Два ведущих мотива Лк:
1. Вселенскость Церкви.
2. Апологетический мотив
Вселенский характер христианства.
Весть о спасении ко всем. Евангелие должно перейти от иудеев к язычникам. Данный мотив проходит красной нитью через всю книгу.
1. Присутствие замысла Божьего о том, что иудеям надлежало стать адресатом провозглашения проповеди. «Во-первых иудею, потом и еллину» (Рим 1:16) Прерогатива проповеди к иудеям. А уже отказ иудеев принять истину вынуждает идти к язычникам.
2. Лк чаще других Евангелистов уделяет внимание фигуре Авраама в образе «отца» иудеев (Лк 1;73), дабы показать первенствующую роль Израиля в замысле о спасении людей.
3. Тема первенства народа Израиля в истории Иоанна Крестителя. «Многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их» (Лк 1;16) «представит Господу народ подготовленный» (1:17) Тема первенства народа Израиля отображена в роли Иисуса: Он будет восседать «на престоле Давида, отца Его» (Лк 1;32)
4. Восстановление числа 12 апостолов т.к Иисус рассматривал 12, как ядро будущего обновленного верой «во имя Иисуса Христа» (Деян 2;38) Израиля. 12 апостолов как олицетворение 12 колен Израилевых
5. Ответственность иудеев за принятие истины, как следствие первоочередности проповеди. Реакция народа представлена в притче о бесплодной смоковнице (13;6-7), о богаче и нищем Лазаре (16;27-31), плаче Иисуса по Иерусалиму (19;41-44) и в слове Христа о пире в Царствии Небесном (Лк 13;18-30)
6. Служение Иисуса не имеет сильной активности среди язычников. Есть единичные упоминания Его служения неиудейской среде: общение с Самарянкой (9;52) и пребывание в стране Гадаринской(8;26). Однако есть предзнаменования спасения язычникам:
6.1. Рождество Христово и служение Иоанна Крестителя соотносит с историей Рима только Лк.
6.2. «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках (без ограничений) благоволение» (2;13)
6.3. Молитва Симеона Богоприимца: «свет во откровение язычников» (Лк 2;30)
6.4. Родословная у Лк. восходит не от Авраама, а от Адама
6.5. Начало служения Иоанна Крестителя. Строка из пророчества Ис. У Мк. Обрезана. У Лк. же добавляется «и узрит всякая плоть спасение Божие»
6.6. Мф. Ограничевает географию проповеди 12-ти « погибшими овцами дома Израиля» Лк в параллельном месте опускает это (Мф 10;5-6 — Лк 9;2)
6.7. Число 70\72 апостолов символизирует потомков Ноя. Идея: потомки Ноя населили весь мир. Цель: Проповедь к 72 народам мира
6.8. Дар языков, как начало преодолевания языкового барьера разных народов посредством единой истины.
6.9. Евангельский универсализм даже в Палестине. Лк подчеркивает отношение Иисуса к изгоям ортодоксального иудаизма (мытарям, грешникам, самарянам)
6.10. Обетование Воскресшего Господа о всемирной проповеди покаяния и прощения грехов «во имя его», начиная с Иерусалима (24:47)
7. Миссия Иисуса была универсальной с самого начала и в книге Деян. Эта мысль продолжается: «даже до края земли»
8. Повествование Деян раскрывает исполнение воли Божией: преодоление языкового барьера, преодолении магии и чародейства, преодоление физического уродства, преодолении иудейской концепции чистого и нечистого.
Невиновность христианства: невиновность Иисуса Христа (сс. 140-142)
Невиновность христианства: оно не несет в себе политической угрозы Риму (сс. 142-143)
Основатель христианства невиновен, но распространение христианства сопровождается спорами и беспорядками. Лука показывает, что споры были связаны не с содержанием веры, но их виновниками были сами иудеи, отвергшие Мессию. В Деяниях неоднократно упоминается, что почти все беспорядки были вызваны иудейскими общинами, которые испытывали раздражение, когда язычники обращались в новую веру. Лишь дважды виновниками беспорядков были язычники, причиной которых были личные интересы. Споры были только религиозные и личные, но никак не политические. В таком случае, христианство является только духовным явлением и не несет никакой угрозы государству.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 202.