1. Определенные сформированные социальные качества. Например: ответственность, достоинство, индивидуальность, общественная активность, твердость взглядов и убеждений.
Личность характеризуется таким уровнем психического развития, который позволяет ей управлять собственным поведением и деятельностью. Способность обдумывать свои поступки и отвечать за них - существенный и главный признак личности.
А.И. Кочетов в своей книге "Организация самовоспитания школьников" говорит, что как всякое развивающееся явление, личность противоречива, в ее внутреннем мире неизбежны столкновения, конфликты, периоды спада и усиления развития. Ученые единодушны в том, что движущими силами в самовоспитании личности являются определенные противоречия.
В настоящее время в науке накоплен достаточный фактический материал, позволяющий проникнуть в суть процесса самовоспитания. Механизм самовоспитания имеет следующие особенности: воспитанник выбирает цели жизни, идеалы в соответствии с общественными критериями, готовит себя к жизни в обществе, совершенствуется в коллективной деятельности по улучшению окружающего мира. Между указанными факторами самовоспитания существуют сложные взаимосвязи и противоречия: цель жизни может быть одной, а увлеченность - в другой сфере, в результате чего между желанием совершенствовать себя и реальным самовоспитанием возникает несоответствие и т. д. и не всегда противоречия могут быть разрешены усилиями самого воспитанника.
В своей работе А.И. Кочетов определяет параметры самовоспитания:
а) направленность, т. е. мотивы работы над собой;
б) содержание (умственное, физическое, нравственное, трудовое, эстетическое, волевое, профессиональное, комплексное);
в) устойчивость (случайное, эпизодическое, постоянное).
г) эффективность в формировании личности (выполняет функции главные и вспомогательные). Главная воспитательная задача в руководстве самовоспитания заключается в том, что надо сформировать те положительные качества, от которых зависит разрешение указанных противоречий, и привести в действие такие факторы, как самосознание, увлеченность, направленность, умение управлять собой и т. д.
САМОВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ
Педагогическая организация самовоспитания является одним из сильнейших воспитательных средств разностороннего развития личности подростков и юношей в силу естественной опоры на их стремления и интересы. Учащийся, ставящий себя в конкретном деле (или в ситуации общения) самозадачи по развитию определенных сторон личности, становится более заинтересованным в эффективном выполнении этого дела. Работа по активизации самовоспитания - область педагогического творчества, углубленного познания и развития стремлений и навыков каждого подростка. Самовоспитание постепенно подводит учащегося к активизации и внутреннему принятию более широкого круга стремлений, и в первую очередь стремлений культурных, развивает вкус к созданию собственной личности. Такая педагогическая работа требует от руководителя деликатности, высокого уважения к ребятам, завоевания их доверия. Например, нельзя разглашать содержание дневников самовоспитания детей. В дневниках ребята дают искреннюю самооценку своим качествам, о которой они не хотели бы оповещать других. Здесь педагогическая тайна - закон для педагога, иначе он быстро лишится доверия и вся работа пойдет насмарку.
Активизация самовоспитания волевых качеств, стиля общения, эмоциональной выразительности входит как составная часть в работу педагога по психиатрии и коррекции отрицательных состояний и стремлений. В ходе организации самовоспитания педагог с помощью методик изучения личности, наблюдений определяет индивидуальные психологические особенности своих подопечных, входит в курс жизненной ситуации подростка, сложившейся дома и в школе.
Подростки склонны заниматься многими делами наскоками, нерегулярно. Им трудна систематическая фиксация результатов работы над собой. В этом педагогу может помочь использование различных форм фиксации результатов. Педагогические условия и действия педагога по активизации самовоспитания:
- установление отношений доверия и сотрудничества между педагогом и учащимся - через совместную творческую деятельность;
- ориентация учащихся на выдвижение одной-двух конкретных и посильных самозадач;
- на следующем этапе педагог предлагает для самовоспитания каждому школьнику ту область поведения, в которой у него обнаружились наиболее слабые места проявления личности;
- соблюдение этапности в активизации самовоспитания: от организации рядовых кратковременных самозаданий в свободных областях - к более длительной корректировке слабых мест в личности, к самозадачам на неделю с ведением дневника;
- никаких оценок за результаты самовоспитания!;
- педагог может определять лишь достаточно общую сферу самовоспитания - конкретные задания себе подросток формулирует сам;
- педагог регулярно, но ненавязчиво побуждает ребят к постановке самозадач (без санкций в случае отказа), обеспечивая систематичность самовоспитания;
- педагог увязывает самозадачи ребят с задачей успешного выполнения высокозначимой для них деятельности;
- интерес к самовоспитанию поддерживается варьированием области самозадания целей, успехами, поощрением за малейшее продвижение вперед, обсуждениями результатов выполнения самозадач, введением интересных форм ведения дневника, оказанием своевременной помощи в реализации самозадач.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 335.