02-14
Администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Выльгортская средняя общеобразовательная школа № 1»
«Выльгортса 1 №-а шöр школа» муницпальнöй велöдан сьöкмуд учреждение
Утверждено
Согласовано
Зам. директора по УВР Директор МБОУ «Выльгортская СОШ № 1»
_________ Шмидт О.П. ________________________ Белякова О.Ю.
от __________ 2018 г. Приказ № _____ от _______________ 2018 г.
Рабочая программа
Учебного предмета «История»
за курс среднего общего образования
(базовый уровень)
Срок реализации –2 года
Класс: 10-11
Составлена на основе примерной основной образовательной программы СОО, одобренной 28.06.2016г.№ 2/16-зУМО РФ.
.
Программу составили: Муравьев И.Н., ЭйхманА.Ф
с. Выльгорт, 2018г
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета "История" за курс среднего общего образования составлена в соответствии с требованиями ФГОС СОО, утвержденными Приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413, с изменениями (приказ Минобрнауки РФ №1645 от 29.12.2014), на основе примерной основной образовательной программы СОО, одобренной 28.06.2016г.№ 2/16-зУМО РФ.
Целью школьного исторического образования является формирование у обучающегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.
Основными задачами реализации примерной программы учебного предмета «История» (базовый уровень) в старшей школе являются:
1) формирование представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;
2) овладение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;
3) формирование умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;
4) овладение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;
5) формирование умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.
В соответствии с Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории Российского исторического общества базовыми принципами школьного исторического образования являются:
– идея преемственности исторических периодов, в т. ч. непрерывности процессов становления и развития российской государственности, формирования государственной территории и единого многонационального российского народа, а также его основных символов и ценностей;
– рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса, понимание особенностей ее развития, места и роли в мировой истории и в современном мире;
– ценности гражданского общества – верховенство права, социальная солидарность, безопасность, свобода и ответственность;
– воспитательный потенциал исторического образования, его исключительная роль в формировании российской гражданской идентичности и патриотизма;
– общественное согласие и уважение как необходимое условие взаимодействия государств и народов в Новейшей истории.
– познавательное значение российской, региональной и мировой истории;
– формирование требований к каждой ступени непрерывного исторического образования на протяжении всей жизни.
Методологическая основа преподавания курса истории в школе базируется на следующих образовательных и воспитательных приоритетах:
– принцип научности, определяющий соответствие учебных единиц основным результатам научных исследований;
– многоуровневое представление истории в единстве локальной, региональной, отечественной и мировой истории, рассмотрение исторического процесса как совокупности усилий многих поколений, народов и государств;
– многофакторный подход к освещению истории всех сторон жизни государства и общества;
– исторический подход как основа формирования содержания курса и межпредметных связей, прежде всего, с учебными предметами социально-гуманитарного цикла;
– историко-культурологический подход, формирующий способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию.
Личностные.
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
3) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
4) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
5) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
Метапредметные.
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
Предметные.
1) сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;
2) владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;
3) сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;
4) владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;
5) сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.
Содержание учебного материала
Класс.
История как наука
История в системе гуманитарных наук. История как область знания. Этапы становления и развития исторической науки. Методология познания прошлого. Исторический факт. Исторический источник. Интерпретации и фальсификации истории. Дискуссионные проблемы в познании прошлого. Историческое время и историческое пространство. Цивилизационные, формационные и цикличные теории исторического развития. Циклы исторического развития и особенности их проявления в различных цивилизационных пространствах. История и познание истории. Для чего мы изучаем историю. Как пишется история. Методы работы историка. Архивы – хранители исторической памяти народа. История и общество.
Цивилизации Древнего мира
Принципы периодизации древней истории. Историческая карта Древнего мира. Предпосылки формирования древнейших цивилизаций. Социальные нормы и духовные ценности в древнеиндийском и древнекитайском обществе. Философское наследие Древнего Востока.
Архаичные цивилизации – географическое положение, материальная культура, повседневная жизнь, социальная структура общества. Дискуссия о происхождении государства и права. Восточная деспотия. Ментальные особенности цивилизаций древности. Мифологическая картина мира. Восприятие пространства и времени человеком древности. Возникновение письменности и накопление знаний.
Цивилизации Древнего Востока. Формирование индо-буддийской и китайско-конфуцианской цивилизаций: общее и особенное в хозяйственной жизни и социальной структуре, социальные нормы и мотивы общественного поведения человека. Возникновение религиозной картины мира. Духовные ценности, философская мысль, культурное наследие Древнего Востока.
Античные цивилизации Средиземноморья. Специфика географических условий и этносоциального состава населения, роль колонизации и торговых коммуникаций. Возникновение и развитие полисной политико-правовой организации и социальной структуры. Демократия и тирания. Римская республика и империя. Римское право.
Ментальные особенности античного общества. Мифологическая картина мира и формирование научной формы мышления. Культурное и философское наследие Древней Греции и Древнего Рима.
Зарождение иудео-христианской духовной традиции, ее религиозно-мировоззренческие особенности. Ранняя христианская церковь. Распространение христианства.
Войны и нашествия как фактор исторического развития в древнем обществе. Предпосылки возникновения древних империй. Проблема цивилизационного синтеза (эллинистический мир; Рим и варвары).
Древнейшая история нашей Родины: первые города и государства.
Новое время
Понятие «Новое время». Принципы периодизации Нового времени. Историческая карта Нового времени. Дискуссия об исторической природе процесса модернизации. Модернизация как процесс перехода от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу.
Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Формирование нового пространственного восприятия мира. Влияние Великих географических открытий на развитие европейского общества.
Социально-психологические, экономические и техногенные факторы развертывания процесса модернизации.
Внутренняя колонизация. Торговый и мануфактурный капитализм. Эпоха меркантилизма.
Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации. Становление протестантской политической культуры и социальной этики. Влияние Контрреформации на общественную жизнь Европы. Религиозные войны и конфессиональный раскол европейского общества.
От сословно-представительных монархий к абсолютизму – эволюция европейской государственности. Формы абсолютизма. Возникновение теории естественного права и концепции государственного суверенитета.
Дискуссии об особенностях перехода Россия к Новому времени. Специфика социально-экономического развития России в Новое время. Феномен российского самодержавия. Попытки ограничения власти царя в период Смуты и в эпоху дворцовых переворотов, причины их неудач. Церковь, общество, государство в России XVII–XVIII вв. Россия в системе международных отношений. Дискуссии о причинах и последствиях присоединения Украины к России. Причины, особенности, последствия и цена преобразований Петра I в исторической науке. Россия – великая европейская держава.
Буржуазные революции XVII–XIX вв.: исторические предпосылки и значение, идеология социальных и политических движений. Особенности социальных движений в России в XVII–XVIII вв. Становление гражданского общества в европейских странах. Философско-мировоззренческие основы идеологии Просвещения. Конституционализм. Возникновение классических доктрин либерализма, консерватизма, социализма, анархизма. Марксизм и рабочее революционное движение. Национализм и его влияние на общественно-политическую жизнь стран Европы.
Технический прогресс в Новое время. Развитие капиталистических отношений. Промышленный переворот. Начало становления индустриального общества в России. Особенности промышленного переворота.
Классовая социальная структура общества в Европе и России в XIX в. Буржуа и пролетарии. Эволюция традиционных социальных групп в индустриальном обществе. Изменение среды обитания человека. Урбанизация. Городской и сельский образы жизни. Проблема бедности и богатства в индустриальном обществе. Изменение характера демографических процессов.
Мировосприятие человека индустриального общества в Европе и в России. Формирование классической научной картины мира в XVII–XIX вв. Культурное и философское наследие Нового времени.
Дискуссия о различных моделях перехода от традиционного к индустриальному обществу («эшелонах модернизации»), специфике этих процессов в России. Предпосылки ускоренной модернизации в странах «второго эшелона». Влияние европейской колониальной экспансии на традиционные общества Востока. Экономическое развитие и общественные движения в колониальных и зависимых странах.
Эволюция системы международных отношений в конце XV – середине XIX в. Изменение характера внешней политики в эпоху Нового времени. Вестфальская система и зарождение международного права. Россия в европейской и мировой политике. Венская система и первый опыт «коллективной дипломатии». Роль геополитических факторов в международных отношениях Нового времени. Колониальный раздел мира.
История. Россия до 1914 г.
Введение
Предмет отечественной истории. История России как неотъемлемая часть всемирно-исторического процесса. Факторы самобытности российской истории. Источники по российской истории. Архивы — хранилище исторической памяти. Интерпретации и фальсификации истории России.
Образование государства Русь
Норманнский фактор в образовании европейских государств. Предпосылки и особенности формирования государства Русь. Дискуссии о происхождении Древнерусского государства. Формирование княжеской власти (князь и дружина, полюдье). Образование Русского государства. Перенос столицы в Киев. Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Формирование территории государства Русь. Социально-экономический строй ранней Руси. Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Крупнейшие русские города, развитие ремесел и торговли. Отношения Руси с соседними народами и государствами. Крещение Руси: причины и значение. Зарождение, специфика и достижения ранней русской культуры.
Россия в XVI веке
Социально-экономическое и политическое развитие. Иван IV Грозный. Установление царской власти и ее сакрализация в общественном сознании. Избранная рада. Реформы 1550-х гг. и их значение. Стоглавый собор. Земские соборы. Опричнина: причины, сущность, последствия. Дискуссия о характере опричнины и ее роли в истории России.
Внешняя политика и международные связи Московского царства в XVI в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств, покорение Западной Сибири. Ливонская война, ее итоги и последствия.
Россия в конце XVI в. Царь Федор Иванович. Учреждение патриаршества. Дальнейшее закрепощение крестьян.
Культура Московской Руси в XVI в. Устное народное творчество. Начало книгопечатания (И. Федоров) и его влияние на общество. Публицистика. Исторические повести. Зодчество (шатровые храмы). Живопись (Дионисий). «Домострой»: патриархальные традиции в быте и нравах.
Смута в России
Смутное время начала XVII в., дискуссия о его причинах. Пресечение царской династии Рюриковичей. Царствование Бориса Годунова. Самозванцы и самозванство. Борьба против интервенции сопредельных держав. Подъем национально-освободительного движения. Народные ополчения. Кузьма Минин и Д.М. Пожарский. Земский собор 1613 г. и его роль в развитии сословно-представительской системы. Избрание на царство Михаила Федоровича Романова. Итоги Смутного времени.
Россия в XVII веке
Ликвидация последствий Смуты. Земский Собор 1613 г.: воцарение Романовых. Царь Михаил Федорович. Патриарх Филарет. Восстановление органов власти и экономики страны. Смоленская война.
Территория и хозяйство России в первой половине XVII в. Окончательное оформление крепостного права. Прикрепление городского населения к посадам. Оформление сословного строя. Развитие торговых связей. Начало складывания всероссийского рынка. Ярмарки. Развитие мелкотоварного производства. Мануфактуры. Новоторговый устав.
Царь Алексей Михайлович. Начало становления абсолютизма. Соборное Уложение 1649 г. Центральное и местное управление. Приказная система. Реформы патриарха Никона. Церковный раскол. Старообрядчество. Протопоп Аввакум. Народные движения в XVII в.: причины, формы, участники. Городские восстания. Восстание под предводительством С. Разина.
Россия в конце XVII в. Федор Алексеевич. Отмена местничества. Стрелецкие восстания. Регентство Софьи. Необходимость и предпосылки преобразований. Начало царствования Петра I.
Основные направления внешней политики России во второй половине XVII в. Освободительная война 1648–1654 гг. под руководством Б. Хмельницкого. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Русско-польская война. Русско-шведские и русско-турецкие отношения во второй половине XVII в. Завершение присоединения Сибири.
Культура России в XVII в. Обмирщение культуры. Быт и нравы допетровской Руси. Расширение культурных связей с Западной Европой. Славяно-греко-латинская академия. Русские землепроходцы. Последние летописи. Новые жанры в литературе. «Дивное узорочье» в зодчестве XVII в. Московское барокко. Симон Ушаков. Парсуна.
Россия при Павле I
Изменение порядка престолонаследия. Ограничение дворянских привилегий. Ставка на мелкопоместное дворянство. Политика в отношении крестьян. Комиссия для составления законов Российской империи. Репрессивная политика. Внешняя политика Павла I. Участие в антифранцузских коалициях. Итальянский и Швейцарский походы А.В. Суворова. Военные экспедиции Ф.Ф. Ушакова. Заговор 11 марта 1801 г.
Класс
Новейшая история
Первая мировая война
Ситуация на Балканах. Сараевское убийство. Нападение Австро-Венгрии на Сербию. Вступление в войну Германии, России, Франции, Великобритании, Японии, Черногории, Бельгии. Цели войны. Планы сторон. «Бег к морю». Сражение на Марне. Победа российской армии под Гумбиненом и поражение под Танненбергом. Наступление в Галиции. Морское сражение при Гельголанде. Вступление в войну Османской империи. Вступление в войну Болгарии и Италии. Поражение Сербии. Четверной союз (Центральные державы). Верден. Отступление российской армии. Сомма. Война в Месопотамии. Геноцид в Османской империи. Ютландское сражение. Вступление в войну Румынии. Брусиловский прорыв. Вступление в войну США. Революция 1917 г. и выход из войны России. 14 пунктов В. Вильсона. Бои на Западном фронте. Война в Азии. Капитуляция государств Четверного союза. Новые методы ведения войны. Националистическая пропаганда. Борьба на истощение. Участие колоний в европейской войне. Позиционная война. Новые практики политического насилия: массовые вынужденные переселения, геноцид. Политические, экономические, социальные и культурные последствия Первой мировой войны.
Страны Запада в 1920-е гг.
Реакция на «красную угрозу». Послевоенная стабилизация. Экономический бум. Процветание. Возникновение массового общества. Либеральные политические режимы. Рост влияния социалистических партий и профсоюзов. Авторитарные режимы в Европе: Польша и Испания. Б. Муссолини и идеи фашизма. Приход фашистов к власти в Италии. Создание фашистского режима. Кризис Матеотти. Фашистский режим в Италии.
Вторая мировая война
Начало Второй мировой войны
Причины Второй мировой войны. Стратегические планы основных воюющих сторон. Блицкриг. «Странная война», «линия Мажино». Разгром Польши. Присоединение к СССР Западной Белоруссии и Западной Украины. Советско-германский договор о дружбе и границе. Конец независимости стран Балтии, присоединение Бессарабии и Северной Буковины к СССР. Советско-финляндская война и ее международные последствия. Захват Германией Дании и Норвегии. Разгром Франции и ее союзников. Германо-британская борьба и захват Балкан. Битва за Британию. Рост советско-германских противоречий.
Коренной перелом в войне
Сталинградская битва. Курская битва. Война в Северной Африке. Сражение при Эль-Аламейне. Стратегические бомбардировки немецких территорий. Высадка в Италии и падение режима Муссолини. Перелом в войне на Тихом океане. Тегеранская конференция. «Большая тройка». Каирская декларация. Роспуск Коминтерна.
Начало «холодной войны»
Причины «холодной войны». План Маршалла. Гражданская война в Греции. Доктрина Трумэна. Политика сдерживания. «Народная демократия» и установление коммунистических режимов в Восточной Европе. Раскол Германии. Коминформ. Советско-югославский конфликт. Террор в Восточной Европе. Совет экономической взаимопомощи. НАТО. «Охота на ведьм» в США.
Современный мир
Глобализация конца ХХ – начала XXI вв. Информационная революция, Интернет. Экономические кризисы 1998 и 2008 гг. Успехи и трудности интеграционных процессов в Европе, Евразии, Тихоокеанском и Атлантическом регионах. Изменение системы международных отношений. Модернизационные процессы в странах Азии. Рост влияния Китая на международной арене. Демократический и левый повороты в Южной Америке. Международный терроризм. Война в Ираке. «Цветные революции». «Арабская весна» и ее последствия. Постсоветское пространство: политическое и социально-экономическое развитие, интеграционные процессы, кризисы и военные конфликты. Россия в современном мире.
История России
СССР в годы нэпа. 1921–1928
Катастрофические последствия Первой мировой и Гражданской войн. Демографическая ситуация в начале 1920-х гг. Экономическая разруха. Голод 1921–1922 гг. и его преодоление. Реквизиция церковного имущества, сопротивление верующих и преследование священнослужителей. Крестьянские восстания в Сибири, на Тамбовщине, в Поволжье и др. Кронштадтское восстание. Отказ большевиков от «военного коммунизма» и переход к новой экономической политике (нэп). Использование рыночных механизмов и товарно-денежных отношений для улучшения экономической ситуации. Замена продразверстки в деревне единым продналогом. Иностранные концессии. Стимулирование кооперации. Финансовая реформа 1922–1924 гг. Создание Госплана и разработка годовых и пятилетних планов развития народного хозяйства. Попытки внедрения научной организации труда (НОТ) на производстве. Учреждение в СССР звания «Герой Труда» (1927 г., с 1938 г. – Герой Социалистического Труда).
Предпосылки и значение образования СССР. Принятие Конституции СССР 1924 г. Ситуация в Закавказье и Средней Азии. Создание новых национальных образований в 1920-е гг. Политика «коренизации» и борьба по вопросу о национальном строительстве. Административно-территориальные реформы 1920-х гг. Ликвидация небольшевистских партий и установление в СССР однопартийной политической системы. Смерть В.И. Ленина и борьба за власть. В.И. Ленин в оценках современников и историков. Ситуация в партии и возрастание роли партийного аппарата. Роль И.В. Сталина в создании номенклатуры. Ликвидация оппозиции внутри ВКП(б) к концу 1920-х гг. Социальная политика большевиков. Положение рабочих и крестьян. Эмансипация женщин. Молодежная политика. Социальные «лифты». Становление системы здравоохранения. Охрана материнства и детства. Борьба с беспризорностью и преступностью. Организация детского досуга. Меры по сокращению безработицы. Положение бывших представителей «эксплуататорских классов». Лишенцы. Деревенский социум: кулаки, середняки и бедняки. Сельскохозяйственные коммуны, артели и ТОЗы. Отходничество. Сдача земли в аренду.
Всеобщая история.
Древнейшая стадия истории человечества (2 ч.)
Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Расселение древнейшего человечества.Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей.
Цивилизации Древнего мира и средневековья.(10 ч.)
Традиционное общество: социальные связи, экономическая жизнь, политические отношения.Архаичные цивилизации.Мифологическая картина мира. Возникновение письменности и накопление знаний.
Античные цивилизации Средиземноморья. Формирование научной формы мышления в античном обществе.
Формирование индо-буддийской, китайско-конфуцианской, иудео-христианской духовных традиций.Возникновение религиозной картины мира. Социальные нормы и духовные ценности, философская мысль в древнем обществе.
Возникновение исламской цивилизации. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья.
Христианская средневековая цивилизация в Европе, ее региональные особенности и динамика развития. Православие и католицизм. Кризис европейского средневекового общества в XIV - XV вв.
Новое время: эпоха модернизации (10 ч.)
Понятие «Новое время». Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу.
Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Формирование нового пространственного восприятия мира.
Изменение роли техногенных и экономических факторов общественного развития в ходе модернизации. Торговый и мануфактурный капитализм.Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации.
От сословно-представительных монархий к абсолютизму. Изменение в идеологических и правовых основах государственности. Буржуазные революции XVII- середины XIX веков.
Идеология Просвещения и конституционализм.Возникновение идейно-политических течений. Становление гражданского общества.
Технический прогресс в XVIII - середине XIX вв. Промышленный переворот. Развитие капиталистических отношений и социальной структуры индустриального общества в XIX в. Различные модели перехода от традиционного к индустриальному обществу в европейских странах. Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной картины мира. Особенности духовной жизни Нового времени.
Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии.
Эволюция системы международных отношений в конце XV– середине XIX века.
История России
История России – часть всемирной истории (2 ч.)
Особенности становления и развития российской цивилизации. Роль и место России в мировом развитии: история и современность. Источники по истории Отечества.
Народы и древнейшие государства на территории России (4 ч.)
Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Оседлое и кочевое хозяйство. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Великое переселение народов. Праславяне. Восточнославянские племенные союзы и соседи. Занятия, общественный строй и верования восточных славян.
Русь в IX- началеXII века (6 ч.)
Происхождение государственности у восточных славян.
Дань и подданство. Князья и их дружины. Вечевые порядки. Принятие христианства. Право на Руси. Категории населения.Княжеские усобицы.
Христианская культура и языческие традиции Руси. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.
Русские земли и княжества в XII- середине XV века (10 ч.)
Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества. Монархии и республики.Русь и Степь. Идея единства русской земли.
Образование Монгольского государства. Монгольское нашествие. Включение русских земель в систему управления монгольской империи. Золотая Орда. Роль монгольского завоевания в истории Руси. Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией: итоги и значение. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.
Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения. Роль городов в объединительном процессе.
Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси.Москва как центр объединения русских земель. Взаимосвязь процесса объединения русских земель и борьбы против ордынского владычества. Зарождение национального самосознания на Руси.
Великое княжество Московскоев системе международных отношений.Принятие Ордой ислама. Автокефалия русской православной церкви.
Культурное развитие русских земель и княжеств. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры.
Российское государство во второй половине XV – XVIIвеке (12 ч.)
Завершение объединения русских земель и образование Российского государства.Свержение золотоордынского ига. Роль церкви в государственном строительстве. «Москва – третий Рим». Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения. Особенности образования централизованного государства в России. Рост международного авторитета российского государства. Формирование русского, украинского и белорусского народов.
Установление царской власти. Реформы середины XVI века. Создание органов сословно-представительной монархии. Опричнина. Учреждение патриаршества.Расширение территории России в XVI веке.
Смута. Пресечение правящей династии. Обострение социально-экономических противоречий. Борьба с Речью Посполитой и Швецией.
Восстановление самодержавия. Первые Романовы. Рост территории государства.
Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Церковный раскол. Старообрядчество.Социальные движения XVII в.
Формирование национального самосознания. Развитие культуры народов России в XV - XVII вв. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в.
Россия в XVIII – середине XIX века (14 ч.)
Петровские преобразования. Провозглашение империи. Абсолютизм. Превращение дворянства в господствующее сословие. Сохранение крепостничества в условиях модернизации. Россия в период дворцовых переворотов. Упрочение сословного общества. Реформы государственной системы в первой половине XIX в.
Особенности экономики России в XVIII - первой половине XIX вв.: господство крепостного права и зарождение капиталистических отношений. Начало промышленного переворота.
Русское Просвещение. Движение декабристов. Консерваторы. Славянофилы и западники. Русский утопический социализм.
Превращение России в мировую державу в XVIII в. Отечественная война 1812 г. Имперская внешняя политика России. Крымская война.
Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII - первой половины XIX вв.
11 класс (68 часов)
Всеобщая история.
От Новой к Новейшей истории: пути развития индустриального общества (16 часов).
Научно-технический прогресс в конце XIX - последней трети XX вв. Проблема периодизации НТР. Циклы экономического развития стран Запада в конце XIX - середине XX вв. От монополистического капитализма к смешанной экономике.Эволюция собственности, трудовых отношений и предпринимательства. Изменение социальной структуры индустриального общества.
Кризис классических идеологий на рубеже XIX-ХХ веков и поиск новых моделей общественного развития. Социальный либерализм, социал-демократия, христианская демократия. Демократизация общественно-политической жизни и развитие правового государства. Молодёжное, антивоенное, экологическое, феминистское движения. Проблема политического терроризма. Системный кризис индустриального общества на рубеже 1960-х - 1970-х гг.
Модели ускоренной модернизации в ХХ веке.Историческая природа тоталитаризма и авторитаризма новейшего времени. Маргинализация общества в условиях ускоренной модернизации. Политическая идеология тоталитарного типа. Государственно-правовые системы и социально-экономическое развитие общества в условиях тоталитарных и авторитарных диктатур.
«Новые индустриальные страны» Латинской Америки и Юго-Восточной Азии:авторитаризм и демократия в политической жизни, экономические реформы. Национально-освободительные движения и региональные особенности процесса модернизации в странах Азии и Африки.
Основные этапы развития системы международных отношений в конце XIX - середине XX вв.
Мировые войны в истории человечества: социально психологические, демографические, экономические, политические, причины и последствия.
Общественное сознание и духовная культура в период Новейшей истории. Формирование неклассической научной картины мира. Мировоззренческие основы реализма и модернизма. Технократизм и иррационализм в общественном сознании XX в.
Человечество на этапе перехода к информационному обществу (8 часов).
Становление информационного общества. Дискуссия о постиндустриальной стадии общественного развития. Информационная революция и становление информационного общества.
Глобализация общественного развития на рубеже ХХ-ХХ I веков. Интернационализация экономики и формирование единого информационного пространства.
Система международных отношений на рубеже ХХ-ХХ I веков.Интеграционные и дезинтеграционные процессы в современном мире.
Современные политические идеологии. Кризис политической идеологии на рубеже XX - XXI вв. "Неоконсервативная революция". Современная идеология "третьего пути". Антиглобализм. Религия и церковь в современной общественной жизни. Экуменизм. Причины возрождения религиозного фундаментализма и националистического экстремизма в начале XXI в.
Духовная жизнь современного общества. Особенности духовной жизни современного общества. Изменения в научной картине мира. Мировоззренческие основы постмодернизма. Роль элитарной и массовой культуры в информационном обществе.
История России.
Россия во второй половине XIX – XX века (8 часов).
Реформы 1860-х - 1870-х гг. Отмена крепостного права. Развитие капиталистических отношений в промышленности и сельском хозяйстве. Сохранение остатков крепостничества. Самодержавие, сословный строй и модернизационные процессы. Политика контрреформ. Российский монополистический капитализм и его особенности. Роль государства в экономической жизни страны. Реформы С.Ю. Витте. Аграрная реформа П.А. Столыпина. Нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации.
Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков. Революция 1905 - 1907 гг. Становление российского парламентаризма.
Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX - начале XX вв. Развитие системы образования, научные достижения российских ученых.
"Восточный вопрос" во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов на рубеже XIX - XX вв. Русско-японская война.
Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество.
Революция 1917 года и Гражданская война в России(5 часов).
Революция 1917 г. Временное правительство и Советы. Тактика политических партий. Провозглашение и утверждение Советской власти. Учредительное собрание. Брестский мир. Формирование однопартийной системы.
Гражданская война и иностранная интервенция. Политические программы участвующих сторон. Политика "военного коммунизма". "Белый" и "красный" террор. Российская эмиграция.
Переход к новой экономической политике.
Советское общество в 1922 – 1941 годах(5 часов)
Образование СССР. Выбор путей объединения. Национально-государственное строительство.
Партийные дискуссии о путях социалистической модернизации общества. Концепция построения социализма в отдельно взятой стране. Культ личности И.В. Сталина. Массовые репрессии. Конституция 1936 г.
Причины свертывания новой экономической политики. Индустриализация. Коллективизация. "Культурная революция". Создание советской системы образования. Идеологические основы советского общества.
Дипломатическое признаниеСССР. Внешнеполитическая стратегия СССР между мировыми войнами.
Советский Союз в годы Великой Отечественной войны(6 часов)
Основные этапы военных действий. Советское военное искусство. Героизм советских людей в годы войны. Партизанское движение. Тыл в годы войны. Идеология и культура в годы войны. СССР в антигитлеровской коалиции. Роль СССР во Второй мировой войне.
СССР в первые послевоенные десятилетия(7 часов)
Восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг. Складывание мировой социалистической системы. "Холодная война" и ее влияние на экономику и внешнюю политику страны. ОвладениеСССР ракетно-ядерным оружием.
Попытки преодоления культа личности. XX съезд КПСС. Экономические реформы 1950-х - 1960-х гг., причины их неудач. Концепция построения коммунизма.
СССР в середине 1960 – начале 1980-х годов(3 часа)
Экономические реформы середины 1960-х годов. Концепция развитого социализма. Конституция 1977 года. Диссидентское и правозащитное движения. Попытки преодоления кризисных тенденций в советском обществе в начале 1980-х годов. Политическое, социально-экономическое и культурное строительство в Коми АССР.
СССР в глобальных и региональных конфликтах середины 1960 – начала 1980-х годов.
Особенности развития советской культуры середины 1960 – начала 1980-х годов. Наука и образование в СССР.
Советское общество в 1985 – 1991 годы(4 часа)
«Застой». Попытки модернизации советского общества в условиях замедления темпов экономического роста. Политика перестройки и гласности. Формирование многопартийности. Кризис коммунистической идеологии. Межнациональные конфликты.
СССР в глобальных и региональных конфликтах второй половины XX в. Достижение военно-стратегического паритета СССР и США. Политика разрядки. Афганская война.Причины распада СССР.
Российская Федерация (1991 – 2006 годы).(6 часов).
Становление новой российской государственности. Августовские события 1991 г. Политический кризис сентября - октября 1993 г. КонституцияРоссийской Федерации 1993 г. Межнациональные и межконфессиональные отношения в современной России. Чеченский конфликт. Политические партии и движения Российской Федерации. Российская Федерация и страны Содружества Независимых Государств.
Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия.
Российская культура в условиях радикального преобразования общества.
Россия в мировых интеграционных процессах и формировании современной международно-правовой системы. Россия и вызовы глобализации.
Президентские выборы 2000 г. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, укрепление национальной безопасности, достойное для России место в мировом сообществе.
Основные итоги развития России с древнейших времен до наших дней. Значение изучения истории. Опасность фальсификации прошлого России в современных условиях. Фальсификация новейшей истории России - угроза национальной безопасности страны.
(Абзац дополнительно включен приказом Минобрнауки России от 24 января 2012 года N 39)
Тематическое планирование 10 класс.
Раздел | Часы | Содержание | Виды деятельности |
Всеобщая история (24 ч.) 1. Введение | 2 ч. | История в системе гуманитарных наук. Основные концепции исторического развития человечества: цивилизационные теории, формационная теория, теория модернизации.(Здесь и далее курсивом выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников). Проблема достоверности и фальсификации исторических знаний. | Характеризуют современные версии и трактовки важнейших проблем всемирной истории; Работают с хронологическими таблицами, картами и схемами; |
2. Древнейшая история человечества | 2 ч. | Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Расселение древнейшего человечества.Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. | Определяют последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов; источников; Овладевают основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной программой; |
3. Цивилизации Древнего мира и средневековья. | 10 ч. | Традиционное общество: социальные связи, экономическая жизнь, политические отношения.Архаичные цивилизации.Мифологическая картина мира. Возникновение письменности и накопление знаний. Античные цивилизации Средиземноморья. Формирование научной формы мышления в античном обществе. Формирование индо-буддийской, китайско-конфуцианской, иудео-христианской духовных традиций.Возникновение религиозной картины мира. Социальные нормы и духовные ценности, философская мысль в древнем обществе. Возникновение исламской цивилизации. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья. Христианская средневековая цивилизация в Европе, ее региональные особенности и динамика развития. Православие и католицизм. Кризис европейского средневекового общества в XIV - XV вв. | Работают с историческими документами; Работают с хронологическими таблицами, картами и схемами; Характеризуют место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; Определяют последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов; |
4. Новое время: эпоха модернизации. | 10 ч. | Понятие «Новое время». Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу. Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Формирование нового пространственного восприятия мира. Изменение роли техногенных и экономических факторов общественного развития в ходе модернизации. Торговый и мануфактурный капитализм.Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации. От сословно-представительных монархий к абсолютизму. Изменение в идеологических и правовых основах государственности. Буржуазные революции XVII- середины XIX веков. Идеология Просвещения и конституционализм.Возникновение идейно-политических течений. Становление гражданского общества. Технический прогресс в XVIII - середине XIX вв. Промышленный переворот. Развитие капиталистических отношений и социальной структуры индустриального общества в XIX в. Различные модели перехода от традиционного к индустриальному обществу в европейских странах. Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной картины мира. Особенности духовной жизни Нового времени. Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии. Эволюция системы международных отношений в конце XV– середине XIX века. | Работают с историческими документами; Работают с хронологическими таблицами, картами и схемами; Характеризуют место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; Определяют последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов; Используют статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники информации; |
История России (48 ч.) 1. История России – часть всемирной истории. | 2 ч. | Особенности становления и развития российской цивилизации. Роль и место России в мировом развитии: история и современность. Источники по истории Отечества. | Характеризуют современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории; Рассматривают историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса; |
2. Народы и древнейшие государства на территории России. | 4 ч. | Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Оседлое и кочевое хозяйство. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Великое переселение народов. Праславяне. Восточнославянские племенные союзы и соседи. Занятия, общественный строй и верования восточных славян. | Работают с историческими документами; Работают с хронологическими таблицами, картами и схемами; |
3. Русь в IX – начале XII века. | 6 ч. | Происхождение государственности у восточных славян. Дань и подданство. Князья и их дружины. Вечевые порядки. Принятие христианства. Право на Руси. Категории населения.Княжеские усобицы. Христианская культура и языческие традиции Руси. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности. | Определяют последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов; Характеризуют место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; Работают с историческими документами; Работают с хронологическими таблицами, картами и схемами; |
4. Русские земли княжества в XII – середине XV века. | 10 ч. | Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества. Монархии и республики.Русь и Степь. Идея единства русской земли. Образование Монгольского государства. Монгольское нашествие. Включение русских земель в систему управления монгольской империи. Золотая Орда. Роль монгольского завоевания в истории Руси. Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией: итоги и значение. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения. Роль городов в объединительном процессе. Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси.Москва как центр объединения русских земель. Взаимосвязь процесса объединения русских земель и борьбы против ордынского владычества. Зарождение национального самосознания на Руси. Великое княжество Московскоев системе международных отношений.Принятие Ордой ислама. Автокефалия русской православной церкви. Культурное развитие русских земель и княжеств. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры. | Определяют последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов; Характеризуют место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; Работаютс историческими документами; Ведут диалог, участвуют в дискуссии по исторической тематике; Работают с хронологическими таблицами, картами и схемами; |
5. Российское государство во второй половине XV – XVII веке. | 12 ч. | Завершение объединения русских земель и образование Российского государства.Свержение золотоордынского ига. Роль церкви в государственном строительстве. «Москва – третий Рим». Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения. Особенности образования централизованного государства в России. Рост международного авторитета российского государства. Формирование русского, украинского и белорусского народов. Установление царской власти. Реформы середины XVI века. Создание органов сословно-представительной монархии. Опричнина. Учреждение патриаршества.Расширение территории России в XVI веке. Смута. Пресечение правящей династии. Обострение социально-экономических противоречий. Борьба с Речью Посполитой и Швецией. Восстановление самодержавия. Первые Романовы. Рост территории государства. Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Церковный раскол. Старообрядчество.Социальные движения XVII в. Формирование национального самосознания. Развитие культуры народов России в XV - XVII вв. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в. | Определяют последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов; Характеризуют место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; Работаютс историческими документами; Ведут диалог, участвуют в дискуссии по исторической тематике; Работают с хронологическими таблицами, картами и схемами; Критически анализируют информацию из различных источников; Характеризуют современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной истории |
6. Россия в XVIII – середине XIX века. | 14 ч. | Петровские преобразования. Провозглашение империи. Абсолютизм. Превращение дворянства в господствующее сословие. Сохранение крепостничества в условиях модернизации. Россия в период дворцовых переворотов. Упрочение сословного общества. Реформы государственной системы в первой половине XIX в. Особенности экономики России в XVIII - первой половине XIX вв.: господство крепостного права и зарождение капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. Русское Просвещение. Движение декабристов. Консерваторы. Славянофилы и западники. Русский утопический социализм. Превращение России в мировую державу в XVIII в. Отечественная война 1812 г. Имперская внешняя политика России. Крымская война. Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII - первой половины XIX вв. | Определяют последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов; Характеризуют место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; Работают с историческими документами; Ведут диалог, участвуют в дискуссии по исторической тематике; Работают с хронологическими таблицами, картами и схемами; Критически анализируют информацию из различных источников; Характеризуют современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной истории. |
Годовая промежуточная аттестация | 1ч. |
Класс
Раздел | Часы | Содержание | Виды деятельности |
Всеобщая история (24 ч.) 1. От Новой к Новейшей истории: пути развития индустриального общества. | 16 ч. | Научно-технический прогресс в конце XIX - последней трети XX вв. Проблема периодизации НТР. Циклы экономического развития стран Запада в конце XIX - середине XX вв. От монополистического капитализма к смешанной экономике.Эволюция собственности, трудовых отношений и предпринимательства. Изменение социальной структуры индустриального общества. Кризис классических идеологий на рубеже XIX-ХХ веков и поиск новых моделей общественного развития. Социальный либерализм, социал-демократия, христианская демократия. Демократизация общественно-политической жизни и развитие правового государства. Молодёжное, антивоенное, экологическое, феминистское движения. Проблема политического терроризма. Системный кризис индустриального общества на рубеже 1960-х - 1970-х гг. Модели ускоренной модернизации в ХХ веке.Историческая природа тоталитаризма и авторитаризма новейшего времени. Маргинализация общества в условиях ускоренной модернизации. Политическая идеология тоталитарного типа. Государственно-правовые системы и социально-экономическое развитие общества в условиях тоталитарных и авторитарных диктатур. «Новые индустриальные страны» Латинской Америки и Юго-Восточной Азии:авторитаризм и демократия в политической жизни, экономические реформы. Национально-освободительные движения и региональные особенности процесса модернизации в странах Азии и Африки. Основные этапы развития системы международных отношений в конце XIX - середине XX вв. Мировые войны в истории человечества: социально психологические, демографические, экономические, политические, причины и последствия. Общественное сознание и духовная культура в период Новейшей истории. Формирование неклассической научной картины мира. Мировоззренческие основы реализма и модернизма. Технократизм и иррационализм в общественном сознании XX в. | Определяют последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов; Характеризуют место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; Работают с историческими документами; Работают с хронологическими таблицами, картами и схемами; Критически анализируют информацию из различных источников; Характеризуют современные версии и трактовки важнейших проблем всеобщей истории. Устанавливают аналогии и оценивают вклад разных стран в сокровищницу мировой культуры; |
2. Человечество на этапе перехода к информационному обществу. | 8 ч. | Становление информационного общества. Дискуссия о постиндустриальной стадии общественного развития. Информационная революция и становление информационного общества. Глобализация общественного развития на рубеже ХХ-ХХ I веков. Интернационализация экономики и формирование единого информационного пространства. Система международных отношений на рубеже ХХ-ХХ I веков.Интеграционные и дезинтеграционные процессы в современном мире. Современные политические идеологии. Кризис политической идеологии на рубеже XX - XXI вв. "Неоконсервативная революция". Современная идеология "третьего пути". Антиглобализм. Религия и церковь в современной общественной жизни. Экуменизм. Причины возрождения религиозного фундаментализма и националистического экстремизма в начале XXI в. Духовная жизнь современного общества. Особенности духовной жизни современного общества. Изменения в научной картине мира. Мировоззренческие основы постмодернизма. Роль элитарной и массовой культуры в информационном обществе. | Определяют последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов; Характеризуют место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; Работают с историческими документами; Работают с хронологическими таблицами, картами и схемами; Критически анализируют информацию из различных источников; Характеризуют современные версии и трактовки важнейших проблем всеобщей истории. Устанавливают аналогии и оценивают вклад разных стран в сокровищницу мировой культуры; |
История России. (44 ч.) 1. Россия во второй половине XIX – XX века | 8 ч. | Реформы 1860-х - 1870-х гг. Отмена крепостного права. Развитие капиталистических отношений в промышленности и сельском хозяйстве. Сохранение остатков крепостничества. Самодержавие, сословный строй и модернизационные процессы. Политика контрреформ. Российский монополистический капитализм и его особенности. Роль государства в экономической жизни страны. Реформы С.Ю. Витте. Аграрная реформа П.А. Столыпина. Нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков. Революция 1905 - 1907 гг. Становление российского парламентаризма. Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX - начале XX вв. Развитие системы образования, научные достижения российских ученых. "Восточный вопрос" во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов на рубеже XIX - XX вв. Русско-японская война. Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество. | Определяют последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов; Характеризуют место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; Работают с историческими документами; Работают с хронологическими таблицами, картами и схемами; Критически анализируют информацию из различных источников; Характеризуют современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной истории. Соотносят историческое время, исторические события, действия и поступки исторических личностей ХХ века; Оценивают роль личности в отечественной истории ХХ века; |
2. Революция 1917 года и Гражданская война в России. | 5 ч. | Революция 1917 г. Временное правительство и Советы. Тактика политических партий. Провозглашение и утверждение Советской власти. Учредительное собрание. Брестский мир. Формирование однопартийной системы. Гражданская война и иностранная интервенция. Политические программы участвующих сторон. Политика "военного коммунизма". "Белый" и "красный" террор. Российская эмиграция. Переход к новой экономической политике. | Определяют последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов; Характеризуют место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; Работают с историческими документами; Работают с хронологическими таблицами, картами и схемами; Характеризуют современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной истории. Оценивают роль личности в отечественной истории ХХ века; |
3. Советское общество в 1922 – 1941 годах. | 5 ч. | Образование СССР. Выбор путей объединения. Национально-государственное строительство. Партийные дискуссии о путях социалистической модернизации общества. Концепция построения социализма в отдельно взятой стране. Культ личности И.В. Сталина. Массовые репрессии. Конституция 1936 г. Причины свертывания новой экономической политики. Индустриализация. Коллективизация. "Культурная революция". Создание советской системы образования. Идеологические основы советского общества. Дипломатическое признаниеСССР. Внешнеполитическая стратегия СССР между мировыми войнами. | Определяют последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов; Характеризуют место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; Работают с историческими документами; Работают с хронологическими таблицами, картами и схемами; Критически анализируют информацию из различных источников; Характеризуют современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной истории. Соотносят историческое время, исторические события, действия и поступки исторических личностей ХХ века; Оценивают роль личности в отечественной истории ХХ века; |
4. Советский Союз в годы Великой Отечественной войны. | 6 ч. | Основные этапы военных действий. Советское военное искусство. Героизм советских людей в годы войны. Партизанское движение. Тыл в годы войны. Идеология и культура в годы войны. СССР в антигитлеровской коалиции. Роль СССР во Второй мировой войне. | Оценивают роль личности в отечественной истории ХХ века; Работают с хронологическими таблицами, картами и схемами; Работают с историческими документами; Определяют последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов; Характеризуют место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; Используют статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники информации; |
5. СССР в первые послевоенные десятилетия. | 7 ч. | Восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг. Складывание мировой социалистической системы. "Холодная война" и ее влияние на экономику и внешнюю политику страны. ОвладениеСССР ракетно-ядерным оружием. Попытки преодоления культа личности. XX съезд КПСС. Экономические реформы 1950-х - 1960-х гг., причины их неудач. Концепция построения коммунизма. | Определяют последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов; Характеризуют место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; Работают с историческими документами; Работают с хронологическими таблицами, картами и схемами; Критически анализируют информацию из различных источников; Оценивают роль личности в отечественной истории ХХ века; |
6. СССР в середине 1960 – начале 1980-х годов. | 3 ч. | Экономические реформы середины 1960-х годов. Концепция развитого социализма. Конституция 1977 года. Диссидентское и правозащитное движения. Попытки преодоления кризисных тенденций в советском обществе в начале 1980-х годов. Политическое, социально-экономическое и культурное строительство в Коми АССР. СССР в глобальных и региональных конфликтах середины 1960 – начала 1980-х годов. Особенности развития советской культуры середины 1960 – начала 1980-х годов. Наука и образование в СССР. | Определяют последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов; Характеризуют место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; Работают с историческими документами; Работают с хронологическими таблицами, картами и схемами; Критически анализируют информацию из различных источников; Оценивают роль личности в отечественной истории ХХ века; |
7. Советское общество в 1985 – 1991 годы. | 4 ч. | «Застой». Попытки модернизации советского общества в условиях замедления темпов экономического роста. Политика перестройки и гласности. Формирование многопартийности. Кризис коммунистической идеологии. Межнациональные конфликты. СССР в глобальных и региональных конфликтах второй половины XX в. Достижение военно-стратегического паритета СССР и США. Политика разрядки. Афганская война.Причины распада СССР. | Определяют последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов; Характеризуют место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; Работают с историческими документами; Работают с хронологическими таблицами, картами и схемами; Критически анализируют информацию из различных источников; Оценивают роль личности в отечественной истории ХХ века; Используют статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники информации; Ведут диалог, участвуют в дискуссии по исторической тематике; |
8. Российская Федерация (1991-2006 годы) | 6 ч. | Становление новой российской государственности. Августовские события 1991 г. Политический кризис сентября - октября 1993 г. КонституцияРоссийской Федерации 1993 г. Межнациональные и межконфессиональные отношения в современной России. Чеченский конфликт. Политические партии и движения Российской Федерации. Российская Федерация и страны Содружества Независимых Государств. Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия. Российская культура в условиях радикального преобразования общества. Россия в мировых интеграционных процессах и формировании современной международно-правовой системы. Россия и вызовы глобализации. Президентские выборы 2000 г. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, укрепление национальной безопасности, достойное для России место в мировом сообществе. Основные итоги развития России с древнейших времен до наших дней. Значение изучения истории. Опасность фальсификации прошлого России в современных условиях. Фальсификация новейшей истории России - угроза национальной безопасности страны. | Определяют последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов; Характеризуют место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; Работают с историческими документами; Работают с хронологическими таблицами, картами и схемами; Критически анализируют информацию из различных источников; Оценивают роль личности в отечественной истории ХХ века; |
Годовая промежуточная аттестация | 1 ч. |
Планируемые результаты освоения предмета
Выпускник на базовом уровне научится:
– рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;
– знать основные даты и временные периоды всеобщей и отечественной истории из раздела дидактических единиц;
– определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов;
– характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
– представлять культурное наследие России и других стран;
– работать с историческими документами;
– сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику;
– критически анализировать информацию из различных источников;
– соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями;
– использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники информации;
– использовать аудиовизуальный ряд как источник информации;
– составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов;
– работать с хронологическими таблицами, картами и схемами;
– читать легенду исторической карты;
– владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной программой;
– демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике;
– оценивать роль личности в отечественной истории ХХ века;
– ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории ХХ века и существующих в науке их современных версиях и трактовках.
– использовать комплекс знаний об основных этапах, ключевых событиях истории многонационального Российского государства и человечества в целом;
– использовать понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа, межпредметные связи для осмысления, раскрытия сущности, причинно-следственных связей и значения событий, процессов и явлений прошлого и современности;
– раскрывать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса и роль многих поколений россиян во взаимодействии с другими государствами и народами во всех сферах, в том числе в современном глобальном мире;
– соотносить общие исторические процессы и отдельные факты;
– выделять причинно-следственные связи и исторические предпосылки современного положения РФ на международной арене;
– сравнивать историческое развитие России и других стран, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности их исторического развития;
– излагать круг дискуссионных, «трудных» вопросов истории и существующие в науке их современные версии и трактовки;
– раскрывать историко-культурное многообразие народов России, содержание основополагающих общероссийских символов, культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок;
– применять элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, обстоятельства и цели его создания, позиций авторов и др.), излагать выявленную информацию, раскрывая ее познавательную ценность;
– использовать навыки проектной деятельности, умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике в условиях открытого информационного общества;
– характеризовать важнейшие достижения культуры и систему ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
– составлять собственное суждение об историческом наследии народов России и мира;
– различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
– уважительно относиться к историко-культурному наследию народов России и мира;
– знать и сопоставлять между собой различные варианты развития народов мира;
– знать историю возникновения и развития основных философских, экономических, политико-правовых течений в мире, особенности их реализации в России.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события российской и мировой истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль России в мировом сообществе;
– устанавливать аналогии и оценивать вклад разных стран в сокровищницу мировой культуры;
– определять место и время создания исторических документов;
– проводить отбор необходимой информации и использовать информацию Интернета, телевидения и других СМИ при изучении политической деятельности современных руководителей России и ведущих зарубежных стран;
– характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
– понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и зарубежными историческими деятелями характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий, войн и революций;
– использовать картографические источники для описания событий и процессов новейшей отечественной истории и привязки их к месту и времени;
– представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков и др., заполнять контурную карту;
– соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки исторических личностей ХХ века;
– анализировать и оценивать исторические события местного масштаба в контексте общероссийской и мировой истории ХХ века;
– обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам истории России Новейшего времени с опорой на материалы из разных источников, знание исторических фактов, владение исторической терминологией;
– приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения;
– применять полученные знания при анализе современной политики России;
– владеть элементами проектной деятельности.
– владеть системными историческими знаниями, служащими основой для понимания места и роли России в мировой истории, для соотнесения (синхронизации) событий и процессов всемирной, национальной и региональной/локальной истории;
– применять приемы самостоятельного поиска и критического анализа историко-социальной информации, ее систематизации и представления в различных знаковых системах;
– использовать принципы структурно-функционального, временнóго и пространственного анализа при работе с источниками, интерпретировать и сравнивать содержащуюся в них информацию с целью реконструкции фрагментов исторической действительности, аргументации выводов, вынесения оценочных суждений;
– анализировать и сопоставлять как научные, так и вненаучные версии и оценки исторического прошлого, отличать интерпретации, основанные на фактическом материале, от заведомых искажений, фальсификации;
– раскрывать сущность дискуссионных, «трудных» вопросов истории России, определять и аргументировать свое отношение к различным версиям, оценкам исторических событий и деятельности личностей на основе представлений о достижениях историографии;
– целенаправленно применять элементы методологических знаний об историческом процессе, начальные историографические умения в познавательной, проектной, учебно-исследовательской деятельности, социальной практике, поликультурном общении, общественных обсуждениях и т.д.;
– применять приемы самообразования в области общественно-научного (социально-гуманитарного) познания для дальнейшего получения профессионального образования;
– использовать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
– выявлять, понимать и прогнозировать развитие политических приоритетов России с учетом ее исторического опыта.
Планируемые предметные результаты
Класс.
В результате изучения учебного предмета «История» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
– рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;
– знать основные даты и временные периоды всеобщей и отечественной истории из раздела дидактических единиц;
– определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов;
– характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
– представлять культурное наследие России и других стран;
– работать с историческими документами;
– сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику;
– критически анализировать информацию из различных источников;
– соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями;
– использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники информации;
– использовать аудиовизуальный ряд как источник информации;
– составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов;
– работать с хронологическими таблицами, картами и схемами;
– читать легенду исторической карты;
– владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной программой;
– демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике;
– использовать комплекс знаний об основных этапах, ключевых событиях истории многонационального Российского государства и человечества в целом;
– использовать понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа, межпредметные связи для осмысления, раскрытия сущности, причинно-следственных связей и значения событий, процессов и явлений прошлого и современности;
– раскрывать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса и роль многих поколений россиян во взаимодействии с другими государствами и народами во всех сферах, в том числе в современном глобальном мире;
– соотносить общие исторические процессы и отдельные факты;
– выделять причинно-следственные связи и исторические предпосылки современного положения РФ на международной арене;
– сравнивать историческое развитие России и других стран, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности их исторического развития;
– излагать круг дискуссионных, «трудных» вопросов истории и существующие в науке их современные версии и трактовки;
– раскрывать историко-культурное многообразие народов России, содержание основополагающих общероссийских символов, культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок;
– применять элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, обстоятельства и цели его создания, позиций авторов и др.), излагать выявленную информацию, раскрывая ее познавательную ценность;
– использовать навыки проектной деятельности, умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике в условиях открытого информационного общества;
– характеризовать важнейшие достижения культуры и систему ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
– составлять собственное суждение об историческом наследии народов России и мира;
– различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
– уважительно относиться к историко-культурному наследию народов России и мира;
– знать и сопоставлять между собой различные варианты развития народов мира;
– знать историю возникновения и развития основных философских, экономических, политико-правовых течений в мире, особенности их реализации в России.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события российской и мировой истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль России в мировом сообществе;
– устанавливать аналогии и оценивать вклад разных стран в сокровищницу мировой культуры;
– определять место и время создания исторических документов;
– проводить отбор необходимой информации и использовать информацию Интернета, телевидения и других СМИ при изучении политической деятельности современных руководителей России и ведущих зарубежных стран;
– характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
– понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и зарубежными историческими деятелями характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий, войн и революций;
– использовать картографические источники для описания событий и процессов новейшей отечественной истории и привязки их к месту и времени;
– владеть системными историческими знаниями, служащими основой для понимания места и роли России в мировой истории, для соотнесения (синхронизации) событий и процессов всемирной, национальной и региональной/локальной истории;
– применять приемы самостоятельного поиска и критического анализа историко-социальной информации, ее систематизации и представления в различных знаковых системах;
– использовать принципы структурно-функционального, временнóго и пространственного анализа при работе с источниками, интерпретировать и сравнивать содержащуюся в них информацию с целью реконструкции фрагментов исторической действительности, аргументации выводов, вынесения оценочных суждений;
– анализировать и сопоставлять как научные, так и вненаучные версии и оценки исторического прошлого, отличать интерпретации, основанные на фактическом материале, от заведомых искажений, фальсификации;
– раскрывать сущность дискуссионных, «трудных» вопросов истории России, определять и аргументировать свое отношение к различным версиям, оценкам исторических событий и деятельности личностей на основе представлений о достижениях историографии;
– целенаправленно применять элементы методологических знаний об историческом процессе, начальные историографические умения в познавательной, проектной, учебно-исследовательской деятельности, социальной практике, поликультурном общении, общественных обсуждениях и т.д.;
– применять приемы самообразования в области общественно-научного (социально-гуманитарного) познания для дальнейшего получения профессионального образования;
– использовать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
– выявлять, понимать и прогнозировать развитие политических приоритетов России с учетом ее исторического опыта.
Класс.
В результате изучения учебного предмета «История» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
– рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;
– знать основные даты и временные периоды всеобщей и отечественной истории из раздела дидактических единиц;
– определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов;
– характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
– представлять культурное наследие России и других стран;
– работать с историческими документами;
– сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику;
– критически анализировать информацию из различных источников;
– соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями;
– использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники информации;
– использовать аудиовизуальный ряд как источник информации;
– составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов;
– работать с хронологическими таблицами, картами и схемами;
– читать легенду исторической карты;
– владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной программой;
– демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике;
– оценивать роль личности в отечественной истории ХХ века;
– ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории ХХ века и существующих в науке их современных версиях и трактовках.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события российской и мировой истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль России в мировом сообществе;
– устанавливать аналогии и оценивать вклад разных стран в сокровищницу мировой культуры;
– определять место и время создания исторических документов;
– проводить отбор необходимой информации и использовать информацию Интернета, телевидения и других СМИ при изучении политической деятельности современных руководителей России и ведущих зарубежных стран;
– характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
– понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и зарубежными историческими деятелями характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий, войн и революций;
– использовать картографические источники для описания событий и процессов новейшей отечественной истории и привязки их к месту и времени;
– представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков и др., заполнять контурную карту; – соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки исторических личностей ХХ века;
– анализировать и оценивать исторические события местного масштаба в контексте общероссийской и мировой истории ХХ века;
– обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам истории России Новейшего времени с опорой на материалы из разных источников, знание исторических фактов, владение исторической терминологией;
– приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения;
– применять полученные знания при анализе современной политики России;
– владеть элементами проектной деятельности.
Система оценки достижений планируемых результатов
Оценка достижений планируемых результатов основана на локальном акте школы «Положение о системе оценки и контроля образовательных достижений учащихся», утвержденного директором школы.
Оценка предметных результатов осуществляется в форме текущего оценивания усвоения предметного содержания и тестирования в конце изучения каждого раздела, а также в виде промежуточной аттестации в конце учебного года.
Оценка метапредметных умений осуществляется через творческие работы: рефераты, презентации, проекты. Формы творческих работ, а также темы прописаны ниже, по классам, после тематического планирования.
Учебно -методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Имеетсяв наличии | Необходимо/ Дана заявка |
УМК
02-14
Администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Выльгортская средняя общеобразовательная школа № 1»
«Выльгортса 1 №-а шöр школа» муницпальнöй велöдан сьöкмуд учреждение
Утверждено
Согласовано
Зам. директора по УВР Директор МБОУ «Выльгортская СОШ № 1»
_________ Шмидт О.П. ________________________ Белякова О.Ю.
от __________ 2018 г. Приказ № _____ от _______________ 2018 г.
Рабочая программа
Учебного предмета «История»
за курс среднего общего образования
(базовый уровень)
Срок реализации –2 года
Класс: 10-11
Составлена на основе примерной основной образовательной программы СОО, одобренной 28.06.2016г.№ 2/16-зУМО РФ.
.
Программу составили: Муравьев И.Н., ЭйхманА.Ф
с. Выльгорт, 2018г
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета "История" за курс среднего общего образования составлена в соответствии с требованиями ФГОС СОО, утвержденными Приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413, с изменениями (приказ Минобрнауки РФ №1645 от 29.12.2014), на основе примерной основной образовательной программы СОО, одобренной 28.06.2016г.№ 2/16-зУМО РФ.
Целью школьного исторического образования является формирование у обучающегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.
Основными задачами реализации примерной программы учебного предмета «История» (базовый уровень) в старшей школе являются:
1) формирование представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;
2) овладение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;
3) формирование умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;
4) овладение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;
5) формирование умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.
В соответствии с Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории Российского исторического общества базовыми принципами школьного исторического образования являются:
– идея преемственности исторических периодов, в т. ч. непрерывности процессов становления и развития российской государственности, формирования государственной территории и единого многонационального российского народа, а также его основных символов и ценностей;
– рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса, понимание особенностей ее развития, места и роли в мировой истории и в современном мире;
– ценности гражданского общества – верховенство права, социальная солидарность, безопасность, свобода и ответственность;
– воспитательный потенциал исторического образования, его исключительная роль в формировании российской гражданской идентичности и патриотизма;
– общественное согласие и уважение как необходимое условие взаимодействия государств и народов в Новейшей истории.
– познавательное значение российской, региональной и мировой истории;
– формирование требований к каждой ступени непрерывного исторического образования на протяжении всей жизни.
Методологическая основа преподавания курса истории в школе базируется на следующих образовательных и воспитательных приоритетах:
– принцип научности, определяющий соответствие учебных единиц основным результатам научных исследований;
– многоуровневое представление истории в единстве локальной, региональной, отечественной и мировой истории, рассмотрение исторического процесса как совокупности усилий многих поколений, народов и государств;
– многофакторный подход к освещению истории всех сторон жизни государства и общества;
– исторический подход как основа формирования содержания курса и межпредметных связей, прежде всего, с учебными предметами социально-гуманитарного цикла;
– историко-культурологический подход, формирующий способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию.
Общая характеристика учебного предмета
Предмет «История» изучается на уровне среднего общего образования в качестве учебного предмета в 10–11-х классах. Структурно предмет «История» на базовом уровне включает учебные курсы по всеобщей (Новейшей) истории и отечественной истории периода 1914–2012 гг. — («История России. В связи с тем, что в 2017-2018 году 9-ые классы обучались истории по содержанию ФКГОС и изучили XX век по истории России и Всеобщей истории, было принято решение сохранить систему концентров на этапе полного среднего образования. Таким образом, на базовом уровне в 10 классе изучается история России с древнейших времен до середины XIX века, а в 11 классе – вторая половина XIX века – XXвек.
Выбор программы обусловлен преемственностью между уровнями образования, что обеспечивает непрерывность исторического образования в МБОУ «Выльгортская СОШ №1». В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.
Особенностью курса истории, изучаемого на ступени среднего общего образования на базовом уровне, является его общеобязательный статус, независимость от задач профилизации образования и организации довузовской подготовки учащихся. Изучение истории на базовом уровне направлено на более глубокое ознакомление учащихся с социокультурным опытом человечества, исторически сложившимися мировоззренческими системами, ролью России во всемирно-историческом процессе, формирование у учащихся способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира. Тем самым, базовый уровень можно рассматривать как инвариантный компонент исторического образования на ступени среднего общего образования, связанный с приоритетными воспитательными задачами учебного процесса.
Место предмета в учебном плане
Учебный предмет «История» входит в предметную область общественные науки. На изучение предмета выделяется 140 часов. Учебный материал в 10 классе распределён следующим образом объём учебного времени – 72 часа, из них на историю России (с древнейших времён до середины XIX века) 48 часов, на всеобщую историю (с древнейших времён до середины XIX века) 24 часа.
В 11 классе: объём учебного времени 68 часов, из них на историю России (вторая половина XIX века – ХХ век) 44 часа, на всеобщую историю (вторая половина XIX века – ХХ век) 24 часа. ФГОС предусматривает изучение материала всеобщей истории с древнейших времен до начала ХХ века отдельным курсом «Россия в мире», Историю России ХХ века и Новейшую историю ХХ века в курсе истории, а историю России с древнейших времен до начала ХХ века только на углубленном уровне.
В связи с тем, что программа составлена для пилотных классов, сдающих экзамен по содержанию ФКГОС, содержание всех курсов было объединено в предмет «История».
Формами проверки результатов обучения являются устные и письменные ответы на вопросы к тексту учебника или другим видам текста тесты, творческие задания. Формой годовой промежуточной аттестации является контрольная работа в формате ЕГЭ.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 258.