В заключение мы предлагает читателю самостоятельно сформулировать нормы взаимоотношений философии и частных наук. Эти нормы должны представлять собой правила творческого взаимовлияния науки и философии и исключать грубые, некомпетентные вмешательства их «в дела друг друга».
Философская аргументация. Завися от частных наук, философия строит свою аргументацию на основе фактов и теоретических положений этих наук. Существование природы до человека, подтверждаемое всей системой наук о природе, служит аргументом в пользу идеи первичности материи, материальности мира. Совокупность биологических наук, анатомия и физиология высшей нервной деятельности, зоопсихология и психология человека, кибернетика дают аргументы в пользу тезиса о зависимости (производности) сознания от высокоорганизованной материи — человека.
Из всего опыта развития частных наук следует обобщающий аргумент в пользу материализма, ибо для объяснения природных и социальных явлений наука не испытывает необходимости прибегать к посторонним объяснительным факторам — богу, духу и т. п. Вся практика развития научного исследования свидетельствует, что каждая реальность объяснима естественным путем из самой себя и ее условий.
Система частных наук об обществе — политическая экономия, история, совокупность технических наук дают материал, подтверждающий материалистическое понимание истории.
Современное естествознание, общественные и технические науки содержат убедительные аргументы в пользу диалектической идеи развития.
В свою очередь философские положения, сформулированные и обоснованные на базе материала частных наук, выступают в качестве аргументов теоретических положений частных наук. Каждая наука, имея дело с определенной выделенной областью реального мира, нуждается в более широком обосновании своих положений, которое дает научная философия, обобщающая данные всей системы наук. Так, нуждается в философском обосновании идея эволюции, возникшая в настоящее время во всех основных науках, включая химию и физику. Идея эволюции жизни получает полное обоснование только тогда, когда она опирается на достаточно полный и убедительный материал биологии и наиболее широкую идею универсального, мирового развития. Идея всеобщего диалектического развития и его основных законов (единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания) выступает в качестве необходимого аргумента в пользу специальных теорий развития в физике, химии, биологии, истории.
Диалектико-материалистическая трактовка пространства и времени, как зависимых от материи форм ее бытия, является наиболее общим аргументом идей неевклидовой геометрии и теории относительности. Марксистская концепция человека формулирует аргументы в пользу оптимистической трактовки исторического процесса.
Следует учесть, что философские аргументы в пользу тех или иных конкретно-научных теорий, положений или открытий имеют необходимый, но недостаточный характер. Одними лишь философскими доводами нельзя полностью обосновать ни одной особенной теории или открытия. Полное обоснование частнонаучной теории, утверждения или открытия дается совокупностью частнонаучных и философских аргументов. При этом частнонаучные аргументы играют определяющую роль.
Переоценка абстрактно-философских аргументов таит в себе опасность деформации науки, лысенковщины в науке, которая, как известно, пыталась опровергнуть классическую генетику с помощью вульгарных теоретических утверждений, выдаваемых за марксистские.
ФИЛОСОФИЯ И ИСКУССТВО
Наряду с наукой как главной формой познания существует тесно связанный с нею второй путь, или форма познания, природы и общества — искусство, которое также выступает в качестве источника философских обобщений. Отображая мир в системе понятий, открывая объективные законы, наука представляет собой ведущий способ познания мира и общества и, следовательно, главный источник философских обобщений. Однако искусство является необходимой специфической формой познания, отображающей мир и, в особенности, человека и общество в образных формах, в формах самой жизни, что делает искусство уникальным и незаменимым источником знаний, философских обобщений.
Если наука стремится вычленить, абстрагировать законы, сущности из конкретных жизненных проявлений и тем самым теряет целостность и непосредственность человеческого бытия, то искусство дополняет научное познание, рассматривая жизнь в целостном, непосредственном, типизированном и одновременно индивидуализированном виде, в единстве явления и сущности. Искусство отображает не законы природного и человеческого бытия в их «чистом» абстрактном виде, а само бытие со скрытыми в нем законами.
Гомер, В. Шекспир, О. Бальзак, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой не открыли никаких законов общественного развития, но они смогли глубоко отобразить человеческую жизнь в определенные периоды мировой истории. Энгельс писал, что произведения Бальзака дали ему для понимания буржуазного общества того времени даже в смысле экономических деталей больше, чем историки и экономисты.
Хотя наука дает более глубокую информацию о мире, искусство обладает рядом преимуществ, делающих его незаменимым источником знаний о мире, которые философия должна полностью использовать. Во-первых, искусство преимущественно отображает человеческую жизнь, рассматривая ее при этом в единстве, целостности и неповторимости, в то время как наука расчленяет человеческое бытие на множество абстрактных сторон. Во-вторых, искусство может обгонять науку в постановке проблем человеческого существования, которые наука еще не в состоянии решить. Так, искусство и в особенности публицистика во многом опередили науку в осознании деформаций социализма (по крайней мере на начальном этапе критики этих деформаций).
В-третьих, искусство рассматривает человеческую жизнь в единстве типического, повторяющегося и индивидуального, неповторимого, подчеркивая тем самым огромную значимость для философского познания проблем коллективности и индивидуальности человеческого существования.
Влияние искусства на научную философию исследовано значительно слабее, чем влияние науки. Перед читателем поэтому открываются большие возможности для самостоятельного анализа взаимодействия искусства и философии.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 240.