Тенденции инвалидности в РБ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Особенности первичной инвалидности: в общем 470 тыс, из них 30 тыс. - дети-инвалиды. Ежегодно новых случаев 55 тыс.

Причины у взрослых: болезни системы крови - 44%, новообразования, болезни костно-мышечной системыц, последствия травм.

Причины у детей до 18 лет: врожденные аномалии развития (28%), болезни нервной системы (15%), психические расстройства, новообразования.

Причины инвалидности в мире: психические расстройства, болезни нервной системы (эпилепсия, болезнь Паркинсона), инфекционные и паразитарные болезни, патология щитовидной железы и сахарный диабет.

69. Летальность. Методика расчета и анализ летальности. Значение для практичес­кой деятельности врача и организаций здравоохранения.

Летальность– вероятность умереть из числа заболевших (для поликлиники) или из числа выбывших больных из стационара.

5.

Летальность

 

 

=

  Число всех умерших за данный отчетный год

 

´ 100

Число зарегистрированных заболеваний (для поликлиники) или число выбывших из стационара (для стационара)

70. Методы стандартизации, их научно-практическое предназначение. Ме­тодики вычисления и анализ стандартизованных пока­зателей.

При изучении общественного здоровья и здравоохранения в научных или практических целях исследователю нередко приходится доказывать влияние факторных признаков на результативные при сравнении двух или более совокупностей. С этой целью применяется целый ряд статистических приемов.

При сравнении двух неоднородных совокупностей по какому-либо признаку (составу) применяются методы стандартизации (прямой, обратный, косвенный).

В данном учебном пособии рассматривается прямой метод стандартизации. Этот метод применяется при наличии полных сведений как о составе сравниваемых совокупностей, так и о распределении в них явления.

Условие применения метода стандартизации. Метод применяется при сравнении интенсивных показателей в совокупностях, отличающихся по составу (например, по возрасту, полу, профессиям и т.д.).

Сущность метода стандартизации. Он позволяет устранить (элиминировать) возможное влияние различий в составе совокупностей по какому-либо признаку на величину сравниваемых интенсивных показателей. С этой целью составы совокупностей по данному признаку уравниваются, что в дальнейшем позволяет рассчитать стандартизованные показатели.

Стандартизованные показатели — это условные, гипотетические величины, они не отражают истинных размеров явлений. Стандартизованные показатели свидетельствуют о том, каковы были бы значения сравниваемых интенсивных показателей, если бы были исключены различия в составах совокупностей.

Назначение метода стандартизации. Метод стандартизации применяется для выявления влияния фактора неоднородности составов совокупностей по какому-либо признаку на различия сравниваемых интенсивных показателей.

I этап. Расчет общих и частных интенсивных показателей:

общих — по совокупностям в целом;

частных — по признаку различия (полу, возрасту, стажу работы и т.д.).

II этап. Определение стандарта, т.е. выбор одинакового численного состава среды по данному признаку (по возрасту, полу и т.д.) для сравниваемых совокупностей. Как правило, за стандарт принимается сумма или полусумма численностей составов соответствующих групп. В то же время стандартом может стать состав любой из сравниваемых совокупностей, а также состав по аналогичному признаку какой-либо другой совокупности. Например, при сравнении летальности в конкретной больнице по двум отделениям скорой помощи за стандарт может быть выбран состав больных любой другой больницы скорой помощи. Таким образом, так или иначе уравниваются условия среды, что дает возможность провести расчеты новых чисел явления, называемых "ожидаемыми величинами".

III этап. Вычисление ожидаемых абсолютных величин в группах стандарта на основе групповых интенсивных показателей, рассчитанных на I этапе. Итоговые числа по сравниваемым совокупностям являются суммой ожидаемых величин в группах.

IV этап. Вычисление стандартизованных показателей для сравниваемых совокупностей.

V этап. Сопоставление соотношений стандартизованных и интенсивных показателей, формулировка вывода.

 

71. Физическое развитие как один из критериев оценки здоровья населения. Признаки, характеризующие физическое развитие. Изучение и оценка физического развития населения. Источники, методи­ка, значение для практического здравоохранения. Акселерация как социально-гигиеническая и медико-биологическая проблема.

Физическое развитие - свойства организма, позволяющие определить возрастные особенности, запас физических сил и выносливость. На формирование физического развития оказывают влияние медико-биологические, природно-климатические и социально-экономические факторы. Нарушение физического развития свидетельствует о неблагоприятных условиях образа жизни, что требует проведения мер медико-социального воздействия.

При изучении морфологических и функциональных признаков, характеризующих физического развитие, используется метод антропометрии, который позволяет осуществлять количественный учет вариации физических свойств человека. Комплексный подход при изучении физического развития основан на следующих показателях:

а) соматометрические (морфологические): измерение размеров тела и его частей (длина и масса тела, окружность грудной клетки)

б) физиометрические (функциональные): определяются с помощью специальных физических приборов (жизненная емкость легких, экскурсия грудной клетки, мышечная сила рук, становая сила)

в) соматоскопические (описательные): основаны на описании тела в целом или отдельных его частей (состояние опорно-двигательного аппарата: осанка, форма грудной клетки, эластичность кожи, развитие мускулатуры, степень жироотложения, тип телосложения и т.д.)

Изучение физического развития состоит из:

1) оценки физического развития различных возрастно-половых групп населения

2) динамического наблюдения за физическим развитием в одних и тех же коллективах

3) разработки возрастно-половых стандартов физического развития детей

4) оценки эффективности оздоровительных мероприятий на основе сдвигов в состоянии физического развития.

Для изучения, анализа и оценки физического развития применяют методы наблюдения:

а) генерализующий - наблюдение за достаточно большой группой детей, в которой индивидуальные антропометрические данные суммируются. При обработке результатов исследования получают средние показатели физического развития на определенный момент времени

б) индивидуализирующий метод - длительное наблюдение за развитием каждого ребенка.

Схема анализа показателей, характеризующих здоровье:

1) значение (что обозначает) показателя

2) методика расчета показателя

3) уровень показателя в РБ и его тенденции

4) критерии показателя по ВОЗ

5) факторы, оказывающие влияние на показатель

Анализ состояния здоровья в целом следует осуществлять по показателям в зависимости от их значимости и вклада в состояние здоровья.

72. Критерии определения инвалидности. Степень выражения стойких нарушений функций организма. Показатели, характеризующие инвалидность.

Определяют 3 степени ограничения жизнедеятельности: резкое, значительное, выраженное, в зависимости от которой и устанавливается группа инвалидности (I, II, III группы соответственно).

Критерии определения инвалидности устанавливаются согласно Инструкции по определению группы инвалидности (2002):

1-я группа инвалидности - устанавливается при наличии зависимости от постоянной нерегулируемой помощи других лиц вследствие резко выраженного ограничения жизнедеятельности, обусловленного заболеваниями, последствиями травм, тяжелыми комбинированными дефектами и приводящего к социальной недостаточности. Первая группа инвалидности определяется также при заболеваниях с абсолютно неблагоприятным в отношении жизни прогнозом на ближайшее время вне зависимости от степени ограничения жизнедеятельности на момент освидетельствования.

2-ая группа инвалидности - устанавливается при значительно выраженном ограничении жизнедеятельности, обусловленном заболеваниями, последствиями травм, комбинированными анатомическими дефектами и приводящем к социальной недостаточности. Она сопровождается постоянной нуждаемостью в помощи других лиц в осуществлении ряда регулируемых потребностей, а также полной утратой способности к профессиональному труду или возможности его выполнения только в специально созданных условиях. Вторая группа определяется также вне зависимости от выраженности ограничений жизнедеятельности при сомнительном трудовом прогнозе и противопоказаниях к труду в связи с вероятным ухудшением состояния здоровья

3-я группа инвалидности - определяется у лиц с умеренным ограничением жизнедеятельности, со значительным снижением возможности социальной адаптации и при значительном уменьшении обьема трудовой деятельности, снижении квалификации, затруднении в выполнении профессионального труда. Третья группа инвалидности не выключает инвалида из трудовой деятельности, но значительно снижает ее объем и изменяет характер профессионального труда, выполняемого в обычных производственных условиях.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 186.