ДИАГРАММА КООПЕРАЦИИ (COLLABORATION DIAGRAM)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, МЕХАНИКИ И ОПТИКИ

Кафедра компьютерных образовательных технологий

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема:     Проектирование ИС для публикации и комментирования статей        

Работу выполнила Пантюшина Таисия Владимировна   группы 135

                                                                         (фамилия, имя, отчество)                                                    (номер группы)

Руководитель                  Штенников Дмитрий Геннадьевич             

                                                                      (фамилия, имя, отчество)

Работа защищена "        "                                                           2017 г.

c оценкой                                                                                                  

Подписи членов комиссии:                                                                         

                                                                                                    

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 2017

 



Оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ.. 3

РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.. 4

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 19

Список использованных источников. 20

ПРИЛОЖЕНИЕ.. 21

 

 


 


ВВЕДЕНИЕ

 

Согласно заданию, в курсовой работе на тему  «Проектирование ИС для публикации и комментирования статей»  по дисциплине «Основы проектирования  ИС»,  необходимо спроектировать ИС на основе парадигмы объектного моделирования UML, осуществляющую ввод и комментирование информации различными пользователями.

Данная тема является актуальной в рамках указанной выше дисциплины, т.к. UML - язык графического описания для объектного моделирования в области разработки программного обеспечения, моделирования бизнес-процессов, системного проектирования и отображения организационных структур. Таким образом,  он позволяет максимально точно продемонстрировать все необходимые элементы будущей ИС, сделать это систематизированно и наглядно. Графическое описание – максимально удобный вариант представления для крупного объема данных. К тому же он поддерживает все стандартные обозначения для объектов, чтобы все участники проекта могли «говорить на одном языке» и понимать друг друга.

UML отлично подходит для определения, визуализации, проектирования и документирования программных систем. UML не является языком программирования, но на основании UML-моделей возможна генерация кода, что делает его практически идеальным для разработки ИС.

UML удобен тем, что позволяет описать систему практически со всех возможных точек зрения и разные аспекты поведения системы. Кроме того, он объектно-ориентирован, в результате чего методы описания результатов анализа и проектирования семантически близки к методам программирования.

 

 

 РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

Поскольку тема проекта - Проектирование ИС для публикации и комментирования статей, за основу был взят сервис Google Blogger, который позволит более полно рассмотреть все возможности публикации и комментирования.

Для того, чтобы охватить все необходимые аспекты и грани этого сервиса, необходимо построить некоторые диаграммы, а именно:

· Диаграмма вариантов использования (use-case)

· Модель анализа (class diagram)

· Диаграмма кооперации (collaboration diagram)

· Диаграмма классов проектирования (class diagram)

· Диаграмма последовательности (sequence diagram)

 

Первым делом необходимо построить диаграмму вариантов использования. Она отражает   отношения между актёрами и прецедентами (сервисы, которые система предоставляет акторам). Диаграмма use-case нужна, прежде всего, для описания функциональности и поведения, позволяющее заказчику, конечному пользователю и разработчику совместно обсуждать проектируемую или существующую систему. Таким образом, она является наиболее универсальной для того, чтобы на ней поместить все первоначальные имеющиеся данные  для дальнейшей комфортной работы с ними.

Мною была проанализирована система и структура веб-сервиса Google Blogger.

 И на основании этого получена следующая диаграмма вариантов использования (рис. 1):

Рисунок 1  - Фрагмент Use-case №1

Рисунок 2  - Фрагмент Use-case №2

 

Таким образом, на диаграмме видно, что в сервисе GoogleBlogger представлено 2 актера - Блоггер и читатель, они находятся в особом отношении – отношении обобщения, то есть блоггер может быть представлен читателем.

У блоггера собрано множество вариантов использования, а именно:

· Создать блог

· Зарегистрироваться

· Добавление поста

· Авторизоваться

· Редактировать блог

· Работа с комментариями

· Работа с дизайном

· Редактировать блог

· Посмотреть статистику

Каждый из этих вариантов использования включает в себя включенные или расширяемые варианты использования более подробного уровня.

 


 


МОДЕЛЬ АНАЛИЗА

Такой тип использования моделей один из самых важных, например, потому что так используются модели, которые получаются в результате анализа предметной области. Концептуальные модели довольно стабильны: если не меняется предметная область, то нет нужды менять и модель.

Модель анализа представлена графическим классом, имеет 3 вида элементов (Boundary, Vgon Control, Entity) и связи между ними.

Рисунок 3  - Модель анализа – Авторизация

На рисунке 3 показано, что представляет из себя модель анализа для процесса Авторизация. Блоггер проходит на форму авторизации, после чего идет проверка введенного логина и пароля. Эта информация передается на сверку с бд. Далее необходимо свериться с бд пользователей (которая включает в себя бд паролей и бд логинов), также ведется трекинг входов в систему. После сверки информации идет отбивка на бд, после этого выводится форма правильности введенных данных – подтверждение регистрации.

 

Рисунок 4  - Модель анализа - Работа со значком

Данная модель анализа демонстрирует работу со значком блога. В данном случае у блоггера появляются варианты работы – добавить значок или изменить его. Для каждого варианта действия существует соответствующая форма и действие. После этого происходит связь с бд для сохранения изменений в бд значков. После успешного выполнения идет отбивка к бд и появляется форма подтверждения изменений.

 

Рисунок 5  - Модель анализа - Редактирование блога

Представленная модель анализа иллюстрирует возможности изменения блога существующего. Форма поддерживает следующие возможности: редактировать название, редактировать дизайн, редактировать автора, редактировать адрес блога. После выборы изменений происходит связь с бд. Каждый элемент – название, автор, дизайн или адрес – хранится в своей бд. При успешном изменении и связи с бд появляется форма подтверждения редактирования элементов блога.

Все подобные модели отнесены к Приложению

 


 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Мною было разработано множество диаграмм для Информационной Системы. Каждая из них позволяет взглянуть на проектирование под разным углом, что является очень ценным при разработке проекта, ведь различным специалистам при разработке тех или иных модулей требуется разный взгляд на общее задание.

Представленные диаграммы, разработанные на графическом языке UML, точно демонстрируют все необходимые элементы будущей ИС, делают это систематизировано и наглядно.

Таким образом, можно сделать вывод, что цели, поставленные в начале проекта, были выполнены, планы реализованы, получен положительный конечный результат.

 


 


ПРИЛОЖЕНИ Е



ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, МЕХАНИКИ И ОПТИКИ

ЗАДАНИЕ НА КУРСОВОЙ ПРОЕКТ (РАБОТУ)

Студент                  Пантюшина Таисия Владимировна                              

                                                                                                (Фамилия, И., О.)

Кафедра Компьютерных образовательных технологий Группа 135

Руководитель Штенников Д.Г., СПб НИУ ИТМО, кафедра КОТ, доцент  

                                                                                   (Фамилия, И., О., место работы, должность)

Дисциплина     Основы Проектирования Информационных Систем

Наименование темы Проектирование ИС для публикации и комментирования статей

Задание Спроектировать Информационную Систему на основе парадигмы объектного моделирования UML , осуществляющую ввод и комментирование информации различными пользователями. Оформить пояснительную записку.

Студент                                                    Дата «_____» ___________________2017г.

                                          Подпись                                                                                           Дата

Руководитель                                                    Дата «_____» ___________________2017 г.                                                    Подпись                                                                                                   Дата


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, МЕХАНИКИ И ОПТИКИ

КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Студент                  Пантюшина Таисия Владимировна                              

                                                                                                (Фамилия, И., О.)

Кафедра Компьютерных образовательных технологий Группа135

Руководитель Штенников Д.Г., СПб НИУ ИТМО, кафедра КОТ, доцент  

                                                                                   (Фамилия, И., О., место работы, должность)

Дисциплина      Основы Проектирования Информационных Систем

Наименование темы Проектирование ИС для публикации и комментирования статей

П/п

Показатели

Оценка

5 4 3 0 1. Способность к работе с литературными источниками, справочной литературой, Интернет-ресурсами и т. п. 2. Использование иностранных источников 3. Способность к анализу и обобщению информационного материала 4. Владение базовыми знаниями в профессиональной области 5. Владение базовыми знаниями в смежных областях 6. Владение навыками решения технических задач 7. Способность применять знания на практике 8. Уровень и корректность использования в работе методов численного моделирования, инженерных расчетов и статистической обработки данных 9. Владение навыками использования современных пакетов компьютерных программ и технологий 10. Владение навыками оформления отчетных материалов с применением современных пакетов программ 11. Качество оформления пояснительной записки (общий уровень грамотности, стиль изложения, качество иллюстраций, корректность цитирования и пр.**) 12. Качество оформления презентации 13. Владение навыками публичного выступления и межперсональной коммуникации 14. Владение навыками планирования и управления временем при выполнении работы

Итоговая оценка

* - не оценивается (трудно оценить)

** согласно рекомендациям

                                                      

Отмеченные достоинства:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Отмеченные недостатки:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Заключение:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

Студент                                                    Дата «_____» ___________________2017 г.

                                          Подпись                                                                                     Дата

Руководитель                                                   Дата «_____» ___________________2017 г.

                                          Подпись                                                                                           Дата


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, МЕХАНИКИ И ОПТИКИ

Цели и задачи работы

                                                 Сформулированы при участии студента     

                                                 Предложены студентом

                                                 Определены руководителем

                                                     

Задачей данного курсового проекта является проектирование информационной системы на основе парадигмы объектного моделирования UML , осуществляемой ввод и комментирование информации различными пользователями.

2. Характер работы       Расчет                        Конструирование

                                                 Моделирование        Другое,   разработка                             

 Работа носит теоретический характер.                                                                                                                                                                         

3. Содержание работы   Работа состоит из 4х разделов; Введение, расчетно-графическая часть, модель анализа, заключение. В каждом разделе приведено подробное описание проделанной работы                                                                                                                                                                   

Выводы

 По результатам выполнения курсовой работы удалось спроектировать Информационную Систему, включающую в себя все необходимые сведения и возможности. Содержит большое количество наглядного материала.                                                                                            

Студент                                                    Дата «_____» ___________________2017 г.

                                          Подпись                                                                                           Дата

Руководитель                                                    Дата «_____» ___________________2017 г

                                          Подпись                                                                                           Дата


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, МЕХАНИКИ И ОПТИКИ

Наименование этапа

Дата завершения

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, МЕХАНИКИ И ОПТИКИ

Кафедра компьютерных образовательных технологий

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема:     Проектирование ИС для публикации и комментирования статей        

Работу выполнила Пантюшина Таисия Владимировна   группы 135

                                                                         (фамилия, имя, отчество)                                                    (номер группы)

Руководитель                  Штенников Дмитрий Геннадьевич             

                                                                      (фамилия, имя, отчество)

Работа защищена "        "                                                           2017 г.

c оценкой                                                                                                  

Подписи членов комиссии:                                                                         

                                                                                                    

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 2017

 



Оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ.. 3

РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.. 4

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 19

Список использованных источников. 20

ПРИЛОЖЕНИЕ.. 21

 

 


 


ВВЕДЕНИЕ

 

Согласно заданию, в курсовой работе на тему  «Проектирование ИС для публикации и комментирования статей»  по дисциплине «Основы проектирования  ИС»,  необходимо спроектировать ИС на основе парадигмы объектного моделирования UML, осуществляющую ввод и комментирование информации различными пользователями.

Данная тема является актуальной в рамках указанной выше дисциплины, т.к. UML - язык графического описания для объектного моделирования в области разработки программного обеспечения, моделирования бизнес-процессов, системного проектирования и отображения организационных структур. Таким образом,  он позволяет максимально точно продемонстрировать все необходимые элементы будущей ИС, сделать это систематизированно и наглядно. Графическое описание – максимально удобный вариант представления для крупного объема данных. К тому же он поддерживает все стандартные обозначения для объектов, чтобы все участники проекта могли «говорить на одном языке» и понимать друг друга.

UML отлично подходит для определения, визуализации, проектирования и документирования программных систем. UML не является языком программирования, но на основании UML-моделей возможна генерация кода, что делает его практически идеальным для разработки ИС.

UML удобен тем, что позволяет описать систему практически со всех возможных точек зрения и разные аспекты поведения системы. Кроме того, он объектно-ориентирован, в результате чего методы описания результатов анализа и проектирования семантически близки к методам программирования.

 

 

 РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

Поскольку тема проекта - Проектирование ИС для публикации и комментирования статей, за основу был взят сервис Google Blogger, который позволит более полно рассмотреть все возможности публикации и комментирования.

Для того, чтобы охватить все необходимые аспекты и грани этого сервиса, необходимо построить некоторые диаграммы, а именно:

· Диаграмма вариантов использования (use-case)

· Модель анализа (class diagram)

· Диаграмма кооперации (collaboration diagram)

· Диаграмма классов проектирования (class diagram)

· Диаграмма последовательности (sequence diagram)

 

Первым делом необходимо построить диаграмму вариантов использования. Она отражает   отношения между актёрами и прецедентами (сервисы, которые система предоставляет акторам). Диаграмма use-case нужна, прежде всего, для описания функциональности и поведения, позволяющее заказчику, конечному пользователю и разработчику совместно обсуждать проектируемую или существующую систему. Таким образом, она является наиболее универсальной для того, чтобы на ней поместить все первоначальные имеющиеся данные  для дальнейшей комфортной работы с ними.

Мною была проанализирована система и структура веб-сервиса Google Blogger.

 И на основании этого получена следующая диаграмма вариантов использования (рис. 1):

Рисунок 1  - Фрагмент Use-case №1

Рисунок 2  - Фрагмент Use-case №2

 

Таким образом, на диаграмме видно, что в сервисе GoogleBlogger представлено 2 актера - Блоггер и читатель, они находятся в особом отношении – отношении обобщения, то есть блоггер может быть представлен читателем.

У блоггера собрано множество вариантов использования, а именно:

· Создать блог

· Зарегистрироваться

· Добавление поста

· Авторизоваться

· Редактировать блог

· Работа с комментариями

· Работа с дизайном

· Редактировать блог

· Посмотреть статистику

Каждый из этих вариантов использования включает в себя включенные или расширяемые варианты использования более подробного уровня.

 


 


МОДЕЛЬ АНАЛИЗА

Такой тип использования моделей один из самых важных, например, потому что так используются модели, которые получаются в результате анализа предметной области. Концептуальные модели довольно стабильны: если не меняется предметная область, то нет нужды менять и модель.

Модель анализа представлена графическим классом, имеет 3 вида элементов (Boundary, Vgon Control, Entity) и связи между ними.

Рисунок 3  - Модель анализа – Авторизация

На рисунке 3 показано, что представляет из себя модель анализа для процесса Авторизация. Блоггер проходит на форму авторизации, после чего идет проверка введенного логина и пароля. Эта информация передается на сверку с бд. Далее необходимо свериться с бд пользователей (которая включает в себя бд паролей и бд логинов), также ведется трекинг входов в систему. После сверки информации идет отбивка на бд, после этого выводится форма правильности введенных данных – подтверждение регистрации.

 

Рисунок 4  - Модель анализа - Работа со значком

Данная модель анализа демонстрирует работу со значком блога. В данном случае у блоггера появляются варианты работы – добавить значок или изменить его. Для каждого варианта действия существует соответствующая форма и действие. После этого происходит связь с бд для сохранения изменений в бд значков. После успешного выполнения идет отбивка к бд и появляется форма подтверждения изменений.

 

Рисунок 5  - Модель анализа - Редактирование блога

Представленная модель анализа иллюстрирует возможности изменения блога существующего. Форма поддерживает следующие возможности: редактировать название, редактировать дизайн, редактировать автора, редактировать адрес блога. После выборы изменений происходит связь с бд. Каждый элемент – название, автор, дизайн или адрес – хранится в своей бд. При успешном изменении и связи с бд появляется форма подтверждения редактирования элементов блога.

Все подобные модели отнесены к Приложению

 


 


ДИАГРАММА КООПЕРАЦИИ (COLLABORATION DIAGRAM)

Эта диаграмма предназначена для описания поведения системы на уровне отдельных объектов, которые обмениваются между собой сообщениями, чтобы достичь нужной цели или реализовать некоторый вариант использования.

С точки зрения аналитика или архитектора системы в проекте важно представить структурные связи отдельных объектов между собой. Такое представление структуры модели как совокупности взаимодействующих объектов и обеспечивает диаграмма кооперации.

 

Рисунок 6  - Диаграмма кооперации – Авторизация

На рисунке 6 представлена диаграмма кооперации для процесса Авторизация. Она построена на основе модели анализа, однако является более подробной. Главное отличие – наличие сообщений, в которых содержится информация, данные, передаваемые между теми или иными объектами. Также благодаря стрелкам направленности точно видно, в каком направлении происходит процесс. Например, стрелка 1 демонстрирует попытку пользователя авторизоваться. На форме авторизации пользователь вводит логин и пароль, они соответствуя стрелкам 2 и 3 переходят на проверки логина и пароля. Из проверщиков данные (стрелки 4 и 5) переходят на связь с бд. Далее необходимо проверить введенные данные на наличие соответствий в бд логинов и паролей. Также уходит информация для хранения в трекинге входов. После связи с бд (стрелка 14) подтверждается соответствие логина и пароля. Выводится форма правильности введенных данных и пользователь получает уведомление об успешной авторизации.

 

Рисунок 7  - Диаграмма кооперации - Работа со значком

На рисунке 7  показана диаграмма кооперации при работе со значком. На ней видно, что основные данные, предаваемые в этом процессе – информация о значке, запросы на изменение значка, необходимость связи с бд для проверки, подтверждение сохранения и уведомление о сохранении изменений.

 

 

Рисунок 8  - Диаграмма кооперации - Редактирование блога

На рисунке 8 представлена диаграмма кооперации для процесса Редактирование блога. Информация о редактировании попадает на форму редактирования. Затем, в зависимости от вида изменения,  данные попадают в различные фрагменты:

- информация об изменении дизайна – к редактированию дизайна,

- информация об изменении автора – к редактированию автора,

- информация об изменении названия – к редактированию названия,

- информация об изменении адреса – к редактированию адреса.

Однако все они потом обращаются к бд, но позже расходятся каждый к своей бд. Обратно от бд получается информация в сообщениях о проверке наличия изменений в бд. После внесения всех изменений выводится форма подтверждения изменений и уведомление о сохранении изменений.

Все подобные модели отнесены к Приложению.

 


 


Дата: 2018-12-28, просмотров: 379.