Этапы формирования компетенций и шкала оценивания
|
|
|
![]() | ![]() | ![]() | |||||
![]() |
1.3. Перечень тем дисциплины нормальная физиология
Раздел 1. Общая физиология
Тема №1: «Введение в курс нормальной физиологии. Физиологические свойства и процессы возбудимых тканей».
Тема №2 «Физиология нервно-мышечного синапса, скелетных и гладких мышц».
Тема №3 «Основные виды, принципы, механизмы и уровни регуляции физиологических функций».
Тема №3 «Физиология нервного центра».
Тема №5 «Торможение и координационная деятельность ЦНС.».
Тема №6 «Физиология двигательной активности».
Тема №7 «Физиология вегетативной нервной системы».
Тема №8 «Физиология желез внутренней секреции».
Раздел 2. Частная физиология
Тема №9 «Форменные элементы крови».
Тема №10 «Физико-химические свойства крови».
Тема №11 «Иммунологические свойства крови».
Тема №12 «Внешнее дыхание».
Тема №13 «Регуляция дыхания».
Тема №13 «Физиологические свойства сердечной мышцы. Одиночный цикл сердечной деятельности».
Тема №15 «Методы исследования деятельности сердца».
Тема №16 «Регуляция деятельности сердца».
Тема №17 «Физиология кровеносных сосудов. Артериальное давление и его регуляция».
Тема №18 «Пищеварение в полости рта и желудке».
Тема №19 «Пищеварение в кишечнике. Двигательная активность и всасывательная функции пищеварительного тракта».
Тема №20 «Метаболические основы физиологических функций».
Тема №21 «Физиология системы выделения».
Раздел 3. Интегративная физиология
Тема №22 «Общие свойства и закономерности функционирования сенсорных систем (анализаторов). Физиология зрительного анализатора».
Тема №23 «Физиология слухового, вестибулярного и кожного анализаторов».
Тема №23 «Врожденные и приобретённые формы поведения».
Тема №25 «Физиологические основы высших психических функций человека».
Тема №26 «Зачетное занятие по практическим навыкам»
Перечень практических навыков, которыми должен обладать
студент после освоения дисциплины нормальная физиология
1. определение групп крови и резус принадлежности крови;
2. определения содержания гемоглобина в крови по методу Сали;
3. оценка результатов общего анализа крови;
4. оценка времени свертывания крови;
5. оценка осмотической устойчивости эритроцитов;
6. подсчет эритроцитов и лейкоцитов;
7. пальпация пульса;
8. измерение артериального давления;
9. спирометрия;
10. динамометрия;
11. определение остроты зрения;
12. периметрия;
13. проведение слуховых проб Вебера и Риннэ;
14. исследование биноурального слуха;
15. выслушивание тонов сердца;
16. исследование реакции зрачков на свет.
Раздел 1. Общая физиология.
1. Роль И.М. Сеченова и И.П. Павлова в создании материалистических основ в физиологии. Принцип нервизма.
2. Понятие о норме и здоровье. Физиология, как научная основа диагностики здоровья и прогнозирования функционального состояния и работоспособности организма.
3. Уровни регуляции функций. Виды и механизмы регуляции. Понятие о саморегуляции.
4. Рефлекторный принцип деятельности нервной системы. История развития учения о рефлексе. Философские принципы рефлекторной теории. Определение рефлекса. Структурная основа рефлекса, характеристика её компонентов.
5. Учение П.К. Анохина о функциональных системах и саморегуляции функций. Классификация функциональных систем. Принципиальная схема гомеостатической функциональной системы и анализ её элементов.
6. Возрастные особенности формирования и регуляции физиологических функций. Системогенез.
7. Виды гуморальной регуляции, характеристика и классификация физиологически и биологически активных веществ. Взаимоотношение нервных и гуморальных механизмов регуляции.
8. Понятие о гомеостазе и гомеокинезе. Принципы саморегуляции постоянства внутренней среды организма.
9. Строение и функции возбудимых мембран. Ионные каналы мембран. Ионные градиенты клетки, механизмы их образования.
10. Раздражимость, возбудимость как основа реакции ткани на раздражение. Раздражители, их виды и характеристика. Другие физиологические свойства возбудимых тканей.
11. Мембранные потенциалы, их классификация. Потенциал покоя и механизм его возникновения.
12. Потенциал действия, его фазы и биофизические механизмы происхождения.
13. Возбудимость. Меры возбудимости. Электрофизиологические механизмы изменения возбудимости. Соотношение фаз возбудимости с фазами потенциала действия.
14. Законы раздражения возбудимых тканей.
15. Механизм проведения возбуждения по миелиновым и безмиелиновым нервным волокнам. Функциональная классификация нервных волокон. Законы проведения возбуждения по различным возбудимым тканям.
16. Строение и классификация синапсов. Механизм передачи возбуждения в синапсах (электрических и химических). Ионные механизмы формирования постсинаптических потенциалов. Особенности строения и передачи возбуждения в нервно-мышечных синапсах.
17. Современная теория мышечного сокращения и расслабления. Физические и физиологические свойства мышц. Типы мышечных сокращений. Сила и работа мышц.
18. Одиночное мышечное сокращение и его фазы. Тетанус и его типы. Оптимум и пессимум частоты раздражения. Лабильность.
19. Двигательные единицы, их классификация. Механизм возникновения тетануса в естественных условиях.
20. Особенности строения и функций гладких мышц.
21. Нейрон, как структурно-функциональная единица ЦНС. Классификация нейронов, их функциональные структуры. Механизм возникновения возбуждения. Интегративная функция нейрона.
22. Типы нейронных цепей и основные принципы распространения возбуждения по ним. Типы иррадиации и конвергенции процесса возбуждения.
23. Широкое и узкое понятие нервного центра и его основные физиологические свойства.
24. Торможение в ЦНС, его виды и механизмы.
25. Современные представления об интегративной деятельности ЦНС. Взаимодействие между различными уровнями ЦНС в процессе регуляции функций организма. Общие принципы координационной деятельности ЦНС.
26. Основные функции спинного мозга и их морфофункциональная характеристика. Кожные и сухожильные рефлексы у человека, их значение в клинике. Основные спинальные вегетативные рефлексы.
27. Спинальные механизмы регуляции мышечного тонуса и фазных движений. Роль проприоцептивных рефлекторных дуг в саморегуляции этих функций.
28. Супраспинальные механизмы регуляции мышечного тонуса. Децеребрационная ригидность и механизм ее возникновения.
29. Статические и статокинетические рефлексы (Р. Магнус). Саморегуляторные механизмы поддержания равновесия тела.
30. Ретикулярная формация ствола мозга и ее нисходящее влияние на рефлекторную деятельность спинного мозга.
31. Восходящее активирующее влияние ретикулярной формации ствола мозга на кору больших полушарий. Участие ретикулярной формации в формировании целостной деятельности организма.
32. Физиология мозжечка и его влияние на моторные и вегетативные функции организма. Нарушение двигательной функции при поражении мозжечка.
33. Лимбическая система мозга. Круги Пэйпса, их роль в формировании мотиваций и эмоций.
34. Гипоталамус. Роль гипоталамуса в интеграции вегетативных, соматических и эндокринных функций организма, отношение к организации мотиваций, эмоций, биоритмов.
35. Современные представления о локализации функций в коре больших полушарий мозга. Динамическая локализация функций.
36. Сравнительная характеристика соматической и вегетативной нервной системы.
37. Сравнительная морфо-функциональная характеристика симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы. Синергизм и антагонизм их влияний. Понятие об адренергических и холинергических рецепторах.
38. Гормоны, их характеристика, механизмы действия на уровне клетки. Саморегуляция эндокринной системы
39. Гормональная регуляция уровня кальция в крови.
40. Гормональная регуляция уровня глюкозы в крови.
41. Физиология надпочечников. Роль гормонов коры и мозгового вещества в регуляции функций организма.
42. Гормоны гипофиза, его функциональные связи с гипоталамусом и эндокринными железами.
43. Гипоталамо-гипофизарная система, ее роль в адаптации организма к изменениям внешней среды.
44. Физиология щитовидной железы.
45. Половые железы. Мужские и женские половые гормоны и их физиологическая роль в формирования пола и регуляции процессов размножения.
Паспорт фонда оценочных средств
I. Цель, задачи дисциплины нормальная физиология | ||||||||
Цель дисциплины | Задачи дисциплины | В результате освоения дисциплины/практики обучающийся должен | ||||||
Знать | Уметь | Владеть | ||||||
Сформировать у студентов системные знания о жизнедеятельности целостного организма и его отдельных частей, об основных закономерностях функционирования физиологических функций и механизмах их регуляции при взаимодействии между собой и с факторами внешней среды и их особенностях у детей и подростков, о физиологических основах клинико-физиологических методов исследования, применяемых в функциональной диагностике и при изучении интегративной деятельности человека, о физиологических основах здорового образа жизни | -формирование у студентов системных знаний о жизнедеятельности организма как целого, системного подхода в понимании физиологических механизмов, лежащих в основе взаимодействия с факторами внешней среды и реализации адаптивных стратегий организма человека и животных осуществления нормальных функций организма человека с позиции концепции функциональных систем; - изучение студентами методов и принципов исследования оценки состояния регуляторных и гомеостатических систем организма в эксперименте, с учетом их применимости в клинической практике; - изучение студентами закономерностей функционирования различных систем организма человека и особенностей межсистемных взаимодействий в условиях выполнения целенаправленной деятельности с позиции учения об адаптации; -обучение студентов методам оценки функционального состояния человека, состояния регуляторных и гомеостатических при разных видах целенаправленной деятельности; - изучение студентами роли высшей нервной деятельности в регуляции физиологическими функциями человека и целенаправленного управления резервными возможностями организма в условиях нормы и патологии; ознакомление студентов с основными принципами моделирования физиологических процессов и существующими компьютерными моделями (включая биологически обратную связь) для изучения и целенаправленного управления висцеральными функциями организма; - формирование у студентов основ клинического мышления на основании анализа характера и структуры межорганных и межсистемных отношений с позиции интегральной физиологии для будущей практической деятельности врача. | -основные свойства и состояния возбудимых тканей, механизмы биоэлектрических явлений и их роль в кодировании биологической информации; - структурно-функциональные свойства и особенности регуляции процессов сокращения поперечно-полосатой и гладкой мускулатуры; - уровни, принципы и механизмы регуляции физиологических функций; - принципы организации и функционирования центральной нервной системы (ЦНС) у человека и других млекопитающих, цефализации функций в процессе эволюции; - роль различных отделов и структур ЦНС в регуляции соматических и висцеральных функций организма. Рефлекторные дуги с висцеральным и соматически компонентами; -индивидуальные особенности организации и рефлекторной деятельности автономной нервной системы, ее участие в формировании целостных форм поведения; -механизмы функционирования и принципы регуляции эндокринных клеток, желез внутренней секреции и особенности их взаимодействия в условиях целенаправленного поведения и патологии; - систему крови и её роль в поддержании и регуляции гомеостатических констант организма, функции крови, характеристику и функциональные особенности физиологических констант крови; группы крови и методы их определения, резус фактор и его роль в патологии, правила переливания крови, процессы гемостаза; основные этапы, механизмы и показатели функции внешнего дыхания, дыхательный центр и его строение, особенности регуляции дыхания при различных нагрузках; основные свойства сердечной мышцы и их отличия от скелетных мышц, механизмы электромеханического сопряжения; основные механизмы регуляции деятельности сердца, сердечный цикл; - физиологическую роль отделов сосудистой системы, линейную и объемную скорость кровотока, нейрогормональные механизмы регуляции сосудистого тонуса и системной гемодинамики; - особенности структурно-функциональной организации микроциркуляторного русла различных регионов организма здорового человека, транскапиллярный обмен и его регуляция; - роль белков, жиров, углеводов, минеральных веществ, витаминов и воды в обеспечении жизнедеятельности организма; - физиологические особенности регуляции обмена веществ и энергии в организме в условиях действия экстремальных факторов среды и профессиональной деятельности, основы здорового и адекватного питания, принципы составления рационов; - пищеварение как процесс, необходимый для реализации энергетической и пластической функций организма; особенности и закономерности структурно-функциональной организации функций желудочно-кишечного тракта, формирование голода и насыщения; -основные процессы и механизмы поддержания постоянства температуры тела; - основные этапы образования мочи и механизмы их регуляции; - основные невыделительные (гомеостатические) функции почек; -основные морфо-функциональные особенности организации различных отделов сенсорных систем; - понятие и классификацию боли; особенности морфо-функциональной организации ноцицептивной и антиноцицептивной систем; - формы проявлений высшей нервной деятельности (ВНД) у человека, классификацию и характеристику типов ВНД, варианты межполушарной асимметрии и её значение в деятельности врача; - механизмы образования условного рефлекса и его торможения, роль в клинической практике, компоненты функциональной системы поведенческого акта; - механизмы и особенности формирования основных функциональных систем (ФУС) организма (поддержания постоянства уровня питательных веществ в крови, артериального давления, температуры внутренней среды, сохранения целостности организма и др.). - основные закономерности развития и жизнедеятельности организма детей и подростков на основе структурной организации клеток, тканей и органов; гистофункциональные особенности тканевых элементов; методы их исследования; - анатомо-физиологические, возрастно-половые и индивидуальные особенности строения и развития здорового и больного организма ребенка и подростка; - функциональные системы организма детей и подростков, их регуляция и саморегуляция при воздействии с внешней средой в норме и при патологических процессах; | Использовать знания о: методологических подходах (аналитическом и системном) для понимания закономерностей деятельности целостного организма; - теории функциональных систем для понимания механизмов саморегуляции гомеостаза и формирования полезного результата в приспособительной деятельности; свойствах и функциях различных систем организма при анализе закономерностей формирования функциональных систем организма здорового человека; механизмах формирования специфических состояний и интегративных функций, их зависимости от факторов внешней среды и функционального состояния организма; - видах и механизмах формирования проявлений высшей нервной деятельности при анализе организации ФУС здорового человека, для понимания механизмов психической деятельности; различных состояний мозга, целенаправленного поведения человека; Анализировать: -закономерности функционирования возбудимых тканей, центральной нервной системы и желез внутренней секреции; - проявления функций крови; особенности - организации разных этапов дыхания и их регуляции; функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной, выделительной пищеварительной и терморегуляторной систем при обеспечении целенаправленной деятельности организма; - закономерности функционирования сенсорных систем человека; -особенности высшей нервной деятельности человека; закономерности деятельности различных систем организма при разных функциональных состояниях; - динамику физиологических процессов при стрессе
| методами: - определение групп крови и резус принадлежности крови; - определения содержания гемоглобина в крови по методу Сали; - оценки резуль-татов общего анализа крови; - оценки времени свертывания крови; - оценки осмоти-ческой устойчи-вости эритроци-тов; - подсчета эритроци-тов и лей-коцитов; - пальпа-ции пуль-са; - измере-ния арте-риального давления; - спиро-метрии; - динамо-метрии; - опреде-ления ост-роты зре-ния; - перимет-рии; - проведе-ния слухо-вых проб Вебера и Риннэ; - исследо-вания би-ноурального слуха; - выслу-шивания тонов сердца; - исследо-вания ре-акции зрачков на свет. | ||||
II. Этапы формирования компетенции и оценка результатов освоения дисциплины/практики | ||||||||
Контролируемые компетенции (или их части) | Контролируемые знания, умения, навыки (№ раздела дисциплины) | Наименование контрольно-оценочного средства | Количество | Формы оценивания | ||||
ОК- 1.
ПК – 2, 3, 9, 16, 31, 32
| Разделы № 1, 2, 3
Разделы № 1, 2, 3, практические навыки
| Теоретические вопросы для экзамена Тестовые задания (к-во вариантов бесконечно) Перечень практических умений Теоретические вопросы для экзамена Экзаменационные билеты | 141
50
16
141
49 | Собеседование по теоретическим вопросам
Тестирование, Собеседование по теоретическим вопросам Проверка выполнения практических навыков | ||||
1.1. Содержание компетенций, формируемые в результате освоения дисциплины нормальная физиология
ОК-1 - владеть способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико- биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
ПК-2 - способности и готовности выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат ;
ПК-3 - способности и готовности к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности;
ПК-9 - способности и готовности к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач;
ПК-16 - способности и готовности анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма взрослого человека и подростка для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов;
ПК-31 - способности и готовности изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования;
ПК – 32 - способности и готовности к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 285.