Гуманизация педагогического процесса в ДОУ: направления, характеристика, личностно-ориентированной модели взаимодействия воспитателя с детьми
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Процесс становления Человека сложен и многогранен.

Дошкольный возраст – яркая неповторимая страница в жизни каждого человека.

Дошкольный возраст – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.

Дошкольное обучение – начальная ступень образования нашего общества.

Главное заключается в том, чтобы взрослый человек привил своему ребенку один принцип: твоя свобода, то, что разрешено тебе, не должно ущемлять свободу другого.

Показателями индивидуальной свободы выступают:

· активность;

· динамичность;

· самоопределение;

· самоорганизация;

· умение управлять своими психическими процессами

Для воспитания Человека нового поколения, необходимо создание дошкольных учреждений способных осуществлять обогащенное (т.е. с превышением стандарта) развитие детей по всем ведущим линиям: физическое, познавательное, художественно-эстетическое, социально-нравственное

В основе концепции развития ДОУ как модели дошкольного образовательного учреждения лежит гуманизация и социализация образовательного процесса.

Приоритеты социализации определены Законом РФ «Об образовании»:

· гуманизация и гуманитаризация образования;

· социально-педагогическая защита детства;

· гражданское воспитание;

· воспитание поколений, способных к переустройству общественной жизни, производства, сохранению и приумножению культуры, экологии, правопорядка.

Задачи целенаправленной социализации, организатором которой является педагог:

· естественно-культурные, связаны с достижением на каждом возрастном этапе определенного уровня физического, полового развития;

· социально-культурные – это познавательные, морально-нравственные, целостно-смысловые задачи;

· социально-психологические, связанные со становлением самосознания личности, ее самоопределением и самоутверждением;

· социально-оздоровительные – это воспитательно-оздоровительная и организационно-педагогические задачи.

Соответственно этой политике меняется тип образования. Вместо информационно-знаниевого складывается тип образования, ориентированный на развитие личности, ее индивидуальности, удовлетворение ее образовательных, духовных, культурных и жизненных потребностей, то есть формируется личностно-ориентированный тип образования.

Гуманистические тенденции образования смещают акцент с понимания роли знаний в образовательном процессе. ЗУНы сегодня являются средством развития ребенка, его ума, мыслительных процессов, познавательной активности, свободы в выборе способов достижения цели, эмоционального равновесия, самостоятельности в решении конфликтных ситуаций. ЗУНы призваны развить ядро умственных способностей ребенка и эмоциональную отзывчивость при передаче собственного отношения к действительности.

Гуманистическая функция образования способствовала обновлению педагогических технологий. Гуманистические технологии ставят воспитателей в позицию творчества и рефлексии, освоения способов индивидуального проектирования своей деятельности. Личностно-ориентированные технологии призваны раскрыть индивидуально-творческий потенциал ребенка, стимулировать его творческую активность.

Обогащение содержания образовательного процесса идет за счет освоения новых гуманистических технологий.

В нашем дошкольном учреждении нет группы для дошкольников с нарушением речи и нарушением опорно-двигательного аппарата.

В связи с этим возникает проблема, заключающаяся в создании условий, способствующих полноценному развитию ребенка, организации ему помощи, в сохранении и развитии его физического, психического и душевного здоровья с использованием различных методов реабилитации.

Следовательно, актуальность проблемы для нашего ДОУ заключается в теоретической разработке здоровье сберегающей программы, а также взаимообогащение содержания учебно-воспитательного и коррекционно-реабилитационного процессов, что обусловило продолжение работы в проблеме.

Понятие «личностно-развивающая среда» активно используется в современной гуманистической педагогике. Оно отражает человеческое, предметное, экологическое, природное окружение человека.

Среда должна стать: жизненным пространством для ребенка, где он как свободный субъект своей деятельности должен иметь свободу выбора средств для саморазвития, обучаясь планировать свою деятельность и передавать свое активное, преобразующее отношение к действительности.

В среде каждый ребенок без особых усилий должен найти применение своим творческим способностям, удовлетворить свои интересы и любознательность, найти импонирующую ему среду общения.

Среда, как универсальный механизм социализации ребенка выполняет защитную, регулятивную функции. Основными требованиями к среде являются создание атмосферы, в которой будут господствовать гуманные отношения, доверие, безопасность, возможность личностного роста, эмоциональное созвучие и др. В ней должны быть заложены возможности для самореализации свободы, творчества, эстетического и нравственного развития, получения наслаждения от совместных действий и общения, от жизнедеятельности в целом.

Это требует не только создания в ДОУ специально-организованной развивающей предметной среды, но и обеспечение психологической комфортности воспитанников, которая предполагает снятие, по возможности, стрессообразующих факторов воспитательного процесса, создание атмосферы педагогического оптимизма, ориентацию на успех и мотивацию успешности. Высокая требовательность к воспитаннику должна органически сочетаться с уважением его человеческого достоинства.

В течение всей жизни человек нуждается в том, чтобы его понимали, и чтобы он понимал других. Это становится условием его существования и развития. Подлинной ситуацией развития становится живая общность людей, называемая событием.

Отношение, как устойчивое личностное образование, определяет личность как носителя гуманистических ценностей. Устанавливая контакт с ребенком, наполняя общение соответствующим содержанием, взрослый во многом определяет развитие личности воспитуемого. Воспитатель должен увидеть ребенка таким, какой он есть «внутри себя», каким знает себя «только он сам».

Это направление должно найти свое отражение в ценностных гуманистических ориентациях педагогов ДОУ.

Все это требует от педагогов развитой педагогической рефлексии, способности строить педагогический процесс по модели субъект-субъектного взаимодействия с ребенком на основе диагностики. Каждый ребенок развивается в своем темпе, задача воспитателя – бережно относиться к этому процессу, создавать условия для его естественно индивидуального личностного роста.

Побуждение к творчеству и активности ребенка, положительная эмоциональная окраска всей деятельности, предоставление свободы выбора объекта труда, при наличии необходимой коррекции, справедливая оценка, поддерживающая усилия ребенка – все это должно быть обязательным элементом профессионального общения воспитателя с детьми. Воспитатель, ориентирующийся на инновационную созидательную деятельность, в своем взаимодействии с воспитанниками, должен представлять себе, что в основе ее лежат отношения к воспитаннику, влияние на него, возможность убедить его, пробудить к действию, и, наконец, учитывать перспективу развития.

Основная роль в процессе гуманизации ДОУ отводится воспитателю – главному действующему лицу, выступающему в роли «агента» для ребенка.

Администрация ДОУ должна обеспечивать условия для проявления педагогами активности, побуждать их к профессиональной рефлексии, а не давать готовые формы и способы организации педагогического процесса. Гуманная миссия педагога заключается в смягчении социальной напряженности, восстановления душевного равновесия ребенка. Современный педагог – это свободная, творческая личность, обладающая развитым научно-педагогическим мышлением, способная к самоопределению и самоидентификации в мире культуры.

В настоящее время многие педагоги детского сада понимают значение педагогической диагностики и связывают необходимость овладения ею с результативностью педагогического процесса.

Это позволяет грамотно оценивать уровень индивидуального развития ребенка, установить связи педагогических явлений, оценивать влияние нововведений на развитие тех или иных сторон личности, ее интеллектуальное развитие.

Гуманистическая система воспитания предполагает реализацию идей педагогики сотрудничества всех взрослых, участвующих в воспитательно-образовательном процессе, включая родителей.

Возрастная податливость к воздействиям членов семьи, подчиненность их к контролю, способствует ранней идентификации ребенка с родителями. Он оценивает себя по меркам взрослых, примеряет их стандарты к своей деятельности. Учитывая, что при идентификации с членами семьи ребенок не только подражает их действиям, но и становится их «социальным портретом». Концепция нашего ДОУ предусматривает строить отношения с семьей с учетом прав ребенка и ответственности взрослых за развитие и воспитание детей.

Таким образом, гуманизация и социализация современного образования изменяют модель образовательного и воспитательного процесса в ДОУ, придав ему личностно-ориентированный характер. Идеи гуманизации и социализации определили цель, задачи, содержание деятельности ДОУ.

Цель и задачи.

Основная цель заключается в создании условий для развития образа «Я» ребенка, гармоничном становлении его ценностно-смысловых и ценностно-эмоциональных отношений с окружающим миром, охране и укреплении его физического и психического здоровья.

Основные задачи:

· охрана жизни и здоровья ребенка;

· создание условий для формирования основ физической культуры через развитие двигательной активности;

· развитие интеллектуально-ценностных способностей, заключающихся в освоении системы представлений о мире и способов познания окружающего, как предпосылки к начальному образованию;

· формирование основ экологического образования через постижение природно-образовательных связей живого и неживого растительного мира, человека и природы;

· развитие потребности в художественно-эстетической деятельности и изучении истории культуры региона, в котором проживает ребенок;

создание условий для эмоционального благополучия ребенка в процессе совместной деятельности и общении: ребенок – ребенок, ребенок – педагог.

7. Сущность воспитания, особенности воспитания.

Определение 1

Воспитание есть основополагающая категория педагогики, являющаяся базисом для обеспечения основного пласта формирования личности.

При этом специфика воспитания заключается в том, что воспитательному воздействию подвержены все люди, независимо от уровня развития, и они же воздействуют сами. Педагогика призвана упорядочить этот процесс, сделать его безопасным и эффективным. Рассмотрим детально, в чем заключена сущность воспитания, его особенности и предназначение.

Сущность воспитания

Определение 2

Воспитание – это процесс в педагогике, заключающийся в осмысленном целенаправленном формировании личности. При этом обучение и воспитание в образовательном учреждении и в семье неразрывно связаны между собой.

Воспитательный процесс подвержен влиянию внешней среды, социального окружения воспитуемого. Психологическая сторона воспитания заключена в переводе ребенка из одного состояния в другое, а результатом воспитания является перевод внешнего опыта и знаний, ценностей и норм в личностные установки и, соответственно, поведение. Воспитание призвано сформировать психологическую структуру личности (рисунок 1

).

Рисунок 1

Определение 3

Сущность воспитания с точки зрения педагогики – это оптимальная организация взаимодействия педагогов и их подопечных, формирование и стимулирование активности воспитуемых по приобретению ими социального и духовного опыта, ценностей и опыта отношений.

Особо необходимо акцентировать внимание на активности познавательной деятельности объекта воспитания, что можно назвать личностно-деятельным подходом к воспитанию. Он получил широкое распространение в отечественной теории воспитания.

Определение 4

Современная теория заключает в себе мысль, что воспитательный процесс — это не столько прямое воздействие, сколько социальное взаимодействие между педагогом и воспитуемым.

Эффективность деятельности педагога оценивается по качественным изменениям сознания и поведения ребенка.

Можно выделить базовые категории, определяющие существующую российскую концепцию воспитания:

· взаимодействие;

· сотрудничество;

· воспитательные отношения;

· педагогическая ситуация;

· социальная обстановка.

Многообразие факторов с одной стороны обеспечивает воспитательному процессу многогранность, насыщенность и эффективность, с другой стороны делает его более сложным. Соблюдением большого количества условий труднее управлять, поскольку имеет место стихийность и негативное влияние внешней среды. Можно привести в качестве примера разного рода СМИ, опосредованно влияющие на обучающий и воспитательный процессы.

Назначение воспитания

Современная педагогика ставит перед собой большое количество задач, учитывающих все аспекты воспитания:

· формирование полноценной, всесторонне развитой личности;

· внедрение и закрепление в структуре личности социально приемлемых, культурных норм поведения и жизнедеятельности;

· внедрение и закрепление в структуре личности нравственных и эстетических качеств;

· обеспечение наличия факторов, способствующих развитию воли, целеустремленности, осознанности и эмоциональной устойчивости личности;

· приобщение воспитуемого к научным, историческим, культурным ценностям и достижениям общества;

· воспитание патриотической личности согласно потребностям государства;

· распознавание и развитие индивидуальных способностей, склонностей и потребностей человека в разных сферах;

· формирование среды, способствующей реализации различных видов познавательной деятельности в целях расширения мировоззрения, повышения уровня образованности и культурного опыта;

· развитие адаптивной способности личности в отношении изменяющихся условий социальной, политической и культурной жизни общества.

Особенности воспитания

Определение 5

Воспитание – это растянутый во времени, непрерывный процесс, в заключительной своей фазе переходящий в стадию самовоспитания. Отличительными особенностями воспитания являются отсроченность его результата и разница в существующих оценках.

Многое здесь находится в зависимости от факторов, влияющих на личность воспитанника, а также его изначальных внутренних ресурсов.

Задачи воспитательного процесса качественно реализовываются лишь при понимании и решении содержательных вопросов воспитания.

Определение 6

Содержание воспитания – это комплекс знаний и навыков, установок и личностных качеств, поведенческой составляющей и идеологических взглядов.

Все перечисленное и есть цель воспитательного процесса.

Воспитание – процесс разносторонний, многозадачный и многоуровневый; он учитывает все стороны жизнедеятельности и имеет особенности согласно своей направленности:

1. Формирование глобального мышления, научного мировоззрения включает в себя развитие установок и взглядов, доступное лишь личности с развитым мышлением и осознанностью. Недостаточно просто передать человеку знания, необходимо научить его в дальнейшем самостоятельно развивать свой интеллект, реализовывать способности к анализу и исследованию.

2. Гражданское воспитание предполагает привитие человеку чувства сопричастности к своей родине, уважение к своей стране и ее истории, патриотичной настроенности, а также культуры поведения в межнациональном социуме.

3. Нравственное воспитание тесно взаимосвязано с социализацией личности. Воспитательный процесс содержит в себе обучение личности социально приемлемым нормам поведения (в конкретном социуме); привитие ей культурных ценностей, обычаев, правил; выработку адекватного отношения к обществу, другим людям, природе. Основой нравственного воспитания является гуманность, подразумевающая развитие в личности таких навыков как сочувствие, отзывчивость, терпимость, уважение чужого выбора и особенностей других людей. Здесь крайне важно, чтобы педагог сам являл собой достойный пример нравственности. Нравственное воспитание получает свою реализацию через коллективное взаимодействие, открытое и свободное обсуждение вопросов и сложных ситуаций. Такая деятельность способствует формированию у детей собственной нравственной позиции.

4. Трудовое воспитание. Ранее это направление было основой советского общества, в современных же условиях оно отошло на задний план как в учреждениях образования, так и в системе семьи. Трудовое воспитание имеет своей целью формирование ответственности, мотивации к прикладному использованию полученных знаний.

5. Эстетическое воспитание развивает творческую сторону мышления, создает условия для формирования духовных ценностей. Личности прививается способность к эмоциональному отклику на искусство и пониманию его.

6. Физическое воспитание способствует формированию целостной личности, имеющей навык заботы о своем здоровье и положительное отношение к двигательной активности, что, несомненно, отражается и на результатах умственной деятельности.

Верно организованный процесс воспитания включает в себя как прямую, так и обратную связь: от воспитателя к воспитуемому и наоборот, и это чрезвычайно важный аспект педагогической деятельности. Такой способ взаимодействия дает возможность учитывать индивидуальные особенности воспитанников и подбирать эффективные методы работы.

8. Закономерности и принципы воспитания .

Продуктивность воспитания во многом зависит от знания воспитателем его закономерностей и принципов.

Под закономерностями воспитания понимаются устойчивые, повторяющиеся и существенные связи воспитательного процесса, реализация которых позволяет добиваться требуемых результатов в развитии людей, трудовых коллективов и оказывать воспитывающее воздействие на весь уклад трудовой деятельности.

Знание закономерностей воспитательного процесса необходимо по целому ряду причин:
во-первых, человек подчинен системе естественных законов, которые действуют объективно в конкретных условиях. Благодаря знанию закономерностей воспитательного процесса можно создать условия, при которых воспитание будет протекать в соответствии с действием объективных законов (систем законов), а не вопреки им. И напротив, игнорирование законов неизбежно приводит к обострению противоречий, повторению ошибок и нелогичности в воспитании людей;
во-вторых, знание и учет закономерностей позволяет постигать суть движения от устаревших представлений к новым, освобождаться от стереотипов и утверждать продуктивную практику воспитательной работы. Эффективную модель воспитания можно создать и воспользоваться ею только на основе знания основных закономерностей, выделения социально значимых составляющих;
в-третьих, уяснение и учет закономерностей могут создать предпосылки для прогнозирования изменений в системе воспитательной работы, осуществление которых обеспечивает ее оптимизацию. Это также позволяет добиваться эффективного управления воспитанием со стороны руководителя.

В воспитательном процессе в числе других закономерностей можно выделить несколько основных закономерностей воспитания.

Обусловленность целей и задач воспитательной работы конституционными, мировоззренческими, нравственно-этическими ориентирами и позициями, правовыми рамками трудовой деятельности. В этой закономерности отражена социальная детерминированность воспитания, являющегося важнейшей функцией государства, которая реализуется в учреждении, на производстве. Ее требования исходят из сущности принадлежности работников к государственному институту, в рамках которого они занимаются социально значимым трудом. И все государственно-значимые ценности – это ценности работника, а государственные задачи – его задачи. В связи с этим основные руководящие линии воспитательной работы должны исходить от государственных структур.

2. Зависимость результатов воспитания не только от воспитательной деятельности, но и от реальных условий, характера взаимодействия с ними в конкретных процессах и ситуациях. В соответствии с данной закономерностью организатор воспитательного процесса должен обеспечивать нормальные условия жизни и деятельности человека. Это предполагает наилучшее удовлетворение всего комплекса потребностей, которое возможно в реальной ситуации. В этих целях требуются координация и взаимодействие воспитательных, организационных и обеспечивающих мер. Особое внимание важно уделять сочетанию воспитания и обучения.

3. Процесс развития личности приобретает оптимальный характер, если учащийся выступает субъектом обучения. Только в условиях полноправного учебного сотрудничества и взаимодействия возможно гармоничное развитие личности. Педагог не воспитывает, а актуализирует, стимулирует стремление учащегося к саморазвитию, создает условия для его личностного роста.

Учет закономерностей воспитательной работы осуществляется путем соблюдения ряда принципов. Важно обеспечить разумное сочетание традиционных принципов воспитания с новыми, которые выдвигаются в рамках новых выявленных закономерностей, проявляющихся в современной практике государственного строительства и жизнедеятельности конкретного коллектива.

Принципы воспитания – это исходные педагогические положения, служащие нормами для педагога как воспитателя. В своей совокупности они определяют направленность, содержание, организацию и методику воспитательного процесса в учреждении.

В принципах воспитания сконцентрированы и обобщены многолетний опыт воспитания людей и результаты научных исследований. Как и принципы обучения, принципы воспитания объективны по содержанию, но субъективны по форме своего существования, поэтому знание принципов воспитания, закономерностей воспитательного процесса, которые они отражают, позволяет педагогу сознательно и творчески решать задачи воспитания людей, систематизировать и упорядочивать свою деятельность, осуществлять ее педагогически обоснованно, с тем чтобы уверенно достичь поставленной цели воспитания.

Выбор педагогом принципов воспитания обусловлен его собственным мировоззрением, стилем общения, чертами характера, и от того, какими принципами он руководствуется, зависит эффективность его воспитательной работы с детьми. Следует учитывать, что соблюдение требований одних принципов и пренебрежение другими не способствует качественному решению педагогом воспитательных задач. Нельзя в воспитании людей поступать в одних случаях в соответствии с требованиями принципов, а в других – вопреки им; это снижает эффективность воспитательной работы, а нередко разрушает и весь процесс воспитания. Поэтому залогом успешности этого процесса является системный и комплексный подход к нему.

Основные принципы воспитания можно сгруппировать по различным основаниям:
содержание (например, гармоничное сочетание разных видов воспитания);
организационные принципы (например, воспитание в коллективе, преемственность воспитательных воздействий);
принципы руководства (например, стимулирование социальной активности, сочетание индивидуальных и групповых форм воспитательных воздействий).

Принципы воспитания тесно взаимосвязаны, их требования зачастую исходят одно из другого, обусловливая развивающий эффект воспитания. Совокупность требований принципов воспитания, реализованных в практической деятельности, обеспечивает системный подход руководителя образовательного учреждения к воспитательному процессу, комплексное воздействие на каждого человека и на коллектив в целом. Принципы воспитания обусловливают систему методов воспитания, реализуясь через их практическое применение. Они также тесно связаны и с принципами обучения, обеспечивая тем самым воспитывающий характер обучения и развивающую направленность воспитательного процесса.

9. Понятие цели воспитания. Идеальная и реальная цель воспитания. Целеобразование и целеполагание в педагогике

Цель воспитания - это ожидаемый результат деятельности, направленной на формирование личности человека. Цель выступает мотивом такой деятельности.

Всесторонне развитая гармоничная личность – вот та цель, тот желаемый результат, который с тех пор, как человечество стало задумываться над воспитанием подрастающего поколения, над своим будущим, выступал в качестве ведущей идеи, идеала, к которому стоило стремиться и ради которого стоило жить.

Цель – «воспитание всесторонне развитой личности» - является по сути своей идеальной, нереальной целью воспитания.

Научное обоснование идеальной цели воспитания было дано К.Марксом в его манифесте коммунистической партии. Эта цель явилась целью воспитания на протяжении всех лет советского союза.

История развития общества, изучение закономерностей развития индивида показало, что в равной степени все стороны личности на могут быть развиты.

Идеальная цель нужна, она является ориентиром на возможности человека и помогает сформулировать задачи воспитания в различных направлениях многогранной личности.

Раз существует идеальная цель воспитания, значит есть и реальная цель.

Реальная цель воспитания – цель, которая может быть реализована в конкретном обществе и по отношению к конкретным людям.

В отличие от идеальной цели:

- она не является раз и навсегда заданной

- она носит исторический характер

- она зависит от политики и идеологии государства.

Реальной целью воспитания детей дошкольного возраста является воспитание эмоционально благополучного, разносторонне развитого счастливого ребенка.







Дата: 2018-12-28, просмотров: 458.