YW .2.1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ ДЕТЕЙ
С ДИСГАРМОНИЧЕСКИМ СКЛАДОМ
ЛИЧНОСТИ
Раздел посвящен психологическим особенностям детей и подростков при различных типах дисгармонического развития личности.
Основными задачами данного направления специальной психологии являются:
1) разработка методов, направленных на раннее выявление признаков патохарактерологического развития ребенка;
2) описание «слабых» и «сильных» сторон психосоциального развития детей и подростков при различных вариантах патохарактерологического развития;
3) разработка системы психолого-педагогических методов коррекции и профилактики патохарактерологического развития в детском возрасте.
Когда говорят о различных типах дисгармонического развития личности, о степени отклонения личности от нормального развития, речь идет о патологических типах характера.
Характер (от греч. charakter — отличительная черта, особенность) определяется как совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, проявляющихся в деятельности и общении. Характер является результатом взаимодействия темперамента человека и условий воспитания. Формируясь на базе основных свойств темперамента, однозначно им не предопределяется. Существенный вклад вносит воспитание и формирующийся под его влиянием уровень морального, интеллектуального, эстетического развития человека (Лебединский М.С., Мясищев В. Н., Рубинштейн С. Л. и др.).
Суть различий между характером и личностью хорошо сформулирована Ю. Б. Гиппенрейтер: «...черты характера отражают то, как действует человек, а черты личности — то, ради чего он действует. При этом очевидно, что способы поведения и направленность личности относительно независимы: применяя одни и те Же способы, можно добиваться разных целей и, наоборот, устремляться к одной и той же цели разными способами» {Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. — М., 1988. — С 259).
Характер, его тип самым непосредственным образом обусловливает успешность социализации, выражающейся в различных
359
формах социально-психологической адаптации, вплоть до ее патогенных форм1.
Все попытки построения типологии характеров, возникавшие на стыке психологии и психиатрии, в своей основе имели следующие общие идеи:
• формируясь на протяжении онтогенеза ребенка, характер приобретает все большую устойчивость в своих чертах и поведенческих проявлениях;
• отдельные черты характера образуют устойчивые сочетания, которые определяют психологические типы людей.
Выраженность характера может быть различной: это может быть
средний или «нормальный» характер, выраженный, или акценту
ированный, и патологический. Последний, являясь причиной серь
езных трудностей социально-психологической адаптации, нахо-'
дится под пристальным вниманием не только психологов, но и
психиатров и носит название — психопатия. Психическое разви
тие при психопатии относят к дисгармоническому виду дизонто-
генеза. ''
Выделяют три основные признака психопатии:
1) тотальность патологических черт, т.е. их одинаковое присутствие во всех сферах жизнедеятельности человека;
2) относительная стабильность во времени: малая подверженность изменениям на протяжении жизни человека;
3) социальная дезадаптация человека.
Говоря словами П. Б. Ганнушкина, психопатия представляет собой такие аномалии характера, которые «определяют весь психический облик индивидуума, накладывают на весь его душевный склад свой властный отпечаток... в течение жизни не подвергаются сколь-нибудь резким изменениям и «мешают» приспособиться к окружающей среде».
В детском возрасте, когда характер еще не приобрел своей окончательной системы черт, целесообразно говорить об «акцентуациях» характера (К.Леонгард).
Акцентуация (от лат. accentus — ударение) представляет собой наличие выраженных черт того или иного характера. Это хотя и крайний, но вариант «нормального» характера. Концепция акцентуированных личностей была разработана К.Леонгардом. Им было описано 12 типов акцентуаций, включая смешанный, типичный для подросткового возраста. По мнению К. Леонгарда, в развитых странах более половины населения можно отнести к акцентуированным личностям.
Более подробно о формах детско-подростковой дезадаптации и проблемах психологической коррекции см.: Беличева С.А. Основы превентивной психологии. — М., 1993; Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков / Под ред. С. А.Беличевой. — М., 1999.
360
В случае акцентуаций перечисленные выше три признака психопатии могут отсутствовать полностью, а если они присутствуют, то по отдельности.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 285.