Современное российское законодательство о третейском суде формировалось под влиянием Типового закона ЮНСИТРАЛ «О международном коммерческом арбитраже*» (принят 21 июня 1985 г. на 18-й ежегодной сессии Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ)) на основе сближения регламентации организации и деятельности всех третейских судов на базе принципов и норм, предназначенных первоначально для международного коммерческого арбитража.
Типовой закон был задуман и выполнен как призванный послужить базой для гармонизации национального законодательства о международном коммерческом арбитраже. При его разработке был изучен опыт законодательной регламентации третейского разбирательства различных стран мира, принадлежащих к разным правовым системам.
Форма Типового закона была призвана обеспечить гармонизацию национальных законов о третейском суде и одновременно послужить основой для гармонизации и унификации законов не только о международном коммерческом арбитраже, но и о так называемом внутреннем третейском суде.
Законодательная практика все большего числа государств подтверждает жизненность такой оценки Типового закона, который:
1) используется как основа для единых законов о третейском суде (Германия – 1998 г., Финляндия – 1992 г., Швеция – 1999 г. и др.);
2) почти полностью принимается за основу национальных законов о международном коммерческом арбитраже (Канада, Российская Федерация – 1993 г.; Украина – 1994 г. и др.);
3) адаптируется к сложившимся национальным традициям правового регулирования при одновременной их корректировке (например, Англия – 1996 г., Швейцария – 1987 г.).
Легитимность третейского разбирательства основана на конституционно закрепленном «праве свободы действий граждан и их частной автономии». Право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности провозглашено в ч. 1 ст. 34 Конституции РФ. Согласно ч.2 ст. 45 Конституции РФ: «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом».
В современном российском законодательстве основными федеральными законами, в которых государство санкционировало третейское разбирательство гражданско-правовых споров, являются: ГК РФ (ст. 11); ГПК РФ (ч. 3 ст. 3); АПК РФ (ч. 6 ст. 4).
Для того чтобы избежать ошибок при определении правил третейского разбирательства, адвокату необходимо уяснить значение основных терминов и юридической техники, использованных в каждом из двух российских законов о третейском суде.
Типовой закон ЮНСИТРАЛ «О международном коммерческом арбитраже» и следующий ему Закон РФ от 7 июля 1993 г. № 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже» имеют своим предметом третейское разбирательство (процесс, процедуру), осуществляемое в любом третейском суде, в том числе третейское разбирательство, организуемое постоянно действующим третейским судом.
Прообразом понятия «третейский суд», как единого для двух видов третейского суда, послужил аналогичный на первый взгляд термин «арбитраж» в ст. 2 Закона РФ «О международном коммерческом арбитраже». Однако в действительности эти термины в ст. 2 каждого из двух законов имеют разное значение.
Разработчики положенного в основу одноименного российского закона Типового закона ЮНСИТРАЛ «О международном коммерческом арбитраже» придавали термину «арбитраж» значение, включающее:
1) арбитражное соглашение,
2) подготовку и проведение арбитражных разбирательств и арбитражные решения.
В Федеральном законе от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» термин «третейский суд» употребляется в двух основных значениях:
1) как общее наименование института третейского суда, имеющего два вида – постоянно действующий третейский суд и третейский суд для решения конкретного спора (третейский суд для разрешения конкретного спора);
2) применительно к составу третейского суда, избираемому (назначаемому) для разрешения конкретного спора в третейском суде любого из двух его видов.
Разное значение ключевого термина «арбитраж» – «третейский суд» предопределило особенности структуры каждого из двух российских законов о третейском суде, а также использование различной юридической техники, примененной при формулировании большинства его диспозитивных положений в отношении каждого из видов третейского суда.
Таким образом, правила третейского разбирательства подлежат определению с применением не только положений гл. V «Третейское разбирательство», а всех законоположений о процедуре третейского разбирательства. При этом следует иметь в виду, что правила третейского разбирательства в постоянно действующем третейском суде и в третейском суде для разрешения конкретного спора регламентируются одинаково, но часто это делается в адресованных каждому из них положениях Федерального закона «О третейских судах в РФ". При этом терминологическое единство не выдержано, и значение термина „третейский суд“ следует каждый раз определять в зависимости от контекста.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 215.