Влияние первичного нарушения на ход формирования личности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В специальной психологии долгое время основное внимание уделялось изучению преимущественно познавательных процессов. Но по мере возрастающего осознания значимости проблем трудовой адаптации и социальной интеграции инвалидов все больше актуализировался интерес к вопросам своеобразия формирования личности при различных отклонениях в развитии.

Одновременно с этим развернулась весьма бурная дискуссия по вопросам о том — может или не может оказывать негативное влияние первичное нарушение на ход формирования личности. Высказывалось несколько точек зрения.

1. Первая состояла в отрицании какого бы то ни было негативного влияния первичного нарушения на процесс формирования личности особого ребенка.

2. Сторонники второго подхода отстаивали идею о дифференцированном влиянии основного патогенного фактора.

3. Представители третьего направления постулировали идею, согласно которой развитие личности в целом должно с неизбежностью испытывать на себе негативное влияние основного нарушения.

Упомянутая нами дискуссия остается актуальной и в настоящее время.

Сегодня вряд ли может вызывать сомнения идея о негативном влиянии основного нарушения на процесс формирования личности особого ребенка. Системный характер строения человеческого сознания предполагает, что нарушения одного компонента или процесса его развития на определенном этапе с неизбежностью должно сказаться на прочих составляющих.

Характерологическая специфичность разных форм дизонтогенеза

Весьма важным и не до конца решенным является вопрос о характерологической специфичности разных форм дизонтогенеза. Проще говоря, вопрос о том, существуют ли типичные черты личности, свойственные только, скажем, для незрячих, неслышащих и т. д.? Выделяемые в современных исследованиях характерологические профили весьма многообразны, но пока не существует веских оснований считать их узко специфичными, т. е. характерными для конкретной формы дизонтогенеза. Следует также особо подчеркнуть и то, что приводимый список негативных личностных характеристик может быть свойственен не только лицам с самыми разными формами нарушенного развития, но и лицам без таковых. Тем не менее, сказанное означает, что совершенно разные причины способны приводить к весьма сходному результату, т. е. к общему набору отрицательных характерологических свойств, что вероятнее всего свидетельствует о непрямом, а опосредованном влиянии изначально разных причин. Это дает основание отнести отрицательные свойства личности к разряду модально неспецифических закономерностей нарушенного развития, да и то как факультативных, т. е. необязательных, имеющих место быть далеко не всегда и не у всех.

Личностные изменения возникают не прямо под влиянием нарушения какой-то конкретной функции, ибо сами функции безличны. Личность характеризуется внечувственностью, несводимостью к своим природным предпосылкам, в том числе и к отдельным функциям. Личность формируется в процессе включения человека в систему общественных отношений. Та или иная патология, прежде всего, затрудняет процесс врастания в эту систему, изменяет характер самих этих отношений как избирательных связей человека с миром и, прежде всего, с миром культуры. И только через нарушение этих связей, т. е. опосредованно, недостатки отдельной функции способны повлиять на процесс формирования личности.

 



Литература

 

Основная

Основные источники:

1. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии, М., Академия 2008

2. Ермолаев М.И. Практическая психология старости, М., Эконом-пресс, 2009

3. Мистякина Л.В. Психология поведения пожилых людей, М., Логос, 2011

4. Яцемирская Р.С. Социальная геронтология, М., Логос, 2008

Дополнительные источники:

1.Альперович В.Д. Старость. Социально-философский анализ, Ростов-на-Дону: издательство СКНЦ ВШ, 2008

2.Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России, М., изд-во БЕК, 2010

3.Краснова О.В., Галасюк И.Н., Шинина Т.В. Психология личности пожилых людей и лиц с ограничениями здоровья, М., КАРО, 2011

4.Краснова О.В. Введение в психологию инвалидности, М., МОДЭК, 2001

Интернет-ресурсы:

1. Психология. azps.ru. http://azps.ru/

2. Психология. psihe.ru. http://psihe.ru/news.php

3. Психология человека. psychologiya.net. http://psychologiya.net/

4. Сборник психологических тестов, книг, методик. psy-files.ru. http://www.psy-files.ru/

 

 

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 313.