Сведения из теории. Усилители на транзисторах могут работать в режиме А и режиме В. В этой схеме используются оба режима транзисторов. В режиме А работают все каскады усиления кроме последнего, который работает в режиме Б. Каскад демодуляции собран на двух диодах с удвоением напряжения. Подача сигнала с выхода усилителя обратно на его же входом называется обратной связью. Обратная связь называется положительной если ток сигнала с выхода совпадает по направлению с током сигнала входа и отрицательной если сигнал с выхода противоположен сигналу входа. В первом случае коэффициент усиления каскада растет, во втором уменьшается. В нашем случае, отрицательная обратная связь используется в каскаде УНЧ, когда токовый сигнал с катушки динамика подается на базы последних транзисторов через резистор, устанавливающий базовые токи и одновременно являющийся коллекторной нагрузкой предпоследнего каскада УНЧ. Отрицательная обратная связь используется здесь для исключения самовозбуждения последнего каскада УНЧ и улучшения качества воспроизведения сигнала. Наладка каскадов усиления на транзисторах проводится также как и раньше - в цепь базы включается переменный резистор, которым устанавливается нужный режим.
Цель работы: Закрепить навыки работы с мультиметром при наладке схем, закрепить знания по режимам работы усилителя, закрепить навыки работы на осциллографе и генераторе, наблюдать изменения сигнала в зависимости от каскада усилителя, освоить метод установки нужного режима каскада, попрактиковаться в соединении деталей методом пайки. Научится снимать карту состояния схемы. Освоить правильную планировку расположения деталей на макетной плате, работу со справочными данными.
1.Проверить комплектность и исправность деталей приемника.
2.Изучить принципиальную схему и спланировать расположение деталей.
3.Собрать схему на макетной плате, следуя принципиальной электрической схеме. Визуально и пробником проверить правильность монтажа и подать напряжение питания 6v. Провести наладку каскадов усилителей, следуя изложенной методике:
- в цепь базы одного из каскадов последовательно с базовым резистором включить переменный резистор 470 кОм;
- отрегулировать, с помощью переменного резистора, напряжение на коллекторе транзистора равным 1/2 напряжения питания;
- проделать эту операцию на всех каскадах кроме последнего;
- настроится на местную радиостанцию с наибольшей громкостью звучания сигнала или дать сигнал с генератора;
- уменьшать напряжение на коллекторах транзисторов, кроме предпоследнего и последнего, по ранее описанному способу до минимального, не вызывающего искажения сигнала передачи;
- выключить питание;
- заменить сопротивления, включенные в базу для регулировки на постоянные, с такими же действительными значениями сопротивления;
- включить питание, настроится на радиостанцию проверить качество звучания передачи.
4.Снять карту состояния схемы, измерив напряжения во всех электрических узлах схемы относительно общего "плюса". Для этого обозначить узел "плюс" цифрой 0, остальные оцифровать 1,2,3, и т.д. Измерить и записать напряжения между точками 0-1, 0-2, 0-3, и т.д.
ВОПРОСЫ:
Используемое оборудование
1. Вольтметр (Ампервольтомметр) - один.
2. Блок питания постоянного тока.
3. Измерительный генератор переменного тока с модуляцией.
4. Осциллограф - 1 шт.
5. Резистор постоянный - 6 шт.
6. Транзистор - 5 шт.
7. Резистор переменный - 2 шт. (один для настройки)
8. Конденсатор постоянной емкости - 7 шт.
9 .Конденсатор переменной емкости - 1 шт.
10.Индуктивность (с ферритом) - 1 шт.
11. Динамик звуковой - 1 штук
12.Соеденительные концы.
13.Макетная плата.
14.Паяльник, припой, флюс.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 38
Приемник прямого усиления 1-V-3 c обратной связью.
Сведения из теории. Усилители на транзисторах могут работать в режиме А и режиме В. В этой схеме используются оба режима транзисторов. В режиме А работают все каскады усиления кроме последнего, который работает в режиме Б. Каскад демодуляции собран на двух диодах с удвоением напряжения. Сигнал, усиленный усилителем можно подать на вход и снова усилить. При этом коэффициент усиления каскада растет при том же коэффициенте усиления транзистора. Передача сигнала с выхода усилителя на вход называется обратной связью. Обратная связь называется положительной, если сигнал с выхода совпадает по направлению с сигналом входа и отрицательной, если сигнал с выхода противоположен сигналу входа.В первом случае коэффициент усиления каскада растет, во втором уменьшается. Если обратная связь равна ста процентам - сигнал с выхода подается равным сигналу входа. Усилитель при этом начинает генерировать колебания, если связь положительная или прекращает усиливать, если связь отрицательная. При генерации колебаний на выходе приемника возникает высокий тон (свист) и усилитель дает помехи радиоприему. В нашем случае, отрицательная обратная связь используется в каскаде УНЧ. Положительная обратная связь используется в первом каскаде, сигнал подается с коллектора первого транзистора на его базу через Lос и Lсв для увеличения чувствительности в первом каскаде, а переменный резистор в цепи обратной связи используется для ее регулировки с целью исключения самовозбуждения усилителя и генерации им нежелательных сигналов помех приему. В зависимости от величины сопротивления переменного резистора обратной связи изменяется величина сигнала подаваемого на вход с выхода каскада. Чем больше сигнал обратной связи - тем больше «глубина обратной связи». Наладка каскадов усиления на транзисторах проводится также как и раньше - в цепь базы включается переменный резистор, которым устанавливается нужный режим.
Цель работы. Закрепить навыки работы с мультиметром при наладке схем, закрепить знания по режимам работы усилителя, закрепить навыки работы на осциллографе и генераторе, наблюдать изменения сигнала в зависимости от каскада усилителя, освоить метод установки нужного режима каскада, попрактиковаться в соединении деталей методом пайки, работе с справочными данными. Освоить установку глубины обратной связи. Освоить правильную планировку расположения деталей на макетной плате. Научится снимать карту состояния схемы.
1.Проверить комплектность и исправность деталей приемника.
2.Изучить принципиальную схему и спланировать расположение деталей.
3.Собрать схему на макетной плате, следуя принципиальной электрической схеме, регулятор обратной связи поставить в минимальное положение. Визуально и пробником проверить правильность монтажа и подать напряжение питания 6v. Провести наладку каскадов усилителей, следуя изложенной методике:
- в цепь базы одного из каскадов последовательно с базовым резистором включить переменный резистор 470 кОм;
- отрегулировать, с помощью переменного резистора, напряжение на коллекторе транзистора равным 1/2 напряжения питания;
- проделать эту операцию на всех каскадах кроме последнего;
- настроится на местную радиостанцию с наибольшей громкостью звучания сигнала или дать сигнал с генератора;
- уменьшать напряжение на коллекторах транзисторов, кроме предпоследнего и последнего, по ранее описанному способу до минимального, не вызывающего искажения сигнала передачи;
- увеличивать сигнал обратной связи с помощью резистора в цепи обратной связи до получения искажения в виде "свиста", а затем немного уменьшить глубину обратной связи до его исчезновения;
- выключить питание;
- заменить резисторы, включенные в базу для регулировки, на постоянные, с такими же действительными значениями сопротивления;
- включить питание, настроится на радиостанцию проверить качество звучания передачи.
4.Снять карту состояния схемы, измерив напряжения во всех электрических узлах схемы относительно общего "плюса". Оцифровка электрических узлов дана на схеме. Измерить и записать напряжения между точками 0-1, 0-2, 0-3, и т.д.
Вопросы:
Используемое оборудование
1. Вольтметр (Ампервольтомметр) - один.
2. Блок питания постоянного тока.
3. Измерительный генератор переменного тока с модуляцией.
4. Осциллограф - 1 шт.
5. Резистор постоянный - 2 шт.
6. Транзистор - 1 шт.
8. Резистор постоянный - 2 шт.
9. Конденсатор постоянной емкости - 2 шт.
10.Конденсатор переменной емкости - 1 шт.
11.Индуктивность - 1 штук
12 Динамик звуковой - 1 штук
13.Соеденительные концы.
14.Макетная плата.
15.Паяльник, припой, флюс.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 39
Микросхемы. Приемник на микросхеме.
Сведения из теории. В электронике используются различные виды схем. Электронные устройства, выполняющие одинаковую работу (функции), могут быть исполнены в различных вариантах отличающихся принципиальными схемами. Такие устройства, выполняющие определенную работу, называют функциональными узлами. Схемы изображающие функциональные узлы и связи между ними называются функциональными. Функциональные узлы удобно выполнять в одном корпусе. Если при этом они имеют миниатюрное исполнение, их называют микросхемами, а если в одном корпусе набор деталей (транзисторов, диодов) то микросборками. Микросхемы выполняют функции усилителей сигнала, стабилизации напряжения, преобразования сигнала, логические функции и другие. Типовое включение микросхемы ее назначение и характеристики приведены в справочных или паспортных данных на микросхему, поэтому использование микросхемы без справочных данных невозможно. Предлагаемая схема приемника выполненного на аналоговом дифференциальном усилителе сигнала показывает вариант применения микросхемы. Вначале приведена принципиальная электрическая схема самой микросхемы, а затем принципиальная электрическая схема приемника. Микросхема, в этом случае, проводит предварительное усиление сигнала, детектирует сигнал, усиливает и подает на телефон. Резистор R1 соединяющий выход микросхемы с входом обеспечивает обратную связь. С3 – разделительный конденсатор.
Цель работы. Получить понятие об использовании микросхем, познакомится с микросхемой К140УД1А и вариантом ее использования. Усвоить понятия "функциональная схема", "функциональный узел", микросхема, микросборка. Получить навык настройки входного контура радиоприемника.
Порядок работы:
1. Проверить комплектность и исправность деталей приемника.
2. Изучить принципиальную схему и спланировать расположение деталей, зарисовать схему в тетрадь.
3. Собрать схему на макетной плате, следуя принципиальной электрической схеме. Визуально и пробником проверить правильность монтажа и подать напряжение питания 9v. Замкнуть выводы 9 и 10, проверить напряжение на выводах 5 и 1. Оно должно быть равно половине напряжения питания. Если это не так, подогнать напряжение подборкой резистора R1. Провести настройку контура приемника на местную радиостанцию изменяя емкость С1 или индуктивность L1.
Вопросы:
1. Какие схемы, используемые в электронике, Вы знаете?
2. Что называется функциональным узлом?
3. Как называется электроды микросхемы, на которые подается сигнал?
4. Чем отличается инвертирующий вход от не инвертирующего?
5. Какой усилитель называется аналоговым?
6. Какой усилитель называется дифференциальным?
7. Укажите цепь обратной связи.
8. Какие функциональные микросхемы Вы знаете?
9. Почему на выходе должно быть половина напряжения питания?
10. Для чего нужен С3?
11. Для чего нужны L1 и С1?
12. Что такое микросхема, чем она отличается от микросборки?
Используемое оборудование
1. Вольтметр (Ампер вольтомметр) - один.
2. Блок питания постоянного тока.
3. Измерительный генератор переменного тока с модуляцией.
5. Резистор постоянный - 1 шт.
6. Микросхема К140УД1А- 1 шт.
7. Конденсатор постоянной емкости неполярный- 2 шт.
8. Конденсатор постоянной емкости полярный - 1 шт.
9. Конденсатор переменной емкости - 1 шт.
10. Индуктивность - 1 штук
11. Телефон - 1 штук
12. Соединительные концы.
13. Макетная плата.
14. Паяльник, припой, флюс.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 40
Дата: 2018-12-28, просмотров: 528.