Основой усвоения знаний является активная мыслительная деятельность учащихся, направляемая преподавателем. Процесс учебного познания складывается из нескольких этапов. Первым из них является восприятие объекта, которое связано с выделением этого объекта из фона и определением его существенных свойств. Этап восприятия сменяет этап осмысления, на котором происходит усмотрение наиболее существенных вне- и внутрисубъектных связей и отношений. Следующий этап формирования знаний предполагает процесс запечатления и запоминания выделенных свойств и отношений в результате многократного их восприятия и фиксации. Затем процесс переходит в этап активного воспроизведения субъектом воспринятых и понятых существенных свойств и отношений. Процесс усвоения знаний завершает этап их преобразования, который связан либо с включением вновь воспринятого знания в структуру прошлого опыта, либо с использованием его в качестве средства построения или выделения другого нового знания.
Знания могут усваиваться на разных уровнях:
- репродуктивный уровень - воспроизведение по образцу, по инструкции;
- продуктивный уровень - поиск и нахождение нового знания, нестандартного способа действия. Установление уровней усвоения знаний в диагностике важно потому, что эти уровни оказывают влияние на качество мышления, его шаблонность или нестереотипность, оригинальность.
И.Я. Конфедератов и В.П. Симонов выделяют следующие уровни усвоения знаний, соотносимые с соответствующими этапами их усвоения: уровень различения (или распознавания) предмета; уровень его запоминания; уровень понимания; уровень применения.
Результатом прочного усвоения знаний является образование у учащихся устойчивых структур знаний, отражающих объективную реальность, когда учащиеся умеют актуализировать и использовать полученные знания.
В практике обучения еще нередко средством формирования умений и навыков служит изложение преподавателем большого по объему материала и многократное повторение его учащимися. Однако перегрузка памяти различными теоретическими и практическими знаниями и длительные упражнения по их запоминанию не всегда ведут к прочным знаниям. Опора преимущественно на механическое запоминание, без глубокого осознания закономерностей и последовательности в системе усваиваемых знаний - одна из причин формализма в обучении.
Запоминание и воспроизведение зависят не только от объективных связей материала, но и от отношения личности к нему. На это отношение влияют, в частности, заинтересованность ученика и значение, которое имеет для него изучаемый материал. В определенных случаях непроизвольное запоминание может оказаться более продуктивным, чем произвольное.
Учебный процесс должен быть организован так, чтобы у школьников возникла потребность длительно сохранять усваиваемые знания и формируемые умения и навыки, а также приемы их применения на практике.
Потребность в приобретении знаний, осознание их важности и жизненной необходимости достигается в результате глубокого проникновения в систему понятий и закономерностей каждой дисциплины, понимания логики науки и путей использования знаний.
СУЩНОСТЬ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
Непосредственными целями любого учебного предмета являются усвоение учащимися системы знаний и овладение ими определенными умениями и навыками. При этом овладение умениями и навыками происходит на базе усвоения действенных знаний, которые определяют соответствующие умения и навыки, т. е. указывают, как следует выполнять то или иное умение или навык.
Умение и навык есть способность совершать то или иное действие. Различаются они по степени (уровню) овладения данным действием.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 230.