Глава 2. Внешнеполитические установки «тэтчеризма»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой


В 1968 г. лидер лейбористского правительства Г. Вильсон объявил об отказе от британского военного присутствия «к востоку от Суэца». Тем самым правящие круги фактически отказались от идеи ведения глобальной мировой политики. На международной арене было решено действовать с позиций «великой державы второго ранга». В 1972 г. Э. Хит подписал договор о присоединении Англии к Европейским сообществам, ознаменовавший вступление в западноевропейскую группировку на правах равного партнера и соответственно отказ от роли лидера.
Пришедшее к власти неоконсервативное правительство М. Тэтчер встало на путь ревизии внешнеполитических установок 60-70-х гг. Оно выступило с призывами «снова сделать Британию великой», «взять новый старт», «вновь стать лидером». В выступлениях руководителей тори слышались отголоски черчиллевской доктрины «трех великих кругов» английской внешней политики, включавших «особые» англо-американские отношения, Британскую империю и западноевропейский регион с доминирующей в нем ролью Англии[17]. Следует добавить, что доктрина Черчилля предусматривала курс на конфронтацию с СССР и социалистическими странами, на обострение международной напряженности и гонку вооружений. На страницах печати участились выступления ветеранов английской политики и дипломатии с требованиями поднять на более высокую ступень отношения с США, вернуть лидирующую роль в Западной Европе, эффективнее использовать связи с развивающимися странами, теснее увязывать интересы английского бизнеса с политическими отношениями. Первые шаги нового кабинета на международной арене свидетельствовали о том, что правительство готово было прислушаться к такого рода рекомендациям.
Отправной точкой внешнеполитического подхода неоконсерваторов явилась гонка вооружений, усиление сотрудничества с Соединенными Штатами в военно-политической области, повышение активности в натовской военной деятельности. При правительстве М. Тэтчер увеличилось влияние военных на внешнюю политику. В одном из выступлений в 1978 г. будущий премьер-министр подчеркивала, что военная политика и внешняя должны быть взаимосвязаны и при этом первая обуславливает вторую. В первой Белой книге правительства по вопросам обороны, опубликованной в начале 1980 г., утверждалось «Пришло, наконец, время придать больший вес обороне – как нам, так и нашим союзникам»[18]. За 6 лет правительство удвоило военный бюджет страны, который в 1984/85 финансовом году составил 17 млрд. фунтов стерлингов. В своем научном труде «Искусство управления государством» бывший британский премьер-министр пишет: «Внешняя политика – это прежде всего использование силы и могущества для достижения собственных целей в отношениях с другими государствами»[19]. Англия оставалась единственной страной-членом организации НАТО, кроме США, обладающей стратегическим ядерным потенциалом. Правительство взяло курс на строительство таких стратегических ядерных сил, которые были бы не просто «символом статуса великой державы», но и обладали бы реальным потенциалом «устрашения» по отношению к советскому ядерному арсеналу. В 1980 г. правительство приняло решение о переоснащении ядерного подводного флота новой американской системой «Трайдент», а в 1982 г. – о принятии на вооружение усовершенствованной системы «Трайдент-2».

 

«Особые» отношения с США

С приходом в Белый дом президента Р. Рейгана обнаружилась схожесть политической философии президента США и премьер-министра Великобритании, их почти идентичные точки зрения по социально-экономическим проблемам. Необходимость укрепления «особых» отношений обосновывалась лидерами нового британского правительства ссылками на «коммунистическую угрозу». Стремление поставить заслон на пути «экспансии коммунизма» при одновременной направленности на проведение более самостоятельной политики в рамках Европейского сообщества побудили Тэтчер с самого начала существенно усилить акцент на укрепление отношений с США как с ведущей страной Атлантического союза. Так, во второй Белой книге по вопросам обороны, изданной в апреле 1981 г., утверждалось: «…Мы не можем быть уверены в том, что Советский Союз удовлетворится мирным соревнованием»[20]. М. Тэтчер и тогдашний министр иностранных дел лорд Каррингтон первыми из иностранных лидеров нанесли визит в Вашингтон президенту Рейгану. Тогда же, как бы подтверждая солидарность, премьер-министр дала согласие на участие в планировавшихся Вашингтоном силах быстрого развертывания. Односторонняя ориентация на США в военной политике, в отношении к основным проблемам разрядки и разоружения, оставалась стержнем внешней политики консервативного правительства. Из числа наиболее важных договоренностей особое значение имели такие, как сделка о закупке Британией США партии новейших ядерных ракет (Трандейт) для оснащения второго поколения подводных лодок, а также согласие британской стороны на размещение американских ракет среднего радиуса действия в качестве ответного шага на размещение в странах Варшавского пакта СС-20.
Хотя англо-американский товарооборот достиг в 1983 г. внушительной суммы в 16 млрд. фунтов стерлингов, в экономических отношениях не все было гладко. Высокие банковские ставки, установленные администрацией Рейгана, способствовали оттоку британских капиталов в США и подрывали монетаристский эксперимент, ранее восхищавший президента. В 1981 г. в ответ на объявление генералом Ярузельским чрезвычайного положения в Польше администрация президента Рейгана ввела эмбарго на поставку в Восточную Европу и Советский Союз обширного списка техники, материалов и лицензий, что непосредственно затронуло интересы британского бизнеса[21]. Неудивительно, что Тэтчер резко отрицательно прореагировала на действия администрации Рейгана. Но, как сказал британский представитель в ООН, «наши столкновения с США – это размолвки двух влюбленных»[22].

 





Дата: 2019-02-02, просмотров: 227.