Выполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов гарантируется не только установлением ответственности за налоговые правонарушения, но системой мер, направленных на предотвращение правонарушений, создание условий, препятствующих или затрудняющих совершение правонарушений. Это специальные требования к учету налогоплательщиков, к открытию банковских счетов, ограничение в использовании наличных денег, запрет на совершение определенных юридически значимых действий до уплаты налога, установление обязанности представлять косвенную декларацию о доходах и т.п. Выполнение различными лицами этих обязанностей также должно обеспечиваться мерами ответственности.
Из предусмотренных НК РФ составов правонарушений к указанной группе можно отнести следующие:
· нарушение налогоплательщиком установленного законом срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе (ст. 116 НК РФ). Эти сроки определены ст. 83 НК РФ;
· уклонение от постановки на учет в налоговом органе, т.е. ведение организацией или предпринимателем деятельности без постановки на налоговый учет (ст. 117 НК РФ).
· Не исключены случаи уклонения от постановки на учет как способа уклонения от уплаты налогов. При таких обстоятельствах ответственность должна наступать за уклонение от уплаты налогов. Одновременное применение мер ответственности и за действие (уклонение от регистрации), и за результат этого действия (неуплата налогов) неправомерно, так как никто не может быть наказан дважды за одно и то же правонарушение;
· нарушение сроков представления сведений об открытии и закрытии счета в банке (ст. 118 НК РФ). Ответственность установлена за нарушение налогоплательщиками обязанности в пятидневный срок со дня открытия или закрытия счета в банке или ином кредитном учреждении сообщить об этом налоговому органу (п. 2 ст. 23 НК РФ).
· В качестве квалифицирующего признака, влекущего применение повышенной ответственности за нарушение обязанности проинформировать налоговый орган об операциях со счетами, НК РФ называет последствия в виде неуплаты налогов. Однако и в этом случае необходимо иметь в виду, что если за неуплату налогов установлена самостоятельная ответственность, то применяться может только одно наказание.
· Весьма близки к налоговым нарушения требований законодательства, регулирующего наличное денежное обращение. Необходимо учитывать, что одной из задач введения ограничений на операции с наличностью является воспрепятствование уклонению от налогообложения. Типичными нарушениями таких ограничений являются незаконные расчеты, т.е. осуществление расчетов наличными денежными средствами с нарушением установленных законом ограничений, если эти действия не могут квалифицироваться как уклонение от уплаты налога; нарушение кассовой дисциплины, т.е. нарушение установленного законом порядка оприходования, хранения и использования наличных денежных средств, если эти действия не могут квалифицироваться как уклонение от уплаты налога.
· Помимо указанных составов, выполнение обязанностей налогоплательщиков должно гарантироваться посредством установления санкций в отношении прочих участников налоговых отношений, нарушающих требования НК РФ.
Так, выполнение лицом обязанности представлять налоговому органу документы, содержащие сведения о другом налогоплательщике, должно быть гарантировано установлением ответственности за несвоевременное представление информации о налогоплательщике, т.е. пропуск установленного нормативными актами срока для представления в налоговый орган документов, касающихся третьего лица,— налогоплательщика, если обязанность представлять такие документы определена законом; ответственности за уклонение от представления информации о налогоплательщике, т.е. за умышленное длительное невыполнение законного требования налогового органа о представлении документов, касающихся третьего лица,— налогоплательщика, или отказ представить такие документы, либо предоставление заведомо недостоверных сведений.
Ответственность за такие действия установлена ст. 126 НК РФ. Ответственность банков за непредставление информации определена в ст.-135'НКРФ.
Полное и своевременное выполнение налогоплательщиком своих обязанностей зависит и от государственных органов, иных лиц, которые в силу требований НК РФ должны предоставлять налоговым инспекциям информацию, существенную для налогообложения. Так, согласно ст. 85 НК РФ органы, регистрирующие организации и физических лиц — предпринимателей, обязаны в установленный срок сообщать налоговым органам о всех зарегистрированных лицах. Органы, учитывающие и регистрирующие недвижимое имущество, подлежащее налогообложению, обязаны информировать налоговые инспекции о фактах регистрации такого имущества и о его владельцах. Нотариальные органы обязаны поставить налоговые органы в известность о нотариальном удостоверении права на наследство и договоров дарения.
Выполнение этих требований должно быть гарантировано установлением ответственности за несвоевременное представление информации, необходимой для исчисления налоговым органом налога, т.е. пропуск установленного нормативными актами срока для представления в налоговый орган документов, фиксирующих юридические факты, являющиеся основанием для привлечения лица к уплате налога, иной информации, на основании которой проводится налогообложение, если эти действия не могут быть квалифицированы как соучастие в уклонении от уплаты налога.
Отдельный состав — уклонение от представления информации, необходимой для исчисления налоговым органом налога, т.е. умышлен -ное длительное невыполнение законного требования налогового органа о предоставлении документов, фиксирующих юридические факты, являющиеся основанием для привлечения лица к уплате налога, иной информации, на основании которой проводится налогообложение, если эти действия не могут быть квалифицированы как соучастие в уклонении от уплаты налога.
Налоговый кодекс Российской Федерации в ст. 129' установил ответственность указанных выше лиц за неправомерное несообщение или несвоевременное сообщение сведений налоговому органу.
К ряду лиц налоговое законодательство предъявляет требования воздержаться от совершения юридически значимых действий в отношении налогоплательщика без подтверждения им определенных фактов, значимых для налогообложения.
Например, ст. 86 НК РФ позволяет банкам открывать счета организациям, предпринимателям, нотариусам, частным детективам и охранникам только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. Поэтому ст. 132 НК РФ установлена ответственность банков за нарушение указанного правила. Систематическое нарушение этого требования может повлечь и наложение взысканий, предусмотренных законодательством о банковской деятельности, например отзыв лицензии.
Аналогичные требования могут содержаться и в законах о конкретных налогах и сборах. Например, согласно Закону РФ от 12 декабря 1991 г. № 2020-1 «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения» лица, проживающие за пределами Российской Федерации, уплачивают налог до получения ими документа о праве собственности на имущество. Выдача такого документа без предъявления квитанции об уплате налога не допускается. Нотариальные органы обязаны затребовать у клиента квитанцию и сделать запись об уплате налога. Однако налоговым законодательством не установлена ответственность за нарушение этого правила. Поэтому такое нарушение может повлечь только те последствия, которые предусмотрены законодательством о нотариате. Однако было бы целесообразным установить в НК РФ ответственность за незаконную выдачу документа, т.е. выдачу документа, имеющего юридическое значение, с нарушением установленного законом требования проверить факт предварительной уплаты налога лицом, получающим документ, если эти действия не могут квалифицироваться как соучастие в уклонении от уплаты налога.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 262.