Политические и экономические реформы в РФ 1992-2000гг
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Рекомендуемые вопросы для обсуждения на семинаре:

1) Создание Российской Федерации. Программа перехода к рынку Ельцина-Гайдара.

2) Б.Н. Ельцин на посту Президента Российской Федерации Возрождение российской многопартийности.

3) Россия и мировое сообщество.

 

9.1

12 июня 1990 провозглашение независимости РСФСР. 12 июня 1991 года –всенародное избрание первого президента России Б.Н. Ельцина.

Вступление России в новый этап своей истории. Начало радикальной экономической реформы. Правительство Е. Гайдара и либерализация цен как элемент «шоковой терапии». Упразднение централизованно-фондовой системы снабжения и распределения. Создание фермерских хозяйств. Свободный курс рубля по отношению к доллару и «долларизация» рынка.

Ваучерная приватизация: доводы сторонников и противников. Продажа акций частных предприятий и возрождение элементов фондового рынка. Банковский и финансово-инвестиционный ажиотаж. Финансовые пирамиды и масштабы прямых и косвенных хищений. «Черный вторник» 1994 г. и галопирующая инфляция. Промышленность и сельское хозяйство к середине 90-х гг. Правительство В. Черномырдина. Б. Федоров, А. Чубайс и российские финансы.

Социально-политические последствия перехода к рыночной экономике. Поляризация политических сил общества. Создание класса собственников и имущественное расслоение российского общества. Забастовочное движение как реакция на понижение уровня жизни. Нарушение стабильности в политической жизни России. Раскол демократического лагеря. Популизм политических лидеров. Противоречивость культурного процесса: свобода слова и творчества и свертывание культурных программ.

Рост разочарования в демократических реформах у части населения. Ностальгия по советскому прошлому. Г. Зюганов и другие лидеры оппозиции.

Правительство С. Кириенко. «Дефолт» 1998 г. и обвал рубля. Кризис системы негосударственного кредита. Банковские крахи.

9.2

Б.Н. Ельцин на посту Президента Российской Федерации. Лидеры российских политических партий и думских фракций. Появление некоммунистической оппозиции.

Противостояние законодательной и исполнительной властей в 1992 - 1993 г. Указ Б. Ельцина № 1400 и роспуск Верховного Совета и Съезда народных депутатов РСФСР.

События 3 - 4 октября 1993 г., их оценка. Конституция РФ 1993 г. и новые органы представительной демократии (Совет Федерации, Государственная дума). Обострение ситуации на Кавказе. Чеченский сепаратизм и события 1994-1995 гг.

Борьба за власть ближайшем окружении Б. Ельцина. Президентские выборы 1996 г. и повторная победа Б. Н. Ельцина. Состояние здоровья президента и проблемы преемственности курса. Е. Примаков и С. Степашин на посту главы правительства. «Олигархи» и власть. Кремлевская «Семья»: мифы и реальность. Попытка левого большинства Госдумы объявить импичмент Б. Ельцину.

9.3

Россия и мировое сообщество. Россия и СНГ. Место России в современных международных отношениях и перспективы участия в мировой геополитике. НАТО и российский внешнеполитический курс. Косовский конфликт в Югославии и участие российского воинского контингента в миротворческой операции.

Парламентские выборы декабря 1999 г. и новый расклад сил в Госдуме. Добровольная отставка Б. Ельцина с поста президента. Президентские выборы 2000 г. и их итоги.

Раздел X .

Россия на современном этапе.

Рекомендуемые вопросы для обсуждения на семинаре:

1) В.В. Путин на посту президента России. Усиление вертикали власти.

2) Посткризисное развитие 2009-2015 гг.

10.1

Усиление вертикали власти. 31 декабря 1999 г. исполняющим обязанности Президента РФ стал В.В. Путин, который занял эту должность после мартовских выборов 2000 г. Май 2000 г. - созданы 7 федеральных округов: Северо-Западный, Центральный, Приволжский, Уральский, Южный, Сибирский и Дальневосточный во главе с полпредами.

Март 2003 г. - референдум по вопросу о единстве Чечни с Россией; принята Конституция Чеченской республики. 2009 г. - создан восьмой федеральный округ – Северо-Кавказский.

Национальные проекты. В 2005 г. Президентом России была сформулирована программа приоритетных национальных проектов в области образования, жилищного строительства, сельского хозяйства, здравоохранения.

Поправки в Конституцию РФ. В конце 2008 г. Президент России Д. Медведев подписал закон о поправках к Конституции РФ. Увеличились сроки полномочий президента (до шести лет) и Государственной думы (до пяти лет). В конце 2008 г. вступил в силу закон «О противодействии коррупции».

10.2

В 2008–2009 гг. разразился мировой экономический кризис, охвативший США, развитые страны Европы и ряд азиатских государств. Он повлиял и на развитие экономики России. Потребовались чрезвычайные меры для укрепления финансовой системы и снятия напряженности в сфере занятости населения. Государство предоставило значительные кредиты российским банкам.

Реформа МВД. В 2009 г. по инициативе Президента России началась реформа Министерства внутренних дел. В феврале 2011 г. был издан закон «О полиции».

Сочинская Олимпиада. Крупнейшим общественным и спортивным событием в жизни страны в 2014 г. стало проведение XXII зимних Олимпийских игр в г. Сочи.

Крым в составе России. 18 марта президент России В. Путин подписал договор о принятии Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации. Совет Федерации ратифицировал этот договор и одобрил Федеральный конституционный закон об образовании новых субъектов РФ. После подписания президентом России соответствующих законов и их опубликования, они вступили в силу. Президентским Указом от 21 марта 2014 г. образован Крымский федеральный округ Российской Федерации. Все эти решения стали возможным после того, как в Автономной республике Крым и в Севастополе (Украина) прошёл референдум о статусе Крыма. По результатам референдума 96,77 % избирателей республики и 95,6 % избирателей Севастополя выбрали воссоединение с Россией.

Контрольные вопросы по разделам курса:

I раздел.

1. Когда появился термин «славяне»? Как он расшифровывается?

2. Какие народы считаются ближайшими предками славян? Укажите районы их проживания.

3. Какие сведения о славянах можно почерпнуть из письменных источников?

4. Охарактеризуйте теории происхождения славян. Какая из них доминирует в современной науке?

5. Расскажите про эволюцию общины у славян.

6. Объясните значение термина «государство». Перечислите признаки государства.

7. Что имеют в виду, говоря о ранних формах государственности у восточных славян?

8. В чем состоит проблема «двух центров» государственности?

9. Охарактеризуйте существующие в современной науке теории происхождения государства у восточных славян.

10. Выделите основные этапы развития государства Киевская Русь. Охарактеризуйте содержание каждого этапа.

11. Расскажите о причинах, сущности и последствиях налоговой реформы княгини Ольги.

12. Перечислите причины принятия христианства. Расскажите о последствиях принятия христианства.

13. Охарактеризуйте структуру «Русской Правды».

14. Какие выводы о социальной структуре древнерусского общества можно сделать на основе «Русской Правды»? Охарактеризуйте основные категории населения, упоминающиеся в «Русской Правде».

15. Какие уклады существовали в экономике Киевской Руси? Можно ли говорить о преобладании одного из них?

16. Каким образом можно охарактеризовать общественный строй Киевской Руси?

17. Подведите итоги правления Ярослава Мудрого.

18. Проанализируйте решения Любечского съезда князей.

19. Расскажите о военно - политической деятельности Владимира Мономаха.

20. Какие существуют позиции в науке по поводу начала феодальной раздробленности на Руси? Перечислите объективные и субъективные причины феодальной раздробленности.

21. Охарактеризуйте основные центры феодальной раздробленности.

22. Проанализируйте экономические, политические и культурные последствия феодальной раздробленности.

23. Опишите общественно-экономический строй монгольских племен во второй половине XII - начале XIII в.

24. Восстановите хронологию завоевательных походов Чингисхана. Укажите причины побед монголов.

25. Выделите основные этапы завоевания русских земель монголами.

26. В чем выражалось монголо-татарское иго на Руси? Приведите примеры различных оценок монгольского нашествия на Русь в историографии.

27. Перечислите основные очаги католической экспансии на восток Европы в XII-XIII вв.

28. С какими рыцарскими орденами пришлось столкнуться русским князьям в XIII в.?

29. Проанализируйте полководческую деятельность Ярослава Всеволодовича и Александра Невского.

30. Какая “угроза” (с Запада или с Востока), на ваш взгляд, представляла наибольшую опасность в XIII в. Какие концепции существуют на этот счет в историографии.

31. Перечислите причины объединения русских земель. Какая из них являлась доминирующей? Сопоставьте процессы объединения на Руси и в странах Западной Европы.

32. Перечислите возможные центры объединения. Назовите причины возвышения Москвы.

33. На какие этапы можно разделить процесс объединения?

34. Охарактеризуйте политику московских князей в отношении Золотой Орды.

35. Какую роль в объединении сыграла русская православная церковь?

36. Назовите причины и повод феодальной войны XV в.

37. Какие территории были присоединены к Московскому государству в эпоху Ивана III и Василия III? Опишите обстоятельства этих присоединений.

38. Проанализируйте причины, предпосылки, обстоятельства и итоги свержения монгольского ига.

39. Можно ли говорить о складывании централизованного государства при Иване III и Василии III?

40. Расскажите о символике Московского государства XV в.

41. Охарактеризуйте политико-правовую систему русского государства XV-начала XVI вв.

42. С какого времени название государства «Россия» стало общеупотребительным?

43. Определите цели политики Елены Глинской.

44. Расскажите о происхождении термина «Избранная Рада». Проанализируйте реформы Избранной Рады.

45. Охарактеризуйте форму правления России эпохи Ивана IV.

46. Сравните уровень развития России середины XVI в. с уровнем развития других европейских стран.

47. Дайте определение термину «опричнина». Какие земли входили в опричнину? Назовите последствия опричнины.

48. Опишите внешнюю политику Ивана IV по трем основным направлениям: западному, южному и восточному.

49. Подведите итоги царствования Ивана Грозного. Расскажите как оценивается его личность в историографии.

50. Расскажите о пути Бориса Годунова к престолу.

51. Дайте определение понятию «Смутное время». Какие подходы существуют в историографии?

52. Выделите политические, экономические и социальные причины Смуты.

53. Расскажите о периодизации Смутного времени. Проследите основные вехи каждого периода.

54. Какую роль сыграла церковь, духовные лидеры в событиях Смутного времени?

55. Почему в 1613 г. на русский престол был избран Михаил Романов? Какие еще были кандидаты?

56. Выделите основные этапы закрепощения крестьян. Проанализируйте роль Соборного уложения 1649 г. в этом процессе.

57. Почему XVII в. называют «Новым временем» в истории России?

58. Дайте определение термину «мануфактура». Какие типы мануфактур известны?

59. Назовите признаки мануфактурного производства.

60. Расскажите о первых мануфактурах в России. В чем их особенности по сравнению с западноевропейскими мануфактурами?

61. Перечислите черты внутреннего рынка. Сформировались ли они в России XVII в.?

62. Что означает термин «протекционизм»? В чем проявилась протекционистская политика правительства А.Л. Ордын - Нащокина?

63. Расскажите о трансформации формы правления России в XVII в.

64. Какую роль в формировании абсолютной монархии сыграло «дело патриарха Никона»?

65. Почему XVII в. называют «бунташным»? Выстройте хронологию народных движений. Назовите их общие причины и последствия.

 

Раздел II

1. Расскажите об оценке личности Петра I в историографии.

2. Укажите причины петровских реформ.

3. Докажите, что истоки петровских реформ находятся в преобразованиях XVII века.

4. На какие группы можно подразделить преобразования Петра Великого? Охарактеризуйте каждую из этих групп на конкретных примерах.

5. Выделите положительные и отрицательные последствия петровских реформ.

6. Проанализируйте внешнеполитическую деятельность Петра I: назовите основные цели, расскажите о попытках их реализации и итогах.

7. Назовите причины народных восстаний в первой четверти XVIII века. Охарактеризуйте ход выступлений и итоги.

8. Дайте определение понятию «дворцовые перевороты».

9. Назовите причины дворцовых переворотов в России.

10. Какие формирования являлись движущей силой дворцовых переворотов? Почему?

11. В чем разница между «большими» и «малыми» переворотами? Восстановите хронологию тех и других.

12. Проанализируйте внешнюю политику России периода дворцовых переворотов по следующим направлениям: борьба за расширение территории, за выход в Черное море и за усиление влияния в Европе. Была ли преемственность во внешней политике с эпохой Петра I?

13. Каковы последствия переворотов 1725-1762 гг.?

14. Назовите причины недовольства политикой Петра III.

15. Можно ли утверждать, что, фактически, Екатерина II продолжила начинания Петра III?

16. Охарактеризуйте Просвещение как идейное движение в странах Европы и Америки. Какие идеи просветителей заимствовала Екатерина II?

17. Какие проявления просвещенного абсолютизма во внутренней политике, экономике и культуре России во второй половине XVIII в. можно назвать?

18. Расскажите о социальной политике Екатерины II. Проанализируйте положение крестьян, горожан, купцов и дворян в эту эпоху.

19. Чем была вызвана крестьянская война под предводительством Е. Пугачева? Определите особенности этой войны.

20. Выделите основные направления во внешней политике России второй половины XVIII в.

21. Найдите противоречия во внутренней и внешней политике Павла I, которые привели к убийству этого монарха.

22. Можно ли поставить события 1801 г. в один ряд с дворцовыми переворотами XVIII века?

23. В чем выразился кризис феодально-крепостнической системы в первой половине XIX в?

24. Укажите причины перехода правительства Александра I к политике реформ в начале XIX в, а также причины их неудач.

25. Каковы суть и значение реформы в государственной деревне П.Д. Киселева?

26. Назовите цели расширения функций личной канцелярии Николая I.

27. В чем заключались основные положения и цели «теории официальной народности» графа С.С. Уварова?

28. Каковы результаты политики «консервативной стабилизации» Николая I?

 

29. Укажите причины декабристского движения.

30. Дайте сравнительную характеристику «Конституции» Н. Муравьева и «Русской правды» П. Пестеля.

31. В чем причины неудачи восстания декабристов?

32. В чем причины идейных разногласий славянофилов и западников? Что у них общего?

 

Раздел III

1. Перечислите составы третьей и четвертой антинаполеоновских коалиций. Каковы были цели их участников, в том числе и России?

2. Укажите причины и характер Отечественной Войны 1812 г.

3. Каковы цели создания Священного Союза в 1815 г.? Какую роль сыграла Россия в этом процессе?

4. Почему Россия в 30-40 гг. XIX в. получила в глазах общественного мнения Европы статус «жандарма Европы»?

5. В чем причины затяжного характера Кавказской войны?

6. Каковы причины поражения России в Крымской войне?

7. Когда начался и когда закончился промышленный переворот в России? В чем заключались его особенности?

8. Что такое «отработочная система»?

9. В чем причины медленных темпов развития сельского хозяйства во второй половине XIX в.?

10. Укажите позитивные и негативные моменты активного вмешательства государства в промышленное развитие во второй половине XIX в.

11. В чем причины реформ 1860-70 гг.?

12. В чем суть «временнообязанного состояния» крестьян? Когда оно заканчивалось?

13. Как рассчитывался размер выкупной суммы?

14. Каковы прогрессивные черты судебной реформы 1864 г.?

15. Что такое «Конституция» М.Т. Лорис - Меликова? Можно ли назвать этот проект действительно конституционным?

16. В чем причины распада «Союза трех императоров» и последующего сближения России с Францией?

17. Что такое «панславизм»?

18. Укажите причины активизации общественной жизни в России в 1860 гг.

19. Каковы идеологические источники народничества?

20. Что такое «хождение в народ» и в чем причины его неудачи?

21. Каковы причины особой популярности марксизма в России?

 

 

Раздел IV

1. В чем заключались особенности экономического подъема в 1890-е г.?

2. Укажите основные направления экономической политики С.Ю. Витте.

3. Как проявилась модернизация в экономической, политической и социальной жизни России в конце XIX - начале XX вв.?

4. Укажите особенности экономического кризиса 1900-1903 гг. и его последствия.

5. В чем сущность «зубатовского социализма»?

6. Что такое «весна князя Святополк - Мирского»?

7. Назовите причины и особенности русско-японской войны 1904-1905 гг. Какое воздействие она оказала на общественно-политическую жизнь страны?

8. В чем заключались причины революции 1905-07 гг.? Была ли она неизбежна?

9. Что послужило поводом к началу революции?

10. Почему правительство в октябре 1905 г. пошло на уступки? Каковы последствия издания Манифеста 17 октября 1905 г.?

11. Какие партии преобладали в I и II. Государственных Думах? Какие это имело последствия?

12. Каковы итоги революции 1905-07 гг.? Стала ли Россия конституционной монархией после манифеста 17 октября 1905 г.?

13. В чем заключается сущность «третьеиюньской политической системы»?

14. Перечислите основные направления и результаты аграрной реформы П.А. Столыпина. В чем противоречивость итогов реформы?

15. Каковы особенности монополизации промышленности в России?

16. Какова роль иностранного капитала в развитии экономики России в начале XX в.? Находилась ли Россия в зависимости от иностранных монополий?

17. Охарактеризуйте состав, цели и противоречия военно-политических блоков в Европе накануне I Мировой войны.

18. Каковы причины и повод к началу I Мировой войны?

19. Какие последствия имело участие России в I Мировой войне для ее экономики и общественно-политической жизни?

20. Что такое «распутинщина»?

21. Назовите причины Февральской революции, ее особенности. Можно ли ее считать революцией?

22. В чем заключалась суть «двоевластия»?

23. Когда Россия была провозглашена республикой?

24. Каковы причины апрельского кризиса Временного правительства?

25. Как изменилась тактика большевиков после приезда В.И. Ленина в Петроград в апреле 1917 г.?

26. Каковы последствия июльских событий 1917 г.?

27. В чем суть августовского кризиса Временного правительства? Какие цели преследовал Л.Г. Корнилов?

28. Были ли октябрьские события 1917 г. революцией и была ли она неизбежна?

29. Назовите причины легкости прихода большевиков к власти.

 

Раздел V

1. Объясните суть и последствия первых декретов Советской власти.

2. В чем причины разгона большевиками Учредительного собрания?

3. Когда окончательно установилась однопартийная диктатура большевиков?

4. Каковы причины гражданской войны. Была ли она неизбежна?

5. Кто был инициатором развязывания гражданской войны?

6. Укажите причины победы большевиков в гражданской войне.

7. Каковы последствия гражданской войны в разных сферах жизни страны?

8. В чем сущность политики «военного коммунизма» и причины ее отмены в 1921 г.?

9. Перечислите основные решения X съезда РКП(б).

10. В чем заключается двойственный характер НЭПа?

11. Каковы причины отмены НЭПа?

12. Каковы причины внутрипартийной борьбы в 1920-е гг.

13. Назовите основные этапы внутрипартийной борьбы и охарактеризуйте их.

14. Каковы причины победы И.В. Сталина во внутрипартийной борьбе в 1920-е гг.?

15. Что такое «культурная революция»? Каковы ее последствия?

16. Укажите причины и последствия обострения отношений с Великобританией в 1927 г.

17. В чем заключалась сущность «великого перелома»?

18. Назовите источники средств для проведения индустриализации.

19. Каковы причины принятия решения о переходе к форсированной индустриализации?

20. Каково соотношение понятий «индустриализация» и «коллективизация»?

21. В чем заключались причины перехода к насильственной коллективизации сельского хозяйства? Каковы последствия этого процесса?

22. Проанализируйте итоги индустриализации и коллективизации.

23. Перечислите признаки тоталитарного режима. Каковы были его особенности в СССР в 1930-е гг.?

24. В чем причины массовых репрессий в 1930-е гг.?

25. Причины ужесточения антицерковной политики в 1930-е гг.?

26. Что такое «система коллективной безопасности»? Почему не удалось ее создать?

27. Перечислите причины II Мировой войны. Дайте оценку пакту Молотова - Риббентропа. Каковы его последствия?

28. Почему СССР был исключен из Лиги Наций?

 

Раздел VI

1.Каковы причины поражения Красной армии в первые месяцы войны?

2.Опишите основные задачи ГКО в первые месяцы войны.

3.«Битва за Москву». Укажите на карте, где проходила линия фронта в ноябре-декабре 1941 года.

4.Дайте описание «Сталинградского сражения».

5.Почему «Курская битва» получила второе название «Курская дуга»? Опишите, где проходила вышеуказанная дуга.

6.В чем причины изменения политики государства по отношению к церкви в годы войны?

7.Почему 1943 г. называют годом «коренного перелома»?

8.Что вы знаете про операцию «Багратион»?

9.Назовите центры партизанского движения в годы войны. Каких героев-партизан, вы знаете?

10.  Проанализируйте итоги Тегеранской, Ялтинской и Потсдамской конференций.

11.  Дайте описание «Берлинской операции». Кто руководил взятием Берлина?

12.  Какое влияние оказала война на экономику, политическую систему и культуру Советского Союза?

 

Раздел VII

1. В чем причины нового витка репрессий во второй половине 1940-х гг.?

2. Какими методами проводилось восстановление экономики страны после войны?

3. Кто являлся инициатором развязывания «холодной войны»? Каковы были последствия участия в «холодной войне» для экономики СССР?

4. Проанализируйте положительные и отрицательные моменты в реформаторстве Н.С. Хрущева. Что понимают под «волюнтаризмом» Хрущева?

5. Каковы причины отстранения Хрущева от власти в 1964 г.?

6. Как называется период развития СССР в 1964-85 гг. и почему?

7. Кто являлся главным разработчиком экономических реформ 1965 г.? Определите причины их неудач.

8. Каковы причины нарастания кризисных явлений в экономике страны на рубеже 1970-80-х гг.?

9. Что такое «диссидентское движение»? Каковы его последствия?

10.  Каковы были масштабы и характер эмиграции из СССР?

11.  Каковы причины перехода СССР и США к политике «разрядки»? Кто явился ее инициатором?

12.  Объяснить суть «доктрины Брежнева» во взаимоотношениях со странами социалистического лагеря.

13.  В чем причины резкого ухудшения отношений СССР с Китаем в конце 1960-х гг.?

14. Назовите последствия нового витка гонки вооружений на рубеже 70-80-х гг.

 

Раздел VIII

1. Каковы причины и цели «перестройки»?

2. Что такое «курс на ускорение» социально-экономического развития страны? Его результаты.

3. В чем причины тяжелейшего экономического кризиса конца 1980-х гг. в СССР?

4. Какие экономические реформы предложил стране М.С. Горбачев?

5. Что вы знаете о возрождении работы съезда Советов?

6. Раскройте понятие «новое политическое мышление» во внешней политике СССР второй половины 1980-х гг. и его противоречивые результаты.

7. Попробуйте объяснить причины расхождения между замыслами и реальными результатами «перестройки».

8. Назовите причины обострения межнациональных отношений в конце 1980-х гг.

9. Каковы итоги референдума о судьбе СССР в марте 1991 г. и его последствия?

10.  Межрегиональная депутатская группа и А.Д. Сахаров. Опишите, что вы знаете об их деятельности.

11. Проанализируйте события 19-21 августа 1991 г. Дайте им оценку. Каковы их последствия?

12. Правомерны ли были Беловежские соглашения о роспуске СССР и образование СНГ с правовой и исторической точек зрения?

 

Раздел XI

1. В чем суть «шоковой терапии» правительства Е.Т. Гайдара? Каковы ее последствия для экономики и населения России?

2. Дайте оценку ходу и последствиям «ваучерной» приватизации.

3. Каковы социальные последствия радикального перехода к рыночной экономике?

4. В чем суть противостояния законодательной и исполнительной властей в 1992-1993 гг.?

5. Каковы сущность и последствия событий 3-4 октября 1993 г.?

6. Каково основное противоречие Конституции России 1993 г.?

7. Почему, на ваш взгляд, Б.Н. Ельцин был повторно избран президентом в 1996 г.?

8. Проанализируйте причины и последствия «дефолта» августа 1998 г.

9. Какое место занимает современная Россия в международных отношениях? Каковы перспективы ее участия в мировой политике?

 

Раздел X

1) Усиление вертикали власти. Опишите институт полпредства, установленный в мае 2000 года.

2) Что вы знаете о референдуме по вопросу о единстве с Россией, проведенном в Чечне в марте 2003 года?

3) Что вы знаете о деле «Юкоса»?

4) Программа национальных проектов 2005 года. Расскажите о ней.

5) Как изменились сроки пребывания у власти для Президента и Государственной думы в конце 2008?

6) Охарактеризуйте «Закон о полиции» 2011 года.

7) Дайте характеристику экономического развития России в 2000-2014 гг.

8) Опишите экономический кризис 2008-2009 годов. С чем он был связан и каковы его последствия для России?

9) Расскажите про проведение XXII Олимпийских игр в Сочи.

10) Расскажите о принятии Крыма и Севастополя в состав России.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ВСЕМУ КУРСУ

Задание № 1

1)Изобразите принятую в современной науке периодизацию отечественной истории в виде линии времени. Сравните эту периодизацию с периодизацией истории стран Западной Европы. Хронологические рамки каких периодов существенно рознятся?

2)Какие варианты периодизации истории России Вам известны из классической отечественной историографии (XIX в.)?

 

Задание № 2

 Заполните таблицу: «Теории происхождения восточных славян».

 

Название теории Время возникновения теории Приверженцы теории Сущность теории Источники, на которые опираются авторы теории
1. Дунайская (балканская) 2. Висло-Одерская 3. Скифо-Сарматская 4. Балто-славянская        

Внесите в первую колонку таблицы названия и других известных вам теорий.

 

Задание № 3

Составьте схему «Славяне и Великое переселение народов».

 

             
 
   

 


Примеры:  

 

Укажите в пустых графах названия трех ветвей славян. В каждом столбике приведите названия племен, которые к этой ветви относились.

 


Задание № 4

Изобразите в виде схемы политическое устройство Киевской Руси в IX-XIII вв.

 

Задание № 5.

 На основании сведений «Русской Правды» начертите социальную лестницу.

КНЯЗЬ

   
             

 

 

и т. д.

Охарактеризуйте положение всех приведенных слоев населения.

Задание № 6

Чтобы ответить на вопрос, была ли Киевская Русь феодальным государством, заполните приведенную ниже таблицу:

Признаки феодального государства Фактическое положение на Руси IX - XII вв.
1. Монархическая власть  
2. Система вассалитета  
3. Наличие двух основных классов в социальной структуре общества: феодалов и зависимых крестьян  
4. Развитие феодального землевладения (вотчины составляют не менее половины всех земель)  
5. Четкие формы эксплуатации крестьян  
6. Господство натурального хозяйства.  

Сделайте выводы об общественном строе Киевской Руси.

 

Задание № 7

1. Охарактеризуйте понятие «феодальная раздробленность». Является ли раздробленность закономерным этапом в развитии феодальных государств?

2. Перечислите причины феодальной раздробленности на Руси.

3. Заполните сравнительную таблицу по основным центрам феодальной раздробленности.

Основные центры феодальной раздробленности.

Параметры для сравнения Киевское княжество Чернигов-ское княжество Галицко-Волынское княжество Ростово-Суздальское княжество Новгород-ская республика
1. Особенности географического положения, климата.          
2. Основные занятия населения          
3. Состав населения          
4. Политическое устройство          
5. Особенности культурного развития          

4. Каковы особенности процесса раздробленности на Руси по сравнению со странами Западной Европы?

5. Существовали ли связи между русскими землями и княжествами в период феодальной раздробленности?

6. Разделите положительные и отрицательные последствия феодальной раздробленности.

 

Задание № 8

1. Перечислите экономические, внутри- и внешнеполитические, культурные предпосылки объединения русских земель.

2. Охарактеризуйте возможные центры объединения русских земель: Москву, Литву и Тверь. Укажите причины возвышения Москвы.

3. Назовите основные этапы объединения русских земель, перечислите основные события, относящиеся к этим этапам.

4. Соотнесите процессы «объединения» и «централизации». Являются ли они тождественными, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо заполнить следующую таблицу:

Признаки централизованного государства Московское государство при Иване III и Василии III Россия в эпоху Ивана IV
1. Централизованный аппарат управления: вертикальный принцип построения органов и отраслевая структура власти.    
2. Действующая на территории всей страны правовая система.    
3. Постоянная армия.    
4. Единая налоговая система.    
5. Единая денежная система.    
6. Единое экономическое пространство    

5. Проанализируйте последствия объединения русских земель.

 

Задание № 9

Составьте таблицу «Реформы Петра I».

Критерии для сравнения Военные реформы Социально-экономические реформы Администра-тивные реформы Культурные реформы
Предпосылки реформ в XVII в.        
Причины петровских реформ        
Ход реформ        
Итоги реформ: а) положительные б) отрицательные        

 

Задание № 10

1) Что такое промышленный переворот? Какие стороны он имеет?

2) Сопоставьте хронологические рамки промышленного переворота в Англии, Франции, США, Германии и России.

3) В чем заключались особенности промышленного переворота в России?

4) Вспомните «теорию эшелонов капиталистического развития». Охарактеризуйте каждый эшелон. К какому из них можно причислить Россию? Почему?

 

Задание № 11

Заполните таблицу: «Сравнительная характеристика декабристских программ».

Критерии «Русская Правда» «Конституция»
Автор    
Когда и где была принята? Программой какого общества являлась?    
Содержание программы:    
а) форма правления;    
б) форма государственного устройства;    
в) демократические свободы;    
г) сословное деление общества;    
д) избирательное право;    
е) устройство законодательной власти;    
ж) структура исполнительной власти;    
з) особенности судопроизводства;    
и) местное самоуправление;    
к) аграрный вопрос;    
л) устройство армии.    

 

Задание № 12

1. Что означает термин «партия»?

2. Когда зародились первые политические партии в России?

3. Чем отличались процессы формирования партий в России и в странах Западной Европы?

4. Проведите типологию политических партий России начала XX века на основе идеологии.

5. Охарактеризуйте крупнейшие партии России этого периода: название, дата образования, лидеры, максимальная численность. социальный состав.

6. Проанализируйте программные документы партий при помощи таблицы:

 

Название партий Политическое устройство Аграрный вопрос Рабочий вопрос Социальная политика
Монархические партии: а)«Союз русского народа», б)«Союз М.Архангела»        
«Союз 17 октября»        
Конституционно - демократическая партия        
Партия социалистов - революционеров: а)эсеры, б)энесы        
Российская социал - демократическая рабочая партия: а)большевики, б)меньшевики.        

 

Задание № 13

1. Расскажите о современных политических партиях России. Когда возродилась многопартийность?

2. Назовите основные политические партии, существующие в России на сегодняшний день.

3. В чем, на ваш взгляд, таятся истоки многопартийности? В чем заключаются положительные и отрицательные стороны многопартийной системы?

4. Проанализируйте программные установки современных политических партий и партийных блоков России:

 

Партии и блоки Политическое устройство Национально - государственное устройство Экономическая модель Социальная политика
Единство        
Отечество        
Яблоко        
Союз правых сил        
ЛДПР        
КПРФ        

 

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1) Норманны, варяги, русы – проблема их участия в формировании древнерусского государства.

2) Социально-экономический строй Киевской Руси. Была ли она феодальным государством?

3) Причины и специфика процесса создания единого Российского государства.

4) Возможные центры объединения русских земель в единое Российское государство.

5) Правление Ивана IV: проблема альтернатив дальнейшего развития России.

6) Смутное время и утраченные возможности.

7) Петр I и рождение империи. Сущность петровских реформ.

8) Цена петровской модернизации.

9) Экономика России во 2-й половине XVIII в.: апогей или кризис феодально-крепостнической системы.

10) Феномен Павла I.

11) Могла ли Россия стать конституционной монархией в начале XIX в.?

12) Эпоха «великих реформ»: проблема взаимоотношений власти и общества.

13) Попытки модернизации России на рубеже XIX-XX вв. – почему не удалось предотвратить революционный взрыв?

14) Россия в период двоевластия – был ли неизбежен Октябрь?

15) Гражданская война – трагическая страница в истории России. Вопрос о ее инициаторах.

16) «Военный коммунизм».

17) НЭП: его сущность и причины отмены.

18) Номенклатура в СССР: этапы становления.

19) Загадки сталинского режима.

20) Хрущев и Брежнев в сравнительной ретроспективе.

21) «Советский империализм» – имеет ли это понятие право на существование?

22) «Перестройка»: цели и реализация.

23) Основные пути и перспективы развития современной России.

24) Было ли неизбежно крушение СССР?

25) Современные политические партии России: какие варианты политического развития за ними стоят?

 

Вопросы для промежуточного контроля

1. Образование древнерусского государства

2. Древняя Русь: проблемы политического и социально- экономического развития (11 - 12 вв.).

3. Внешняя политика Древней Руси.

4. Особенности и основные факторы исторического развития России.

5. Введение христианств на Руси: причины и историческое значение

6. Русские земли в удельный период (12-15 вв.): модели развития.

7. Русь и Золотая Орда (13-15 вв.).

8. Русь между Ордой и Литвой в 14-15 вв.

9. Уничтожение гегемонии Золотой Орды

10. Образование единого Российского государства в конце 15 в.

11. Реформы Ивана Грозного и «Избранной Рады»: основные направления и главные итоги.

12. Территориальный рост Российского государства в 16 в.

13. Опричнина Ивана IV и ее социально-экономические и политические последствия

14. Причины и последствия Смутного времени начала 17 в.

15. Основные этапы формирования крепостного права в России

16. Переход от сословно-представительной монархии к абсолютизму в России

17. Церковный раскол середины 17 в. и его последствия.

18. Утверждение абсолютизма в России в первой четверти 18 в.

19. Преобразования государственного устройства России при Петре I.

20. Изменения в сословной структуре общества при Петре I

21. Создание регулярной армии и военно-морского флота в начале 18в.

22. Внешняя политика конца 17 - первой четверти 18 вв.

23. Расширение территории на запад и юг в 18 в.

24. Политика «просвещенного абсолютизма» Екатерины II.

25. Внутренняя политика в первой четверти 19 в. Император Александр I: оценки историков. 

26. Отечественная война 1812 года

27. Движение декабристов и его значение

28. Общественно-политическое движение в России во второй четверти - конце 19 века (консервативное, либеральное и революционное направления в общественно-политической жизни России).

29. Внутренняя политика России во второй четверти 19 века.

30. Российская внешняя политика в первой половине 19 века.

31. Внутренняя политика России во второй половине 19 века.

32. Российская внешняя политика в конце 19 - начале 20 веков.

33. Крестьянская реформа 1861 г. и ее историческое значение

34. Судебная реформа 1864 г.

35. Военная реформа 1874 г.

36. Пореформенное экономическое развитие России

37. Контрреформы Александра III.

38. Причины русско-японской войны 1904-1905 гг. и ее итоги

39. Причины и особенности первой русской революции (1905-1907)      

40. Становление парламентаризма в России

41. Аграрная реформа П.А. Столыпина

42. Россия в Первой мировой войне (1914-1918)

43. 1917 год в истории России (от Февраля к Октябрю: альтернативы 1917 года)

44. Первые преобразования советской власти в экономической и социально-политической сферах

45. Брестский мир (март 1918) и его последствия для Советской России

46. Гражданская война в России (1918-1921). Ее противоборствующие силы

47. Политика «военного коммунизма» и ее сущность

48. Новая экономическая политика: суть, опыт, уроки.

49. Образование СССР. Межнациональные отношения в Советском Союзе.

50. Индустриализация в СССР: ее методы и последствия

51. Коллективизация сельского хозяйства в СССР: методы и последствия

52. Причины и особенности формирования административно-командной государственной системы в СССР.

53. СССР в годы Великой Отечественной Войны

54. Основные тенденции общественно-политического развития СССР в 1953 - 1964 гг.

55. СССР в годы «холодной войны».

56. Проблемы в социально-экономической и политической сферах в 60-70-е годы

57. Перестройка в СССР в области экономических отношений

58. Перестройка в СССР в области политических отношений

59. Распад СССР и его геополитическое значение

60. Общественно- политическое и экономическое развитие России в 1992 - 2014 гг.

 

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Рекомендуемая литература

Основная литература:

1. История России: Учебник/А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина.-4-е изд., перераб. и доп. –М.: Проспект, 2015. -528 с. // История России: Учебник/А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина.-4-е изд., перераб. и доп. –М.: Проспект, 2014. -528 с.

2. Личности в истории. Россия [Электронный ресурс]: сборник статей/ Н. Машкова [и др.].—Электрон.текстовые данные.— М.: Новый Акрополь, 2014.— 512 c.Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/26965.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

3. Практикум по истории России XVIII века. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «История» (книга) 2013, Леонтьева Г.А., Синелобов А.П., Прометей http://www.iprbookshop.ru/ — ЭБС «IPRbooks», по паролю

4. ИсторияРоссии (1917-1991 гг.). Учебник для вузов. Направление подготовки 050100 - «Педагогическое образование». Профиль подготовки: «История». Квалификация (степень) выпускника: бакалавр (книга) 2013, Суслов А.Б., Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет http://www.iprbookshop.ru/ — ЭБС «IPRbooks», по паролю

5. Щагин Э.М., Чураков Д.О., Вдовин А.И.— Политическая система СССР в период Великой Отечественной войны и послевоенные десятилетия. 1941–1982 — М.: Прометей, 2012.— 208 c.Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24011.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

 

До полнительная литература:

6. Борисов В.А. История России [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Борисов В.А., Кряжева-Карцева Е.В., Синютин С.С.— Электрон.текстовые данные.— М.: Российский университет дружбы народов, 2013.— 156 c.Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/22179.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

7. Приход к власти в России партии большевиков (октябрь 1917 г.): Учеб.пособие/ Руднева С.Е. –М.: МТУСИ, 2011. -17с.204

8. Февральская революция 1917 г. в России: Учеб.пособие/ Руднева С.Е. –М.: МТУСИ, 2011. -23с. 133

9. Временное правительство в России ( Март – октябрь 1917 г.): Учеб.пособие/Руднева С.Е. –М.: МТУСИ, 2011. -21с.126

10. Суслов А.Б. История России (1917-1991 гг.) Учебник [Электронный ресурс]: учебник для вузов. Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2013.— 298 c.Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/32047.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

11. Воронкова С.В. История России. 1801–1917. «История России. 1801–1917» — учебное пособие, в котором авторы освещают основные процессы экономической и социально-политической модернизации России, их воздействие на ... XIX в., раскрывают основные причины незавершенности экономической, политической и социокультурной модернизации России, обусловившие возникновение системного кризиса в начале ХХ в. [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Воронкова С.В., Цимбаев Н.И.— Электрон.текстовые данные.— М.: Аспект Пресс, 2007.— 559 c.Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8952.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

12. Тимошина Т.М. Экономическая история России. Пособие подготовлено профессором кафедры экономической теории МГИМО(У) Т.М. Тимошиной, в течение многих лет читающей курс истории экономики. Автор исследует экономическую историю России, начиная с развития хозяйства древних славянских племен и до настоящего времени. [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Тимошина Т.М.— Электрон.текстовыеданные.— М.: Юстицинформ, 2011.— 424 c.Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/13398.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

13. Бабаев Г.А. История России [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Бабаев Г.А., Иванушкина В.В., Трифонова Н.О.— Электрон.текстовые данные.— Саратов: Научная книга, 2012.— 191 c.Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/6287.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

14. Сёмин В.П. Военная история России. Внешние и внутренние конфликты. [Электронный ресурс]: тематический справочник с приложением схем военных действий/ Сёмин В.П., Дегтярев А.П.— Электрон.текстовые данные.— М.: Академический Проект, Альма Матер, 2011.— 504 cРежим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36295.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

15. Нефедов С.А. История России. Факторный анализ. Том 1. [Электронный ресурс]: монография/ Нефедов С.А.— Электрон.текстовые данные.— М.: ИД Территория будущего, 2010.— 376 c Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7327.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

16. Нефедов С.А. История России. Факторный анализ. Том 2. От окончания Смуты до Февральской революции [Электронный ресурс]: монография/ Нефедов С.А.— Электрон.текстовые данные.— М.: ИД Территория будущего, 2010.— 688 c.Режимдоступа: http://www.iprbookshop.ru/7329.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

17. Смутные времена в истории России [Электронный ресурс]: материалы всероссийской научной конференции (Омск, 28 февраля 2012 г.)/ А.А. Агарков [и др.].— Электрон.текстовые данные.— Омск: Омская юридическая академия, 2012.— 190 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7327.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

 

 

Периодические издания:

1. Вопросы истории.

2. Российская история (отечественная история).

3. Родина.

4. Московский журнал.

 

Интернет-ресурсы:

5. http://www.historyru.com

6. http://www.history-at-russia.ru

7. www.histrussia.ru

8. http://www.historic.ru

9. http://www.hrono.ru

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 216.