Стиль изложения научных материалов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Текст ВКР должен быть выдержан в научном стиле, который обладает некоторыми характерными особенностями.

Прежде всего, научному стилю присуще использование конструкций, исключающих употребление местоимений первого лица единственного и множественного числа (я – мы), местоимений второго лица единственного числа (он – она). В данном случае предполагается использовать неопределенно-личные предложения (например, «Сначала производят отбор факторов для анализа, а затем устанавливают их влияние на показатель»); формы изложения от третьего лица (например, «Автор полагает...»); предложения со страдательным залогом (например, «Разработан комплексный подход к исследованию...»).

В научном тексте нельзя использовать разговорно-просторечную лексику. Необходимо применять соответствующие терминологические названия. Если есть сомнения в стилистической окраске слова, лучше обратиться к словарю.

Важнейшим средством выражения смысловой законченности, целостности и связности научного текста является использование специальных слов и словосочетаний. Подобные слова позволяют отразить следующее:

·последовательность изложения мыслей (вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак);

·переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к, обратимся к, рассмотрим, остановимся на, рассмотрев, перейдем к, необходимо остановиться на, необходимо рассмотреть);

·противоречивые отношения (однако, между тем, в то время как,
тем не менее
);

·причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, отсюда следует, что);

·различную степень уверенности и источник сообщения (конечно, разумеется, действительно, видимо, надо полагать, возможно, вероятно, по сообщению, по сведениям, по мнению, по данным);

·итог, вывод (итак, таким образом, значит, в заключение отметим, все сказанное позволяет сделать вывод, резюмируя сказанное, отметим).

Для выражения логической последовательности используют сложные союзы: благодаря тому что, между тем как, так как, вместо того
чтобы, ввиду того что, оттого что, вследствие того что, после того как, в то время как
и др. Особенно употребительны производные предлоги
в течение, в соответствии с, в результате, в отличие от, наряду с, в связи с,
вследствие и т.п.

В качестве средств связи могут использоваться местоимения, прилагательные и причастия (данные, этот, такой, названные, указанные, перечисленные).

В научной речи очень распространены указательные местоимения «этот», «тот», «такой». Местоимения «что-то», «кое-что», «что-нибудь» в тексте научной работы обычно не используются.

Для выражения логических связей между частями научного текста используются следующие устойчивые сочетания: приведем результаты, как показал анализ, на основании полученных данных.

С целью образования превосходной степени прилагательных чаще всего используются слова наиболее, наименее. Не употребляется сравнительная степень прилагательного с приставкой по (например, повыше, побыстрее).

Особенностью научного стиля является констатация признаков, присущих определяемому слову. Так, прилагательное следующие, синонимичное местоимению такие, подчеркивает последовательность перечисления особенностей и признаков (например, «Рассмотрим следующие факторы, влияющие на социально-политические процессы в государстве»).

Сокращение слов в тексте не допускается (за исключением общепринятых).

Нельзя употреблять в тексте знаки (<, >, =, №, %) без цифр, а также использовать в тексте математический знак минус (–) перед отрицательными значениями величин: в этом случае следует писать слово «минус».

В тексте используются только арабские цифры, но при нумерации кварталов, полугодий, веков, тысячелетий допускается употребление римских цифр.

При записи десятичных дробей целая часть числа от дробной должна отделяться запятой (например: 15,6 тыс. руб., 18,5 м2).

Изложение материала в ВКР необходимо осуществлять последовательно и логично. Все главы должны быть связаны между собой. Следует обращать особое внимание на логические переходы от одной главы к другой, от параграфа к параграфу, а внутри параграфа – от раскрытия одного вопроса к другому.

3. Методические рекомендации к выполнению основных разделов курсовой и выпускной квалификационной работы

 

В зависимости от выбранной темы рекомендуется придерживаться в структуре курсовой или выпускной квалификационной работы следующих основных разделов:

- титульный лист.

- оглавление (порядок расположения отдельных ее частей с указанием страниц).

- введение (вводная часть исследования).

- главы исследования (основная содержательная часть исследования). Их должно быть не менее двух.

- заключение (итог проведенного исследования, обобщающий предложения и выводы автора).

- список сокращений и условных обозначений (при необходимости).

- список использованных источников и литературы (перечень работ, которые использовались при написании работы и/или на которые сделаны ссылки в тексте).

- приложения.

Содержание всех основных разделов курсовой или выпускной квалификационной работы:

После титульного листа помещается оглавление, в котором приводятся все заголовки курсовой или выпускной квалификационной работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки глав и параграфов в оглавлении должны точно повторять заголовки в тексте.

Введение – вступительная часть курсовой или выпускной квалификационной работы, в которой необходимо:

- обосновать актуальность разрабатываемой темы, ее теоретическую и практическую значимость;

- определить границы исследования (объект, предмет, хронологические рамки);

- назвать основную цель работы и подчиненные ей задачи, решение которых связано с реализацией поставленной цели;

- определить источниковую базу исследования;

- представить историографический очерк исследуемой проблемы;

- указать методологическую базу (избранные научные методы) исследования;

- дать краткое описание структуры и содержания курсовой или выпускной квалификационной работы.

Введение должно начинаться с обоснования актуальности выбранной темы курсовой или выпускной квалификационной работы. Освещение актуальности должно быть аргументированным, но немногословным, поэтому начинать ее описание издалека нет необходимости. Достаточно в пределах одной печатной страницы показать суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы. Специфической чертой проблемы является то, что для ее решения необходимо выйти за рамки старого, уже достигнутого знания.

Для понимания состояния разработанности выбранной темы, составляется краткий обзор литературы, который в итоге должен привести к выводу, что данная тема еще не раскрыта (или раскрыта лишь частично или не в том аспекте) и потому нуждается в дальнейшей разработке.

Обзор литературы по теме должен продемонстрировать основательное знакомство автора со специальной литературой, его умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в современном состоянии изученности темы. Материалы такого обзора следует систематизировать в определенной логической связи и последовательности и потому, перечень работ и их критический разбор не обязательно давать только в хронологическом порядке их публикации. Результаты этого этапа работы над Введением целесообразно представить в историографическом очерке.

Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования. Объект и предмет исследования как категория научного процесса соотносятся между собой как общее и частное.

Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения, носитель рассматриваемой проблемы.

Предмет исследования – это то, что находится в границах выбранного объекта исследования. Это предметная область, включающая в себя те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему и подлежит изучению. Именно на предмет исследования направлено основное внимание обучающегося, именно предмет определяет тему курсовой или выпускной квалификационной работы, которая обозначается на титульном листе как заглавие.

Цель – представление конечного результата исследования, то, что предполагается достичь в конечном итоге. Формулировка цели обязательно должна согласовываться с названием работы.

Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач, которые должны быть сформулированы во введении. Это обычно делается в форме перечисления, используя ряд стандартных начальных слов: изучить…, уточнить…, описать…, рассмотреть…, установить…, выявить…, сформулировать…, построить…, разработать…, предложить… и т.п.

Перечень поставленных задач должен быть согласован с содержанием и структурой курсовой или выпускной квалификационной работой. Количество задач и количество параграфов в работе должно совпадать. Формулировку задач необходимо осуществлять как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав работы. Это важно также и потому, что заголовки глав или параграфов рождаются именно из формулировок задач предпринимаемого исследования.

Во введении описываются и другие элементы научного процесса. К ним, в частности, относится источниковая база исследования, то есть указание, на каком конкретном материале выполнена работа (сочинения древних и средневековых авторов, религиозные тексты, летописи, эпиграфические, нумизматические этнологические данные, археологические материалы, архивные документы, законодательные акты, материалы периодической печати и ресурсы сети Интернет и т.п.). При написании работы следует четко различать исторические источники и литературу. Под историческими источниками понимают «комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события». Ключевым в данном случае является слово «непосредственно», означающее, что между историческим событием и источником нет иных носителей информации, отразивших данное событие. Следует помнить, что в исторической науке существует деление исторических источников на различные виды. При анализе источниковой базы исследования необходимо учитывать такие важные характеристики источников как: время создания, авторская позиция, возможные аберрации при отражении исторической действительности, полнота представленной информации. Для получения объективной картины, при выполнении работы необходимо стремиться к использованию всех видов исторических источников, имеющихся по изучаемой проблеме.

Далее во введении определяется методологическая база исследования. Здесь указываются те или иные применяемые в работе методы исследования (системного, абстрактно-логического, сравнительного, экономического анализа и т.п.).

В конце введения раскрывается структура и содержание курсовой или выпускной квалификационной работы, т.е. дается перечень ее структурных элементов с обоснованием последовательности их расположения и кратким описанием их содержания (при необходимости).

Следует помнить, что по содержательности и качеству написания введения можно судить о степени компетентности автора, его знания освещаемой проблемы и во многом можно составить мнение о характере работы в целом.

За введением следует основная часть курсовой или ВКР. Она делится на главы и параграфы. Внутри глав не могут находиться текстовые вставки, не входящие ни в один из параграфов. Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме курсовой или выпускной квалификационной работы и полностью ее раскрывать. Все главы и параграфы необходимо выделять так, чтобы они были соразмерны друг другу, как по структуре, так и по объему. Не менее важно иметь в виду, что они являются логическим продолжением друг друга, то есть соединяются последовательностью изложения, вытекают один из другого. Эта часть работы должна показать умение обучающегося сжато, логично и аргументировано излагать материал, оформление которого должно соответствовать требованиям, предъявляемым к работам, направляемым в печать.

Завершает курсовую или выпускную квалификационную работу заключение, которое содержит окончательные выводы, характеризующие итоги работы обучающегося в решении поставленных во введении задач.

Заключение должно отражать:

- оценку общего состояния объекта исследования;

- итоги анализа изучаемой проблемы;

- перечень и краткую характеристику выводов и рекомендаций, предлагаемых автором по исследованной проблеме.

Последовательное, логически стройное изложение полученных итогов должно содержать то новое, существенное, что составляет итоговые результаты исследования. Их последовательность определяется логикой построения исследования. При этом указывается вытекающая из конечных результатов его научная новизна, теоретическая значимость и практическая ценность.

Заключительная часть предполагает также наличие обобщенной итоговой оценки проделанной работы. При этом важно указать, в чем заключается ее главный смысл, какие важные побочные научные результаты получены, какие встают новые научные и практические задачи в связи с проведением исследования. Заключительная часть, составленная по такому плану, дополняет характеристику теоретического уровня работы и показывает уровень профессиональной зрелости и квалификации ее автора.

После заключения, при необходимости, принято помещать список сокращений и условных обозначений. При оформлении списка следует помнить, что его следует располагать столбцом: слева в алфавитном порядке приводятся, использованные в работе сокращения или условные обозначения, а справа их детальная расшифровка. Наличие перечня не исключает расшифровку сокращения и условного обозначения при первом упоминании в тексте. Следует помнить, что в списке сначала должны быть представлены сокращения на русском языке, затем на европейских и восточных языках.

Далее следует список использованных источников и литературы, который составляет одну из существенных частей исследования и показывает самостоятельную творческую работу автора.

Каждый включенная в список публикация должна иметь отражение в тексте работы. Не следует включать в библиографический список те работы, на которые нет ссылок в тексте дипломной работы, и которые фактически не использовались в ней. Рекомендуемое количество использованных исторических источников и публикаций в списке – не менее 25 наименований для курсовых работ, не менее 50 наименований для выпускных квалификационных работ бакалавров, не менее 70 – для магистров.

При оформлении списка должна быть использована сквозная нумерация источников и литературы. Список использованных источников и литературы должен иметь рубрикацию. В первый раздел (I. Источники) включаются использованные в работе исторические источники, а во второй (II. Литература) – статьи и монографические исследования. При этом следует учитывать, что в список использованных источников и литературы сначала вносятся источники и литература на русском языке, затем на европейских языках, затем на восточных языках.

В приложение выносятся все материалы вспомогательного или дополнительного характера. Это могут быть копии подлинных документов, выдержки из отдельных материалов, планы и протоколы организаций, анкеты, статистические данные, объемные таблицы (более одной страницы), археологические планы и разрезы, необходимые фотоматериалы, нумизматические таблицы, формы документации, вспомогательные графические иллюстрации. По форме они могут представлять собой текст, таблицы, графики, карты.

Необходимым требованием к работе является самостоятельное выполнение ее обучающимся. Не следует допускать дословное переписывание текстов из книг и использование устаревшей литературы; подмену научно-аналитического стиля написания беллетристическим; подмену изложения теоретических вопросов длинными библиографическими справками; небрежного оформления работы.

Обязательным требованием к работе выступает умелое и обоснованное сочетание раскрываемых обучающимся теоретических положений с данными социально-политической практики. Уместным будет приведение примеров, взятых из специализированных источников. Примеры должны быть краткими и, по возможности, содержать описание лишь тех обстоятельств, которые имеют значение для подкрепления или опровержения развиваемых в работе идей.

О выполнении предъявляемых к ВКР требований свидетельствует подпись автора работы и дата, проставляемые на титульном листе работы.

4. Требования к оформлению курсовой и выпускной квалификационной работы

 

Существуют универсальные требования к оформлению письменной работы, свойственные академическому миру в целом. Все работы должны соответствовать следующим требованиям к оформлению страницы академического печатного листа:

- текст рукописи работы должен быть распечатан на принтере на одной стороне листа белой односортной бумаги формата А4;

- при печати используется шрифт Times New Roman, размер шрифта – 14;

- начертание шрифта должно быть обычное;

- размер левого поля текста страницы – 30 мм, правого – 15 мм, верхнего и нижнего – 20 мм;

- каждая страница должна содержать 27–30 строк по 60–65 знаков в строке;

- междустрочный интервал – полуторный;

- абзац должен начинаться с красной строки (отступ – 12,5 мм).

Страницы нумеруются арабскими цифрами в верхней правой части листа без точки. Нумерация должна быть сквозной – от титульного до последнего листа работы. Титульный лист и оглавление включаются в общую нумерацию страниц, однако номера страниц на них не проставляются.

Каждая новая глава начинается с новой страницы. Это же правило относится и к другим основным структурным частям работы: введению, заключению, списку литературы, приложениям.

Заголовки структурных частей выпускной квалификационной работы («ОГЛАВЛЕНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ГЛАВА», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ», «ПРИЛОЖЕНИЯ») печатают заглавными буквами полужирным начертанием посередине листа с новой страницы.

Заголовки параграфов печатаются строчными буквами (кроме первой заглавной) полужирным начертанием с абзацного отступа. Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух или более предложений, их разделяют точкой. Подчеркивания и переносы слов в заголовках не допускаются. Не рекомендуется размещать заголовки параграфов в нижней части страницы, если на ней не более 3-х строк последующего текста.

Между заголовком главы и параграфа оставляют одну пустую строку. Расстояние между заголовком параграфа и последующим или предыдущим текстом должно быть не менее одной строки.

Параграфы нумеруют в рамках каждой главы. Номер параграфа состоит из номера главы и порядкового номера параграфа, между которыми ставится точка.

 Например:

2.3. – третий параграф второй главы.

Затем в той же строке располагают заголовок параграфа. Например:

1.2. Теоретические основы функционирования служб документационного обеспечения управления.

Текст печатается строго в последовательном порядке. Не допускаются разного рода текстовые вставки и дополнения, помещаемые на отдельных страницах или на обратной стороне листа, и переносы частей текста в другие места. Все сноски и подстрочные примечания оформляются (с меньшим интервалом) на той странице, к которой они относятся. Сокращения слов в тексте (кроме общепринятых) не допускаются.

Титульный лист является первой страницей курсовой или выпускной квалификационной работы, на которой размещается следующая информация: наименование ведомства, высшего учебного заведения, факультета, кафедры; название работы; фамилия и инициалы обучающегося, номер группы; фамилия и инициалы, ученая степень и звание научного руководителя; название города и год написания работы. Этот лист заполняется по строго определенным правилам.

В оглавлении указываются заголовки всех основных составных частей курсовой или выпускной квалификационной работы. Заголовки оглавления должны точно повторять соответствующие заголовки в тексте.

Названия отдельных глав должны согласовываться с темой работы, а названия параграфов должны согласовываться с названиями соответствующих глав (но не совпадать с ними).

Заголовки глав и параграфов работы должны точно отражать содержание относящегося к ним текста. Они не должны сокращать или расширять объем смысловой информации, которая в них заключена. Не рекомендуется включать в заголовок слова, отражающие общие понятия или не вносящие ясность в смысл заголовка, а также слова, являющиеся терминами узкоспециального или местного характера, сокращенные слова и аббревиатуры.

Заголовки каждой последующей ступени смещают на 3–5 знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.

При оформлении текстовой части работы следует помнить, что у письменной научной речи имеются стилистические особенности. Стиль изложения должен быть научным, предполагающим использование общепринятых в гуманитарных науках специальных терминов и понятий. Предложения следует формулировать так, чтобы исключалась возможность их двусмысленного или неопределенного понимания и истолкования. Поэтому нужно подбирать такие слова-термины, с помощью которых можно точно и однозначно раскрыть содержание научного понятия. Вместе с тем не следует прибегать к искусственному усложнению текста, ложной наукообразности, за которой часто скрывается поверхностное содержание работы. Лучшие работы отличаются не только всесторонним исследованием поставленных в них вопросов, но и формой изложения, хорошим литературным языком.

Обязательным условием объективности изложения материала является также указание на то, каков источник сообщения, кем высказана та или иная мысль, кому принадлежит то или иное выражение. В тексте это условие можно реализовать, используя специальные вводные слова и словосочетания (по сообщению, по сведениям, по мнению, по данным, по нашему мнению и др.).

Рубрикация текста работы представляет собой деление его на составные части, графическое отделение одной части от другой, а также использование заголовков, нумерации и т.п. Рубрикация отражает логику научной работы и потому предполагает четкое подразделение рукописи на отдельные, логически соподчиненные части.

Таблицы или иллюстрации размещают на листе таким образом, чтобы их можно было читать, рассматривать без поворота переплетенного блока работы или с поворотом по часовой стрелке.

Таблицы нумеруют последовательно (за исключением таблиц, приведенных в приложении) в рамках главы. В правом верхнем углу над соответствующим заголовком таблицы размещают надпись «Таблица» курсивом с указанием ее номера. Номер таблицы должен состоять из номера главы и порядкового номера таблицы, например: «Таблица 1.2» без точки в конце (вторая таблица первой главы).

Каждая таблица должна иметь название, которое размещают над таблицей и печатают симметрично тексту полужирным начертанием. При перенесении части таблицы на следующую страницу слово «Таблица» с номером и название указывают один раз справа над первой частью таблицы, а над другими частями, выравнивая текст по правому краю, курсивом пишут «Продолжение табл.» и указывают номер. Например: «Продолжение табл. 2.2».

Заголовки граф таблиц должны начинаться с больших букв, подзаголовки – с маленьких, если они составляют одно предложение с заголовком, и с больших, если они являются самостоятельными.

Аналитические таблицы небольшого размера, графики, схемы, диаграммы, разработанные обучающимися, размещают в первой, второй и третьей главах работы (не в приложениях), а под ними автор помещает свой соответствующий комментарий по одному или двум основным показателям, где необходимо отметить:

– выделяющийся, привлекающий к себе внимание факт анализа;

– действительную или предполагаемую причину установленного факта;

– ожидаемые наиболее вероятные последствия факта;

– аналитическую справку, отражающую причины изменения данных таблицы.

Под таблицей и иллюстрацией необходимо указать источник информации и степень участия автора работы. Возможны варианты оформления:

– источник: [23, с. 35], т.е. материал заимствован со страницы 35 источника номер 23 согласно списку литературы.

– источник: составлено (сформировано) автором по материалам [21, с. 48; 43, с. 120].

– источник: составлено автором по материалам организации.

Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных страницах, включаются в общую нумерацию страниц соответствующей главы.

Каждая иллюстрация должна иметь название. Иллюстрации обозначают словом «Рис.» и нумеруют последовательно в рамках главы, за исключением иллюстраций, помещенных в приложениях. Номер иллюстрации в главе состоит из номера главы и порядкового номера иллюстрации в рамках этой главы, между которыми ставится точка. Например: «Рис. 1.3.» – третий рисунок первой главы. После номера рисунка ставят точку, и название рисунка печатают с прописной буквы без точки в конце названия рисунка. Например: «Рис. 3.1. Структура органов государственного управления региона». В конце названия рисунка точку не ставят. Номер иллюстрации, ее название и пояснительные надписи размещают непосредственно под иллюстрацией.

Формулы нумеруют в рамках главы. Номер формулы состоит из номера главы и порядкового номера формулы в главе, между которыми ставится точка.

Номер пишут с правого края текста страницы в одной строке с соответствующей формулой, в круглых скобках. Например: «(3.1)» – первая формула в третьей главе. Значение каждого символа и числового коэффициента необходимо подавать с новой строки. Первую строку пояснения начинают со слова «где» без двоеточия.

Пример:    

 

Нвр = Н х К,                        (1.2)

 

где Нвр – затраты времени на выполнение конкретного норма­тивного вида работы, час;

Н – норматив оперативного времени, установленный для выполнения данной работы;

К – коэффици­ент, учитывающий затраты на организационно-техническое обслуживание рабочего места, отдых, физкультурные паузы и лич­ные потребности, % оперативного времени.

Уравнение и формулы следует выделять в тексте свободными строками. Выше и ниже каждой формулы нужно оставить не менее одной свободной строки. Если уравнение не помещается в одну строку, его следует перенести после знака равенства (=) или после математических знаков (+, -, х, :).

На все цитаты и материалы, взятые из других источников, обязательно должны быть библиографические ссылки с указанием автора, названия цитируемого источника, года издания и страницы.

Рекомендуется расположение сносок внутри текста в квадратных скобках. Например: [3, с. 34], где 3 – порядковый номер источника в библиографическом списке, 34 – страница, откуда взята цитата или материал. Разделительным знаком между номерами страниц является тире. Особым образом принято оформлять внутритекстовые ссылки на религиозные тексты и сочинения древних авторов. Они оформляются в тексте в круглых скобках. В ссылках на библейский текст принято номер главы отделять от номера стиха двоеточием, а после принятого сокращенного названия книг ставить точку, например: (Быт. 11:26-32) – книга Бытие, глава 11, стихи 26 – 32. Ссылки на текст Корана оформляются в круглых скобках, где латинскими цифрами указывается номер суры, а через двоеточие "арабскими" цифрами дается номер айата, например: (Коран VII:144), допустимо также обозначение "арабскими" цифрами номера суры (Коран 7:144). Ссылки на сочинения древних авторов оформляются следующим образом: (Геродот, I, 189). Латинскими цифрами указывается номер книги, а "арабскими" номер параграфа. При оформлении подобных ссылок следует помнить, что если у автора существует несколько сочинений, то необходимо указывать название того из них, на которое оформляется ссылка в данном случае: (Евсевий, Церковная история, II, 12–13). После оформления ссылки в квадратных скобках, указывается номер, под которым данное сочинение находится в списке использованных источников и литературы. Например, (Полиэн, VIII, 22) [3]. Сходным образом оформляются ссылки на сборники эпиграфических документов: (КБН, 145) [9], где КБН – Корпус боспорских надписей, а 145 – номер конкретной надписи; (IosPE, I², 35), где IosPE – Inscriptiones antiquae Orae Septentrionalis Ponti Euxini graecae et latinae.

Список использованных источников и литературы является составной частью работы и отражает степень изученности данной проблемы обучающимся. Он может быть расположен, в зависимости от темы исследования, характера приведенных источников и их количества, алфавитным или последовательным способом, который подразумевает перечисление в порядке упоминания источников и литературы в тексте работы. Список использованных источников и литературы должен иметь внутреннюю рубрикацию, соответственно: I. Источники, II. Литература. Все позиции в списке независимо от способа расположения имеют сквозную порядковую нумерацию арабскими цифрами.

К числу обязательных элементов библиографического описания книги относятся сведения о заглавии, авторе или авторах, месте издания, годе издания, количестве страниц.

К факультативным элементам описания относятся сведения о редакторах, переводчиках, иллюстраторах, об издательстве и др.

Сведения об авторах описывают в той очередности, в какой они значатся на титульном листе, в именительном падеже. Инициалы приводят после фамилии.

Заглавие описывают без сокращения слов в том виде, в каком оно дано на титульном листе. Иногда книга имеет помимо основного заглавия дополнительное, уточняющее смысл основного. В таком случае перед дополнительным заглавием, а также перед другими сведениями, относящимися к заглавию (учебник, учебное пособие, доклад и т. д.), ставится двоеточие.

Если книга имеет более трех авторов, данные о них (а также о редакторах, составителях) приводятся в сведениях об ответственности. В этом случае перед фамилиями авторов, редакторов, составителей ставится косая черта. При числе авторов более четырех после косой черты приводятся фамилии первых трех авторов со словами «и др.».

Наименование места издания дается в именительном падеже без сокращений. В сокращенном виде принято указывать только названия городов Москва (М.), Санкт-Петербург (СПб.), Петроград (Пг.) или Ленинград (Л.).

Перед названием издательства ставится двоеточие, а после него – запятая и год издания.

Каждую новую запись при составлении библиографического списка следует начинать с новой строки.

При описании электронных ресурсов также указываются фамилия, имя и отчество автора и наименование работы. Однако дальнейшее оформление имеет некоторые особенности. Не допускается использование ссылок к ресурсам (сайтам), которые:

- не имеют публичного доступа, т.е. защищены паролем или являются внутрикорпоративными (недоступными из общей сети);

- не являются добросовестными правообладателями, т.е. сайты рефератов, курсовых и иных квалификационных работ, сайты частных лиц, публикующих материалы без согласия авторов.

Рекомендуется использовать ресурсы, зарегистрированные как средства массовой информации (электронные библиотеки, электронные версии журналов, сайты всех издательств), сайты органов статистики, официальных органов и организаций, личные авторские сайты, в том числе публикующие материалы иных авторов с их согласия.

В некоторых случаях следует обязательно указывать дату публикации. Это правило относится к ситуациям, когда используются электронные версии журналов и электронные версии изданий с сайтов издательств. В остальных случаях указание на дату публикации не является обязательным, но если дата известна, ее рекомендуется приводить в библиографическом описании источника.

В приложения включаются материалы, которые не могут быть представлены в основной части, такие как:

- таблицы вспомогательных и цифровых данных;

- иллюстрации вспомогательного характера и др.

При оформлении раздела «Приложения» по центру следующей страницы после последней страницы раздела «Библиографический список» печатается посередине строки прописными буквами жирным шрифтом (размер – 24) слово «ПРИЛОЖЕНИЯ». Далее каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указателем в правом верхнем углу слова «Приложение» и его порядкового номера без символа «№». На следующей строке посередине страницы прописными буквами должен быть напечатан тематический заголовок. Порядковые номера приложений указываются арабскими цифрами в порядке появления на них ссылок в тексте работы, данных в круглых скобках. Если приложение не умещается на одной странице, то допускается перенос части материала на следующие страницы с указанием в их правом верхнем углу словосочетания «продолжение Приложения» и номера этого приложения.

В случае необходимости текст приложений разбивается на разделы, подразделы, которые нумеруются в пределах каждого приложения в соответствии с общими требованиями.

На последнем листе выпускной квалификационной работы в обязательном порядке выполняется запись по следующей форме:

Выпускная квалификационная работа выполнена мной самостоятельно. Все использованные в работе материалы и концепции из опубликованной научной литературы и других источников имеют ссылки на них.

«____» ________________ 20__г.

 

 ____________________                                       ____________________ (Фамилия И. О. и подпись)





Приложение 1

Дата: 2018-12-28, просмотров: 490.