В соответствии с экологическим законодательством задачи по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды выполняются различными субъектами управления, наделенными различными полномочиями. Соответственно и содержание управления у них разное. Оно складывается из ряда функций управления.
Функция управления представляет собой постоянное направление деятельности по обеспечению охраны окружающей среды и рационального природопользования.
К таким функциям относятся:
- информационное обеспечение охраны окружающей среды и природопользования;
- создание системы органов управления в сфере взаимодействия общества и природы;
- координация деятельности по управлению природопользования и охраны окружающей среды (экологическому управлению);
- распоряжение природными ресурсами;
- экономическое регулирование в области охраны окружающей среды;
- мониторинг окружающей среды;
- экологическое нормирование и стандартизация;
- экологическая экспертиза;
- экологический контроль;
- экологическое лицензирование;
- экологический аудит;
- учет состояния и использования отдельных природных ресурсов, а также вредных воздействий (ведение кадастров природных объектов);
- разрешение споров в области охраны окружающей среды;
- экологическое воспитание и образование.
Следует отметить, что все вышеназванные функции экологического управления существуют не изолированно друг от друга, а находятся в тесной взаимозависимости, а многие дополняют и даже предопределяют друг друга.
Например, наличие информационной функции предопределяет существование других функций, ведь без информации о количестве, качестве природных объектов, невозможно сформулировать стратегию их использования, охраны, воспроизводства и выполнять иные действия по осуществлению экологического управления.
Функция управления представляет собой постоянное направление деятельности по обеспечению рационального использования природных ресурсов, охране окружающей среды и защите прав и законных интересов юридических и физических лиц. К основным экологическим функциям можно отнести следующие:
- информационное обеспечение охраны окружающей среды и природопользования;
- экономическое регулирование в области охраны окружающей среды;
- осуществление экологического мониторинга;
- ведение кадастров объектов охраны окружающей среды;
-экологическое нормирование;
-экологическая экспертиза;
-экологический контроль;
-экологическое лицензирование;
-экологическая сертификация и стандартизация;
- экологический аудит;
-экологическое страхование;
-экологическое воспитание и образование;
- разрешение экологических споров.
Обладание экологической информацией имеет первостепенное значение для последовательного и эффективного решения задач обеспечения рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Конституцией РФ закреплено право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Согласно действующего экологического законодательства информация о состоянии окружающей среды должна быть достоверной, полной и своевременной. Однако следует иметь ввиду, что не вся информация может быть открытой и доступной. Российским законодательством предусмотрены государственная, служебная, коммерческая и иные виды тайн. Некоторые сведения экологической направленности действующим законодательством отнесены к государственной тайне.
К числу специфических источников экологической информации можно отнести нормативно-правовые акты, кадастры природных объектов, экологический мониторинг, экологический паспорт предприятия, государственный доклад о состоянии окружающей среды в Российской Федерации, статистические отчеты о состоянии окружающей среды.
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования. Данная служба осуществляет контроль и надзор:
- в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания (кроме объектов охоты и рыболовства);
- в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения;
- за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
- за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов;
- за использованием и охраной водных объектов;
- за соблюдением законодательства Российской Федерации и международных норм и стандартов в области морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод, территориального моря и в исключительной экономической зоне;
- за рациональным использованием минеральных и живых ресурсов на континентальном шельфе;
- за безопасностью гидротехнических сооружений (соблюдением норм и правил безопасности), кроме гидротехнических сооружений промышленности, энергетики и судоходных гидротехнических сооружений.
Эта служба осуществляет государственный земельный контроль в пределах своей компетенции в отношении земель водного фонда, лесного фонда, земель лесов, не входящих в лесной фонд, и особо охраняемых природных территорий, а также:
- выдает установленные Положением лицензии в области использования природных ресурсов;
- организует и проводит государственную экологическую экспертизу;
- осуществляет ведение Красной книги Российской Федерации;
- осуществляет ведение кадастра особо охраняемых природных территорий федерального значения и т.д.
Федеральное агентство водных ресурсов является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов.
Федеральное агентство водных ресурсов организует:
-перераспределение водных ресурсов водных объектов, находящихся в федеральной собственности;
-подготовку, заключение и реализацию бассейновых соглашений о восстановлении и охране водных объектов;
-подготовку и осуществление в установленном порядке противопаводковых мероприятий, мероприятий по проектированию и установлению водоохранных зон водных объектов и их прибрежных защитных полос, а также мероприятий по предотвращению и ликвидации вредного воздействия вод;
-проведение в установленном порядке государственной экспертизы схем комплексного использования и охраны водных ресурсов, а также предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов.
Федеральное агентство лесного хозяйства в установленной сфере деятельности осуществляет следующие полномочия:
-организует предоставление гражданам и юридическим лицам в установленном порядке информации о лесном фонде Российской Федерации (далее - лесной фонд).
Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет:
-государственный мониторинг лесов;
-государственный учет лесного фонда;
-владение, пользование и распоряжение информацией о лесном фонде, полученной за -счет средств федерального бюджета, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
-отнесение лесов к группам лесов и категориям защитности лесов первой группы, а также перевод лесов из одной группы лесов или категории защитности лесов первой группы соответственно в другую группу или категорию на основании и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;
-рассмотрение в установленном порядке материалов о переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, и о переводе земель лесного фонда в земли других категорий;
-ведение государственного лесного кадастра.
Агентство также организует:
-проведение лесоустройства;
-деятельность государственной лесной охраны Российской Федерации, за исключением функции государственного контроля и надзора;
-в установленном порядке проведение лесных конкурсов и лесных аукционов, предоставление участков лесного фонда в аренду, безвозмездное пользование, заключение соответствующих договоров и т.д.
Федеральное агентство по недропользованию является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования.
Федеральное агентство по недропользованию организует:
-государственное геологическое изучение недр;
-экспертизу проектов геологического изучения недр;
-проведение в установленном порядке геолого-экономической и стоимостной оценки -месторождений полезных ископаемых и участков недр;
-проведение в установленном порядке конкурсов и аукционов на право пользования недрами.
Федеральное агентство по недропользованию осуществляет:
-отнесение запасов полезных ископаемых к кондиционным или некондиционным запасам, а также определение нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горно-добывающего и перерабатывающего производства, по результатам технико-экономического обоснования эксплуатационных кондиций для подсчета разведанных запасов;
-предоставление в пользование за плату геологической информации о недрах, полученной в результате государственного геологического изучения недр;
-выдачу заключений об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки и разрешения на осуществление застройки площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений;
-организационное обеспечение государственной системы лицензирования пользования недрами;
-принятие решений о предоставлении права пользования участками недр в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
-выдачу, оформление и регистрацию лицензий на пользование недрами;
-осуществляет ведение государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых, обеспечение в установленном порядке постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса и т.д.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 241.