1. Стихийная диалектика Древней Греции. Само понятие диалектика родилось в древнегреческой философии, где высоко ценилось умение полемизировать, убеждать, обосновывать свою точку зрения. Под диалектикой понимали искусство спора, умение находить противоречия в мыслях собеседника, плодотворно развивать обсуждаемую тему, искусство классификации понятий, разделения вещей на роды и виды.
Выдающимся диалектиком является Гераклит. Его диалектика — это концепция непрерывного изменения, которое мыслится им в пределах материального космоса и в основном является круговоротом вещественных стихий — огня, воздуха, воды и земли. Все течет, все изменяется, в одну реку нельзя войти дважды, поскольку в каждый момент она все новая и новая.
У Платона диалектика - метод анализа и синтеза понятий. Понятия возникают не как итог обобщения чувственных данных, а в результате воспоминания душой идей, которые она когда-то созерцала в сверхчувственном мире, еще не будучи связанной с человеческим телом. Но у Платона диалектика не только метод отыскания истины, но и учение о мире истинного бытия как сферы вечных и неизменных идей.
В эпоху средневековья диалектика получает статус теологической дисциплины и включает в себя логику и силлогистику (учение о силлогистическом умозаключении (силлогизме), исторически первая, сформулированная Аристотелем логическая система дедукции). В Новое время диалектика представлена в работах Декарта, Спинозы, Лейбница.
2. Идеалистическая диалектика НКФ. Особое место в философии занимает идеалистическая диалектика НКФ. В ее рамках Кант исследовал логику познавательного процесса, вскрыв его антиномии (противоречия). Шеллинг подчеркивал полярный характер процессов природы и наличие в ней сложной иерархии.
Самой развитой формой этой диалектики явилась диалектика Гегеля. Основная заслуга Гегеля состояла в том, что он впервые сумел представить природный и социальный мир в виде процесса, т.е. закономерной смены форм и состояний. Им было разработано учение о всемирной истории (европоцентризм), ее логике и внутренних связях. Гегель сформулировал основные законы диалектики, которые дают представление об источниках, механизмах и формах развития.
3. Материалистическая диалектика XIX века. Маркс и Энгельс освободили идеалистическую диалектику Гегеля от ее мистической формы, сохранив идею развития и превратив ее в инструмент философского исследований мира. В марксизме идея развития была использована при изучении общественных явлений, прежде всего, социально-классовых отношений, истории частной собственности и государства, эпох в развитии общества. Диалектика как теория и метод была подчинена целям обоснования коммунистической идеи, неизбежности становлений нового общества. Материалистическая диалектика излишне политизирована и схематична, критична и революционна. По замечанию марксистов, «Для диалектической философии нет ничего раз и навсегда установленного, безусловного и святого. Везде и во всем она видит печать изменений». По Ленину «Диалектика – это живая душа марксизма.
В русской философии диалектика развивалась Герценом, Лениным, Циолковским, Вернадским. Тема единства мира и его духовной эволюции представлена в трудах Соловьева, Бердяева, Франка.
Диалектика как система философского знания
Диалектика как система философского знания включает в себя понятия (категории). В категориях диалектики отражаются объективно существующие универсальные взаимосвязи мира, процесс его развития.
Категории диалектики
Связь – это такое отношение между объектами, когда изменение в одном из них влечет за собой изменение в другом объекте. Связи бытия также разнообразны как и сам мир. (пространственные, экономические, духовные связи). Чем в большее количество связей включен объект, тем интенсивнее и полнее он изменяется и развивается.
Взаимодействие – обозначает процессы взаимного воздействия и влияния предметов друг на друга. Взаимодействие предполагает взаимный обмен энергией и информацией, изменение предметами своих внешних и внутренних свойств и состояний
Противоречие – фиксирует отношения единства, взаимодействия и борьбы между противоположными началами в мире и его вещах. (Пример – магнит – два полюса). Противоречие и есть взаимосвязь между такими противоположностями, которые противостоят друг другу и исключают друг друга. Оно означает как бы изначальную разорванность предмета, его асимметрию.
Гармония – стройность и примирение разного, в том числе и противоположного. Это красивый (прекрасный) порядок в мироздании, в отличие от хаоса как беспорядка. Ее проявлениями являются симметрия сторон в предмете, социальное согласие и мир в обществе, ритм и симфония в музыке.
Основное понятие диалектики – развитие – это одно из проявлений движения (изменения) в мире. Будучи порождением связей и взаимодействий оно представляет собой поступательное восхождение от низшего к высшему, от простого к сложному. Ему присуща необратимость, в ходе развития происходит переделка структуры и смена свойств предмета. Развитие всегда характеризуется комплексностью изменений, их системным характером, направленностью процесса. Развитие – это единство эволюции и революции, прогресса и регресса, прерывного и непрерывного.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 213.