Внешняя политика России в 17веке. Вхождение под протекторат Московского государства Левобережной Украины-Гетманщины
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В 1569 г.  южная половина великого Литовского княжества, в которую входили Киевская земля, Волынь и Подолье, была присоединена к Польше (образовалась Речь Посполита).  Польская шляхта стремилась ввести на Украине и в Белоруссии крепостное право, а церковь пыталась насадить католицизм в православие.  В 1596 г.  в г.  Брест-Литовске состоялся церковный собор, на котором киевский митрополит Михаил Рагоза и западные епископы приняли решение о соединении католической и православной церквей.  Украина и Белоруссия становятся ареной борьбы за свои национальные, религиозные и социальные права.  В начале 16 в.  у днепровских порогов сложилась вольная казачья республика - Запорожская Сечь.  В Запорожье не было феодальной зависимости.  Казаки имели свое самоуправление, выборного гетмана и «кошевого атамана». Польское правительство пытается взять под свой контроль украинское казачество и привлечь его на службу.  С 16 в.  начинаются казацкие восстания против поляков.  Усиление религиозного, национального и социального гнета приводит к началу освободительной войны. В 1648 г.  ее возглавляет Богдан Хмельницкий.  Он изгоняет из Сечи польский гарнизон, избирается гетманом и обращается к казакам с призывом к восстанию.  Заключив военный союз с крымскими татарами, Хмельницкий нанес полякам поражения под Желтыми Водами, Корсунем и Пилявцами. В августе 1649 г.  казацко-татарское войско одержало победу под Зборовом.  Был заключен мирный договор, согласно которому Польша признала автономию Правобережной Украины.  В 1650 г.  польские войска начали новый поход против Хмельницкого и в 1651 г.  в результате измены крымского хана Ислам-Гирея (уведшего войска с поля боя) им удалось одержать победу под Берестечком.  Поляки восстановили свою власть над Украиной, ограничив число казаков до 20 тысяч. Б.  Хмельницкий, понимая невозможность противостояния Польше в одиночку, неоднократно ставит перед царем Алексеем Михайловичем вопрос о воссоединении Украины с Россией.  Земский собор 1 октября 1653 г.  принял решение о принятии Украины в русское подданство.  Царские послы отправились к гетману Хмельницкому.  8 января 1654 г.  Переяславская Рада постановила принять подданство и принесла присягу на верность царю, подтвердив согласие на вхождение Украины в состав России.  

 

Это вызвало войну 1654-1667 гг.  между Речью Посполитой и Россией.  Война имела затяжной характер и закончилась Андрусовским перемирием 1667 г.  К России отошли Смоленщина, Левобережная Украина и Киев.  В 1686 г.  был заключен «вечный мир» с Польшей, который закрепил условия Аттдрусовского перемирия.  Белоруссия осталась в составе Польши. Воссоединение Украины и России экономически, политически и в военном отношении укрепило Российское государство, предотвратив уничтожение Украины в результате польской или турецкой интервенции. Одновременно Россия вела войну со Швецией.  В 1661 г.  по Кардисскому миру Россия вынуждена была вернуть Швеции свои земли в Ливонии, и оказалась без выхода в море.  Российскому государству приходилось оказывать сопротивление активной и агрессивной политике Османской империи.  Понимая долгосрочность военной угрозы, Россия в 30-40-е гг.  строит линию обороны - Белгородскую засечную черту, а за ней - вторую линию - Тульскую засечную черту. В 1637 г.  донские казаки взяли турецкую крепость Азов, но, не имея возможности для длительной обороны, вынуждены были ее сдать. В 1677 г.  началась война с Турцией за Украину.  Турецкие войска планировали захват Киева и всей Левобережной Украины.  Но, столкнувшись с героическим сопротивлением русско-украинской армии при обороне крепости Чигерин, измотанные турки подписали в Бахчисарае договор (1681 г. ) о перемирии на 20 лет.  Турция признала за Россией левобережье и Киев.  Земли между Днепром и Киевом оставались нейтральными. Гетманщина образовалась в ходе восстания Хмельницкого середины XVII века и оказалась расколотой на Левобережную и Правобережную (с границей по реке Днепр) В 1676 году правобережная часть Гетманщины была упразднена польской властью.  В 1684 году восстановлена; в 1699 году упразднена окончательно.  С этого времени Гетманщина сохранилась только в пределах Левобережной Украины, входившей в состав Российского государства на правах протектората (хотя в 1704—1714 годах левобережные гетманы Мазепа и Скоропадский контролировали также Правобережную Украину) .  Занимала также часть территории нынешних России и Белоруссии.  

Столицами Гетманщины в разные времена были Чигирин (1649—1676, с 1663 — только Правобережной Украины) , Гадяч (1663—1669, только Левобережной Украины).

16. Россия в эпоху преобразований Петра 1. Особенности петровской модернизации.

Оформление основ абсолютистской монархии в Эпоху Петра 1 (1682-1725) потребовало радикальных преобразований всей системы государственного управления.  Коренным изменениям подверглась система государственных учреждений - Боярской думы и приказов.  С организацией в 1699 г Ближней канцелярии было подготовлено учреждение в 1711г Правительствующего Сената - высшего правительственного органа, наделенного судебными, административными и частично законодательными функциями.  В 1717-21 гг.  приказная система управления заменена новыми центральными органами - 11 коллегиями, которые укрепили аппарат управления и усилили авторитет верховной власти.  

 Реформа центрального аппарата предусматривала систематическое разделение управления по ряду ведомств, имевших общегосударственную компетенцию.  Важнейшими из них являлись коллегии Иностранных дел, Военная и Адмиралтейская, три коллегии ведали финансами, другие коллегии ведали торговлей и промышленностью, сеть судебных органов находилась под управлением Юстиц-коллегии.  

 Усовершенствование административной системы проводилось с учетом опыта ведущих стран, что нашло воплощение в ряде законодательных актов: "Генеральный регламент" (1720г) и "Табель о рангах" (1722 г).  Впервые в истории страны в качестве основного принципа иерархического деления признавались не происхождение и знатность, а личные способности. Особенности:

Петр пытался навязать европейские образ жизни, традиции на уже закостенелые, усвоенные годами русские традиции; практически все реформы были внешними, они не учитывали существующей российской ситуации;необходимость для преобразований назрела, но само общество к ним не было готово, была готова только верхушка è резкий разрыв жизни;попытки совместить европейские формы жизни и укрепление государства кончилось провалом (Первой из них было стремление сделать армию вольнонаемной, как в Европе.  Это не получ. , и пришлось прибегнуть к рекрутчине; Не удалось обесп.  обществ. поддержку и европ.  системе городского самоупр-я.  В рез-те она прекратила сущ-е; Не прижилась коллегиальная система в областном упр-и и в сборе налогов, кот. пытались ввести в 1713 и 1724.  Как горожане, так и дворяне видели в органах самоуправления не выразителей своих сословных интересов, а очередную гос.  повинность.  В рез-те власть на местах все более сосредот.  в руках губернаторов); попытка ввести в России европейской формы судопроизводства была не вполне удачной (Устный судебный процесс был заменен письменной фиксацией показаний сторон.  Более подробный, хотя и не систематиз. , стало законодательство.  Но в глазах неграмотного населения такой суд был менее понятен, чем старый, устный.  Толкование противоречащих друг другу законов открывало простор для произвола.  Низкий уровень правосознания общества искл.  возможность обществ. контроля над судом.  В области полит. сыска система следствия остав.  старой, с использованием пыток);

самодержавие – единственный инициатор и гарант реформ, перемен в жизни общества (è была уничтожена Боярская дума как орган, отчасти ограничивающий власть царя.  Вместо неё верховным органом упр-я стал в 1711 Сенат, осущ.  надзор за работой гос.  аппарата.  В качестве второго органа верховной власти был создан Синод, контролировавший деят-ть церкви.  Учреждение Сенода в 1721 означало полное подчинение духовной власти светской.  Должность патриарха была упразднена.  Система приказов 1718-1721 была заменена системой более соврем. учреждений исполнительной власти – коллегий, созданных по шведскому образцу.  Главное внимание было уделено военно-дипломатической и торгово-промышл.  деятельности, финансам.  Однако, помимо упр-я, через коллегии Петр сам контролировал пол-е в стране при помощи системы фискалов – доверенных лиц царя, которые заним.  выявлением злоупотреблений в государстве.  В годы его правления постеп.  формир.  система тотального контроля царя за населением) è европеизации подверглись лишь внешние формы гос.  учреждений; протекционистская политика в области развития промышленности и торговли (С ней он связывал свои надежды на улучшение фин.  положения гос-ва, изменение роли России в Европе, формирование новых групп населения – сторонников идеи европеизации, однако политика Петра в этой области оказ.  непоследовательной.  Появление мануфактур; развитие получили черная и цветная металлургия, сукноделие и др.  отрасли текстильной пром-ти; Петр активно поощрял внешн.  торговлю, прежде всего вывоз не сырья, а готовой продукции, причем на российских кораблях.  При этом таможенная пошлина на некот.  товары сниж.  более чем в 100 раз.  Напротив, ввоз в Россию дешевых импортных товаров был затруднен высокими пошлинами);если в Зап.  Европе промышленность развивалась в условиях отсутствия крепостного права и наличия рынка свобод.  рабочей силы, то в России, где крепостное право распространялось не только на сельское, но и на городское население, эти условия отсутствовали.  Особенностью Росси, резко отличавшей её от Европы, было то, что в Европе вольнонаемный труд был выгоднее крепостного, т. к.  главными были интенсивность и качество труда.  В России крепостной труд был выгоднее вольнонаемного, ибо имелась возможность приписки большого кол-ва рабочих;время петровских преобразований было периодом большой соц.  мобильности, когда рядовые люди и даже крепостные быстро поднимались на вершину обществ.  лестницы (В 1722 Петром была учреждена “Табель о рангах”, уничтожавшая зависимость между продвижением человека по гос.  службе и знатностью его происхождения.  Знатность была не предпосылкой, а следствием службы.  С целью укрепления имущественного положения дворян в 1714 был издан указ, согласно которому поместные дворянские и вотчинные боярские земли были полностью приравнены друг к другу.  Они стали наследуемой собств-ю.  Земля и крестьяне перестали быть платой за службу.  Их получ.  в качестве награды);пол-ка гос-ва была напр.  на просвещение общества, реорганизацию системы образования (богословские предметы уступали место естест. -научным и технич.  Это соотв.  господств. в то время в Европе умонастроению, опред.  целую эпоху Просвещения втор.  половины XVII-XVIII в. );

под влиянием обучения, кот. часто велось на ин.  языках, у дворян формир.  новая система понятий, часто не имевших эквивалента в русском языке.  Поэтому общение дворян все чаще велось на ин. языках – немецком и французском.  Русский язык знати претерпел большие изменения è раскол русского общества.  Это усугублялось разницей в одежде и языке и препятствовало распр-ю нового образа жизни, ценностей и потребностей, приобретенных дворянством в ходе европеизации, среди осн.  массы населения.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 252.