Государственные органы, регистрирующие организации и предпринимателей, обязаны представлять в налоговый орган по месту своего нахождения данные о зарегистрированных, реорганизованных или ликвидированных организациях, о физических лицах, которые зарегистрировались в качестве предпринимателей или сняли регистрацию. Информация должна быть представлена в течение 10 дней с момента регистрации.
Органы, выдающие лицензии, свидетельства, иные подобные документы частным нотариусам, детективам и другим лицам, действующим на свой риск в целях систематического получения дохода от оказания платных услуг, но не подлежащим регистрации в качестве предпринимателей, в том же порядке представляют налоговым органам информацию об этих лицах.
Организации и предприниматели обязаны встать на налоговый учет. Сведения регистрирующих органов используются для контроля за правильным и своевременным выполнением ими своих обязанностей.
Граждане учитываются налоговыми органами на основе сведений органов, регистрирующих рождения и смерти. Эти органы обязаны представлять в налоговые инспекции соответствующие данные. Такая же обязанность возлагается на органы опеки и попечительства (ст. 85 части первой НК РФ).
Для контроля денежных потоков налоговым органам необходимы сведения об открытых налогоплательщиками банковских счетах. Такие сведения налогоплательщики обязаны представлять самостоятельно. Однако и на банки возложена обязанность сообщать налоговому органу об открытии или закрытии счета организации, предпринимателя, иного самозанятого лица. Сведения направляются банком в налоговый орган, зарегистрировавший налогоплательщика, в пятидневный срок со дня открытия или закрытия счета (ст. 86 части первой НК РФ).
7.2.8. Лица, обязанные оказывать содействие налоговым органам в проведении мероприятий налогового контроля (процессуальные лица)
Мероприятия налогового контроля могут потребовать проведения специальных действий и процедур. К их совершению привлекаются лица, обладающие специальной квалификацией, — эксперты, специалисты, переводчики.
Экспертом признается лицо, имеющее специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле. Задача эксперта — подготовить заключение по вопросу, имеющему значение для налогообложения. Специалистом признается тот, кто обладает определенными профессиональными знаниями и навыками. В отличие от эксперта этот участник процедуры налогового контроля лично участвует в контрольных мероприятиях. К примеру, при инвентаризации имущества для проведения замеров может быть привлечен специалист. При расхождении учетных и фактических данных перед экспертом может быть поставлен вопрос о том, не вызвано ли расхождение естественной убылью имущества.
Порядок привлечения лиц к выполнению обязанностей.экспертов, специалистов и переводчиков, права этих лиц и их ответственность определены ст. 95—97,129 части первой НК РФ.
Граждане, которым известны какие-либо обстоятельства, значимые для налогообложения, могут быть вызваны налоговым органом в качестве свидетелей по делу о налоговом правонарушении. Важно отметить, что не могут допрашиваться в качестве свидетелей лица, которые получили эту информацию при исполнении своих профессиональных обязанностей и она относится к их профессиональной тайне[75]. В частности, адвокаты и аудиторы не могут давать свидетельские показания о фактах, ставших им известными в ходе оказания консультационных, правовых и других услуг. Иные лица вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по основаниям, предусмотренным законодательством. Согласно ст. 51 Конституции РФ никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников.
НК РФ устанавливает ответственность свидетелей за отказ или уклонение от показаний либо за заведомо ложные показания. Лицо, вызванное в качестве свидетеля, наказуемо за неявку или уклонение без уважительных причин от явки в налоговый орган (ст. 128 части первой НК РФ).
Еще одним участником контрольных мероприятий являются понятые. Ими могут выступать любые граждане, не заинтересованные в исходе дела. Их задача — удостоверить факт, содержание и результаты действий, проведенных в их присутствии (ст. 98 части первой НК РФ).
Банки
Важные участники налоговых правоотношений — банки. Как хозяйствующие субъекты они являются налогоплательщиками и обладают соответствующим правовым статусом.
Однако в силу специфики деятельности банков на них возлагается ряд дополнительных обязанностей публично-правового характера. Порядок их выполнения не зависит от договоренности банка с клиентом, а всецело определяется законодательством. За невыполнение этих обязанностей установлены меры административной, а не гражданско-правовой ответственности.
Эти обязанности связаны с особыми требованиями законодательства к порядку открытия банками счетов гражданам и организациям, ведения операций по этим счетам и др. В графическом виде они представлены на схеме 11-9.
Схема 11-9
Публично-правовые обязанности банков, как расчетно-кассовых центров | ||
1. В связи с открытием счетов организациям или физическим лицам: Проверить наличие свидетельства о постановке на учет в налоговом органе; Сообщить налоговому органу об открытии (закрытии) счета; Воздержаться от открытия счета лицу, при наличии у банка решения о приостановлении операций по счетам этого лица.
2. В связи с ведением операций по счетам: Своевременно выполнять поручения налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов по перечислению сумм налога, сбора. Исполнить решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов. Исполнить решение налогового органа о взыскании сумм налогов, сборов, пеней.
3. В связи с информированностью о финансовых операциях: Представить в срок налоговому органу по его запросу справки по операциям и счетам организаций или граждан-предпринимателей. | ||
Перечисление и зачисление средств, поступивших в уплату налогов на счет бюджета,— одна из стадий исполнения бюджета (ст. 218 Бюджетного кодекса Российской Федерации[76]). Это бюджетные, а не налоговые отношения. Субъектами бюджетных отношений налогоплательщики не являются. Налоговое законодательство регулирует лишь отношения по исполнению платежных поручений налогоплательщиков обслуживающими их банками и не регулирует вопросов дальнейшего зачисления уплаченных сумм на бюджетные счета.
Согласно ст. 40 Бюджетного кодекса Российской Федерации налоговые доходы считаются уплаченными в соответствующий бюджет или бюджет государственного внебюджетного фонда с момента, определяемого налоговым законодательством. КК РФ устанавливает, что обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату налога при наличии достаточного денежного остатка на счете, а при уплате налога наличными денежными средствами — с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо в организацию связи (п. 2 ст. 45).
Поручение на перечисление налога исполняется банком в обязательном порядке в течение одного операционного дня. Плата за обслуживание по таким операциям не взимается (п. 2 ст. 60 части первой НК РФ).
Ответственность за нарушение этого порядка банк несет не перед клиентом, а перед государством. С банка, просрочившего перевод средств, поступивших в уплату налога, взыскиваются неперечисленные суммы, а также пени и штрафы. Руководитель банка может быть привлечен к административной ответственности.
Следовательно, законодатель рассматривает несвоевременное исполнение банком платежного поручения на уплату налога не как гражданско-правовое нарушение, за которое наступает ответственность перед владельцем счета, а как нарушение публично-правовое. На банк возлагаются публичные обязанности по выполнению функций, связанных с перечислением средств на бюджетные счета. Порядок выполнения этих функций не регулируется соглашением банка с клиентом (налогоплательщиком), а определяется законодательством.
Отношения налогоплательщика и банка по поводу уплаты налога являются публично-правовыми. В рамках этих отношений на налогоплательщика возложена публично-правовая обязанность уплатить налог, а на банк — провести этот платеж. Банк при этом действует не как представитель налогоплательщика перед государством, а как представитель публичных интересов государства, принимающий от плательщика исполнение публичной обязанности по уплате налога.
Эта позиция подтверждена Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 12 октября 1998 г. № 24-П[77]. КС РФ указал, что «в рамках конституционного обязательства по уплате налогов на налогоплательщика возложена публично-правовая обязанность уплатить законно установленные налоги и сборы, а на кредитные учреждения — публично-правовая обязанность обеспечить перечисление соответствующих платежей в бюджет. При этом истолкование статьи 57 Конституции Российской Федерации в системной связи с другими положениями Конституции Российской Федерации не позволяет сделать вывод, что налогоплательщик несет ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет».
КС РФ отметил также, что «налоговые отношения, возникающие между налогоплательщиками и кредитными учреждениями при исполнении последними платежных поручений на списание налоговых платежей, регулируются налоговым законодательством. Отношения по зачислению средств, поступивших в уплату налогов, на бюджетные счета, являются бюджетными... Таким образом, действующие налоговое и бюджетное законодательства различают понятие уплаты налога и зачисления налога».
Налоговые консультанты
В некоторых странах правовыми нормами регулируется деятельность налоговых консультантов. Это имеет целью гарантировать налогоплательщикам качество услуг, связанных с налогообложением, а также защитить права и интересы самих консультантов.
Предусматривается, что профессиональные услуги в области налогообложения (консультирование, подготовка деклараций, представительство, экспертиза и др.) могут оказывать только аттестованные лица, получившие специальный сертификат, лицензию и т.п.
Важно отметить, что аттестация и лицензирование налоговых консультантов не должны превращаться в форму государственного контроля с целью не допустить к консультированию нежелательных лиц. Поэтому выполнение соответствующих функций возлагается на общественные профессиональные объединения самих налоговых консультантов-союзы, палаты и т.д.
Важнейший принцип работы налоговых консультантов — независимость не означает отсутствия стандартов их деятельности. Консультанты обязаны соблюдать этические и профессиональные нормы, например, быть объективными, честными в отношениях с клиентом, не способствовать нарушениям налогового законодательства.
Контролируют соблюдение этих требований профессиональные объединения консультантов. Они могут наложить на виновного различные взыскания, вплоть до отзыва лицензии, что означает запрет заниматься налоговым консультированием.
Налоговый консультант за ненадлежащее выполнение своих обязанностей несет гражданско-правовую ответственность перед клиентом. Законодательство может налагать на консультанта обязательство застраховать риск гражданской ответственности.
Закон должен устанавливать гарантии независимости налоговых консультантов. Важнейшая из них — право на сохранение конфиденциальности сведений и документов, полученных в ходе профессиональной деятельности. Поэтому налоговые консультанты не могут быть допрошены в качестве свидетелей по делам своих клиентов, у них не могут быть изъяты документы.
Налоговые консультанты и их профессиональные объединения ведут и сопутствующую деятельность: организуют подготовку налоговых консультантов, издают учебные и методические пособия, проводят просветительские мероприятия и т.д.
В Российской Федерации вопрос о необходимости принятия законодательства о независимых налоговых консультантах только обсуждается. Вырабатываются принципы, организационные и другие нормы, которые предполагается положить в основу различных законопроектов по данному вопросу.
Вопросы для самостоятельного изучения
1. Изучите принципы определения цены товаров (работ, услуг) для целей налогообложения.
Подготовьте ответы на следующие вопросы.
• Каково общее правило определения цены товаров (работ, услуг)?
• Назовите четыре основных и один дополнительный критерии, позволяющие налоговым органам корректировать результаты сделок.
• Какие два условия учитываются при определении рыночной цены товара (работы, услуги)?
• В целях налогообложения учитывается рыночная цена спроса или предложения?
• В чем отличие понятий «идентичные товары» и «однородные товары»?
• Какие условия сделок учитываются при оценке сопоставимости?
• Ограничен ли круг источников информации о рыночных ценах, учитываемых при налогообложении?
• Какова очередность применения дополнительных методов определения рыночной цены? Почему установлена эта очередность?
• Какие факторы учитываются при определении рыночной цены методом последующей реализации?
• Какие факторы учитываются при определении рыночной цены затратным методом?
• В каком случае цена сделки не подлежит корректировке при любых обстоятельствах?
При подготовке ответов используйте источники.
1. Налоговый кодекс Российской Федерации.— Ст. 40.
2. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейные/Составитель и автор комментариев С.Д. Шаталов:
Учебн. пособие. — М.: МЦФЭР, 1999— С. 185—198.
3. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный, расширенный) /Под ред. А.В. Брызгалина. — М.:
Аналитика Пресс, 1999.— С. 229—235.
2. Изучите основания и порядок признания лиц взаимозависимыми.
Подготовьте ответы на следующие вопросы.
• В каких целях налоговым законодательством вводится понятие «взаимозависимые лица»?
• Могут ли быть признаны взаимозависимыми физическое лицо и организация?
• Определите долю участия организации А в организации Е исходя из условий, показанных на графике. Стрелками обозначены отношения участия с указанием долей.
30% 50%
80% 10%
40%
50%
• Какими условиями связано усмотрение суда при решении вопроса о взаимозависимости лиц?
При подготовке ответов используйте источники.
1. Налоговый кодекс Российской Федерации.— Ст. 20.
2. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейные/Составитель и автор комментариев С.Д. Шаталов: Учебн. пособие.—М.: МЦФЭР, 1999.—С. 97—104.
3. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный, расширенные/Под ред. А.В. Брызгалина.— М.: Аналитика-Пресс, 1999.—С. 131—135.
3. Изучите порядок исполнения банками обязанностей, связанных с учетом налогоплательщиков.
Подготовьте ответы на следующие вопросы.
• Необходимо ли предварительное письменное согласие налогового органа на открытие банком счета налогоплательщику?
• В отношении каких лиц, открывающих счет, банк обязан удостовериться в постановке их на учет в налоговом органе?
• Какому налоговому органу банк обязан сообщить об открытии или закрытии счета?
• В какой срок банк обязан направить налоговому органу сообщение об открытии или закрытии счета?
• В отношении каких счетов действуют вышеуказанные требования?
• Каковы неблагоприятные последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения банком обязанностей, связанных с открытием и закрытием счетов?
При подготовке ответов используйте источники.
1. Налоговый кодекс Российской Федерации.— Ст. 11,86,132.
2. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейные/Составитель и автор комментариев С.Д. Шаталов: Учебн. пособие—М.: МЦФЭР, 1999—С. 97—104.
3. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный, расширенные/Под ред. А.В. Брызгалина.— М.: Аналитика-Пресс, 1999.— С. 418—420,577—479.
4. Изучите порядок исполнения банками поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов по перечислению сумм налогов, сборов.
Подготовьте ответы на следующие вопросы.
• Какая плата взимается банком за исполнение поручения перечислить налог, сбор?
• В какой срок банк обязан выполнить поручение перечислить налог, сбор?
• В каком порядке банк перечисляет налоги, сборы по поручениям налогоплательщиков?
• Каковы неблагоприятные последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения банком поручений перечислить налог, сбор?
При подготовке ответов используйте источники.
1. Налоговый кодекс Российской Федерации.— Ст. 60,133.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации.—Ст. 855.
3. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12 октября 1998 г. № 24-П «По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 11 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».
4. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный, расширенные/Под ред. А.В. Брызгалина.— М.: Аналитика-Пресс, 1999—С. 296—299,548—552.
5. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейные/Составитель и автор комментариев С.Д. Шаталов: Учебн. пособие.— М.: МЦФЭР, 1999. — С. 294—298, 579—582.
5. Изучите порядок исполнения банками решений налоговых органов о взыскании с налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов сумм налогов, сборов, пеней.
Подготовьте ответы на следующие вопросы.
• В каких случаях принудительное взыскание сумм налогов, сборов, пеней обращается на денежные средства на счетах налогоплательщиков сборов, налоговых агентов?
• Какой документ направляется в банк налоговым органом? Какие реквизиты должен содержать этот документ?
• В каких случаях банк должен отказаться исполнить решение налогового органа о взыскании сумм налогов, сборов, пеней?
• Может ли банк при недостатке средств на счете налогоплательщика для погашения недоимок и пеней исполнять какие-либо платежные поручения налогоплательщика в первоочередном порядке?
• Укажите счета, с которых не производится принудительного взыскания сумм недоимок и пеней.
• В какие сроки банк обязан исполнить решение налогового органа о принудительном взыскании сумм недоимок и пеней?
• Какую ответственность несет банк за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности исполнить решение налогового органа о принудительном взыскании сумм недоимок и пеней?
При подготовке ответов используйте источники.
1. Налоговый кодекс Российской Федерации.—Ст. 46,60,135.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации.— Ст. 855.
3. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года «О федеральных органах налоговой полиции» от 17 декабря 1996 г. № 200-П.
4. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный, расширенные/Под ред. А.В. Брызгалина.— М.: Аналитика-Пресс, 1999.— С. 253—258.553—556.
5. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейные/Составитель и автор комментариев С.Д. Шаталов: Учебн. пособие.— М.: МЦФЭР, 1999.— С. 227—238, 584—587.
6. Гаджиев Г.А., Пепеляев С.Г. Предприниматель — налогоплательщик — государство. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации: Учебн. пособие.— М.: ФБК-ПРЕСС, 1998. — С. 136—149.
6. Изучите порядок исполнения банками решений налоговых органов о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.
Подготовьте ответы на следующие вопросы.
• По чьим счетам в банках операции не могут приостанавливаться решениями налоговых органов?
• Какие операции по счетам банк обязан прекратить при получении соответствующего решения налогового органа?
• Чем отличаются полномочия налоговых органов по приостановлению операций по счетам организаций от соответствующих полномочий в отношении граждан-предпринимателей?
• Какова процедура принятия и обращения к исполнению решения налогового органа о приостановлении операций по счету?
• В каком порядке банк исполняет решение налогового органа о приостановлении операций по счету?
• Каковы неблагоприятные последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения банком решения налогового органа о приостановлении операций по счету?
При подготовке ответов используйте источники.
1. Налоговый кодекс Российской Федерации.—Ст. 31 (п. 5), 76,134.
2. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейные/Составитель и автор комментариев С.Д. Шаталов: Учебн. пособие.— М.: МЦФЭР, 1999.— С. 360—365, 582—583.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая: Постатейный комментарий/Под общ. ред. В.И. Слома.— М.: Статут, 1998.— С. 197—201,361— 362.
7. Изучите порядок исполнения банками обязанностей по раскрытию информации налоговым органам.
Подготовьте ответы на следующие вопросы.
• Какую информацию банки обязаны раскрывать налоговым органам?
• В отношении каких лиц действует обязанность банков по раскрытию информации?
• В каких случаях и в каком порядке банки представляют налоговым органам соответствующие сведения?
• Каковы неблагоприятные последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения банком обязанностей по раскрытию информации?
При подготовке ответов используйте источники.
1. Налоговый кодекс Российской Федерации.— Ст. 86 (п. 2), 135'.
2. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейные/Составитель и автор комментариев С. Д. Шаталов: Учебн. пособие.—М.: МЦФЭР, 1999— С. 420,588— 590.
Контрольные тесты
Выберите правильный или наиболее полный ответ.
1. Неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц налогоплательщики:
а) имеют право не выполнять;
б) обязаны выполнить, но имеют право обратиться с жалобой в вышестоящий налоговый орган или с иском в суд (арбитражный суд);
в) обязаны выполнить, но имеют право на обжалование, а также на компенсацию убытков.
2. Властный характер налоговых правоотношений проявляется в том, что:
а) налогоплательщики подчинены налоговым органам;
б) налоговые органы имеют право действовать властно-обязывающим образом;
в) налогоплательщики подчиняются требованиям законодательства о налогах и сборах.
3. Договор о налоговых льготах между налогоплательщиком и финансовым органом может быть заключен:
а) в случаях, предусмотренных НК РФ;
б) в случаях и на условиях, предусмотренных НК РФ;
в) в случаях, когда это не приводит к уменьшению доходов федерального бюджета РФ.
4. Налоговое обязательство является относительным. Это означает, что:
а) оно имеет строго определенный состав участников;
б) законодательство устанавливает признаки субъектов налога, а не их персональный состав;
в) законодательство устанавливает условия определения суммы налога, а не его размер.
5. Отличительным признаком налогового обязательства от гражданско-правового является:
а) односторонний характер;
б) гарантированность;
в) только положительное содержание.
6. Налоговый учет — это:
а) система учета информации о хозяйствующем субъекте;
б) подраздел бухгалтерского учета;
в) система интерпретации данных бухгалтерского учета.
7. Отношения, в которых государство не проявляет властной компетенции:
а) не могут быть отнесены к налоговым;
б) относятся к налоговым;
в) могут быть отнесены к налоговым в предусмотренных законодательством случаях.
8. Отношения по возмещению ущерба налогоплательщику, причиненного незаконными действиями налогового органа, являются:
а) финансово-правовыми;
б) налоговыми;
в) гражданско-правовыми.
9. В соответствии с НК РФ плательщиками налогов и сборов являются:
а) юридические лица;
б) юридические лица, их филиалы;
в) юридические лица, их филиалы, другие обособленные подразделения, составляющие бухгалтерский баланс и обладающие отдельным счетом.
10. Консолидированным налогоплательщиком называют:
а) лицо, уплачивающее два и более налогов;
б) группу лиц, уплачивающих налоги по совокупным результатам своей деятельности;
в) лицо, уплачивающее налоги в два и более бюджетов.
11. Признание лиц взаимозависимыми влечет:
а) необходимость представления совместной налоговой декларации;
б) оценку результатов сделок между ними с учетом особых правил;
в) применение специальной шкалы налогообложения.
12. Какой критерий не может использоваться для выделения категории налогоплательщиков:
а) форма собственности;
б) место учреждения (инкорпорации);
в) вид деятельности.
13. Налоговые органы представляют налогоплательщикам письменные разъяснения по применению законодательства о налогах и сборах:
а) за согласованную плату;
б) за плату по тарифам, устанавливаемым МНС России;
в) бесплатно.
14. Незаконные акты и требования налоговых органов налогоплательщик:
а) вправе не выполнять;
б) обязан выполнить, а затем имеет право обжаловать в вышестоящий налоговый орган;
в) обязан выполнить, а затем имеет право обжаловать в вышестоящий налоговый орган или суд (арбитражный суд).
15. Взыскание налога, доначисленного вследствие признания сделки притворной или мнимой, возможно:
а) по решению налогового органа;
б) по решению суда;
в) по решению налогового органа или суда.
16. Сотрудники налоговых органов в жилые помещения:
а) не допускаются;
б) допускаются, если эти помещения используются для индивидуальной и предпринимательской деятельности;
в) допускаются только на основании постановления суда или прокурора.
17. Лица, не занимающиеся предпринимательской деятельностью:
а) не обязаны вести учет доходов;
б) ведут учет доходов в произвольной форме;
в) ведут учет доходов по установленной форме.
18. Декларация должна быть представлена в налоговый орган налогоплательщиком:
а) только лично;
б) только по почте;
в) лично или по почте.
19. По общему правилу инструкции о заполнении деклараций по региональным налогам вправе издавать:
а) только МНС России по согласованию с Минфином России;
б) только соответствующие региональные органы МНС России;
в) только соответствующие региональные органы МНС России по согласованию с финансовыми органами субъекта Федерации.
20. При обнаружении ошибок в подаваемой налогоплательщиком декларации налоговый орган:
а) вправе отказать в принятии декларации;
б) вправе отказать в принятии декларации и потребовать исправлений;
в) обязан принять декларацию и указать на ошибку.
21, Предметом договоренности налогоплательщиков и финансовых органов может быть:
а) размер платежа налога;
б) срок уплаты налога;
в) порядок уплаты налога.
22. Налог считается уплаченным:
а) в момент зачисления суммы платежа на соответствующий бюджетный счет;
б) в момент отражения факта платежа в учетных регистрах налогового органа;
в) в момент предъявления налогоплательщиком в банк поручения на уплату налога при наличии достаточного остатка на счете налогоплательщика.
23. При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы перерасчет налоговых обязательств производится:
а) за период, в котором допущена ошибка;
б) за текущий период, в котором выявлена ошибка;
в) за период, в котором допущена или выявлена ошибка, — в зависимости от обстоятельств.
24. Граждане, не обладающие статусом индивидуальных предпринимателей:
а) не подлежат постановке на учет в налоговых органах;
б) обязаны встать на налоговый учет;
в) регистрируются налоговыми органами.
25. Организации обязаны встать на налоговый учет:
а) по месту своего нахождения, месту расположения обособленных подразделений, недвижимого имущества, транспортных средств, основных фондов;
б) по месту своего нахождения, месту расположения обособленных подразделений, недвижимого имущества, транспортных средств;
в) по месту своего нахождения, месту расположения обособленных подразделений, недвижимого имущества.
26. Налогоплательщики обязаны сохранять данные бухгалтерского учета и другие документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, в течение:
а) трех лет;
б) четырех лет;
в) пяти лет.
27. В случае получения налогоплательщиком дохода в натуральной форме налоговый агент обязан:
а) удержать налог;
б) потребовать от налогоплательщика внесения суммы налога в кассу агента;
в) сообщить необходимые данные налоговому органу.
28. Главный бухгалтер организации полномочен представлять ее в отношениях с налоговыми органами:
а) в силу занимаемой должности;
б) на основании доверенности или соответствующей записи в учредительных документах;
в) на основании норм законодательства о бухгалтерском учете и отчетности.
29. Прием и взимание налогов производят:
а) сборщики налогов;
б) налоговые органы;
в) сборщики налогов и налоговые органы.
30. Обязанности контролировать правильность исчисления и полноту уплаты некоторых налогов, информировать налоговые органы о фактах, существенных для налогообложения, возложены на:
а) судей;
б) нотариусов;
в) организации и лица, регистрирующие имущество.
Список рекомендуемой литературы
1. Витрянский В.В., Герасименко С.А. Налоговые органы, налогоплательщик и гражданский кодекс.— М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1995.
2. Витрянский В.В. Парадоксы нормотворчества/УЭкономика и жизнь.— 1996-№48.
3. Гриценко В.В. Гражданин как субъект налогового права в Российской Федерации.— Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 1997.
4. Карасева М.В. Финансовое правоотношение.— Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 1997.
5. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный, расширенные/Под ред. А.В. Брызгалина.— М.: Аналитика-Пресс, 1999.
6. Курбатов А.Я. Основные формы взаимодействия гражданского и налогового законодательства//Хозяйство и право.— 1996.— № 6.
7. Химичева Н.И. Налоговое право: Учебник.— М.: Издательство ВЕК, 1997.
8. Щёкин Д.М. Налоговые последствия недействительных сделок. В сб.:
Ваш налоговый адвокат.— 1999.— № 2 (8).
Дата: 2019-02-19, просмотров: 236.