Схема. Алгоритм составления проекта баланса на конец бюджетного периода
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Баланс на конец бюджетного периода строится на основе балансовых равенств по отдельным статьям актива и пассива по принципу:

Балансовый остаток на начало бюджетного периода + Плановый приход - Плановый расход = Плановый балансовый остаток на конец бюджетного периода

При этом плановый балансовый остаток на конец периода является расчетной (искомой) величиной, балансовый остаток на начало периода берется как фактическая величина из формы № 1 (баланс) на начало бюджетного периода. Величины же планового прихода и расхода берутся из соответствующих сводных форм операционного, инвестиционного и финансового бюджетов (см. табл. 1). Отметим при этом интересную деталь относительно роли финансового бюджета в составлении прогнозного баланса на конец бюджетного периода. Проект отчета о движении денежных средств (первая «выходная форма» финансового бюджета) является исходной бюджетной формой при составлении прогнозного баланса (то есть данные проекта отчета о движении денежных средств являются «входными» при составлении проекта баланса на конец периода (см. схему 10, табл.1)).

Вторая же «выходная форма» финансового бюджета — отчет об изменении финансового состояния — является производной бюджетной формой от проекта баланса на конец бюджетного периода, то есть строится на основе «готового» проекта баланса.

Таблица 1. Расчет отдельных статей актива и пассива баланса на конец бюджетного периода

Статья баланса

Остаток на начало периода Приход Расход Остаток на конец периода
(1) (2) (3) (4)
1) Инвестиции Из формы 1 Проект инвестиционного бюджета Проект операционного бюджета (амортизация) и финансового бюджета (реализация основных средств) = (1)+(2)-(3)
2) Остатки незавершенного производства Из формы 1 Проект операционного бюджета (прямые и обще-производственные затраты) Проект операционного бюджета (себестоимость выпуска) = (1)+(2)-(3)
3) Дебиторская задолженность Из формы 1 Проект операционного бюджета (выручка от реализации) Проект финансового бюджета (денежные поступления от реализации продукции) = (1)+(2)-(3)
4) Остаток денежных средств Из формы 1 Проект финансового бюджета Проект финансового бюджета = (1)+(2)-(3)
5) Кредиты и займы Из формы 1 Проект финансового бюджета Проект финансового бюджета = (1)+(2)-(3)
6) Налоги и прочие платежи в бюджет Из формы 1 Проект операционного бюджета (начисление) Проект финансового бюджета (погашение) = (1)+(2)-(3)
............. .............. .............. ................ ..............
............. .............. .............. ................ ..............

Структура проекта баланса строится аналогично структуре формы № 1 сводной финансовой отчетности, составляемой для подачи в налоговую инспекцию (см. табл. 2). Это удобно на практике, так как, во-первых, не нужно двойной работы по составлению отдельно фискального и управленческого балансов и, во-вторых, при такой унификации счета бухгалтерии одновременно используются для целей налогообложения и управленческого учета.

Таблица 2. Форма проекта баланса (упрощенный вариант), в тыс. руб.

АКТИВ

ПАССИВ

Статья На начало периода 1.04.2012 На конец периода 1.07.2012 Изменение за период Статья

На начало периода (1.04.2012)

На конец периода (1.07.2012)

Изменение за период
1. Основные средства и вложения       1. Собственные средства

 

 

 
• основные средства (по остаточной стоимости) 340000 392000 +52000 • уставный капитал

200000

200000

0
• капитальные вложения 20000 82000 +62 000 • добавочный капитал

27000

27000

0
• долгосрочные финансовые вложения 2000 2000 0 Накопленная прибыль

246000

267000

+21400
• нематериальные активы 1 000 1 000 0  

 

 

 
Всего 363 000 477000 + 114000 Всего

473000

494400

+21400
2. Материальные оборотные средства       2. Долгосрочные заемные средства

 

 

 
• запасы сырья и материалов 52000 9800 -42200 • кредиты

10000

10000

0
• авансы выданные 150000 50420 -99580 • займы

0

0

0
• незавершенное производство 5000 5000 0 • кредиторская задолженность

0

0

0
• запасы готовой продукции 15000 101 180 +86180  

 

 

 
Всего 222000 166400 -55600 Всего

70000

10000

0
3. Расчеты       3. Расчеты  

 

 

• дебиторская задолженность покупателей 20000 11000 -9000 • краткосрочные кредиты 68000

38000

-30000

• прочая дебиторская задолженность 1000 0 -1000 • краткосрочные займы 0

0

0

• краткосрочные финансовые вложения 2000 2000 0 • кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам 105000

58000

-47000

• денежные средства 80000 29000 -51000 • расчеты по оплате труда 12000

55000

+43000

        • задолженность в бюджет и внебюджетные фонды 18000

27000

+9000

        • прочие расчеты 2000

3000

+1000

Всего 103000 42000 -61000 Всего 205000

181000

-24000

Итого (1+2+3) 688000 685400 -2600 Итого (1+2+3) 688 000

685 400

-2600

                   

Контроль (мониторинг) исполнения сводного бюджета

Система внутреннего контроля (или контроллинга) исполнения бюджета — это логическая структура формальных и/или неформальных процедур, предназначенная для анализа и оценки эффективности управления ресурсами, затратами, обязательствами компании в течение бюджетного периода (периодический мониторинг текущей деятельности, сравнение объемов и затрат с бюджетными стандартами и избежание чрезмерных расходов). Под этим понимается:

• текущее принятие управленческих решений на различных уровнях организационной иерархии, исходя из критерия выбора оптимальных альтернатив в рамках установленного бюджетного задания. Эта работа в течение всего бюджетного периода ведется структурными подразделениями — объектами планирования (или, как их еще называют, центрами ответственности предприятия);

• поступление от центров ответственности (объектов планирования) соответствующим управленческим службам (субъектам планирования), таким как ПЭУ, ФЭУ, УКС, ОТиЗ, планово-аналитический отдел, соответствующей информации о ходе выполнения бюджетного задания;

• анализ текущей информации о выполнении бюджета управленческими службами и подготовка рекомендаций высшему руководству (первому вице-президенту по экономике) по корректировке оперативной деятельности в разрезе различных центров ответственности.

Таким образом, мониторинг исполнения бюджета осуществляется одновременно:

• самими подразделениями, отвечающими за выполнение бюджетного задания. В данном случае контроль текущих показателей необходим для самостоятельной корректировки оперативной деятельности подразделения с целью наилучшего исполнения бюджета;

• управленческими службами аппарата управления, ответственными за разработку тех или иных показателей сводного бюджета. Управленческие службы на основе анализа текущей информации разрабатывают рекомендации высшему должностному лицу компании, ответственному за бюджет (первому вице-президенту по экономике) для централизованной корректировки оперативной деятельности подразделений с целью наилучшего исполнения бюджетного задания. Контроль исполнения сводного бюджета осуществляется различными управленческими службами предприятия в течение всего бюджетного периода (для краткосрочного бюджета, как правило, в течение квартала помесячным подведением промежуточных итогов).

Дата: 2019-02-02, просмотров: 284.