Интеллект: определение, уровни активности, структура, оценка
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Совокупность познавательных процессов человека определяет его интеллект. «Интеллект» - это глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами» Дэвид Векслер (1896-1981). То есть интеллект рассматривается как способность человека адаптироваться к окружающей среде.  Большинство исследователей приходили к выводу, что уровень интеллектуальной активности константен для индивида.

Александр Федорович Лазурский (1874-1917) сформулировал три основных уровня активности:  

1)Низший уровень - индивид неприспособлен, среда подавляет слабую психику малоодаренного человека;

2)Средний уровень – человек хорошо приспосабливается к среде и находит место, соответствующее внутреннему психологическому складу;

3)Высший уровень - характеризуется стремлением переделать окружающую среду.

По мнению Реймонда Кэттела (1967) у каждого из нас уже с рождения имеется потенциальный интеллект, который лежит в основе нашей способности к мышлению, абстрагированию и рассуждению. Примерно к 20 годам этот интеллект достигает наибольшего расцвета. С другой стороны, формирует «кристаллический» интеллект, состоящий из различных навыков и знаний, которые мы приобретаем по мере накопления жизненного опыта. IQ

Оценка интеллекта. Наибольшей популярностью пользуется так называемый «коэффициент интеллектуальности»,  термин ввел немецкий психолог Вильям Штерн (1871-1938), сокращено обозначаемым IQ, который позволяет соотнести уровень интеллектуальных возможностей индивида со средними показателями его возрастной и профессиональной группы. Среднее значение IQ соответствует 100 баллам, а самые низкие могут приближаться к 0, а самым высоким – к 200.

Самая тяжелая форма слабоумия – идиотия, характеризуется IQ= 20; речь и мышление практически не формируются, преобладают эмоциональные реакции.

Средняя степень называется имбецильностью ( IQ = 20-50). Словарный запас имбецилов – 300 слов; они обучаемы, неплохо ориентируются в привычной житейской обстановке. У них большая внушаемость, склонность к слепому подражанию.

Дебильностью называют легкую степень слабоумия ( IQ 75%) которую трудно отличить от психики на нижней границе нормы. Поведение дебилов достаточно адекватно и самостоятельно, речь развита. Поэтому дебильность замечается не сразу, а обычно в процессе начального обучения.

 

Б.В.Зейгарник разделяет все нарушения мышления на четыре группы:

  1.Нарушения операционной стороны мышления.

  2.Личностного компонента мышления.

  3.Динамики мыслительных процессов.

  4.Процесса саморегуляции познавательной деятельности.

   К нарушениям операционной стороны мышления относится снижение уровня обобщений и искажение процесса обобщения. При снижении уровня обобщений и оперирование общими признаками заменяется установлением сугубо конкретных связей между предметами. Клинически это проявляется конкретизацией мышления.

 

  Конкретность – расстройство мышления, при котором утрачивается способность к абстрагированию.

 

  В противоположность снижению уровня обобщений при искажении процесса обобщения происходит отрыв суждений человека от конкретных, частных, единичных связей. В суждениях отражаются лишь случайные и несущественные (латентные) признаки предметов и явлений. Процесс мышления представляет собой необоснованное теоретизирование по конкретным проблемам, – речь при этом становится вычурной, витиеватой. Клинически искажение процесса обобщения проявляется резонерством.

 

Нарушения личностного компонента мышления проявляется разноплановостью мышления, снижение критичности и саморегуляции. Происходит утрата целенаправленности мыслительного процесса.

 

К нарушениям динамики мыслительной деятельности относятся лабильность и инертность мышления. При первом отмечается неустойчивость способа выполнения мыслительных операций, легкий переход от одного к другому, при втором противоположные тенденции: тугоподвижность мышления, ригидность, трудности переключения.

 

Нарушение процесса саморегуляции познавательной деятельности выражается в невозможности целенаправленной организации мыслительных действий.

 

Учитывая тот факт, что мышление может нарушаться разнообразно, традиционно группировка расстройств мышления использует перечисленные выше параметры.

 

К расстройствам мышления по темпу относятся: ускорение и замедление мышления, ментизм, шперрунг.

Ускорение мышления – увеличение количества ассоциаций в единицу времени.

Скачки идей – максимальное увеличение количества ассоциаций в единицу времени (в речи проявляется логореей)

Замедление мышления – уменьшение количества ассоциаций в единицу времени (в речи проявляется брадифазией).

Ментизм – «наплыв мыслей», «вихрь идей», увеличение количества ассоциаций в единицу времени, не сопровождающееся изменением и непроизвольно (разновидность ассоциативного автоматизма).

Шперрунг – «закупорка мыслей», «обрыв мыслей», внезапная остановка, перерыв ассоциативного процесса.

 

К расстройствам мышления по стройности относятся: разорванность, соскальзывания, бес связанность, инкогеренцию и вербигерацию.

  Разорванность – расстройство мышления, при котором нарушается логическая связь в предложении при сохраненной грамматической (в речи проявляется шизофазией). Нет связи между мыслями и предложениями.

  Сосказывание – расстройство мышления (более «легкая» степень разорванности)

Бессвязанность – расстройство мышления, при котором нарушается логическая и грамматическая связи в предложениях (в речи проявляется паралогией и парафазией). Нет связи между словами.

Инкогеренция – расстройство мышления, при котором нарушается связь между слогами в произносимых словах. (Нет связи между слогами).

  Вербигерация – расстройство мышления, при котором отмечается стереотипное повторение отдельных слов и слогов.

Паралогическое мышление (умозаключение строится вразрез с логикой).

 Амбитендентность мышления (одновременное возникновение взаимоисключающих идей).

 

  Нарушения целенаправленности мыслительного процесса встречаются при таких симптомах, как: разноплановость, обстоятельность, резонерство, персеверации.

Разноплановость – расстройство мышления, при котором отмечается формирование суждений, исходя из разных принципов.

Обстоятельность – расстройство мышления, при котором затрудняется образование новых ассоциаций вследствие преобладания предыдущих. («Топтание» вокруг несущественных обстоятельств).

Персеверация – расстройство мышления, при котором значительно (максимально) затрудняется образование новых ассоциаций, вследствие длительного доминирования одной мысли, представления. (Застревание на одной ассоциации).

Резонерство – «бесплодное мудрствование» (рассуждение ради рассуждения).

Аутическое мышление (одностороннее, захватывающее лишь внутренний мир больного).

Символизм (выводы строятся на основании случайных ассоциаций).

  Расстройство мышления по продуктивности наиболее яркие и частые признаки психических заболеваний. К ним относятся: навязчивые, сверхценные (доминирующие) и бредовые идеи.

Навязчивые идеи мысли, представления, воспоминания, возникающие помимо воли больного при полной критической оценки чуждости и болезненности.

  Сверхценные идеи – идеи, возникающие в связи с реальной ситуацией, но в дальнейшем занимающие не соответствующее их действительному значению доминирующее положение в сознании больного, сопровождающиеся значительным эмоциональным направлением и отсутствием критического отношения к ним. Переоценка реальных фактов.

Бредовые идеи – суждения и умозаключения, имеющие характер убежденности, возникающие на патологической основе и не поддающиеся коррекции (разубеждению) с отсутствием критического отношения к ним.

Выделяют две разновидности бредовых идей, различающиеся механизмами формирования бреда: интерпретивный бред и образный бред. При первом патологические идеи (суждения и умозаключения) возникают в результате нарушений логики на всех этапах бредообразования; при втором – бред проистекает из расстройств восприятия (патологических образов и представлений).

Неологизмы – возникновение необычных, непонятных слов.

 

Нарушения мышления наблюдается не только при органических поражениях головного мозга и у психически больных, но и при ряде соматических заболеваний. Пернициозной анемии, тиреотоксикозе, туберкулезе легких (в стадии обострения процесса) отмечается некоторое ускорение мыслительного процесса. При различных тяжелых соматических интоксикациях и гипотиреозе темп образования ассоциаций замедленный.

 

При ипохондрическом синдроме больной в результате нарушения мышления высказывает суждение о наличии у него определенного страдания. Это сопровождается депрессией, угнетающей волевые процессы. Иногда именно вследствие нарушения мышления больные склонны, пессимистически оценивать свое состояние.

 

Исследования мышления. Лучший вид исследования – опрос. Кроме того, используются специальные таблицы, экспериментально-психологические обследования – тесты и пробы (исследование способности к анализу, критике нелепых рисунков, задания на сообразительность, быстроту ассоциаций и др.), из которых наибольшее значение имеет ассоциативный эксперимент.   

 

 

ГЛОССАРИЙ ТЕРМИНОВ.

Абстракция — мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

Анализ — мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики. Гипотеза — предположение, проект решения задачи.

Дедукция — логический вывод в процессе мышления от общего к частному.

Интеллект — общая познавательная способность, определяющая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях.

Индукция — логический вывод в процессе мышления от частного к общему.

Мышление есть процесс обобщенного и опосредованного отраже­ния действительности в ее существенных связях и отношениях.

Наглядно-действенное мышление — вид мышления, опирающего­ся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними.

Наглядно-образное мышление — вид мышления, характеризую­щийся опорой на представления и образы.

Обобщение — мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

Понятие — форма мышления, отражающая существенные свойст­ва, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.

Разум (ум) — высшая форма теоретического освоения действи­тельности, проявляющаяся в способности человека мыслить.

Синтез — мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому.

Словесно-логическое мышление — вид мышления, осуществляе­мый при помощи логических операций с понятиями.

Сравнение — мыслительная операция, основанная на установле­нии сходства и различия между объектами.

Суждение — форма мышления, отражающая связи между предме­тами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо.

Умозаключение — форма мышления, при которой на основе не­скольких суждений делается определенный вывод.

Агглютинация — создание новых образов на основе «склеивания» частей, имеющихся образов и представлений.

Воображение — форма психического отражения, состоящего в создании образов на основе ранее сформированных представлений.

Воображение активное — есть два его вида: 1) воображение творческое; 2) воображение воссоздающее.

Воображение воссоздающее развертывается на основе описания, рассказа, чертежа, схемы, символа или знака.

Воображение пассивное характерно созданием образов, которые не воплощаются в жизнь; программ, которые не воплощаются или вообще не могут быть осуществлены.

Воображение творческое предполагает самостоятельное создание образа, вещи, признака, не имеющих аналогов, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности.

Гиперболизация (или акцентирование) — увеличение или уменьшение предмета, изменение качества его частей.

Заострение — форма воображения, для которой характерно подчеркивание каких-либо признаков.

Схематизация — сглаживание различий предметов и выявление черт сходства между ними.

Творчество — деятельность человека или коллектива людей по созданию новых оригинальных общественно значимых ценностей.

 

Сигнификативная - слово человека обозначает какой-либо предмет, указывает на него, вызывает его образ.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 363.