Баланс на конец бюджетного периода строится на основе балансовых равенств по отдельным статьям актива и пассива по принципу:
Балансовый остаток на начало бюджетного периода | + | Плановый приход | - | Плановый расход | = | Плановый балансовый остаток на конец бюджетного периода |
При этом плановый балансовый остаток на конец периода является расчетной (искомой) величиной, балансовый остаток на начало периода берется как фактическая величина из формы № 1 (баланс) на начало бюджетного периода. Величины же планового прихода и расхода берутся из соответствующих сводных форм операционного, инвестиционного и финансового бюджетов (см. табл. 1). Отметим при этом интересную деталь относительно роли финансового бюджета в составлении прогнозного баланса на конец бюджетного периода. Проект отчета о движении денежных средств (первая «выходная форма» финансового бюджета) является исходной бюджетной формой при составлении прогнозного баланса (то есть данные проекта отчета о движении денежных средств являются «входными» при составлении проекта баланса на конец периода (см. схему 10, табл.1)).
Вторая же «выходная форма» финансового бюджета — отчет об изменении финансового состояния — является производной бюджетной формой от проекта баланса на конец бюджетного периода, то есть строится на основе «готового» проекта баланса.
Таблица 1. Расчет отдельных статей актива и пассива баланса на конец бюджетного периода
Статья баланса | Остаток на начало периода | Приход | Расход | Остаток на конец периода |
(1) | (2) | (3) | (4) | |
1) Инвестиции | Из формы 1 | Проект инвестиционного бюджета | Проект операционного бюджета (амортизация) и финансового бюджета (реализация основных средств) | = (1)+(2)-(3) |
2) Остатки незавершенного производства | Из формы 1 | Проект операционного бюджета (прямые и обще-производственные затраты) | Проект операционного бюджета (себестоимость выпуска) | = (1)+(2)-(3) |
3) Дебиторская задолженность | Из формы 1 | Проект операционного бюджета (выручка от реализации) | Проект финансового бюджета (денежные поступления от реализации продукции) | = (1)+(2)-(3) |
4) Остаток денежных средств | Из формы 1 | Проект финансового бюджета | Проект финансового бюджета | = (1)+(2)-(3) |
5) Кредиты и займы | Из формы 1 | Проект финансового бюджета | Проект финансового бюджета | = (1)+(2)-(3) |
6) Налоги и прочие платежи в бюджет | Из формы 1 | Проект операционного бюджета (начисление) | Проект финансового бюджета (погашение) | = (1)+(2)-(3) |
............. | .............. | .............. | ................ | .............. |
............. | .............. | .............. | ................ | .............. |
Структура проекта баланса строится аналогично структуре формы № 1 сводной финансовой отчетности, составляемой для подачи в налоговую инспекцию (см. табл. 2). Это удобно на практике, так как, во-первых, не нужно двойной работы по составлению отдельно фискального и управленческого балансов и, во-вторых, при такой унификации счета бухгалтерии одновременно используются для целей налогообложения и управленческого учета.
Таблица 2. Форма проекта баланса (упрощенный вариант), в тыс. руб.
АКТИВ | ПАССИВ | ||||||||
Статья | На начало периода 1.04.2012 | На конец периода 1.07.2012 | Изменение за период | Статья | На начало периода (1.04.2012) | На конец периода (1.07.2012) | Изменение за период | ||
1. Основные средства и вложения | 1. Собственные средства |
|
| ||||||
• основные средства (по остаточной стоимости) | 340000 | 392000 | +52000 | • уставный капитал | 200000 | 200000 | 0 | ||
• капитальные вложения | 20000 | 82000 | +62 000 | • добавочный капитал | 27000 | 27000 | 0 | ||
• долгосрочные финансовые вложения | 2000 | 2000 | 0 | Накопленная прибыль | 246000 | 267000 | +21400 | ||
• нематериальные активы | 1 000 | 1 000 | 0 |
|
| ||||
Всего | 363 000 | 477000 | + 114000 | Всего | 473000 | 494400 | +21400 | ||
2. Материальные оборотные средства | 2. Долгосрочные заемные средства |
|
| ||||||
• запасы сырья и материалов | 52000 | 9800 | -42200 | • кредиты | 10000 | 10000 | 0 | ||
• авансы выданные | 150000 | 50420 | -99580 | • займы | 0 | 0 | 0 | ||
• незавершенное производство | 5000 | 5000 | 0 | • кредиторская задолженность | 0 | 0 | 0 | ||
• запасы готовой продукции | 15000 | 101 180 | +86180 |
|
| ||||
Всего | 222000 | 166400 | -55600 | Всего | 70000 | 10000 | 0 | ||
3. Расчеты | 3. Расчеты |
|
| ||||||
• дебиторская задолженность покупателей | 20000 | 11000 | -9000 | • краткосрочные кредиты | 68000 | 38000 | -30000 | ||
• прочая дебиторская задолженность | 1000 | 0 | -1000 | • краткосрочные займы | 0 | 0 | 0 | ||
• краткосрочные финансовые вложения | 2000 | 2000 | 0 | • кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам | 105000 | 58000 | -47000 | ||
• денежные средства | 80000 | 29000 | -51000 | • расчеты по оплате труда | 12000 | 55000 | +43000 | ||
• задолженность в бюджет и внебюджетные фонды | 18000 | 27000 | +9000 | ||||||
• прочие расчеты | 2000 | 3000 | +1000 | ||||||
Всего | 103000 | 42000 | -61000 | Всего | 205000 | 181000 | -24000 | ||
Итого (1+2+3) | 688000 | 685400 | -2600 | Итого (1+2+3) | 688 000 |
685 400
-2600
Контроль (мониторинг) исполнения сводного бюджета
Система внутреннего контроля (или контроллинга) исполнения бюджета — это логическая структура формальных и/или неформальных процедур, предназначенная для анализа и оценки эффективности управления ресурсами, затратами, обязательствами компании в течение бюджетного периода (периодический мониторинг текущей деятельности, сравнение объемов и затрат с бюджетными стандартами и избежание чрезмерных расходов). Под этим понимается:
• текущее принятие управленческих решений на различных уровнях организационной иерархии, исходя из критерия выбора оптимальных альтернатив в рамках установленного бюджетного задания. Эта работа в течение всего бюджетного периода ведется структурными подразделениями — объектами планирования (или, как их еще называют, центрами ответственности предприятия);
• поступление от центров ответственности (объектов планирования) соответствующим управленческим службам (субъектам планирования), таким как ПЭУ, ФЭУ, УКС, ОТиЗ, планово-аналитический отдел, соответствующей информации о ходе выполнения бюджетного задания;
• анализ текущей информации о выполнении бюджета управленческими службами и подготовка рекомендаций высшему руководству (первому вице-президенту по экономике) по корректировке оперативной деятельности в разрезе различных центров ответственности.
Таким образом, мониторинг исполнения бюджета осуществляется одновременно:
• самими подразделениями, отвечающими за выполнение бюджетного задания. В данном случае контроль текущих показателей необходим для самостоятельной корректировки оперативной деятельности подразделения с целью наилучшего исполнения бюджета;
• управленческими службами аппарата управления, ответственными за разработку тех или иных показателей сводного бюджета. Управленческие службы на основе анализа текущей информации разрабатывают рекомендации высшему должностному лицу компании, ответственному за бюджет (первому вице-президенту по экономике) для централизованной корректировки оперативной деятельности подразделений с целью наилучшего исполнения бюджетного задания. Контроль исполнения сводного бюджета осуществляется различными управленческими службами предприятия в течение всего бюджетного периода (для краткосрочного бюджета, как правило, в течение квартала помесячным подведением промежуточных итогов).
Дата: 2019-02-02, просмотров: 284.