Основным источником доходов государства являются налоги. Налоговую политику называют фискальной. Слово «фискальный» латинского происхождения и в переводе означает «казенный». В России в эпоху Петра I фискалами называли должностных лиц, которые надзирали за сбором налогов и финансовыми делами. В современной экономической литературе фискальная политика ассоциируется с государственным регулированием налоговой системы.
Налоговая система – это совокупность пошлин, сборов, налогов и других платежей, а также общих принципов налогообложения и сборов.
Пошлина – денежные сборы, взимаемые соответствующими государственными органами при выполнении ими определенных функций, предусмотренных законодательством данной страны. Наиболее распространены регистрационные, гербовые, почтовые, судебные и наследственные пошлины. С провозимых через границу товаров взыскиваются таможенные пошлины.
Сбор – это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий предоставления им определенных прав или выдачи разрешений (лицензий).
Однако основным источником доходов государства являются налоги.
Налог – это изъятие в пользу государства заранее определенной и установленной в законодательном порядке части дохода хозяйствующего субъекта.
Налогообложение – это способ регулирования доходов и источников пополнения государственных средств.
Исторически налоги возникают с появлением государства. Сколько веков существуют налоги, столько экономическая теория ищет принципы оптимального налогообложения, первые из которых сформулировал А. Смит. На основе его взглядов к настоящему времени сложились две крупные концепции налогообложения.
Первая основана на идее, что налог должен быть пропорционален той выгоде, которую получает налогоплательщик от услуги, оказанной им государством (пример А. Смита: ремонт дорог должен оплачивать тот, кто ими пользуется). Вторая концепция предполагает зависимость налога от размера получаемого дохода.
Современные налоговые системы используют целый ряд принципов:
• всеобщность, т. е. охват всех экономических субъектов, получающих доходы;
• стабильность, т. е. устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени;
• равнонапряженность, т. е. взимание налогов по идентичным для всех налогоплательщиков ставкам;
• обязательность т. е. принудительность налога, неизбежность его выплаты, самостоятельность субъекта в исчислении и уплате налога;
• социальная справедливость, т. е. установление налоговых ставок и налоговых льгот, оказывающих щадящее воздействие на низкодоходные предприятия и группы населения.
Налоговая система базируется на законодательных актах государства, которыми устанавливаются элементы налога. К ним относятся:
• субъект налога, или налогоплательщик, т. е. лицо, на которое возложена обязанность уплачивать налог; им может быть юридическое или физическое лицо;
• объект налога, т. е. доход или имущество, с которого начисляется налог (заработная плата, прибыль, ценные бумаги, недвижимое имущество и т. д.);
• источник налога – это независимо от объекта налогообложения – чистый доход общества;
• ставка налога – это важный элемент налога, определяющий величину налога на единицу обложения (скажем, с одной сотки земли, с 1000 руб. и т. д.). Различают предельную налоговую ставку, среднюю, нулевую и льготную.
Предельная налоговая ставка есть прирост выплачиваемых налогов, поделенный на прирост дохода.
Средняя налоговая ставка – это общий налог, поделенный на величину налогооблогаемого дохода.
Налоговые льготы – это уменьшение налоговых ставок или полное освобождение от налогов отдельных физических или юридических лиц в зависимости от профиля, производства, характера производимой продукции и других характеристик.
Льготы в силу их разнообразного характера и большого охвата налогоплательщиков могут приводить к ощутимому снижению реальной ставки налогообложения по сравнению с номинальной.
Поэтому по признаку соотношения между ставкой налога и доходом налоги делятся на:
• прогрессивный, при котором средняя ставка повышается по мере возрастания дохода;
• регрессивный, при котором средняя ставка понижается по мере возрастания дохода;
• пропорциональный, при котором средняя ставка остается неизменной независимо от размеров дохода.
По механизму формирования налоги делятся на две основные группы: прямые и косвенные.
Прямые налоги взимаются непосредственно с владельцев имущества, получателей доходов.
Косвенные налоги взимаются в сфере реализации или потребления товаров и услуг, т. е. в конечном итоге перекладываются на потребителей продукции.
К прямым налогам относятся:
• подоходный с населения;
• на прибыль корпораций;
• на прирост капитала;
• с наследства и дарений;
• поимущественный налог.
К косвенным налогам относятся:
• налог с оборота;
• на добавленную стоимость (НДС);
• на отдельные виды товаров (акцизы); к таким товарам относятся: табак, драгоценности, нефтепродукты и т. д.;
• таможенные пошлины.
Таковы общемировые стандарты. Налоговые реформы России приблизили ее систему налогообложения к международным нормам. Налоги в России разделены на три группы: федеральные, республиканские и местные.
Федеральные налоги устанавливаются парламентом и в обязательном порядке взимаются на всей территории России.
Республиканские налоги тоже общеобязательны. При этом сумма платежей по налогу зачисляется равными долями в бюджет республики и в бюджет города или района, где расположен налогоплательщик.
Местные налоги лишь частично являются общеобязательными. Часть налогов может устанавливаться по решению местных властей.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 229.