Глава 3.Комплексные игры на уроках по изобразительному искусству
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Значение комплексных игр для детей младшего школьного возраста.

Комплексные игры могут содержать в себе одновременно и подвижные, и ролевые, и познавательные, и состязательные элементы, объединённые единым сюжетом урока, темой. Конечно, эти игры трудоёмки, требует больших творческих усилий педагога и детей, времени на подготовку, но без них жизнь ребёнка в школе утратила бы естественную детскую радость. Как ударный такт в музыке, который придаёт неповторимую окраску мелодии, комплексные игры и пятиминутки задают направленность и ритм эмоциональной жизни класса. Такая задача, конечно, не под силу одному учителю, она реальна только при условии творческого сотрудничества учителя, родителей, старших школьников и детей. Но организатором и дирижёрам этого «оркестра» может быть лишь педагог, чутко воспринимающий настроение и стремление всех членов этого детско-взрослого сообщества.

Сюжеты и темы, переживаемые детьми и взрослыми в игре, не могут быть формальными или случайными. Идеи доброты и единения с природой, творческого самовыражения, волшебства смены время года важно не потерять ещё в первые месяцы совместной жизни с первого класса начальной школы. Особенно это важно для учителей по изобразительному искусству. Ведь именно на их уроках детям предоставляется полёт фантазий для изображения их на бумаге. Любой урок можно преподнести детям как игру, что для начальной школы особенно важно. Ведь ещё в прошлом году каждое занятие проходило так. Если школьники будут приходить на урок к учителю, который старается создать для работы нужное настроение, то дети не будут отвлекаться и именно этот педагог станет для них лучшим.

Примеры комплексных игр на уроках по ИЗО в начальной школе.

В гостях у Карандаша.

Это комплексное игра-занятие – встреча с ожившим предметом, который практически каждый день держат в руках, - с карандашом.

В помещении класса педагог оформляет как мастерскую Карандаша. Могут появиться экспозиции «Весёлые рисунки» (из детских иллюстрированных журналов), «Герои любимых сказок и мультфильмов» (репродукции картин художников – иллюстраторов детских книг и художников - мультипликаторов), «Мы рисуем» (рисунки ребят, выполненные карандашом). На стуле или кресле будет сидеть Мастер Карандаш-кукла имитация известного персонажа весёлых картинок. Можно поставить несколько мольбертов, за которыми как бы работают помощники – карандаши. Парты расставлены полукругом или составлены в два стола, за которыми сядут дети.

Вот этап подготовки завершён, и начинается игра.

Мастер Карандаш приветствует ребят и предлагает прослушать песню Э. Успенского и В. Шаинского «Дети любят рисовать». Затем Мастер Карандаш важно сообщает о своём происхождении из древнего знаменитого рода Карандашей, когда и где родился его самый первый пра – прапрадед и так далее (в шутливой форме). После этого хозяин мастерской предлагает ребятам посостязаться в творческих конкурсах и весёлых соревнованиях.

· «Художники - фантазёры»: Карандаш предлагает школьникам изобразить за условленное время как можно больше разных предметов, используя в качестве основы различные геометрические фигуры: круг, треугольник, многоугольник и другие (заранее для каждого ребёнка заготовлены листы бумаги и цветные карандаши). Работу заканчивают все одновременно по сигналу Мастера Карандаша.

· «На ощупь»: Это конкурс, который проявляет способность детей воспринимать предметы, окружающий мир через его форму и цвет. Участники игры поочерёдно закрывают глаза, им дают мешочек с 3-4 предметами, которые нужно ощупать пальцами, определить предмет и представить себе какого они обычно бывают цвета, затем вынуть и положить на тот стол на котором лежит карандаш того же цвета. За ранние ребятам объясняют, что предметы будут только трёх цветов – жёлтого, зелёного, красного, и просит запомнить, на каких столах лежат карандаши этих цветов. (Набор предметов можно составить из овощей и фруктов: огурец, репчатый лук, морковь; листья петрушки, лимон, помидор; листья салата, апельсин, гроздь ягод красной рябины).

Цветные загадки.

Зелёные

Летом – в огороде,

Свежие, зелёные.

А зимой – в бочке,

Крепкие, солёные. (Огурец)

Красный

Красный нос

В землю врос.

А зелёный хвост снаружи.

Нам зелёный хвост не нужен,

Нужен только красный нос. (Морковь)

Жёлтые

В огороде у дорожки

Стоит солнышко на ножке,

Только жёлтые лучи

У него не горячи. (Подсолнух)

Синие

Выше леса, выше гор

Расстилается ковёр.

Он всегда, всегда раскинут

Над тобой и надо мной,

То он серый, то он синий,

То он ярко – голубой. (Небо)

Разноцветные

На минуту в землю врос

Разноцветный чудо – мост.

Чудо – мастер смастерил

Мост высокий без перил. (Радуга)

 

Маленькие художники.

Класс оформлен как мастерская художника (репродукции картин художников - иллюстраторов). У каждого ребёнка на парте стоит стаканчик с водой, лежат акварель, лист бумаги, мягкая кисть.

Педагог предлагает прослушать композицию Чайковского «Времена года», а затем рассмотреть предложенные картины и определить какой фрагмент каждой из картин. Можно спросить у детей какую бы они придумали мелодию?

Далее проводится творческая работа школьников. Техникой рисования «по - сырому» дети наносят акварель на листы бумаги, на тему природы.

Здесь просыпается творческая фантазия ребёнка, что сподвигает его на новые идеи.

Заключение.

На основе теоретического анализа психологической, методической, педагогической литературы определено, что использование дидактических игр, упражнений и творческих заданий на уроках по изобразительному искусству позволяет существенно изменить отношение учащихся к учебному труду и изобразительному искусству в целом.

Использование предложенных методик и дидактических игр позволяет улучшить процесс воспитания личности ребёнка, вследствие которого развиваются его творческие способности, повышается продуктивность мыслительной деятельности, развивается заинтересованное отношение к действительности, проявляющееся в личностной активности, качестве учебной деятельности, художественном уровне реализуемых проектов, оригинальности их решения; ответственном отношении к делу, самостоятельности и организованности, отзывчивости.

В данном исследовании мной были рассмотрены следующие вопросы:

-Процесс обучения основам живописи детей младшего школьного возраста.

-Психофизиологическое восприятие и воспроизведение цвета детьми начальных классов.

-Значение дидактических игр, упражнений и творческих заданий на занятиях по изобразительному искусству.

Из этого следует, что тема курсовой работы «Методика преподавания основ живописи младшим школьникам на уроках по ИЗО с применением игр, упражнений и творческих заданий » очень полезна и актуальна. Её можно использовать на уроках изобразительного искусства тем самым совместив сразу несколько школьных дисциплин: история искусств, физкультура, литература, математика, биология и непосредственно само изобразительное искусство. Этим мы создаём все необходимые условия для развития всесторонней и гармоничной личности.

Литература

1. М. Т. Карпенко Сборник загадок.

М.: Просвещение, 1988.

2.О. С. Газман, Н. Е. Харитонова В школу с игрой.

М.: Просвещение, 1991.

3. В. С. Кузин Методика преподавания изобразительного искусства в 1 – 3 классах: Пособие для учителей.

М.: Просвещение 1988.

4. А. А. Кирилло Учителю об изобразительных материалах.

М.: Просвещение 1971.

5. Н. В. Одноралов Материалы об изобразительном искусстве.

М.: Просвещение 1983.

6. Н. М. Сокольникова Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе.

Москва 2002.

7. Б.П. Никитин. Развивающие игры. - 5-е изд. доп.М.: Знание, 1994.8. Искусство в жизни детей. Опыт художественных занятий с младшими школьниками. Книга для учителя.М., 1991.9. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству: Художественное развитие ребенка к семье.

М.: Редакция журнала «Искусство в школе», 1995 г.

10. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. пособие М.: Издательский центр «Академия», 1999г.11. А.П.Ершова Опыт художественных занятий с младшими школьниками М.: Просвещение 1992.

12. Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова Изобразительная деятельность в школе.

М.: Просвещение 1982.

13. Т. Я. Шпикалова Изобразительное искусство и методика преподавания в начальной школе.

М.: Академия 1999.

14. Н. Н. Ростовцев Лекции по курсу методика преподавания изобразительного искусства в школе.

М.: 1968.

15. К. Д. Ушинский Избр. Соч., т. 2.

М.: 1939.

 

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 246.