Политические и экономические приоритеты. Первое и второе президентства В.В. Путина. Президентство Д.А. Медведева. Президентские выборы 2012 г. Избрание В.В. Путина президентом. Государственная Дума. Многопартийность. Политические партии и электорат. Федерализм и сепаратизм. Восстановление единого правового пространства страны. Разграничение властных полномочий центра и регионов. Террористическая угроза. Построение вертикали власти и гражданское общество. Стратегия развития страны. Экономическое развитие в 2000-е годы. Финансовое положение. Рыночная экономика и монополии. Экономический подъем 1999–2007 гг. и кризис 2008 г. Структура экономики, роль нефтегазового сектора и задачи инновационного развития. Сельское хозяйство. Россия в системе мировой рыночной экономики. Человек и общество в конце XX – начале XXI в. Новый облик российского общества после распада СССР. Социальная и профессиональная структура. Занятость и трудовая миграция. Миграционная политика. Основные принципы и направления государственной социальной политики. Реформы здравоохранения. Пенсионные реформы. Реформирование образования и науки и его результаты. Особенности развития культуры. Демографическая статистика. Снижение средней продолжительности жизни и тенденции депопуляции. Государственные программы демографического возрождения России. Разработка семейной политики и меры по поощрению рождаемости. Пропаганда спорта и здорового образа жизни. Олимпийские и паралимпийские зимние игры 2014 г. в Сочи. Повседневная жизнь. Качество, уровень жизни и размеры доходов разных слоев населения. Общественные представления и ожидания в зеркале социологии. Постановка государством вопроса о социальной ответственности бизнеса.
Модернизация бытовой сферы. Досуг. Россиянин в глобальном информационном пространстве: СМИ, компьютеризация, Интернет. Массовая автомобилизация.
Внешняя политика в конце XX – начале XXI в. Внешнеполитический курс В.В. Путина. Постепенное восстановление лидирующих позиций России в международных отношениях. Современная концепция российской внешней политики в условиях многополярного мира. Участие в международной борьбе с терроризмом и в урегулировании локальных конфликтов. Центробежные и партнерские тенденции в СНГ. СНГ и ЕврАзЭС. Отношения с США и Евросоюзом. Вступление России в Совет Европы. Деятельность «большой двадцатки». Переговоры о вступлении в ВТО. Дальневосточное и другие направления политики России.
Культура и наука России в конце XX – начале XXI в. Повышение общественной роли СМИ как «четвертой власти». Коммерциализация культуры. Ведущие тенденции в развитии образования и науки. Система платного образования. Сокращение финансирования науки, падение престижа научного труда. «Утечка мозгов» за рубеж. Основные достижения российских ученых и невостребованность результатов их открытий. Религиозные конфессии и повышение их роли в жизни страны. Предоставление церкви налоговых льгот. Передача государством зданий и предметов культа для религиозных нужд. Особенности развития современной художественной культуры: литературы, киноискусства, театра, изобразительного искусства. Процессы глобализации и массовая культура.
Наш край в 2000–2012 гг.
10 класс (72 часа)
История как наука (2 ч.)
История в системе гуманитарных наук. Основные концепции исторического развития человечества: цивилизационные теории, формационная теория, теория модернизации.(Здесь и далее курсивом выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников).
Проблема достоверности и фальсификации исторических знаний.
(Абзац дополнительно включен приказом Минобрнауки России от 24 января 2012 года N 39)
Всеобщая история.
Древнейшая стадия истории человечества (2 ч.)
Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Расселение древнейшего человечества.Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей.
Цивилизации Древнего мира и средневековья.(10 ч.)
Традиционное общество: социальные связи, экономическая жизнь, политические отношения.Архаичные цивилизации.Мифологическая картина мира. Возникновение письменности и накопление знаний.
Античные цивилизации Средиземноморья. Формирование научной формы мышления в античном обществе.
Формирование индо-буддийской, китайско-конфуцианской, иудео-христианской духовных традиций.Возникновение религиозной картины мира. Социальные нормы и духовные ценности, философская мысль в древнем обществе.
Возникновение исламской цивилизации. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья.
Христианская средневековая цивилизация в Европе, ее региональные особенности и динамика развития. Православие и католицизм. Кризис европейского средневекового общества в XIV - XV вв.
Новое время: эпоха модернизации (10 ч.)
Понятие «Новое время». Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу.
Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Формирование нового пространственного восприятия мира.
Изменение роли техногенных и экономических факторов общественного развития в ходе модернизации. Торговый и мануфактурный капитализм.Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации.
От сословно-представительных монархий к абсолютизму. Изменение в идеологических и правовых основах государственности. Буржуазные революции XVII- середины XIX веков.
Идеология Просвещения и конституционализм.Возникновение идейно-политических течений. Становление гражданского общества.
Технический прогресс в XVIII - середине XIX вв. Промышленный переворот. Развитие капиталистических отношений и социальной структуры индустриального общества в XIX в. Различные модели перехода от традиционного к индустриальному обществу в европейских странах. Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной картины мира. Особенности духовной жизни Нового времени.
Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии.
Эволюция системы международных отношений в конце XV– середине XIX века.
История России
История России – часть всемирной истории (2 ч.)
Особенности становления и развития российской цивилизации. Роль и место России в мировом развитии: история и современность. Источники по истории Отечества.
Народы и древнейшие государства на территории России (4 ч.)
Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Оседлое и кочевое хозяйство. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Великое переселение народов. Праславяне. Восточнославянские племенные союзы и соседи. Занятия, общественный строй и верования восточных славян.
Русь в IX- началеXII века (6 ч.)
Происхождение государственности у восточных славян.
Дань и подданство. Князья и их дружины. Вечевые порядки. Принятие христианства. Право на Руси. Категории населения.Княжеские усобицы.
Христианская культура и языческие традиции Руси. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.
Русские земли и княжества в XII- середине XV века (10 ч.)
Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества. Монархии и республики.Русь и Степь. Идея единства русской земли.
Образование Монгольского государства. Монгольское нашествие. Включение русских земель в систему управления монгольской империи. Золотая Орда. Роль монгольского завоевания в истории Руси. Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией: итоги и значение. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.
Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения. Роль городов в объединительном процессе.
Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси.Москва как центр объединения русских земель. Взаимосвязь процесса объединения русских земель и борьбы против ордынского владычества. Зарождение национального самосознания на Руси.
Великое княжество Московскоев системе международных отношений.Принятие Ордой ислама. Автокефалия русской православной церкви.
Культурное развитие русских земель и княжеств. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры.
Российское государство во второй половине XV – XVIIвеке (12 ч.)
Завершение объединения русских земель и образование Российского государства.Свержение золотоордынского ига. Роль церкви в государственном строительстве. «Москва – третий Рим». Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения. Особенности образования централизованного государства в России. Рост международного авторитета российского государства. Формирование русского, украинского и белорусского народов.
Установление царской власти. Реформы середины XVI века. Создание органов сословно-представительной монархии. Опричнина. Учреждение патриаршества.Расширение территории России в XVI веке.
Смута. Пресечение правящей династии. Обострение социально-экономических противоречий. Борьба с Речью Посполитой и Швецией.
Восстановление самодержавия. Первые Романовы. Рост территории государства.
Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Церковный раскол. Старообрядчество.Социальные движения XVII в.
Формирование национального самосознания. Развитие культуры народов России в XV - XVII вв. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в.
Россия в XVIII – середине XIX века (14 ч.)
Петровские преобразования. Провозглашение империи. Абсолютизм. Превращение дворянства в господствующее сословие. Сохранение крепостничества в условиях модернизации. Россия в период дворцовых переворотов. Упрочение сословного общества. Реформы государственной системы в первой половине XIX в.
Особенности экономики России в XVIII - первой половине XIX вв.: господство крепостного права и зарождение капиталистических отношений. Начало промышленного переворота.
Русское Просвещение. Движение декабристов. Консерваторы. Славянофилы и западники. Русский утопический социализм.
Превращение России в мировую державу в XVIII в. Отечественная война 1812 г. Имперская внешняя политика России. Крымская война.
Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII - первой половины XIX вв.
11 класс (68 часов)
Всеобщая история.
От Новой к Новейшей истории: пути развития индустриального общества (16 часов).
Научно-технический прогресс в конце XIX - последней трети XX вв. Проблема периодизации НТР. Циклы экономического развития стран Запада в конце XIX - середине XX вв. От монополистического капитализма к смешанной экономике.Эволюция собственности, трудовых отношений и предпринимательства. Изменение социальной структуры индустриального общества.
Кризис классических идеологий на рубеже XIX-ХХ веков и поиск новых моделей общественного развития. Социальный либерализм, социал-демократия, христианская демократия. Демократизация общественно-политической жизни и развитие правового государства. Молодёжное, антивоенное, экологическое, феминистское движения. Проблема политического терроризма. Системный кризис индустриального общества на рубеже 1960-х - 1970-х гг.
Модели ускоренной модернизации в ХХ веке.Историческая природа тоталитаризма и авторитаризма новейшего времени. Маргинализация общества в условиях ускоренной модернизации. Политическая идеология тоталитарного типа. Государственно-правовые системы и социально-экономическое развитие общества в условиях тоталитарных и авторитарных диктатур.
«Новые индустриальные страны» Латинской Америки и Юго-Восточной Азии:авторитаризм и демократия в политической жизни, экономические реформы. Национально-освободительные движения и региональные особенности процесса модернизации в странах Азии и Африки.
Основные этапы развития системы международных отношений в конце XIX - середине XX вв.
Мировые войны в истории человечества: социально психологические, демографические, экономические, политические, причины и последствия.
Общественное сознание и духовная культура в период Новейшей истории. Формирование неклассической научной картины мира. Мировоззренческие основы реализма и модернизма. Технократизм и иррационализм в общественном сознании XX в.
Человечество на этапе перехода к информационному обществу (8 часов).
Становление информационного общества. Дискуссия о постиндустриальной стадии общественного развития. Информационная революция и становление информационного общества.
Глобализация общественного развития на рубеже ХХ-ХХ I веков. Интернационализация экономики и формирование единого информационного пространства.
Система международных отношений на рубеже ХХ-ХХ I веков.Интеграционные и дезинтеграционные процессы в современном мире.
Современные политические идеологии. Кризис политической идеологии на рубеже XX - XXI вв. "Неоконсервативная революция". Современная идеология "третьего пути". Антиглобализм. Религия и церковь в современной общественной жизни. Экуменизм. Причины возрождения религиозного фундаментализма и националистического экстремизма в начале XXI в.
Духовная жизнь современного общества. Особенности духовной жизни современного общества. Изменения в научной картине мира. Мировоззренческие основы постмодернизма. Роль элитарной и массовой культуры в информационном обществе.
История России.
Россия во второй половине XIX – XX века (8 часов).
Реформы 1860-х - 1870-х гг. Отмена крепостного права. Развитие капиталистических отношений в промышленности и сельском хозяйстве. Сохранение остатков крепостничества. Самодержавие, сословный строй и модернизационные процессы. Политика контрреформ. Российский монополистический капитализм и его особенности. Роль государства в экономической жизни страны. Реформы С.Ю. Витте. Аграрная реформа П.А. Столыпина. Нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации.
Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков. Революция 1905 - 1907 гг. Становление российского парламентаризма.
Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX - начале XX вв. Развитие системы образования, научные достижения российских ученых.
"Восточный вопрос" во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов на рубеже XIX - XX вв. Русско-японская война.
Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество.
Революция 1917 года и Гражданская война в России(5 часов).
Революция 1917 г. Временное правительство и Советы. Тактика политических партий. Провозглашение и утверждение Советской власти. Учредительное собрание. Брестский мир. Формирование однопартийной системы.
Гражданская война и иностранная интервенция. Политические программы участвующих сторон. Политика "военного коммунизма". "Белый" и "красный" террор. Российская эмиграция.
Переход к новой экономической политике.
Советское общество в 1922 – 1941 годах(5 часов)
Образование СССР. Выбор путей объединения. Национально-государственное строительство.
Партийные дискуссии о путях социалистической модернизации общества. Концепция построения социализма в отдельно взятой стране. Культ личности И.В. Сталина. Массовые репрессии. Конституция 1936 г.
Причины свертывания новой экономической политики. Индустриализация. Коллективизация. "Культурная революция". Создание советской системы образования. Идеологические основы советского общества.
Дипломатическое признаниеСССР. Внешнеполитическая стратегия СССР между мировыми войнами.
Советский Союз в годы Великой Отечественной войны(6 часов)
Основные этапы военных действий. Советское военное искусство. Героизм советских людей в годы войны. Партизанское движение. Тыл в годы войны. Идеология и культура в годы войны. СССР в антигитлеровской коалиции. Роль СССР во Второй мировой войне.
СССР в первые послевоенные десятилетия(7 часов)
Восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг. Складывание мировой социалистической системы. "Холодная война" и ее влияние на экономику и внешнюю политику страны. ОвладениеСССР ракетно-ядерным оружием.
Попытки преодоления культа личности. XX съезд КПСС. Экономические реформы 1950-х - 1960-х гг., причины их неудач. Концепция построения коммунизма.
СССР в середине 1960 – начале 1980-х годов(3 часа)
Экономические реформы середины 1960-х годов. Концепция развитого социализма. Конституция 1977 года. Диссидентское и правозащитное движения. Попытки преодоления кризисных тенденций в советском обществе в начале 1980-х годов. Политическое, социально-экономическое и культурное строительство в Коми АССР.
СССР в глобальных и региональных конфликтах середины 1960 – начала 1980-х годов.
Особенности развития советской культуры середины 1960 – начала 1980-х годов. Наука и образование в СССР.
Советское общество в 1985 – 1991 годы(4 часа)
«Застой». Попытки модернизации советского общества в условиях замедления темпов экономического роста. Политика перестройки и гласности. Формирование многопартийности. Кризис коммунистической идеологии. Межнациональные конфликты.
СССР в глобальных и региональных конфликтах второй половины XX в. Достижение военно-стратегического паритета СССР и США. Политика разрядки. Афганская война.Причины распада СССР.
Российская Федерация (1991 – 2006 годы).(6 часов).
Становление новой российской государственности. Августовские события 1991 г. Политический кризис сентября - октября 1993 г. КонституцияРоссийской Федерации 1993 г. Межнациональные и межконфессиональные отношения в современной России. Чеченский конфликт. Политические партии и движения Российской Федерации. Российская Федерация и страны Содружества Независимых Государств.
Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия.
Российская культура в условиях радикального преобразования общества.
Россия в мировых интеграционных процессах и формировании современной международно-правовой системы. Россия и вызовы глобализации.
Президентские выборы 2000 г. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, укрепление национальной безопасности, достойное для России место в мировом сообществе.
Основные итоги развития России с древнейших времен до наших дней. Значение изучения истории. Опасность фальсификации прошлого России в современных условиях. Фальсификация новейшей истории России - угроза национальной безопасности страны.
(Абзац дополнительно включен приказом Минобрнауки России от 24 января 2012 года N 39)
Тематическое планирование 10 класс.
Раздел | Часы | Содержание | Виды деятельности |
Всеобщая история (24 ч.) 1. Введение | 2 ч. | История в системе гуманитарных наук. Основные концепции исторического развития человечества: цивилизационные теории, формационная теория, теория модернизации.(Здесь и далее курсивом выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников). Проблема достоверности и фальсификации исторических знаний. | Характеризуют современные версии и трактовки важнейших проблем всемирной истории; Работают с хронологическими таблицами, картами и схемами; |
2. Древнейшая история человечества | 2 ч. | Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Расселение древнейшего человечества.Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. | Определяют последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов; источников; Овладевают основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной программой; |
3. Цивилизации Древнего мира и средневековья. | 10 ч. | Традиционное общество: социальные связи, экономическая жизнь, политические отношения.Архаичные цивилизации.Мифологическая картина мира. Возникновение письменности и накопление знаний. Античные цивилизации Средиземноморья. Формирование научной формы мышления в античном обществе. Формирование индо-буддийской, китайско-конфуцианской, иудео-христианской духовных традиций.Возникновение религиозной картины мира. Социальные нормы и духовные ценности, философская мысль в древнем обществе. Возникновение исламской цивилизации. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья. Христианская средневековая цивилизация в Европе, ее региональные особенности и динамика развития. Православие и католицизм. Кризис европейского средневекового общества в XIV - XV вв. | Работают с историческими документами; Работают с хронологическими таблицами, картами и схемами; Характеризуют место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; Определяют последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов; |
4. Новое время: эпоха модернизации. | 10 ч. | Понятие «Новое время». Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу. Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Формирование нового пространственного восприятия мира. Изменение роли техногенных и экономических факторов общественного развития в ходе модернизации. Торговый и мануфактурный капитализм.Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации. От сословно-представительных монархий к абсолютизму. Изменение в идеологических и правовых основах государственности. Буржуазные революции XVII- середины XIX веков. Идеология Просвещения и конституционализм.Возникновение идейно-политических течений. Становление гражданского общества. Технический прогресс в XVIII - середине XIX вв. Промышленный переворот. Развитие капиталистических отношений и социальной структуры индустриального общества в XIX в. Различные модели перехода от традиционного к индустриальному обществу в европейских странах. Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной картины мира. Особенности духовной жизни Нового времени. Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии. Эволюция системы международных отношений в конце XV– середине XIX века. | Работают с историческими документами; Работают с хронологическими таблицами, картами и схемами; Характеризуют место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; Определяют последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов; Используют статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники информации; |
История России (48 ч.) 1. История России – часть всемирной истории. | 2 ч. | Особенности становления и развития российской цивилизации. Роль и место России в мировом развитии: история и современность. Источники по истории Отечества. | Характеризуют современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории; Рассматривают историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса; |
2. Народы и древнейшие государства на территории России. | 4 ч. | Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Оседлое и кочевое хозяйство. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Великое переселение народов. Праславяне. Восточнославянские племенные союзы и соседи. Занятия, общественный строй и верования восточных славян. | Работают с историческими документами; Работают с хронологическими таблицами, картами и схемами; |
3. Русь в IX – начале XII века. | 6 ч. | Происхождение государственности у восточных славян. Дань и подданство. Князья и их дружины. Вечевые порядки. Принятие христианства. Право на Руси. Категории населения.Княжеские усобицы. Христианская культура и языческие традиции Руси. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности. | Определяют последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов; Характеризуют место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; Работают с историческими документами; Работают с хронологическими таблицами, картами и схемами; |
4. Русские земли княжества в XII – середине XV века. | 10 ч. | Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества. Монархии и республики.Русь и Степь. Идея единства русской земли. Образование Монгольского государства. Монгольское нашествие. Включение русских земель в систему управления монгольской империи. Золотая Орда. Роль монгольского завоевания в истории Руси. Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией: итоги и значение. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения. Роль городов в объединительном процессе. Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси.Москва как центр объединения русских земель. Взаимосвязь процесса объединения русских земель и борьбы против ордынского владычества. Зарождение национального самосознания на Руси. Великое княжество Московскоев системе международных отношений.Принятие Ордой ислама. Автокефалия русской православной церкви. Культурное развитие русских земель и княжеств. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры. | Определяют последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов; Характеризуют место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; Работаютс историческими документами; Ведут диалог, участвуют в дискуссии по исторической тематике; Работают с хронологическими таблицами, картами и схемами; |
5. Российское государство во второй половине XV – XVII веке. | 12 ч. | Завершение объединения русских земель и образование Российского государства.Свержение золотоордынского ига. Роль церкви в государственном строительстве. «Москва – третий Рим». Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения. Особенности образования централизованного государства в России. Рост международного авторитета российского государства. Формирование русского, украинского и белорусского народов. Установление царской власти. Реформы середины XVI века. Создание органов сословно-представительной монархии. Опричнина. Учреждение патриаршества.Расширение территории России в XVI веке. Смута. Пресечение правящей династии. Обострение социально-экономических противоречий. Борьба с Речью Посполитой и Швецией. Восстановление самодержавия. Первые Романовы. Рост территории государства. Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Церковный раскол. Старообрядчество.Социальные движения XVII в. Формирование национального самосознания. Развитие культуры народов России в XV - XVII вв. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в. | Определяют последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов; Характеризуют место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; Работаютс историческими документами; Ведут диалог, участвуют в дискуссии по исторической тематике; Работают с хронологическими таблицами, картами и схемами; Критически анализируют информацию из различных источников; Характеризуют современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной истории |
6. Россия в XVIII – середине XIX века. | 14 ч. | Петровские преобразования. Провозглашение империи. Абсолютизм. Превращение дворянства в господствующее сословие. Сохранение крепостничества в условиях модернизации. Россия в период дворцовых переворотов. Упрочение сословного общества. Реформы государственной системы в первой половине XIX в. Особенности экономики России в XVIII - первой половине XIX вв.: господство крепостного права и зарождение капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. Русское Просвещение. Движение декабристов. Консерваторы. Славянофилы и западники. Русский утопический социализм. Превращение России в мировую державу в XVIII в. Отечественная война 1812 г. Имперская внешняя политика России. Крымская война. Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII - первой половины XIX вв. | Определяют последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов; Характеризуют место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; Работают с историческими документами; Ведут диалог, участвуют в дискуссии по исторической тематике; Работают с хронологическими таблицами, картами и схемами; Критически анализируют информацию из различных источников; Характеризуют современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной истории. |
Годовая промежуточная аттестация | 1ч. |
Класс
Раздел | Часы | Содержание | Виды деятельности |
Всеобщая история (24 ч.) 1. От Новой к Новейшей истории: пути развития индустриального общества. | 16 ч. | Научно-технический прогресс в конце XIX - последней трети XX вв. Проблема периодизации НТР. Циклы экономического развития стран Запада в конце XIX - середине XX вв. От монополистического капитализма к смешанной экономике.Эволюция собственности, трудовых отношений и предпринимательства. Изменение социальной структуры индустриального общества. Кризис классических идеологий на рубеже XIX-ХХ веков и поиск новых моделей общественного развития. Социальный либерализм, социал-демократия, христианская демократия. Демократизация общественно-политической жизни и развитие правового государства. Молодёжное, антивоенное, экологическое, феминистское движения. Проблема политического терроризма. Системный кризис индустриального общества на рубеже 1960-х - 1970-х гг. Модели ускоренной модернизации в ХХ веке.Историческая природа тоталитаризма и авторитаризма новейшего времени. Маргинализация общества в условиях ускоренной модернизации. Политическая идеология тоталитарного типа. Государственно-правовые системы и социально-экономическое развитие общества в условиях тоталитарных и авторитарных диктатур. «Новые индустриальные страны» Латинской Америки и Юго-Восточной Азии:авторитаризм и демократия в политической жизни, экономические реформы. Национально-освободительные движения и региональные особенности процесса модернизации в странах Азии и Африки. Основные этапы развития системы международных отношений в конце XIX - середине XX вв. Мировые войны в истории человечества: социально психологические, демографические, экономические, политические, причины и последствия. Общественное сознание и духовная культура в период Новейшей истории. Формирование неклассической научной картины мира. Мировоззренческие основы реализма и модернизма. Технократизм и иррационализм в общественном сознании XX в. | Определяют последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов; Характеризуют место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; Работают с историческими документами; Работают с хронологическими таблицами, картами и схемами; Критически анализируют информацию из различных источников; Характеризуют современные версии и трактовки важнейших проблем всеобщей истории. Устанавливают аналогии и оценивают вклад разных стран в сокровищницу мировой культуры; |
2. Человечество на этапе перехода к информационному обществу. | 8 ч. | Становление информационного общества. Дискуссия о постиндустриальной стадии общественного развития. Информационная революция и становление информационного общества. Глобализация общественного развития на рубеже ХХ-ХХ I веков. Интернационализация экономики и формирование единого информационного пространства. Система международных отношений на рубеже ХХ-ХХ I веков.Интеграционные и дезинтеграционные процессы в современном мире. Современные политические идеологии. Кризис политической идеологии на рубеже XX - XXI вв. "Неоконсервативная революция". Современная идеология "третьего пути". Антиглобализм. Религия и церковь в современной общественной жизни. Экуменизм. Причины возрождения религиозного фундаментализма и националистического экстремизма в начале XXI в. Духовная жизнь современного общества. Особенности духовной жизни современного общества. Изменения в научной картине мира. Мировоззренческие основы постмодернизма. Роль элитарной и массовой культуры в информационном обществе. | Определяют последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов; Характеризуют место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; Работают с историческими документами; Работают с хронологическими таблицами, картами и схемами; Критически анализируют информацию из различных источников; Характеризуют современные версии и трактовки важнейших проблем всеобщей истории. Устанавливают аналогии и оценивают вклад разных стран в сокровищницу мировой культуры; |
История России. (44 ч.) 1. Россия во второй половине XIX – XX века | 8 ч. | Реформы 1860-х - 1870-х гг. Отмена крепостного права. Развитие капиталистических отношений в промышленности и сельском хозяйстве. Сохранение остатков крепостничества. Самодержавие, сословный строй и модернизационные процессы. Политика контрреформ. Российский монополистический капитализм и его особенности. Роль государства в экономической жизни страны. Реформы С.Ю. Витте. Аграрная реформа П.А. Столыпина. Нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков. Революция 1905 - 1907 гг. Становление российского парламентаризма. Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX - начале XX вв. Развитие системы образования, научные достижения российских ученых. "Восточный вопрос" во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов на рубеже XIX - XX вв. Русско-японская война. Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество. | Определяют последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов; Характеризуют место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; Работают с историческими документами; Работают с хронологическими таблицами, картами и схемами; Критически анализируют информацию из различных источников; Характеризуют современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной истории. Соотносят историческое время, исторические события, действия и поступки исторических личностей ХХ века; Оценивают роль личности в отечественной истории ХХ века; |
2. Революция 1917 года и Гражданская война в России. | 5 ч. | Революция 1917 г. Временное правительство и Советы. Тактика политических партий. Провозглашение и утверждение Советской власти. Учредительное собрание. Брестский мир. Формирование однопартийной системы. Гражданская война и иностранная интервенция. Политические программы участвующих сторон. Политика "военного коммунизма". "Белый" и "красный" террор. Российская эмиграция. Переход к новой экономической политике. | Определяют последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов; Характеризуют место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; Работают с историческими документами; Работают с хронологическими таблицами, картами и схемами; Характеризуют современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной истории. Оценивают роль личности в отечественной истории ХХ века; |
3. Советское общество в 1922 – 1941 годах. | 5 ч. | Образование СССР. Выбор путей объединения. Национально-государственное строительство. Партийные дискуссии о путях социалистической модернизации общества. Концепция построения социализма в отдельно взятой стране. Культ личности И.В. Сталина. Массовые репрессии. Конституция 1936 г. Причины свертывания новой экономической политики. Индустриализация. Коллективизация. "Культурная революция". Создание советской системы образования. Идеологические основы советского общества. Дипломатическое признаниеСССР. Внешнеполитическая стратегия СССР между мировыми войнами. | Определяют последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов; Характеризуют место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; Работают с историческими документами; Работают с хронологическими таблицами, картами и схемами; Критически анализируют информацию из различных источников; Характеризуют современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной истории. Соотносят историческое время, исторические события, действия и поступки исторических личностей ХХ века; Оценивают роль личности в отечественной истории ХХ века; |
4. Советский Союз в годы Великой Отечественной войны. | 6 ч. | Основные этапы военных действий. Советское военное искусство. Героизм советских людей в годы войны. Партизанское движение. Тыл в годы войны. Идеология и культура в годы войны. СССР в антигитлеровской коалиции. Роль СССР во Второй мировой войне. | Оценивают роль личности в отечественной истории ХХ века; Работают с хронологическими таблицами, картами и схемами; Работают с историческими документами; Определяют последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов; Характеризуют место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; Используют статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники информации; |
5. СССР в первые послевоенные десятилетия. | 7 ч. | Восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг. Складывание мировой социалистической системы. "Холодная война" и ее влияние на экономику и внешнюю политику страны. ОвладениеСССР ракетно-ядерным оружием. Попытки преодоления культа личности. XX съезд КПСС. Экономические реформы 1950-х - 1960-х гг., причины их неудач. Концепция построения коммунизма. | Определяют последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов; Характеризуют место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; Работают с историческими документами; Работают с хронологическими таблицами, картами и схемами; Критически анализируют информацию из различных источников; Оценивают роль личности в отечественной истории ХХ века; |
6. СССР в середине 1960 – начале 1980-х годов. | 3 ч. | Экономические реформы середины 1960-х годов. Концепция развитого социализма. Конституция 1977 года. Диссидентское и правозащитное движения. Попытки преодоления кризисных тенденций в советском обществе в начале 1980-х годов. Политическое, социально-экономическое и культурное строительство в Коми АССР. СССР в глобальных и региональных конфликтах середины 1960 – начала 1980-х годов. Особенности развития советской культуры середины 1960 – начала 1980-х годов. Наука и образование в СССР. | Определяют последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов; Характеризуют место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; Работают с историческими документами; Работают с хронологическими таблицами, картами и схемами; Критически анализируют информацию из различных источников; Оценивают роль личности в отечественной истории ХХ века; |
7. Советское общество в 1985 – 1991 годы. | 4 ч. | «Застой». Попытки модернизации советского общества в условиях замедления темпов экономического роста. Политика перестройки и гласности. Формирование многопартийности. Кризис коммунистической идеологии. Межнациональные конфликты. СССР в глобальных и региональных конфликтах второй половины XX в. Достижение военно-стратегического паритета СССР и США. Политика разрядки. Афганская война.Причины распада СССР. | Определяют последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов; Характеризуют место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; Работают с историческими документами; Работают с хронологическими таблицами, картами и схемами; Критически анализируют информацию из различных источников; Оценивают роль личности в отечественной истории ХХ века; Используют статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники информации; Ведут диалог, участвуют в дискуссии по исторической тематике; |
8. Российская Федерация (1991-2006 годы) | 6 ч. | Становление новой российской государственности. Августовские события 1991 г. Политический кризис сентября - октября 1993 г. КонституцияРоссийской Федерации 1993 г. Межнациональные и межконфессиональные отношения в современной России. Чеченский конфликт. Политические партии и движения Российской Федерации. Российская Федерация и страны Содружества Независимых Государств. Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия. Российская культура в условиях радикального преобразования общества. Россия в мировых интеграционных процессах и формировании современной международно-правовой системы. Россия и вызовы глобализации. Президентские выборы 2000 г. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, укрепление национальной безопасности, достойное для России место в мировом сообществе. Основные итоги развития России с древнейших времен до наших дней. Значение изучения истории. Опасность фальсификации прошлого России в современных условиях. Фальсификация новейшей истории России - угроза национальной безопасности страны. | Определяют последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов; Характеризуют место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; Работают с историческими документами; Работают с хронологическими таблицами, картами и схемами; Критически анализируют информацию из различных источников; Оценивают роль личности в отечественной истории ХХ века; |
Годовая промежуточная аттестация | 1 ч. |
Планируемые результаты освоения предмета
Выпускник на базовом уровне научится:
– рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;
– знать основные даты и временные периоды всеобщей и отечественной истории из раздела дидактических единиц;
– определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов;
– характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
– представлять культурное наследие России и других стран;
– работать с историческими документами;
– сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику;
– критически анализировать информацию из различных источников;
– соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями;
– использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники информации;
– использовать аудиовизуальный ряд как источник информации;
– составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов;
– работать с хронологическими таблицами, картами и схемами;
– читать легенду исторической карты;
– владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной программой;
– демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике;
– оценивать роль личности в отечественной истории ХХ века;
– ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории ХХ века и существующих в науке их современных версиях и трактовках.
– использовать комплекс знаний об основных этапах, ключевых событиях истории многонационального Российского государства и человечества в целом;
– использовать понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа, межпредметные связи для осмысления, раскрытия сущности, причинно-следственных связей и значения событий, процессов и явлений прошлого и современности;
– раскрывать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса и роль многих поколений россиян во взаимодействии с другими государствами и народами во всех сферах, в том числе в современном глобальном мире;
– соотносить общие исторические процессы и отдельные факты;
– выделять причинно-следственные связи и исторические предпосылки современного положения РФ на международной арене;
– сравнивать историческое развитие России и других стран, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности их исторического развития;
– излагать круг дискуссионных, «трудных» вопросов истории и существующие в науке их современные версии и трактовки;
– раскрывать историко-культурное многообразие народов России, содержание основополагающих общероссийских символов, культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок;
– применять элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, обстоятельства и цели его создания, позиций авторов и др.), излагать выявленную информацию, раскрывая ее познавательную ценность;
– использовать навыки проектной деятельности, умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике в условиях открытого информационного общества;
– характеризовать важнейшие достижения культуры и систему ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
– составлять собственное суждение об историческом наследии народов России и мира;
– различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
– уважительно относиться к историко-культурному наследию народов России и мира;
– знать и сопоставлять между собой различные варианты развития народов мира;
– знать историю возникновения и развития основных философских, экономических, политико-правовых течений в мире, особенности их реализации в России.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события российской и мировой истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль России в мировом сообществе;
– устанавливать аналогии и оценивать вклад разных стран в сокровищницу мировой культуры;
– определять место и время создания исторических документов;
– проводить отбор необходимой информации и использовать информацию Интернета, телевидения и других СМИ при изучении политической деятельности современных руководителей России и ведущих зарубежных стран;
– характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
– понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и зарубежными историческими деятелями характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий, войн и революций;
– использовать картографические источники для описания событий и процессов новейшей отечественной истории и привязки их к месту и времени;
– представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков и др., заполнять контурную карту;
– соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки исторических личностей ХХ века;
– анализировать и оценивать исторические события местного масштаба в контексте общероссийской и мировой истории ХХ века;
– обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам истории России Новейшего времени с опорой на материалы из разных источников, знание исторических фактов, владение исторической терминологией;
– приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения;
– применять полученные знания при анализе современной политики России;
– владеть элементами проектной деятельности.
– владеть системными историческими знаниями, служащими основой для понимания места и роли России в мировой истории, для соотнесения (синхронизации) событий и процессов всемирной, национальной и региональной/локальной истории;
– применять приемы самостоятельного поиска и критического анализа историко-социальной информации, ее систематизации и представления в различных знаковых системах;
– использовать принципы структурно-функционального, временнóго и пространственного анализа при работе с источниками, интерпретировать и сравнивать содержащуюся в них информацию с целью реконструкции фрагментов исторической действительности, аргументации выводов, вынесения оценочных суждений;
– анализировать и сопоставлять как научные, так и вненаучные версии и оценки исторического прошлого, отличать интерпретации, основанные на фактическом материале, от заведомых искажений, фальсификации;
– раскрывать сущность дискуссионных, «трудных» вопросов истории России, определять и аргументировать свое отношение к различным версиям, оценкам исторических событий и деятельности личностей на основе представлений о достижениях историографии;
– целенаправленно применять элементы методологических знаний об историческом процессе, начальные историографические умения в познавательной, проектной, учебно-исследовательской деятельности, социальной практике, поликультурном общении, общественных обсуждениях и т.д.;
– применять приемы самообразования в области общественно-научного (социально-гуманитарного) познания для дальнейшего получения профессионального образования;
– использовать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
– выявлять, понимать и прогнозировать развитие политических приоритетов России с учетом ее исторического опыта.
Планируемые предметные результаты
Класс.
В результате изучения учебного предмета «История» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
– рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;
– знать основные даты и временные периоды всеобщей и отечественной истории из раздела дидактических единиц;
– определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов;
– характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
– представлять культурное наследие России и других стран;
– работать с историческими документами;
– сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику;
– критически анализировать информацию из различных источников;
– соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями;
– использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники информации;
– использовать аудиовизуальный ряд как источник информации;
– составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов;
– работать с хронологическими таблицами, картами и схемами;
– читать легенду исторической карты;
– владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной программой;
– демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике;
– использовать комплекс знаний об основных этапах, ключевых событиях истории многонационального Российского государства и человечества в целом;
– использовать понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа, межпредметные связи для осмысления, раскрытия сущности, причинно-следственных связей и значения событий, процессов и явлений прошлого и современности;
– раскрывать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса и роль многих поколений россиян во взаимодействии с другими государствами и народами во всех сферах, в том числе в современном глобальном мире;
– соотносить общие исторические процессы и отдельные факты;
– выделять причинно-следственные связи и исторические предпосылки современного положения РФ на международной арене;
– сравнивать историческое развитие России и других стран, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности их исторического развития;
– излагать круг дискуссионных, «трудных» вопросов истории и существующие в науке их современные версии и трактовки;
– раскрывать историко-культурное многообразие народов России, содержание основополагающих общероссийских символов, культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок;
– применять элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, обстоятельства и цели его создания, позиций авторов и др.), излагать выявленную информацию, раскрывая ее познавательную ценность;
– использовать навыки проектной деятельности, умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике в условиях открытого информационного общества;
– характеризовать важнейшие достижения культуры и систему ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
– составлять собственное суждение об историческом наследии народов России и мира;
– различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
– уважительно относиться к историко-культурному наследию народов России и мира;
– знать и сопоставлять между собой различные варианты развития народов мира;
– знать историю возникновения и развития основных философских, экономических, политико-правовых течений в мире, особенности их реализации в России.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события российской и мировой истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль России в мировом сообществе;
– устанавливать аналогии и оценивать вклад разных стран в сокровищницу мировой культуры;
– определять место и время создания исторических документов;
– проводить отбор необходимой информации и использовать информацию Интернета, телевидения и других СМИ при изучении политической деятельности современных руководителей России и ведущих зарубежных стран;
– характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
– понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и зарубежными историческими деятелями характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий, войн и революций;
– использовать картографические источники для описания событий и процессов новейшей отечественной истории и привязки их к месту и времени;
– владеть системными историческими знаниями, служащими основой для понимания места и роли России в мировой истории, для соотнесения (синхронизации) событий и процессов всемирной, национальной и региональной/локальной истории;
– применять приемы самостоятельного поиска и критического анализа историко-социальной информации, ее систематизации и представления в различных знаковых системах;
– использовать принципы структурно-функционального, временнóго и пространственного анализа при работе с источниками, интерпретировать и сравнивать содержащуюся в них информацию с целью реконструкции фрагментов исторической действительности, аргументации выводов, вынесения оценочных суждений;
– анализировать и сопоставлять как научные, так и вненаучные версии и оценки исторического прошлого, отличать интерпретации, основанные на фактическом материале, от заведомых искажений, фальсификации;
– раскрывать сущность дискуссионных, «трудных» вопросов истории России, определять и аргументировать свое отношение к различным версиям, оценкам исторических событий и деятельности личностей на основе представлений о достижениях историографии;
– целенаправленно применять элементы методологических знаний об историческом процессе, начальные историографические умения в познавательной, проектной, учебно-исследовательской деятельности, социальной практике, поликультурном общении, общественных обсуждениях и т.д.;
– применять приемы самообразования в области общественно-научного (социально-гуманитарного) познания для дальнейшего получения профессионального образования;
– использовать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
– выявлять, понимать и прогнозировать развитие политических приоритетов России с учетом ее исторического опыта.
Класс.
В результате изучения учебного предмета «История» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
– рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;
– знать основные даты и временные периоды всеобщей и отечественной истории из раздела дидактических единиц;
– определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов;
– характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
– представлять культурное наследие России и других стран;
– работать с историческими документами;
– сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику;
– критически анализировать информацию из различных источников;
– соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями;
– использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники информации;
– использовать аудиовизуальный ряд как источник информации;
– составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов;
– работать с хронологическими таблицами, картами и схемами;
– читать легенду исторической карты;
– владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной программой;
– демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике;
– оценивать роль личности в отечественной истории ХХ века;
– ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории ХХ века и существующих в науке их современных версиях и трактовках.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события российской и мировой истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль России в мировом сообществе;
– устанавливать аналогии и оценивать вклад разных стран в сокровищницу мировой культуры;
– определять место и время создания исторических документов;
– проводить отбор необходимой информации и использовать информацию Интернета, телевидения и других СМИ при изучении политической деятельности современных руководителей России и ведущих зарубежных стран;
– характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
– понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и зарубежными историческими деятелями характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий, войн и революций;
– использовать картографические источники для описания событий и процессов новейшей отечественной истории и привязки их к месту и времени;
– представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков и др., заполнять контурную карту; – соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки исторических личностей ХХ века;
– анализировать и оценивать исторические события местного масштаба в контексте общероссийской и мировой истории ХХ века;
– обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам истории России Новейшего времени с опорой на материалы из разных источников, знание исторических фактов, владение исторической терминологией;
– приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения;
– применять полученные знания при анализе современной политики России;
– владеть элементами проектной деятельности.
Система оценки достижений планируемых результатов
Оценка достижений планируемых результатов основана на локальном акте школы «Положение о системе оценки и контроля образовательных достижений учащихся», утвержденного директором школы.
Оценка предметных результатов осуществляется в форме текущего оценивания усвоения предметного содержания и тестирования в конце изучения каждого раздела, а также в виде промежуточной аттестации в конце учебного года.
Оценка метапредметных умений осуществляется через творческие работы: рефераты, презентации, проекты. Формы творческих работ, а также темы прописаны ниже, по классам, после тематического планирования.
Учебно -методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Имеетсяв наличии | Необходимо/ Дана заявка |
Дата: 2019-02-02, просмотров: 1854.