АВР в сетях напряжением до 1000В выполняется более простыми и дешевыми средствами, чем АВР в сетях вше 1000В, обеспечивая при этом необходимую надежность потребителей I и Л категории,
Устройство АВР осуществляется при помощи контакторов и воздушных автоматов с электромагнитным приводом постоянного тока или с электродвигательным приводом переменного тока. Применение последних предпочтительнее.
Схемы питания с устройством АВР в сетях напряжением до 1000В осуществляется примерно так же, как и в сетях напряжением вше 1000В. АВР трансформаторов обычно выполняется на секционном выключателе (автомате), и чисто резервные трансформаторы предусматривать не рекомендуется.
Схема АВР на секционном автомате в сети напряжением 380В (рис. 8).
На вводах от трансформаторов воздушные автоматы 1А и 2А приняты с рычажным приводом и независимым расцепителем переменного тока. Секционный автомат 3А принят с электродвигательным приводом на переменном оперативном токе напряжением 220В.
Исходное положение схемы:
Автоматы 1А и 2А включены, избиратель управления ИУ поставлен в положение АВР, реле 1РП, 3РП и РБ включены.
Реле минимального напряжения 1РН, 2 РН, 3РН и 4РН, подключенные к сборным шинам 380В, втянуты и их «р» контакты в цепи реле времени 1РВ и 2РВ разомкнуты (цепь 1, 10). Секционный автомат 3А отключен. Положение конечного выключателя 3АК соответствует наложению автомата в отключенном состоянии. При этом контакты 3АК 1-3 разомкнуты, а 2-3 замкнуты.
В случае нарушения питания со стороны первого трансформатора 4Т срабатывают реле минимального напряжения 1РН, 2РН, имеющие уставку 0,25U/nн, и через реле времени 1РВ с выдержкой времени отключают автомат 1А (цепь 1,2). При отключении автомата 1А его "р" блок-контакты включают реле управления РУ (цепь 5). Реле РУ подключает электродвигатель ДА привода автомата 3А (цепь 7). Электродвигатель ДА через систему рычагов производит включение автомата 3А, и питание первой секции щита восстанавливается.
При работе электродвигателя привода автомата вращается также барабан конечного выключателя ЗАК. В процессе включения "Р" контакты 3АК размыкаются, но реле РБ продолжает удерживаться через контакты 1-3 конечного выключателя 3АК (цепь 6). После полного включения автомата контакты 1-3 и 2-3 3АК размыкаются, реле РУ и РБ лишаются питания, и электродвигатель привода отключается.
При отключении электродвигатель привода продолжает вращаться по инерции и доводит систему рычагов в исходное положение. Точность остановки двигателя регулируется тормозом "Т". Возвращается в исходное положение также и барабанный конечный выключатель 3АК, и реле РБ вновь получает питание, при условиях, что команда на включение снята.
Включившись, автомат 3А своими "р" контактами отключает реле 3РП (цепь 4). При этом реле ЗРП размыкает свои контакты в цепи реле РУ (цепь 5), исключая возможность повторного включения автомата 3А в случае неудачного АВР. Этим достигается однократность АВР. Включение 3А возможно в этом случае только ключом КУ вручную (цепь 5).
Реле блокировки РБ служит для предотвращения самопроизвольного повторного включения автомата 3А. В случае, если автомат отключился, а команда на включение еще не снята (замкнуты контакты ключа КУ или реле 3РП, цепь 5), то катушка реле РБ оказывается шунтированной и исключает повторное включение.
Следует учитывать, что длительное замыкание ключом КУ в положение "включено” или контактами 3РП недопустимо, так как сопротивление R2 рассчитано на работу не более 60 сек. Электродвигательный привод допускает не более пяти включений подряд с интервалами 15 сек при напряжениях от 85 до 110% номинального (IН = 33-35 А).
Цепи управления автоматов 1А и 2А питаются от противоположных секций шин подстанции. Цепи автомата 3А могут питаться от любой секции с автоматическим переключением на ту секцию, где питание не нарушено.
При восстановлении питания на отключенном трансформаторе схема приводится в исходное положение обслуживающим персоналом вручную.
В случае включения секционного автомата 3А на короткое замыкание действуют электромагнитные расцепители и отключают автомат 3А.
Схема АВР секционного выключателя на воздушных автоматах применяется для трансформаторов мощностью 630-1330-1630 кВА. Для трансформаторов меньшей мощности 250-400 кВА схема АВР секционного выключателя выполняется на контакторах.
Схема АВР с контакторами (рисунок 9)
Исходное положение схемы: автомат А, контактора 1К, 2К и реле напряжения 1РН, 2РН включены; избиратель управления ИУ поставлен в положение "АВР” (контакты замкнуты); секционный контактор 3К отключен.
При нарушении питания со стороны трансформатора 1Т отключается контактор ввода 1К. Реле 1РН принимается с небольшой выдержкой времени для возможности отстроить действие АВР при кратковременных нарушениях электроснабжения в сетях выше 1000 В. Если время нарушения меньше выдержки времени 1РН, то после восстановления напряжения контактор 1К снова включается, и АВР не работает. В случае более длительного нарушения реле 1РН с выдержкой времени своими контактами – «р» включает секционный контактор 3К и питание на первой секции шин подстанции восстанавливается через трансформатор 2Т. При нарушении питания на трансформаторе 2Т схема работает аналогично.
После ликвидации аварии схема приводится в походное положение персоналом вручную.
Питание катушки контактора 3К при исчезновении напряжения на одной из секции автоматически переключается на секцию, где не нарушено питание.
При наличии однотрансформаторных подстанций для резервирования ответственных потребителей между двумя такими подстанциями прокладывается резервная перемычка с устройством двухстороннего АВР.
На рисунке 10 приведена одна из возможных схем двухстороннего АВР линии, резервирующей питание двух однотрансформаторных подстанций. Для подключения резервной линии и трансформаторов в схеме используются контакторы. Подобная схема может быть выполнена и с автоматами.
Схема двухстороннего АВР линии двух подстанции (рисунок 10)
В нормальных условиях контакторы 1К, 3К и автоматы 1А и 2А включены, а контакторы 2К отключен. Избиратель управления "ИУ" стоит в положение " АВР".
При нарушении питания на трансформаторе 2Т отключается контактор 3К и обесточиваются реле напряжения 2РН и 3РН. Реле 2РН своими "р" контактами с выдержкой времени включает контактор 2К. Включившись контактор 2К восстанавливает питание на сборных шинах 0,4 кВ трансформатора 2Т. В случае нарушения питания на трансформаторе 1T отключаются контактор 1К и реле напряжения 1РН. Реле 1РН своими "р" контактами с выдержкой времени включает контактор 2К, который, включившись, восстанавливает питание на сборных шинах 0,4 кВ трансформатора 1Т.
После восстановления питания на трансформаторе 2Т или 1Т схема приводится в исходное положение персоналом вручную. Для исключения нежелательного действия АВР при кратковременных нарушениях электроснабжения в сетях напряжением выше 1000 В реле 1РН, 2РН и 3РН принимается с соответствующей выдержкой времени. Учитывая, что трансформаторы 1Т и 2Т могут питаться от разных источников, в схеме предусмотрена блокировка, исключающая возможность параллельной работы. Блокировка осуществляется при помощи реле РБ для трансформатора 2Т и блок контактами контактора 2К в цепи контактора 1К для трансформатора 1Т.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 249.