К вербальной коммуникации относятся слова и тексты, которые мы сообщаем друг другу, а все остальное – мимика, позы, положение, занимаемое в пространстве относительно других людей и предметов, внешний вид, а также интонация, скорость, громкость голоса, особенности артикуляции и дикции – относится к невербальным сигналам.
Эмоции живут в теле, и, соответственно, в теле они и проявляются, причем иногда наперекор владельцу. Наблюдая за проявлениями невербальных сигналов других людей можно делать предположения касательно их эмоционального состояния. При этом нельзя интерпретировать отдельный жест, а нужно рассматривать все невербальное поведение в комплексе.
Для наработки навыка осознания эмоций других с помощью этого метода можно включить телевизор и отключить звук. Найдите какой-нибудь художественный фильм и некоторое время посмотрите его, наблюдая за жестами, мимикой и расположением в пространстве героев и размышляя, какие эмоции они сейчас испытывают. Аналогичным процессом можно заняться в общественном транспорте. Понаблюдайте за пассажирами. Что чувствуют эти люди? Если кто-то кому-то что-то рассказывает, то веселая это история или грустная?
Используя вербальную коммуникацию
Самый простой способ узнать что-то о другом человеке – это задать вопрос этому самому человеку, т.е. обратиться за информацией о субъекте к самому субъекту. Однако, когда мы хотим понять состояние другого с помощью вопросов, мы можем столкнуться с определенными трудностями, поскольку люди не очень умеют осознавать свои эмоции, а сам вопрос о чувствах может вызывать напряжение и беспокойство. Поэтому важно максимально смягчить такой вопрос с помощью неких вводных фраз. Также в крайнем случае можно мягко предположить возможное эмоциональное состояние другого человека с помощью закрытого вопроса или эмпатического высказывания. Такое предположение, будучи корректно сформулированным, может даже снизить эмоциональное напряжение вашего собеседника.
Это может выглядеть, например, так:
«Слушай, а можно я тебя про эмоции спрошу? Ты что сейчас чувствуешь?»
«Могу я высказать предположение, что ты, возможно, несколько раздражен этой ситуацией?»
«Разреши я спрошу тебя о том, что ты чувствовал в этой ситуации…»
«Мне показалось, что, когда ты пришел к другу и увидел, что он не один, ты был раздосадован, так как тебе очень нужно было выговориться. Верно?»
АЛГОРИТМ УПРАВЛЕНИЯ СВОИМИ ЭМОЦИЯМИ
1. Осознать свою эмоцию
↓
2. Понять свои цели в данной ситуации, четко определить, чего я хочу добиться
↓
3. Определить, адекватна ли моя эмоция данной ситуации
↓
4. Определить, в каком эмоциональном состоянии я буду максимально эффективен при достижении своей цели
↓
5. Выбрать способ достичь нужного эмоционального состояния
↓
6. Достичь необходимого состояния, используя выбранный способ
КВАДРАНТ УПРАВЛЕНИЯ ЭМОЦИЯМИ
КВАДРАНТ УПРАВЛЕНИЯ СВОИМИ ЭМОЦИЯМИ
Реактивные (on -line ) методы (здесь и сейчас в ситуации) | Проактивные (off -line ) методы (вне конкретной ситуации) | |
Снижение интенсивности «ненужной» эмоции | Телесные: Ментальные: |
Телесные:
Ментальные:
|
Увеличение интенсивности «нужной» эмоции | Телесные: Ментальные: |
ВАРИАНТЫ ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ
Упражнение 1. «Ключичное (верхнее) дыхание»
В процессе овладения верхним дыханием рекомендуется положить ладони на ключицы и следить за подъемом и опусканием ключиц и плеч.
Исходное положение - сидя (стоя, лежа) выпрямиться (голова, шея, спина должны располагаться на одной линии). Прежде чем сделать вдох, следует выдохнуть воздух из легких. После выдоха сделать медленный вдох через нос, поднимая ключицы и плечи и заполняя воздухом верхние отделы легких. При выдохе плечи медленно опускаются вниз.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 257.