороняться от враждебных племен. В мононормах права членов рода представляли собой оборотную сторону обязанностей, были неотделимы от них, поскольку первобытный индивид не имел выделенного осознанного личного интереса, отличного от интереса рода. Только с разложением первобытного строя, с появлением социальной неоднородности все более самостоятельное значение приобретают права. Возникновение мононорм было свидетельством выхода человека из животного царства в человеческое сообщество, движущееся по пути прогресса.
В условиях общественной собственности и коллективного производства, совместного решения общих дел, неотделенности индивида от коллектива в качестве автономной личности, обычаи не воспринимались людьми как противоречащие их личным интересам.
Теории происхождения права.
Можно выделить следующие основные теории происхождения права:
теологическая теория – одна из самых древних. Полагается, что правовые нормы исходят от Бога. Понятие права связывалось со справедливостью, правосудием. Главным фактором, поддерживающим общественный порядок, было наказание. Фома Аквинский различал право и закон, определяя закон как установление разума, а право – как высшую справедливость. Теологическая теория нашла выражение в идеях неотомизма (Ж. Маритен). Согласно этому течению право представляет собой отражение божественного разума в общественном порядке.
естественно-правовая теория утверждает, что право – результат соглашения людей. В обществе вместе с позитивным правом, созданным гос-вом, существует естественное право, свойственное человеку от природы. Под естественным правом понимаются равные ко всем законы природы, следовательно, гос-ные законы также должны быть одинаково справедливы ко всем. Сторонники: Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо.
историческая теория находится в оппозиции к естественно-правовой. Право по этой теории не явл изобретением людей, оно возникает естественно и постепенно и присуще только данному народу, законодатель лишь фиксирует сложившееся право в нормативно-правовых актах. Право не обладает универсальностью и не может быть перенесено в другое общество. Сторонники: Ф. Савиньи, Г. Гуго, Г. Пуха.
марксистская теория полагает, что право возникает одновременно с возникновением гос-тва и имеет одинаковые с гос-вом причины возникновения и развития: разделение труда, появление частной собственности, раскол общества на классы. Право стало инструментом гос-тва, классовым регулятором общественных отношений.
Классификация норм права.
Выделяют следующие основные виды правовых норм:
1) в зависимости от содержания они подразделяются на:
исходные нормы, которые определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направления (это, например, декларативные нормы, провозглашающие принципы; дефинитивные нормы, содержащие определения конкретных юридических понятий, и т.п.);
общие нормы, которые присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права;
специальные нормы, которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностей и т.д. (они детализируют общие, корректируют временные и пространственные условия их реализации, способы правового воздействия на поведение личности);
2) в зависимости от предмета правового регулирования (по отраслевой принадлежности) - на конституционные, гражданские, административные, земельные и т.п.;
3) в зависимости от их характера - на материальные (уголовные, аграрные, экологические и пр.) и процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные);
Правовая культура.
Правовая культура - качественное правовое состояние общества, обусловленное социальным, политическим, экономическим, духовным строем; выражается в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания, степени гарантированности прав и свобод человека. Правовая культура -образ мышления, норма и стандарт поведения, а в целом - правовой менталитет общества.
Характеристики правовой культуры:
включает в себя ценностную оценку правовых институтов, процессов, форм деятельности общества -характеризует правовые ценности общества;
является высшей формой осознания правовой жизни страны;
составляет часть общей культуры, занимая в то же время самостоятельное место в социокультурном пространстве;
зависит от нравственности общества и нравственных качеств людей, осуществляющих правовую деятельность;
служит предпосылкой формирования правового государства.
Элементы правовой культуры:
уровень развития правосознания населения;
развитие правовой деятельности;
степень совершенства системы юридических актов, в которых закрепляется право данного общества.
Юридические факты.
Юридические факты – это такие жизненные обстоятельства (события или действия, с которыми норма права связывает возникновение, изменение или прекращение юридических отношений).
Классификация юридических фактов:
Федеративное устройство РФ.
Понятие и виды сделок
Сделка — действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Признаки сделки:
а) сделка — действия людей;
б) правомерные действия;
в) действия, специально направленные на возникновение, прекращение или изменение гражданских правоотношений;
г) цель сделки — удовлетворение имущественных и духовных потребностей.
Виды сделок:
В зависимости от числа участвующих в сделке сторон: односторонние (для совершения сделки достаточно выражение воли одной стороны); двусторонние (для совершения сделки требуется согласование воли двух сторон); многосторонние.
Возмездные (договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное представление за исполнение своих обязанностей по договору), и безвозмездные (по такому договору сторона обязуется исполнить свои обязанности без какого-либо встречного предоставления, имеющего имущественный характер).
Бессрочные (не определяется ни момент ее вступления в действие, ни момент ее прекращения) и срочные (определен либо момент вступления сделки в действие, либо момент ее прекращения).
Субъекты гражданского права
Субъекты гражданского права - это участники гражданских правоотношений, правовое взаимодействие которых урегулировано нормами гражданского права.
Виды юридических лиц.
1. По характеру деятельности юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие:
a. коммерческими являются организации, в качестве основной цели своей деятельности преследующие извлечение прибыли, а также распределяющие прибыль между участниками. К таким относятся хозяйственные общества и товарищества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия;
b. некоммерческими являются организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Это потребительские кооперативы, общественные или религиозные организации, финансируемые собственником учреждения, благотворительные и иные фонды и др. Перечень некоммерческих организаций, приведенный в ГК, является открытым.
1. По видам прав учредителей (участников) в отношении юридических лиц или их имущества различают:
a. юридические лица, в отношении которых их участники имеют обязательственные права (хозяйственные общества и товарищества, производственные и потребительские кооперативы). Собственником передаваемого имущества становится сама организация;
b. юридические лица, на имущество которых учредители имеют право собственности или иное вещное право. Так, государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также финансируемые собственником учреждения владеют имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Понятие и виды договоров.
ДОГОВОР — добровольное соглашение двух или нескольких лиц (экономических субъектов), заключаемое на предмет выполнения каждым из них принимаемых на себя обязательств по отношению к другим участникам
Виды договоров. В научной литературе приводятся различные классификации договоров.
в зависимости от количества сторон различают двусторонние и многосторонние (например, договоры простого товарищества),
в зависимости от момента заключения – консенсуальные и реальные. Консенсуальные договоры считаются заключенными с момента достижения соглашения по всем существенным условиям и придания договору необходимой формы. Реальные договоры считаются заключенными с момента совершения определенных действий, в частности с момента передачи денег, имущества (договор займа, договор доверительного управления).
в зависимости от распределения прав и обязанностей между сторонами - односторонние и двусторонние.
Объекты гражданского права.
Объекты гражданских прав - это объективированные материальные и нематериальные блага, в отношении (по поводу) которых возникают гражданские права и обязанности, складываются и действуют гражданские правоотношения.
Объекты гражданских прав — материальные и нематериальные (духовные) блага, по поводу которых субъекты вступают в правовые отношения между собой.
Материальные блага — объекты материального мира, полезные свойства которых осознаны и освоены людьми. Нематериальные блага — блага, не имеющие экономического содержания и неотделимые от личности их носителя.
Объектом правоотношения могут быть и сами субъективные права, когда они выступают в качестве внешне объективированного предмета.
Содержание и форма договора
Договор- один из наиболее важных и распространенных институтов гражданского права, который применяется во всех сферах жизни общества и обслуживает разнообразные имущественные связи как предпринимателей, так и граждан. Действующее гражданское законодательство, отражая процесс заключения и исполнения договора, употребляет термин "договор" в трех значениях: как основание возникновения договорных обязательств (договор - сделка), как возникшие из договора обязательства его участников (договор - обязательство) и как письменное выражение соглашения сторон (договор - документ).
Соглашение сторон, в основе которого лежат их воля и самостоятельность, выражает специфику договора как правового института и предопределяет возможности, значение и особенности договорной формы взаимоотношений.
Договор - это соглашение двух или более сторон, направленное на установление гражданских прав и обязанностей или их изменение и прекращение (ст. 420 ГК). Отсюда следует, что участниками договора могут быть только субъекты гражданского права, наделенные дееспособностью и выражающие свою волю, а сам договор предполагает свободу и самостоятельность его сторон.
Содержание договора составляют его условия (статьи или пункты), о которых вступающие в договор стороны договорились в ходе переговоров о заключении договора.
Трудовые правоотнощения.
Понятие семейного права.
1.Семейное право– это самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм и институтов, регулирующих личные и связанные с ними имущественные отношения, возникающие на основе брака, кровного родства, усыновления и других форм устройства детей на воспитание в семьи.
Задачами семейного права являются:
1. укрепление семьи, как естественной и основной ячейки общества на принципах общечеловеческой морали, недопущения ослабления и разрушения семейных связей
2. построение семейных отношений на добровольном брачном союзе мужчины и женщины, равенстве прав супругов в семье, на взаимной любви, уважении и взаимопонимании всех членов семьи
3. установление прав детей и обеспечение их приоритета в соответствии с законодательством РБ и международными нормами
4. установление прав и обязанностей супругов, родителей и других членов семьи в соответствии с конституцией и международными нормами
5. охрана материнства и отцовства, прав и законных интересов детей, обеспечение благоприятных условий для развития и становления каждого ребенка
Источники семейного права
Источники семейного права – это формы внешнего выражения семейно-правовых норм. Семейное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Семейное законодательство состоит из Семейного Кодекса РФ, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с Семейным Кодексом РФ, а также законов субъектов РФ.
Источники семейного права:
1. Семейный кодекс РФ – основной источник семейного права.
2. федеральные законы, принимаемые в соответствии с СК РФ;
3. законы субъектов РФ. Они регулируют семейные отношения лишь в пределах, установленных СК РФ.
Законы субъектов РФ:
· регулируют отношения по вопросам, непосредственно отнесенным СК РФ к ведению субъектов РФ (например, установление порядка и условий, при наличии которых вступление в брак может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет в виде исключения);
· могут приниматься по вопросам, непосредственно СК РФ не урегулированным;
· не должны противоречить СК РФ и иным федеральным законам;
1. указы Президента РФ. В основном ими утверждаются мероприятия общегосударственного уровня (например, федеральные целевые программы);
2. нормативные правовые акты Правительства РФ. Издаются на основании и во исполнение СК РФ, других федеральных законов и нормативных указов Президента РФ.
Понятие уголовного права
Происхождение и первоначальное значение понятия «уголовное право» специалисты объясняют по- разному. Согласие достигнуто лишь в том, что оно производив от сложившихся в древнерусском праве понятий: преступления («годовщина» — убийство, «головник» — убийца) или наказания («головничество» — возмещение ущерба семье убитого, «плата за голову»).
Современное понятие «уголовное право» многозначно: это и отрасль права, и отрасль законодательства, и отрасль науки, и учебная дисциплина.
Уголовное право — это прежде всего отрасль права, т.е. система уголовно-право- вых норм, установленных государством (законодательной властью) в целях регулирования и охраны общественных отношений от преступных посягательств.
Вина; понятие и формы.
Среди признаков, характеризующих субъективную сторону преступления, центральное место принадлежит вине. Вина — субъективная предпосылка уголовной ответственности. Согласно ст. 5 УК лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина. Объективное вменение, т.е. уголовная ответственность за невиновное причинение вреда, не допускается.
Вина — понятие уголовно-правовое, в нем выражается психическое (интеллектуальное и волевое) отношение лица к совершаемому им общественно опасному действию (бездействию) и наступившим общественно опасным последствиям.
Согласно ч. 1 ст. 24 УК виновным в преступлении признается лицо, совершившее деяние умышленно или по неосторожности. Отграничение этих форм вины осуществляется по содержанию интеллектуальных моментов, нашедших свое проявление в совершенном общественно опасном деянии.
По субъектам.
Субъектами внутригосударственного права являются физические и юридические лица, органы государства, субъектами МП - суверенные государства, борющиеся за создание самостоятельного государства, нации и народы, межд. организации и некоторые государственные образования, например Ватикан;
По источникам права.
Нормы межд. и внутригосударственного права существуют в различных юридических формах.
Мирное разрешение международных споров – отрасль международного права, принципы и нормы которой определяют порядок урегулирования споров между субъектами международного права (государствами и международными организациями) мирными средствами.
В состав обязательства мирного урегулирования международных споров включается обязанность разрешать все возникающие разногласия без применения силы, а также обязанность действовать добросовестно и обязанность осуществлять сотрудничество.
Международные организации
Теории происхождения государства.
Древнейшей из всех является теологическая теория, возникшая с первыми рабовладельческими государствами. Ее представители (в Средние века - Фома Аквинский, в наше время - Д. Эйве, Ж. Маритэн) исходят из того, что источником государственной власти является божественная воля: государство существовало всегда, оно вечно и народ должен во всем ему повиноваться. Основанием этой теории является вера в бога, божественное начало всего сущего. Однако и в других современных теориях не отрицается, что в возникновении государства определенную роль сыграли жрецы,
храмы, религия, церковь. Государство есть некая часть универсального порядка, создателем и правителем которого является бог. Цель и оправдание государства - предоставить человеку удовлетворительные средства существования, дать основу для морального и умственного развития.
Одной из известных с древних времен является патриархальная теория. Ее родоначальником является Аристотель, который объяснял происхождение государства разрастанием семьи и трансформацией отеческой власти над детьми в государственную власть монарха над своими подданными, обязанными ему подчиняться, а он должен проявлять о них отеческую заботу. Патриархальная теория трактует государство как большую семью, в которой отношения монарха и его подданных отождествляются с отношениями отца и членов семьи. Государство, согласно этой концепции, возникает в результате соединения родов в племена, племен в общности, государства. Монарх должен заботиться о своих подданных, а те, в свою очередь, должны повиноваться правителю.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 244.