Система оказания помощи детям с дисклексией и дисграфией определяется комплексом проблем, стоящих перед этими детьми. Задачу следует понимать шире, чем только обучение письму или чтению. Достижение социальной адаптации – вот главная цель коррекции. Трудности в письменной речи–важная, но не единственная причина дезадаптации таких детей. В предыдущих разделах это было аргументировано достаточно подробно. Дислексия и дисграфия–это большой синдром, включающий нарушения предпосылок интеллекта, когнитивную незрелость, языковую недостаточность, фрустрационные нарушения, соответствующие поведенческие реакции и, наконец, непосредственно нарушения письменной речи. В лечебно-коррекционной работе должны быть предусмотрены все перечисленные проявления дезадаптации, поэтому помощь должна быть комплексной и осуществляться группой специалистов: психиатром (невропатологом), психологом, логопедом и учителем.
Заслуживает рассмотрения вопрос: где должна проводиться подобная работа? В настоящее время существуют несколько типов учреждений, в которых ребенок с дислексией и дисграфией может получить помощь: логопедические кабинеты при школах, классы выравнивания, школы для детей с задержками психического развития и школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. Дети с относительно легкими нарушениями проходят коррекционный курс в логопедических кабинетах. Часть из них 2–3 раза в неделю посещают групповые занятия. Другие получают индивидуальную консультативную помощь, основной акцент в которой делается на занятиях дома с родителями. Логопед контролирует ход исправления нарушений и инструктирует родителей о методике занятий. Аналогичную консультативную помощь можно получить у логопеда психоневрологического диспансера, если ребенок состоит в нем на учете. В тех случаях, когда испытываемые трудности касаются не только письма и чтения, но и других предметов, ребенок определяется в класс выравнивания или в школу для детей с ЗПР. При тяжелых нарушениях письменной речи, сочетающихся с недоразвитием устной речи, обучение проводят в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Те, кто нуждаются в госпитальном лечении, проходят кратковременный коррекционный курс в психиатрической больнице.
Несмотря на такую разветвленную систему специализированных учреждений, не все дети своевременно получают в них помощь. Два наиболее частых обстоятельства являются причиной этого: поздняя диагностика и несогласие родителей на перевод ребенка в одно из специализированных учебных заведений или классов. Поздняя диагностика происходит чаще всего из-за недостаточной компетентности учителей начальных классов в данных вопросах и неумения отличить временные трудности от тех, которые носят специфический характер. Отказы родителей связаны с мотивами психологического рода. У некоторых из них возникает ложное представление, что на ребенка навешивают ярлык неполно-денного и что он является объектом социальной сегрегации. Подобная неправильная реакция является следствием не только недопонимания со стороны родителей. Отчасти этому способствует недостаточное просвещение населения по данным вопросам с помощью средств массовой информации. В качестве положительного примера в организации подобной работы можно привести опыт других стран. Например, в США систематически в научно-популярных журналах (Sientific American и др.) пропагандируются школы для детей с дислексией, издаются популярные книги для родителей по данным вопросам, существует добровольная Ассоциация родителей, имеющих детей с трудностями в обучении (ACLD).
Вопрос о достоинствах и недостатках изоляции (т. е. вывода в специализированные учреждения) и интеграции (т. е. оставления их в массовой школе среди здоровых детей) сам по себе непростой. Вот как анализирует его U. Ackerman-Behringer (1979) [цит. по Z. Tresohlava et al. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте.– М., Медицина, 1986.–С. 164]:
Основная (массовая) школа | Специализированный класс |
Преимущества | Недостатки |
Социальная интеграция | Изоляция, социальная дискриминация |
Приспособление к здоровому коллективу, общение со здоровыми товарищами | Отсутствие ориентации на здоровый коллектив, в малой группе не способен развивать коллективные устремления |
Среда здоровых сверстников стимулирует к лучшей работе | Отсутствие положительных примеров |
Здоровый ребенок получает возможность влиять на больного ребенка, помогать ему | Более длительный путь в школу, часто связанный с транспортными неполадками, изоляция по месту жительства |
Обычные школы находятся вблизи от жилища ребенка, который не теряет контакта со своими товарищами | Большое количество гиперактивных учеников |
Меньшее число гиперактивных учеников в классе, которые не могут излишне влиять друг на друга | Из-за различных проявлений трудностей в обучении в классе возникают разнородные группы учеников |
Недостатки | Преимущества |
Постоянное побуждение к действию, конкуренция, приводящая к потере решительности, недооценке себя и замкнутости | Правильная оценка деятельности ученика и адекватные требования повышают уверенность в себе; ребенка постоянно не сравнивают с хорошими учениками |
Недостаточные условия для сосредоточения из-за большого числа учеников в классе | Небольшое количество учеников позволяет учителю уделять больше времени индивидуальной работе с учениками и создавать условия для концентрации их внимания |
Большое число различных внешних воздействий, отсутствие специальной техники, рекомендаций | Специализированная помощь посредством специальных приемов и рекомендаций |
Изоляция гиперактивного ребенка во время уроков как источника беспокойства на переменах, возможны насмешки над ребенком со стороны сверстников из-за его явно выраженной неловкости | Ежедневное стимулирование ребенка тем, что в рамках специального учебного процесса он одерживает успехи |
Выполнение заведомо трудных для ребенка правил не стимулирует его к дальнейшей работе | Учитель обращает внимание на усталость, медленный темп работы ребенка и другие нарушения в учебе и при выполнении школьных требований |
При большом количестве учеников образуется гетерогенная группа, в которой объединены как лучшие, так и отстающие ученики | – |
– | Систематическая работа классного руководителя с детьми, который стремится достигнуть цели учебно-воспитательного процесса |
Нарушения в усвоении школьной программы и дополнительная нагрузка на детей при амбулаторном лечении | Тесная взаимосвязь между специальным лечением и процессом педагогического воздействия |
Чрезвычайная нагрузка на учителя, который для того, чтобы работать с подобными детьми, должен посещать различные курсы | Специально подготовленный учитель, владеющий особыми методами, умеющий управлять поведением аномальных детей в сложных ситуациях |
Основными разделами лечебно-коррекционной работы являются следующие: психотерапевтическая работа с ребенком и семьей, медикаментозное лечение и лечебно-педагогические мероприятия. Каждый из них имеет свою специфику, но есть и общие принципы, на которых должен основываться весь комплекс мероприятий. Некоторые из них приводим ниже.
Раннее начало коррекции. Как и при многих других расстройствах, ранняя диагностика и своевременное оказание помощи значительно повышают шансы на успех. По данным J. Schiffman (1964), при выявлении дислексии в 1...2-м классе чтение может быть доведено до уровня нормы у 82% детей. При выявлении в З-м классе это происходит в 46%, в 4-м – в 42%, в 5...7-м классе – в 10...15% случаев [цит. по Goldberg Н., 1968]. Опыт чешских исследователей L. Сегпу и Z. Zlab (1976) более скромен по результативности: значительное улучшение в процессе коррекции было достигнуто ими в среднем у 55% детей с дислексией [цит. по Sturma, Z. Zlab, 1980].
Комплексность мероприятий. Все перечисленные разделы работы должны проводиться одновременно.
Преемственность между представителями отдельных служб, участвующих в коррекционной работе: врачом, психологом, логопедом и учителем, у которого учится ребенок. Особенно важен контакт психолога и логопеда с учителем. Это необходимо для согласованности коррекционных занятий с программой школы и, наоборот, для внесения некоторых необходимых изменений в методику преподавания в классе. При необходимости предоставляется возможность создать для ребенка щадящие условия обучения в классе.
Включение родителей в коррекционную и психотерапевтическую работу с ребенком. По мнению R. Wilson (1977), без сотрудничества учителя и родителей успех В коррекции не достижим. Основываясь на своем опыте работы, автор считает, что родителей необходимо информировать обо всех результатах исследований и обсудить их с ними. Родители должны знать цели коррекции, ближайшие и отдаленные, ожидаемый результат и предполагаемые сроки коррекционной работы. Это необходимо не только из этических соображений, но и способствует вовлечению родителей в работу и формированию у них трезвого взгляда на вещи. Основная задача родителей–закрепление навыков, усвоенных ребенком в коррекционной группе. Необходимо создать дома спокойную, удобную для чтения обстановку. В течение дня должно быть выделено время для чтения с таким расчетом, чтобы это было удобно ребенку. Телевизор на это время должен быть выключен. Хорошо, если члены семьи проявляют интерес к чтению и заинтересованность в том, что читает ребенок. В то время, когда ребенок читает, кто-то из родителей должен находиться поблизости, чтобы при необходимости помочь (объяснить незнакомое слово и т. п.). Это не означает, однако, что нужно «дышать в затылок ребенку». Достаточно находиться где-нибудь поблизости. Нередко от родителей требуется помощь при выполнении домашних заданий, данных логопедом. Очень важно отмечать каждый, даже незначительный, успех ребенка похвалой или поощрением. При таких отношениях в семье ребенок, в свою очередь, старается порадовать, родителей своими успехами. Следует предостерегать родителей от попыток стимулировать активность ребенка, сравнивая его с братом или сестрой, которые учатся лучше. Это не помогает, а, наоборот, закрепляет у ребенка сниженную самооценку и подавляет активность.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 742.