КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Методические рекомендации к выполнению контрольных работ:

1. Необходимо прочитать художественное произведение, фрагмент из которого представлен в контрольной работе.

2. Ознакомиться с научной и учебно-методической литературой, посвященной анализу данного художественного произведения.

3. Ответить на первый вопрос (примерно 10 предложений), аргументируя тезисы текстом художественного произведения, представленного во фрагменте

4. При ответе на второй вопрос необходимо найти два других произведения русской литературы, в которых присутствует та же проблематика, что и в произведении, данном во фрагменте. Надо обосновать свой выбор и аргументировать свой ответ (примерно 10 предложений)

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ

 

Контрольная работа должна представлять собой анализ проблемы на материале фрагмента художественного произведения. Пересказ текста не требуется. Цитаты из текста можно приводить только в качестве аргумента для подтверждения тезиса. В ответе должно отражаться знание художественного текста, фрагмент из которого представлен, его проблематики и основной авторской идеи. Тексты анализируемых произведений обязательно должны быть прочитаны. Работа студента не должна быть компиляцией чужих текстов. Все контрольные работы проверяются с помощью компьютерной программы «Антиплагиат». Работы, процент оригинальности которых составит менее 65%, не будут зачтены.

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Контрольная Работе по дисциплине «Отечественная литература» зачетного характера. Оценку «зачтено» студент получает при условии, если студент выполнил все методические рекомендации преподавателя, ответил на вопрос аргументировано, показал в ответе знание проблематики произведения, фрагмент из которого представлен для анализа, прокомментировал аргументы-цитаты исходя из понимания авторской позиции. Если студент получает за работу «не зачтено», то необходимо доработать контрольную работу исходя их замечаний и рекомендаций преподавателя.

СТРУКТУРА ОТВЕТА

1. Прямой ответ на вопрос

2. Первый тезис (мысль, подтверждающая прямой ответ)

3. Аргумент (цитата из фрагмента, подтверждающая тезис) 

4. Комментарий к цитате-аргументу (раскрыть содержание цитаты, пояснить, что именно в этой цитате служит подтверждением вашего тезиса)

5. Второй тезис

6. Аргумент-цитата к второму тезису

7. Комментарий к цитате-аргументу

8. Вывод

Тезис необязательно должен предшествовать цитате, возможно сначала процитировать текст, потом прокомментировать и сформулировать тезис.

В работе необходимо выбирать аргументы, подтверждающие выдвинутый тезис, соблюдать логику изложения и обязательно связывать вывод с поставленным вопросом.

ОБРАЗЦЫ ОТВЕТОВ НА ВОПРОСЫ:

И вдруг генерала, который был   учителем каллиграфии, озарило вдохновение...

- А что, ваше превосходительство, - сказал он радостно, - если бы нам найти мужика?

- То есть как же... мужика?

- Ну, да, простого мужика... какие обыкновенно бывают мужики! Он бы нам сейчас и булок бы подал, и рябчиков бы наловил, и рыбы!

- Гм... мужика... но где же его взять, этого мужика, когда его нет?

- Как нет мужика - мужик везде есть, стоит только поискать его!

Наверное, он где-нибудь спрятался, от работы отлынивает!

Мысль эта до того ободрила генералов, что они вскочили как встрепанные и пустились отыскивать мужика.

Долго они бродили по острову без всякого успеха, но, наконец, острый запах мякинного хлеба и кислой овчины навел их на след. Под деревом, брюхом кверху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужичина и самым нахальным образом уклонялся от работы. Негодованию генералов предела не было.

- Спишь, лежебок! - накинулись они на него, - небось и ухом не ведешь, что тут два генерала вторые сутки с голода умирают! сейчас марш работать!

Встал мужичина: видит, что генералы строгие. Хотел было дать от них стречка, но они так и закоченели, вцепившись в него.

И зачал он перед ними действовать.

Полез сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков, а себе взял одно, кислое. Потом покопался в земле - и добыл оттуда картофелю; потом взял два куска дерева, потер их друг об дружку - и извлек огонь. Потом из собственных волос сделал силок и поймал рябчика. Наконец, развел огонь и напек столько разной провизии, что генералам пришло даже на мысль: "Не дать ли и тунеядцу частичку?"

      Смотрели генералы на эти мужицкие старания, и сердца у  них весело играли. Они уже забыли, что вчера чуть не умерли с голоду, а думали: "Вот как оно хорошо быть генералами - нигде не пропадешь!"

- Довольны ли вы, господа генералы? - спрашивал между тем мужичина-лежебок.

- Довольны, любезный друг, видим твое усердие! - отвечали генералы.

- Не позволите ли теперь отдохнуть?

- Отдохни, дружок, только свей прежде веревочку.

Набрал сейчас мужичина дикой конопли, размочил в воде, поколотил, помял - и к вечеру веревка была готова. Этою веревкою генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убег, а сами легли спать.

(фрагмент сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)

 

 

1 вопрос к фрагменту: Какие противоречивые качества мужика проявляются в данном фрагменте?

Ответ:

Прямой ответ на вопрос:

В данном фрагменте Салтыков-Щедрин показал читателям силу и слабость русского крестьянства.

Первый тезис и аргументы:

С одной стороны, писатель наделяет мужика, которого генералы нашли на острове, богатырскими чертами: «Под деревом…подложив под голову кулак, спал громаднейший мужичина…». Этот мужик умеет делать все: и костер разжег, и силок из волос сделал, и пропитание добыл, и обед сварил. Казалось бы, перед таким человеком, сильным и работящим, генералам не устоять, если б он решился дать им отпор.

Второй тезис и аргументы:

Но он, увидев генералов, «хотел дать от них стречка», а потом полностью покорился им: «и зачал он перед ними действовать». В этом проявляется внутренняя слабость мужика, неспособность отстоять свою свободу. Вечный страх перед господами заставляет мужика нарвать генералам «десяток спелых яблок, а себе взять одно, кислое». Чтобы глубже раскрыть противоречия народного сознания, писатель-сатирик использует гротескный образ: мужик своими руками сплел веревку, которой генералы его «привязали к дереву, чтоб не убег».

Вывод:

Таким образом Салтыков-Щедрин демонстрирует, что на эксплуатации крестьянского труда строится благополучие правящего сословия. И пока не проснется в народе богатырский дух, пока не осознает мужик своей силы, пока не избавится от векового страха перед господами, он не сможет освободиться от пут, которые наложило на него крепостное право.

2 вопрос к фрагменту: В каких произведениях русской литературы сатирически изображены представители правящего сословия. В чем эти произведения могут быть сопоставлены со сказкой Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Ответ:

Прямой ответ на вопрос:

 

Представители правящего сословия сатирически изображены в таких произведениях

русской литературы, как комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» и поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Сопоставление сказки Салтыкова-Щедрина с комедией Грибоедова в заданном направлении анализа:

      В комедии Грибоедова представителеми правящего сословия является Фамусов. Он крупный чиновник, московский «туз», который заботится больше о личном благе, чем служит делу.

«А у меня, что дело, что не дело,

 Обычай мой такой:

Подписано, так с плеч долой.» - говорит Фамусов. Грибоедов видит в герое бюрократа, который готов услужить начальству, но не способного, как Чацкий, служить обществу, государству, думать о всеобщей пользе. В сказке Салтыкова-Щедрина генералы так же, как и Фамусов, служили в какой-то канцелярии, занимались никому не нужными бумагами, но при этом получали высокие чины и вознаграждение. В изображении русских писателей у представителей правящего сословия отсутствует гражданское сознание и желание быть полезными для общества.

Сопоставление сказки Салтыкова-Щедрина с поэмой Гоголя в заданном направлении анализа:

      В поэме «Мертвые души» Гоголь обличает представителей правящего сословия: помещиков и чиновников. В изображении писателя все они либо бездушные стяжатели, такие, как Коробочка, Собакевич и Плюшкин, либо бессмысленные прожигатели жизни, лишенные высоких благородных целей, такие, как Манилов и Ноздрев, либо казнокрады и взяточники, такие, как чиновники уездного города N. Если бы Манилов, например, оказался на необитаемом острове, как генералы из сказки Салтыкова-Щедрина, то он точно так же не смог бы о себе позаботиться, ведь он всю свою жизнь превратил в бессмысленные мечтания, оторванные от реальности. Героев Гоголя и Салтыкова-Щедрина с полным правом можно считать мертвыми душами, так как они равнодушны к нуждам народа и не способны быть полезными членами общества.

ОФОРМЛЕНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Контрольная работа состоит из!

1) титульного листа, на котором необходимо указать фамилию, имя и отчество студента; номер его студенческого билета; название учебной дисциплины; номер варианта контрольной работы;

Например:

Иванова Наталья Сергеевна

Студенческий билет № 312

Контрольная работа по дисциплине «Отечественная литература»

Вариант № 3

2) ответов на вопросы контрольной работы;

3) списка использованной литературы.

 

 



Контрольная работа 1.

   Фамусов

Вот попрекать мне станут,

Что без толку всегда журю.

Не плачь, я дело говорю:

Уж об твоем ли не радели

Об воспитаньи! с колыбели!

Мать умерла: умел я принанять

В мадам Розье вторую мать.

Старушку-золото в надзор к тебе приставил:

Умна была, нрав тихий, редких правил.

Одно не к чести служит ей:

За лишних в год пятьсот рублей

Сманить себя другими допустила.

Да не в мадаме сила.

Не надобно иного образца,

Когда в глазах пример отца.

Смотри ты на меня: не хвастаю сложеньем;

Однако бодр и свеж, и дожил до седин,

Свободен, вдов, себе я господин...

Монашеским известен поведеньем!..

Лиза

Осмелюсь я, сударь...

Фамусов

Молчать!

Ужасный век! Не знаешь, что начать!

Все умудрились не по летам.

А пуще дочери, да сами добряки.

Дались нам эти языки!

Бepeм же побродяг, и в дом и по билетам, 

Чтоб наших дочерей всему учить, всему -

И танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам!

Как будто в жены их готовим скоморохам. 

Ты, посетитель, что? ты здесь, сударь, к чему?

Безродного пригрел и ввел в мое семейство,

Дал чин асессора и взял в секретари;

В Москву переведен через мое содейство;

И будь не я, коптел бы ты в Твери.

София

Я гнева вашего никак не растолкую.

Он в доме здесь живет, великая напасть!

Шел в комнату, попал в другую.

Фамусов

Попал или хотел попасть?

Да вместе вы зачем? Нельзя, чтобы случайно.

                  С.Грибоедов «Горе от ума»

 

Контрольная работа 2.

Г – жа Простакова. Поди ж, Еремеевна, дай позавтракать робенку. Вить, я чаю, скоро и учители придут.

Еремеевна . Он уже и так, матушка, пять булочек скушать изволил.

Г-жа Простакова. Так тебе жаль шестой, бестия? Вот какое усердие! Изволь смотреть.

Еремеевна. Да во здравие, матушка. Я вить сказала это для Митрофана же Терентьевича. Протосковал до самого утра.

Г-жа Простакова. Ах, мати божия! Что с тобою сделалось, Митрофанушка?

Митрофан . Так, матушка. Вчера после ужина схватило.

Скотинин. Да видно, брат, поужинал ты плотно.

Митрофан. А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал.

Простаков. Помнится, друг мой, ты что-то скушать изволил.

Митрофан . Да что! Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть.

Еремеевна. Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшинец выкушать изволил.

Митрофан. И теперь как шальной хожу. Ночь всю така дрянь в глаза лезла.

Г-жа Простакова. Какая ж дрянь, Митрофанушка?

Митрофан . Да то ты, матушка, то батюшка.

Г-жа Простакова. Как же это?

Митрофан. Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку.

Простаков (в сторону). Ну, беда моя! Сон в руку!

Митрофан (разнежасъ). Так мне и жаль стало.

Г-жа Простакова (с досадою). Кого, Митрофанушка?

Митрофан. Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку.

Г-жа Простакова. Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно мое утешение.

Скотинин. Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!

Простаков . По крайней мере я люблю его, как надлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя и от радости сам истинно не верю, что он мой сын.

Скотинин. Только теперь забавник наш стоит что-то нахмурясь.

Г-жа Простакова. Уж не послать ли за доктором в город?

Митрофан . Нет, нет, матушка. Я уж лучше сам выздоровлю. Побегу-тка теперь на голубятню, так авось-либо...

Г-жа Простакова. Так авось-либо господь милостив. Поди, порезвись, Митрофанушка.                                                                           Д.И.Фонвизин «Недоросль»

 

 

Контрольная работа 3


Но Ленский, не имев, конечно,

Охоты узы брака несть,
С Онегиным желал сердечно
Знакомство покороче свесть.
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
Сперва взаимной разнотой
Они друг другу были скучны;
Потом понравились; потом
Съезжались каждый день верхом,
И скоро стали неразлучны.
Так люди (первый каюсь я)
От делать нечего друзья.
XIV Но дружбы нет и той меж нами.
Все предрассудки истребя,
Мы почитаем всех нулями,
А единицами — себя.
Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно;
Нам чувство дико и смешно.
Сноснее многих был Евгений;
Хоть он людей конечно знал
И вообще их презирал,—
Но (правил нет без исключений)
Иных он очень отличал
И вчуже чувство уважал.
XV Он слушал Ленского с улыбкой.
Поэта пылкий разговор,
И ум, еще в сужденьях зыбкой,
И вечно вдохновенный взор,—
Онегину всё было ново;
Он охладительное слово
В устах старался удержать
И думал: глупо мне мешать
Его минутному блаженству;
И без меня пора придет;
Пускай покамест он живет
Да верит мира совершенству;
Простим горячке юных лет
И юный жар и юный бред.
XVI Меж ими всё рождало споры
И к размышлению влекло:
Племен минувших договоры,
Плоды наук, добро и зло,
И предрассудки вековые,
И гроба тайны роковые,
Судьба и жизнь в свою чреду,
Всё подвергалось их суду.
Поэт в жару своих суждений
Читал, забывшись, между тем
Отрывки северных поэм,
И снисходительный Евгений,
Хоть их не много понимал,
Прилежно юноше внимал.


(А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)



























































Контрольная работа 5


И, увидев то, царь Иван Васильевич

Прогневался гневом, топнул о землю

И нахмурил брови чёрные;

Повелел он схватит удалова купца

И привесть его пред лицо своё.

Как возгОворил православный царь:

"Отвечай мне по правде, по совести,

Волной волей или нехотя

Ты убил мово верного слугу,

Мово лучшего бойца Кирибеевича?"

 "Я скажу тебе, православный царь:

Я убил его вольною волей,

А за что, про что - не скажу тебе,

Скажу только богу едином

Прикажи меня казнить - и на плаху несть

Мне головушку повинную;

Не оставь лишь малых детушек,

Не оставь молодую вдову

Да двух братьев моих своей милостью..."


(М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»)



Контрольная работа 6


Городничий. Вот когда зарезал, так зарезал! Убит, убит, совсем убит! Ничего не вижу. Вижу какие-то свиные рыла вместо лиц, а больше ничего... Воротить, воротить его! (Машет рукою.) Куды воротить! Я, как нарочно, приказал смотрителю дать самую лучшую тройку; черт угораздил дать и вперед предписание.

Жена Коробкина. Вот уж точно, беспримерная конфузия!

Аммос Федорович. Однако ж, черт возьми, господа! Он у меня взял триста рублей взаймы.

Артемий Филиппович. У меня тоже триста рублей.

Почтмейстер (вздыхает). Ох! и у меня триста рублей.

Бобчинский. У нас с Петром Ивановичем шестьдесят пять-с на ассигнации-с, да-с.

Аммос Федорович (в недоумении расставляет руки). Как же это, господа? Как это, в самом деле, мы так оплошали?

Городничий (бьет себя по лбу). Как я — нет, как я, старый дурак? Выжил, глупый баран, из ума!.. Тридцать лет живу на службе; ни один купец, ни подрядчик не мог провести; мошенников над мошенниками обманывал, пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать, поддевал на уду! Трех губернаторов обманул!.. Что губернаторов! (махнул рукой) нечего и говорить про губернаторов...

Анна Андреевна. Но этого не может быть, Антоша: он обручился с Машенькой...

Городничий (в сердцах). Обручился! Кукиш с маслом — вот тебе обручился! Лезет мне в глаза с обрученьем!.. (В исступлении.) Вот смотрите, смотрите, весь мир, все христианство, все смотрите, как одурачен городничий! Дурака ему, дурака, старому подлецу! (Грозит самому себе кулаком.) Эх ты, толстоносый! Сосульку, тряпку принял за важного человека! Вон он теперь по всей дороге заливает колокольчиком! Разнесет по всему свету историю. Мало того что пойдешь в посмешище — найдется щелкопер, бумагомарака, в комедию тебя вставит. Вот что обидно! Чина, звания не пощадит, и будут все скалить зубы и бить в ладоши. Чему смеетесь? — Над собою смеетесь!.. Эх вы!.. (Стучит со злости ногами об пол.) Я бы всех этих бумагомарак! У, щелкоперы, либералы проклятые! чертово семя! Узлом бы вас всех завязал, в муку бы стер вас всех да черту в подкладку! в шапку туды ему!.. (Сует кулаком и бьет каблуком в пол. После некоторого молчания.) До сих пор не могу прийти в себя. Вот, подлинно, если бог хочет наказать, то отнимет прежде разум. Ну что было в этом вертопрахе похожего на ревизора? Ничего не было! Вот просто на полмизинца не было похожего — и вдруг все: ревизор! ревизор! Ну кто первый выпустил, что он ревизор? Отвечайте!

Артемий Филиппович (расставляя руки). Уж как это случилось, хоть убей, не могу объяснить. Точно туман какой-то ошеломил, черт попутал.

Аммос Федорович. Да кто выпустил — вот кто выпустил: эти молодцы! (Показывает на Добчинского и Бобчинского.)

Бобчинский. Ей-ей, не я! и не думал...

Добчинский. Я ничего, совсем ничего...

Артемий Филиппович. Конечно, вы.

Лука Лукич. Разумеется. Прибежали как сумасшедшие из трактира: «Приехал, приехал и денег не плотит...» Нашли важную птицу!

Городничий. Натурально, вы! сплетники городские, лгуны проклятые!

Артемий Филиппович. Чтоб вас черт побрал с вашим ревизором и рассказами!

Городничий. Только рыскаете по городу и смущаете всех, трещотки проклятые! Сплетни сеете, сороки короткохвостые!

Аммос Федорович. Пачкуны проклятые!

Лука Лукич. Колпаки!

Артемий Филиппович. Сморчки короткобрюхие!

Все обступают их.

(Н.В. Гоголь «Ревизор»)

 


Контрольная работа 7

Чиновники на это ничего не отвечали, один из них только ткнул пальцем в угол комнаты, где сидел за столом какой-то старик, перемечавший какие-то бумаги. Чичиков и Манилов прошли промеж столами прямо к нему. Старик занимался очень внимательно.— Позвольте узнать, — сказал Чичиков с поклоном, — здесь дела по крепостям?

Старик поднял глаза и произнес с расстановкою:

— Здесь нет дел по крепостям.

— А где же?

— Это в крепостной экспедиции.

— А где же крепостная экспедиция?

— Это у Ивана Антоновича.

— А где же Иван Антонович?

Старик тыкнул пальцем в другой угол комнаты. Чичиков и Манилов отправились к Ивану Антоновичу. Иван Антонович уже запустил один глаз назад и оглянул их искоса, но в ту же минуту погрузился еще внимательнее в писание.

— Позвольте узнать, — сказал Чичиков с поклоном, — здесь крепостной стол?

Иван Антонович как будто бы и не слыхал и углубился совершенно в бумаги, не отвечая ничего. Видно было вдруг, что это был уже человек благоразумных лет, не то что молодой болтун и вертопляс. Иван Антонович, казалось, имел уже далеко за сорок лет; волос на нем был черный, густой; вся середина лица выступала у него вперед и пошла в нос, — словом, это было то лицо, которое называют в общежитье кувшинным рылом.

— Позвольте узнать, здесь крепостная экспедиция? — сказал Чичиков.

— Здесь, — сказал Иван Антонович, поворотил свое кувшинное рыло и приложился опять писать.

— А у меня дело вот какое: куплены мною у разных владельцев здешнего уезда крестьяне на вывод: купчая есть, остается совершить.

— А продавцы налицо?

— Некоторые здесь, а от других доверенность.

— А просьбу принесли?

— Принес и просьбу. Я бы хотел... мне нужно поторопиться... так нельзя ли, например, кончить дело сегодня!

— Да, сегодня! сегодня нельзя, — сказал Иван Антонович. — Нужно навести еще справки, нет ли еще запрещений.

— Впрочем, что до того, чтоб ускорить дело, так Иван Григорьевич, председатель, мне большой друг...

— Да ведь Иван Григорьевич не один; бывают и другие, — сказал сурово Иван Антонович.

Чичиков понял закавыку, которую завернул Иван Антонович, и сказал:

— Другие тоже не будут в обиде, я сам служил, дело знаю...

— Идите к Ивану Григорьевичу, — сказал Иван Антонович голосом несколько поласковее, — пусть он даст приказ кому следует, а за нами дело не постоит.

Чичиков, вынув из кармана бумажку, положил ее перед Иваном Антоновичем, которую тот совершенно не заметил и накрыл тотчас ее книгою. Чичиков хотел было указать ему ее, но Иван Антонович движением головы дал знать, что не нужно показывать.

— Вот он вас проведет в присутствие! — сказал Иван Антонович, кивнув головою, и один из священнодействующих, тут же находившихся, приносивший с таким усердием жертвы Фемиде, что оба рукава лопнули на локтях и давно лезла оттуда подкладка, за что и получил в свое время коллежского регистратора, прислужился нашим приятелям, как некогда Виргилий прислужился Данту, и провел их в комнату присутствия, где стояли одни только широкие кресла и в них перед столом, за зерцалом и двумя толстыми книгами, сидел один, как солнце, председатель. В этом месте новый Виргилий почувствовал такое благоговение, что никак не осмелился занести туда ногу и поворотил назад, показав свою спину, вытертую, как рогожка, с прилипнувшим где-то куриным пером. Вошедши в залу присутствия, они увидели, что председатель был не один, подле него сидел Собакевич, совершенно заслоненный зерцалом. Приход гостей произвел восклицание, правительственные кресла были отодвинуты с шумом. Собакевич тоже привстал со стула и стал виден со всех сторон с длинными своими рукавами. Председатель принял Чичикова в объятия, и комната присутствия огласилась поцелуями; спросили друг друга о здоровье; оказалось, что у обоих побаливает поясница, что тут же было отнесено к сидячей жизни.     (Н.В. Гоголь, «Мёртвые души»).

 

Контрольная работа 8

Тест 1.

Осьмнадцать лет терпели мы.

Застроил немец фабрику,

Велел колодец рыть.

Вдевятером копали мы,

До полдня проработали,

Позавтракать хотим.

Приходит немец: "Только-то?.."

И начал нас по-своему,

Не торопясь, пилить.

Стояли мы голодные,

А немец нас поругивал

Да в яму землю мокрую

Пошвыривал ногой.

Была уж яма добрая...

Случилось, я легонечко

Толкнул его плечом,

Потом другой толкнул его,

И третий... Мы посгрудились...

До ямы два шага...

Мы слова не промолвили,

Друг другу не глядели мы

В глаза... А всей гурьбой

Христьяна Христианыча

Поталкивали бережно

Всё к яме... всё на край...

И немец в яму бухнулся,

Кричит: "Веревку! лестницу!"

мы девятью лопатами

Ответили ему.

"Наддай!" - я слово выронил, -

Под слово люди русские

Работают дружней.

"Наддай! наддай!" Так наддали,

Что ямы словно не было -

Сровнялася с землей!

Тут мы переглянулися..."

Остановился дедушка.

"Что ж дальше?"

 "Дальше - дрянь!

Кабак... острог в Буй-городе,

Там я учился грамоте,

Пока решили нас.

Решенье вышла: каторга

И плети предварительно;

Не выдрали - помазали,

Плохое там дранье!

Потом... бежал я с каторги...

Поймали! не погладили

И тут по голове.

Заводские начальники

По всей Сибири славятся -

Собаку съели драть.

Да нас дирал Шалашников

Больней - я не поморщился

С заводского дранья.

Тот мастер был - умел пороть!

Он так мне шкуру выделал,

Что носится сто лет.

А жизнь была нелегкая.

Лет двадцать строгой каторги,

Лет двадцать поселения.

Я денег прикопил,

По манифесту царскому

Попал опять на родину,

Пристроил эту горенку

И здесь давно живу.

Покуда были денежки,

Любили деда, холили,

Теперь в глаза плюют!

Эх вы, Аники-воины!

Со стариками, с бабами

Вам только воевать..."

(Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»)


 


Какие русские писатели в своих произведениях ориентируется на фольклорные сюжетно-композиционные приёмы и способы обрисовки персонажей и в чём отличие в принципах использования этих приёмов от поэмы Н.А.Некрасова?



Контрольная работа 9

Дикой. Ишь ты, замочило всего. (Кулигину.) Отстань ты от меня! Отстань! (С сердцем.) Глупый человек!

Кулигин. Савел Прокофьич, ведь от этого, ваше степенство, для всех вообще обывателей польза.
Дикой. Поди ты прочь! Какая польза! Кому нужна эта польза?

Кулигин. Да хоть бы для вас, ваше степенство, Савел Прокофьич. Вот бы, сударь, на бульваре, на чистом месте, и поставить. А какой расход? Расход пустой: столбик каменный (показывает жестами размер каждой вещи), дощечку медную, такую круглую, да шпильку, вот шпильку прямую (показывает жестом), простую самую. Уж я все это прилажу и цифры вырежу уже все сам. Теперь вы, ваше степенство, когда изволите гулять или прочие которые гуляющие, сейчас подойдете и видите, который час. А то этакое место прекрасное, и вид, а все, а как будто пусто. У нас тоже, ваше степенство, и проезжие бывают, ходят туда наши виды смотреть, все-таки украшение — для глаз оно приятней.
Дикой. Да что ты ко мне лезешь со всяким вздором! Может, я с тобой и говорить-то не хочу. Ты должен был прежде узнать, в расположении ли я тебя слушать,' дурака, или нет. Что я тебе — ровный, что ли! Ишь ты, какое дело нашел важное! Так прямо с рылом-то и лезет разговаривать.

Кулигин. Кабы я со своим делом лез, ну тогда был бы я виноват. А то я для общей пользы, ваше, степенство. Ну что значит для общества каких-нибудь рублей десять! Больше, сударь, не понадобится.
Дикой. А может, ты украсть хочешь; кто тебя знает.

Кулигин. Коли я свои труды хочу даром положить, что же я могу украсть, ваше степенство? Да меня здесь все знают, про меня никто дурно не скажет.

Дикой. Ну и пущай знают, а я тебя знать не хочу.

Кулигин. За что, сударь Савел Прокофьич, честного человека обижать изволите?

Дикой. Отчет, что ли, я стану тебе давать! Я и поважней тебя никому отчета не даю. Хочу так думать о тебе, так и думаю. Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, вот и все. Хотелось тебе это слышать от меня? Так вот слушай! Говорю, что разбойник, и конец! Что ж ты, судиться, что ли, со мной будешь? Так ты знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю.

Кулигин. Бог с вами, Савел Прокофьич! Я, сударь, маленький человек, меня обидеть недолго. А я вам вот что доложу, ваше степенство: «И в рубяще почтенна добродетель!»

Дикой. Ты у меня грубить не смей! Слышишь ты!

Кулигин. Никакой я грубости вам, сударь, не делаю; а говорю вам потому, что, может быть, вы и вздумаете когда что-нибудь для города сделать. Силы у вас, ваше степенство, много; была б только воля на доброе дело. Вот хоть бы теперь то возьмем: у нас грозы частые, а не заведем мы громовых отводов.

Дикой (гордо). Все суета!

Кулигин. Да какая же суета, когда опыты были?

Дикой. Какие-такие там у тебя громовые отводы?

Кулигин. Стальные.

Дикой (с гневом). Ну, еще что?

Кулигин. Шесты стальные.

Дикой (сердясь более и более). Слышал, что шесты, аспид ты этакой; да еще-то что? Наладил: шесты! Ну, а еще что?

Кулигин. Ничего больше.

Дикой. Да гроза-то что такое, по-твоему, а? Ну, говори.

Кулигин. Электричество.

Дикой (топнув ногой). Какое еще там елестричество! Ну, как же ты не разбойник! Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться. Что ты, татарин, что ли? Татарин ты? А, говори! Татарин?

Кулигин . Савел Прокофьич, ваше степенство, Державин сказал:

Я телом в прахе истлеваю,

Умом громам повелеваю.

Дикой. А за эти слова тебя к городничему отправить, так он тебе задаст! Эй, почтенные, прислушайте-ко, что он говорит!

Кулигин. Нечего делать, надо покориться! А вот когда будет у меня миллион, тогда я поговорю. (Махнув рукой, уходит.)

1. Как проявляется основной конфликт пьесы в приведенном фрагменте?




Контрольная работа 10

Схватка произошла в тот же день за вечерним чаем. Павел Петрович сошел в гостиную уже готовый к бою, раздраженный и решительный. Он ждал только предлога, чтобы накинуться на врага; но предлог долго не представлялся. Базаров вообще говорил мало в присутствии "старичков Кирсановых" (так он называл обоих братьев), а в тот вечер он чувствовал себя не в духе и молча выпивал чашку за чашкой. Павел Петрович весь горел нетерпением; его желания сбылись наконец. Речь зашла об одном из соседних помещиков. "Дрянь, аристократишко", - равнодушно заметил Базаров, который встречался с ним в Петербурге.

- Позвольте вас спросить, - начал Павел Петрович, и губы его задрожали, - по вашим понятиям слова: "дрянь" и "аристократ" одно и то же означают?

- Я сказал: "аристократишко", - проговорил Базаров, лениво отхлебывая глоток чаю.

- Точно так-с: но я полагаю, что вы такого же мнения об аристократах, как и об аристократишках. Я считаю долгом объявить вам, что я этого мнения не разделяю. Смею сказать, меня все знают за человека либерального и любящего прогресс; но именно потому я уважаю аристократов - настоящих. Вспомните, милостивый государь (при этих словах Базаров поднял глаза на Павла Петровича), вспомните, милостивый государь, - повторил он с ожесточением, - английских аристократов. Они не уступают йоты от прав своих, и потому они уважают права других; они требуют исполнения обязанностей в отношении к ним, и потому они сами исполняют свои обязанности. Аристократия дала свободу Англии и поддерживает ее.

- Слыхали мы эту песню много раз, - возразил Базаров, - но что вы хотите этим доказать?

- Я эфтим хочу доказать, милостивый государь (Павел Петрович, когда сердился, с намерением говорил: "эфтим" и "эфто", хотя очень хорошо знал, что подобных слов грамматика не допускает. В этой причуде сказывался остаток преданий Александровского времени. Тогдашние тузы, в редких случаях, когда говорили на родном языке, употребляли одни - эфто, другие - эхто: мы, мол, коренные русаки, и в то же время мы вельможи, которым позволяется пренебрегать школьными правилами), я эфтим хочу доказать, что без чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе, - а в аристократе эти чувства развиты, - нет никакого прочного основания общественному... bien public {общественному благу (франц.).}, общественному зданию. Личность, милостивый государь, - вот главное: человеческая личность должна быть крепка, как скала, ибо на ней все строится. Я очень хорошо знаю, например, что вы изволите находить смешными мои привычки, мой туалет, мою опрятность наконец, но это все проистекает из чувства самоуважения, из чувства долга, да-с, да-с, долга. Я живу в деревне, в глуши, но я не роняю себя, я уважаю в себе человека.

- Позвольте, Павел Петрович, - промолвил Базаров, - вы вот уважаете себя и сидите сложа руки; какая ж от этого польза для bien public? Вы бы не уважали себя и то же бы делали.

Павел Петрович побледнел.

- Это совершенно другой вопрос. Мне вовсе не приходится объяснять вам теперь, почему я сижу сложа руки, как вы изволите выражаться. Я хочу только сказать, что аристократизм - принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди. Я говорил это Аркадию на другой день его приезда и повторяю теперь вам. Не так ли, Николай?

Николай Петрович кивнул головой.

- Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы, - говорил между тем Базаров, - подумаешь, сколько иностранных... и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны.

- Что же ему нужно, по-вашему? Послушать вас, так мы находимся вне человечества, вне его законов. Помилуйте - логика истории требует...

- Да на что нам эта логика? Мы и без нее обходимся.

- Как так?

- Да так же. Вы, я надеюсь, не нуждаетесь в логике для того, чтобы положить себе кусок хлеба в рот, когда вы голодны. Куда нам до этих отвлеченностей!

Павел Петрович взмахнул руками.

- Я вас не понимаю после этого. Вы оскорбляете русский народ. Я не понимаю, как можно не признавать принсипов, правил! В силу чего же вы действуете?

- Я уже говорил вам, дядюшка, что мы не признаем авторитетов, - вмешался Аркадий.

- Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным, - промолвил Базаров. - В теперешнее время полезнее всего отрицание - мы отрицаем. (И.С. Тургенев «Отцы и дети»)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПРОЧТЕНИЯ

Русский фольклор

Былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Идолище в Киеве», «Илья Муромец и Калин-царь», «Василий Буслаев», Добрыня и Змей»

Сказки «Гуси-лебеди», «Царевна – лягушка», «Марья Моревна», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Древнерусская литература:

«Слово о полку Игореве»

 

Литература XYIII века:

Фонвизин Д.И. «Недоросль»

Карамзин Н.М. «Бедная Лиза»

Литература XIX века:

Жуковский В.А. стихотворения, баллады «Людмила»,  «Светлана»

Крылов И.А. басни

Грибоедов А.С. комедия «Горе от ума»

Пушкин А.С. стихотворения, роман «Евгений Онегин», роман «Капитанская дочка», поэма «Медный всадник», «Повести Белкина»

Лермонтов М.Ю. стихотворения, роман «Герой нашего времени», поэма «Мцыри»

Гоголь Н.В. поэма «Мертвые души», комедия «Ревизор», повесть «Шинель»

Гончаров И.А.роман  «Обломов»

Тургенев И.С. роман «Отцы и дети»

Островский А.Н. пьесы «Гроза», «Бесприданница»

Некрасов А.Н. стихотворения, поэма «Кому на Руси жить хорошо»

Тютчев Ф.И. стихотворения

Фет А.А. стихотворения

Достоевский Ф.М. роман «Преступление и наказание»

Салтыков-Щедрин М.Е. сказки «Дикий помещик», «Как один мужик двух генералов прокормил».

Толстой Л.Н. роман «Война и мир»

Чехов А.П. рассказы  «Ионыч», «Студент», «Невеста», «Учитель словесности», «Дама с собачкой», трилогия «О любви», пьеса «Вишневый сад»

Литература рубежа XIX – XX веков:

Брюсов В. стихотворения,

Блок А.А. стихотворения, поэма «Двенадцать»

Маяковский В.В. стихотворения, поэма «Облако в штанах»

Гумилев Н. стихотворения

Ахматова А.А. стихотворения, поэма «Реквием»

Мандельштам О.Э. стихотворения

Цветаева М.И. стихотворения

Бунин И.А. рассказ «Господин из Сан-Франциско»

Горький А.М. рассказ «Старуха Изергиль», пьеса «На дне»

Куприн А.И. рассказ «Гранатовый браслет»

 

Литература XX века:

Есенин С.А. стихотворения

Платонов А.П. повесть «Котлован»

Замятин Е.И. роман «Мы»

Шолохов М.А. роман «Тихий Дон»

Булгаков М.А. роман «Мастер и Маргарита»

Твардовский А.Т. стихотворения, поэма «Василий Теркин»

Некрасов В.П. «В окопах Сталинграда»

Быков В.В. повесть «Сотников»

Пастернак Б.Л. стихотворения

Солженицын А.И. рассказ «Матренин двор», повесть «Один день Ивана Денисовича»

Шукшин В.М. рассказы «Чудик», «Волки», «Как жена мужа в Париж провожала»

Л. Петрушевская рассказ «Свой круг»

Т. Толстая «Соня», «Река Оккервиль», «Ночь»

      

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

1. 19 век. История русской литературы. 1800-1830-годы. В 2 ч. М., 2001.

2. Абрамов А. Лирика и эпос Великой Отечественной войны. – М., СПб., 1972

3. Андреев Ю. Революция и литература: октябрь и гражданская война в русской советской литературе (20-30-е гг.). – М., 1987.

4. Архангельский А. Н. Герои Пушкина.– М., 2003.

5. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. - СПб., 1993.

6. Богданова О. Современный литературный процесс. – СПб., 2001.

7. Болшев А., Васильева О. Современная русская литература (1970-90-е годы). – СПб., 2000.

8. Васильев И. Русский поэтический авангард ХХ в. – Екатеринбург, 1999.

9. Выходцев П. В поисках нового слова. Судьбы русской советской поэзии 20-30-х гг. ХХ в. – М., 1980.

10. Ильин И. Поструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. – М., 1996

11.  История русской литературы ХХ века: в 4 кн.: уч. пособие / Л. Алексеева, И. Биккулова, Т. Макарова и др. – М., 2008.

12.  Коваленко А. Русская литература ХХ в. 20-30-е гг. – М., 1994.

13. Кирдан Б.П., Зуева Т.В. Русский фольклор. – М., 2005.

14. Костюхин Е. Лекции по русскому фольклору. – М., 2016.

15.  Курицын В. Книга о постмодернизме. – Екатеринбург, 1992.

16.  Лебедев Ю.В. В середине века. – М., 1988.

17.  Лебедева О.Б. История русской литературы ХVIII века.– М., 2000.

18.  Лейдерман Н, Липовецкий М. Современная русская литература: учебное пособие. – М., 2001

19.  Липовецкий М. Русский постмодернизм: очерки исторической поэтики. – Екатеринбург, 1997.

20.  Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы.– М., 1979.

21.  Маньковская Эстетика постмодернизма. – СПб., 2000.

22.  Мусатов В. История русской литературы первой половины ХХ века (советский период). – М., 2001

23.  Нефагина Г. Русская проза второй половины 80-х – начала 90-х годов ХХ века. – Минск, 1998.

24. Пропп В.Я. Морфология русской народной сказки. – М., 1975.

25.  Русские писатели. Биобиблиографический словарь. – В 2-х томах.– М., 1990

26.  Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей.– М., 1972

27.  Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература: Учебное пособие. – М., 2002

28. Скороспелова Е. Русская проза ХХ века.- М., 2003.

29.  Соколов А. История русской литературы конца ХIХ - начала ХХ века: Учебник. – М., 1988

30. Сухих И.Н. Литература в 2-х ч. – М., 2014.

31.  Тамарченко Н.Д. Типология реалистического романа. – Красноярск, 1988.

32.  Три шедевра русской классики.– М., 1971.

33.  Чудакова М. Избранные работы. Том 1. Литература советского прошлого. – М., 2001.

34.  Эпштейн М. Постмодерн в России. Литература и теория. – М., 2000.

35.  Эткинд Е. Там, внутри: о русской поэзии ХХ века. – СПб., 1997.

36.  Якушин Н. И. Русская литература. Первая половина 19 века: Учебное пособие для вузов.– М., 2001

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Методические рекомендации к выполнению контрольных работ:

1. Необходимо прочитать художественное произведение, фрагмент из которого представлен в контрольной работе.

2. Ознакомиться с научной и учебно-методической литературой, посвященной анализу данного художественного произведения.

3. Ответить на первый вопрос (примерно 10 предложений), аргументируя тезисы текстом художественного произведения, представленного во фрагменте

4. При ответе на второй вопрос необходимо найти два других произведения русской литературы, в которых присутствует та же проблематика, что и в произведении, данном во фрагменте. Надо обосновать свой выбор и аргументировать свой ответ (примерно 10 предложений)

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ

 

Контрольная работа должна представлять собой анализ проблемы на материале фрагмента художественного произведения. Пересказ текста не требуется. Цитаты из текста можно приводить только в качестве аргумента для подтверждения тезиса. В ответе должно отражаться знание художественного текста, фрагмент из которого представлен, его проблематики и основной авторской идеи. Тексты анализируемых произведений обязательно должны быть прочитаны. Работа студента не должна быть компиляцией чужих текстов. Все контрольные работы проверяются с помощью компьютерной программы «Антиплагиат». Работы, процент оригинальности которых составит менее 65%, не будут зачтены.

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Контрольная Работе по дисциплине «Отечественная литература» зачетного характера. Оценку «зачтено» студент получает при условии, если студент выполнил все методические рекомендации преподавателя, ответил на вопрос аргументировано, показал в ответе знание проблематики произведения, фрагмент из которого представлен для анализа, прокомментировал аргументы-цитаты исходя из понимания авторской позиции. Если студент получает за работу «не зачтено», то необходимо доработать контрольную работу исходя их замечаний и рекомендаций преподавателя.

СТРУКТУРА ОТВЕТА

1. Прямой ответ на вопрос

2. Первый тезис (мысль, подтверждающая прямой ответ)

3. Аргумент (цитата из фрагмента, подтверждающая тезис) 

4. Комментарий к цитате-аргументу (раскрыть содержание цитаты, пояснить, что именно в этой цитате служит подтверждением вашего тезиса)

5. Второй тезис

6. Аргумент-цитата к второму тезису

7. Комментарий к цитате-аргументу

8. Вывод

Тезис необязательно должен предшествовать цитате, возможно сначала процитировать текст, потом прокомментировать и сформулировать тезис.

В работе необходимо выбирать аргументы, подтверждающие выдвинутый тезис, соблюдать логику изложения и обязательно связывать вывод с поставленным вопросом.

ОБРАЗЦЫ ОТВЕТОВ НА ВОПРОСЫ:

И вдруг генерала, который был   учителем каллиграфии, озарило вдохновение...

- А что, ваше превосходительство, - сказал он радостно, - если бы нам найти мужика?

- То есть как же... мужика?

- Ну, да, простого мужика... какие обыкновенно бывают мужики! Он бы нам сейчас и булок бы подал, и рябчиков бы наловил, и рыбы!

- Гм... мужика... но где же его взять, этого мужика, когда его нет?

- Как нет мужика - мужик везде есть, стоит только поискать его!

Наверное, он где-нибудь спрятался, от работы отлынивает!

Мысль эта до того ободрила генералов, что они вскочили как встрепанные и пустились отыскивать мужика.

Долго они бродили по острову без всякого успеха, но, наконец, острый запах мякинного хлеба и кислой овчины навел их на след. Под деревом, брюхом кверху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужичина и самым нахальным образом уклонялся от работы. Негодованию генералов предела не было.

- Спишь, лежебок! - накинулись они на него, - небось и ухом не ведешь, что тут два генерала вторые сутки с голода умирают! сейчас марш работать!

Встал мужичина: видит, что генералы строгие. Хотел было дать от них стречка, но они так и закоченели, вцепившись в него.

И зачал он перед ними действовать.

Полез сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков, а себе взял одно, кислое. Потом покопался в земле - и добыл оттуда картофелю; потом взял два куска дерева, потер их друг об дружку - и извлек огонь. Потом из собственных волос сделал силок и поймал рябчика. Наконец, развел огонь и напек столько разной провизии, что генералам пришло даже на мысль: "Не дать ли и тунеядцу частичку?"

      Смотрели генералы на эти мужицкие старания, и сердца у  них весело играли. Они уже забыли, что вчера чуть не умерли с голоду, а думали: "Вот как оно хорошо быть генералами - нигде не пропадешь!"

- Довольны ли вы, господа генералы? - спрашивал между тем мужичина-лежебок.

- Довольны, любезный друг, видим твое усердие! - отвечали генералы.

- Не позволите ли теперь отдохнуть?

- Отдохни, дружок, только свей прежде веревочку.

Набрал сейчас мужичина дикой конопли, размочил в воде, поколотил, помял - и к вечеру веревка была готова. Этою веревкою генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убег, а сами легли спать.

(фрагмент сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)

 

 

1 вопрос к фрагменту: Какие противоречивые качества мужика проявляются в данном фрагменте?

Ответ:

Прямой ответ на вопрос:

В данном фрагменте Салтыков-Щедрин показал читателям силу и слабость русского крестьянства.

Первый тезис и аргументы:

С одной стороны, писатель наделяет мужика, которого генералы нашли на острове, богатырскими чертами: «Под деревом…подложив под голову кулак, спал громаднейший мужичина…». Этот мужик умеет делать все: и костер разжег, и силок из волос сделал, и пропитание добыл, и обед сварил. Казалось бы, перед таким человеком, сильным и работящим, генералам не устоять, если б он решился дать им отпор.

Второй тезис и аргументы:

Но он, увидев генералов, «хотел дать от них стречка», а потом полностью покорился им: «и зачал он перед ними действовать». В этом проявляется внутренняя слабость мужика, неспособность отстоять свою свободу. Вечный страх перед господами заставляет мужика нарвать генералам «десяток спелых яблок, а себе взять одно, кислое». Чтобы глубже раскрыть противоречия народного сознания, писатель-сатирик использует гротескный образ: мужик своими руками сплел веревку, которой генералы его «привязали к дереву, чтоб не убег».

Вывод:

Таким образом Салтыков-Щедрин демонстрирует, что на эксплуатации крестьянского труда строится благополучие правящего сословия. И пока не проснется в народе богатырский дух, пока не осознает мужик своей силы, пока не избавится от векового страха перед господами, он не сможет освободиться от пут, которые наложило на него крепостное право.

2 вопрос к фрагменту: В каких произведениях русской литературы сатирически изображены представители правящего сословия. В чем эти произведения могут быть сопоставлены со сказкой Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Ответ:

Прямой ответ на вопрос:

 

Представители правящего сословия сатирически изображены в таких произведениях

русской литературы, как комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» и поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Сопоставление сказки Салтыкова-Щедрина с комедией Грибоедова в заданном направлении анализа:

      В комедии Грибоедова представителеми правящего сословия является Фамусов. Он крупный чиновник, московский «туз», который заботится больше о личном благе, чем служит делу.

«А у меня, что дело, что не дело,

 Обычай мой такой:

Подписано, так с плеч долой.» - говорит Фамусов. Грибоедов видит в герое бюрократа, который готов услужить начальству, но не способного, как Чацкий, служить обществу, государству, думать о всеобщей пользе. В сказке Салтыкова-Щедрина генералы так же, как и Фамусов, служили в какой-то канцелярии, занимались никому не нужными бумагами, но при этом получали высокие чины и вознаграждение. В изображении русских писателей у представителей правящего сословия отсутствует гражданское сознание и желание быть полезными для общества.

Сопоставление сказки Салтыкова-Щедрина с поэмой Гоголя в заданном направлении анализа:

      В поэме «Мертвые души» Гоголь обличает представителей правящего сословия: помещиков и чиновников. В изображении писателя все они либо бездушные стяжатели, такие, как Коробочка, Собакевич и Плюшкин, либо бессмысленные прожигатели жизни, лишенные высоких благородных целей, такие, как Манилов и Ноздрев, либо казнокрады и взяточники, такие, как чиновники уездного города N. Если бы Манилов, например, оказался на необитаемом острове, как генералы из сказки Салтыкова-Щедрина, то он точно так же не смог бы о себе позаботиться, ведь он всю свою жизнь превратил в бессмысленные мечтания, оторванные от реальности. Героев Гоголя и Салтыкова-Щедрина с полным правом можно считать мертвыми душами, так как они равнодушны к нуждам народа и не способны быть полезными членами общества.

ОФОРМЛЕНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Контрольная работа состоит из!

1) титульного листа, на котором необходимо указать фамилию, имя и отчество студента; номер его студенческого билета; название учебной дисциплины; номер варианта контрольной работы;

Например:

Иванова Наталья Сергеевна

Студенческий билет № 312

Контрольная работа по дисциплине «Отечественная литература»

Вариант № 3

2) ответов на вопросы контрольной работы;

3) списка использованной литературы.

 

 



Контрольная работа 1.

   Фамусов

Вот попрекать мне станут,

Что без толку всегда журю.

Не плачь, я дело говорю:

Уж об твоем ли не радели

Об воспитаньи! с колыбели!

Мать умерла: умел я принанять

В мадам Розье вторую мать.

Старушку-золото в надзор к тебе приставил:

Умна была, нрав тихий, редких правил.

Одно не к чести служит ей:

За лишних в год пятьсот рублей

Сманить себя другими допустила.

Да не в мадаме сила.

Не надобно иного образца,

Когда в глазах пример отца.

Смотри ты на меня: не хвастаю сложеньем;

Однако бодр и свеж, и дожил до седин,

Свободен, вдов, себе я господин...

Монашеским известен поведеньем!..

Лиза

Осмелюсь я, сударь...

Фамусов

Молчать!

Ужасный век! Не знаешь, что начать!

Все умудрились не по летам.

А пуще дочери, да сами добряки.

Дались нам эти языки!

Бepeм же побродяг, и в дом и по билетам, 

Чтоб наших дочерей всему учить, всему -

И танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам!

Как будто в жены их готовим скоморохам. 

Ты, посетитель, что? ты здесь, сударь, к чему?

Безродного пригрел и ввел в мое семейство,

Дал чин асессора и взял в секретари;

В Москву переведен через мое содейство;

И будь не я, коптел бы ты в Твери.

София

Я гнева вашего никак не растолкую.

Он в доме здесь живет, великая напасть!

Шел в комнату, попал в другую.

Фамусов

Попал или хотел попасть?

Да вместе вы зачем? Нельзя, чтобы случайно.

                  С.Грибоедов «Горе от ума»

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 306.